Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ТРЕНИНГ / ФОРМЫ ТРЕНИНГА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / DEVIANT BEHAVIOR / PREVENTION / TRAINING / FORMS OF TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арифова А.Ю., Кольчик Е.Ю.

В статье рассмотрены особенности профилактики девиантного поведения среди подростков и повышения уровня их информационно-психологической безопасности на основе использования социально-психологического тренинга. Проанализирована необходимость профилактики девиантного поведения. Определенное внимание уделено раскрытию сущности и форм тренинга как средства профилактики. На основе теоретических положений рассмотрены возможности создания тренинга для профилактики девиантного поведения и повышения уровня информационно-психологической безопасности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арифова А.Ю., Кольчик Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A MEANS OF PREVENTING DEVIANT BEHAVIOR AND INCREASING THE LEVEL OF INFORMATIONAL AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF ADOLESCENTS

The article discusses the features of prevention of deviant behavior among adolescents and increasing their level of information and psychological security through the use of socio-psychological training. The concept and types of prevention of deviant behavior are analyzed. Particular attention is paid to the disclosure of the nature and forms of training as a means of prevention. On the basis of theoretical positions, the possibilities of creating training for the prevention of deviant behavior and increasing the level of information-psychological safety of adolescents are considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

В большей степени в Великобритании, чем в США. Напомним — шотландский диалект, северные и центральные (восточно-центральные и западно-центральные), южные и юго-западные диалекты в Британии. США — восточно-английская группа, средне-атлантическая, юго-восточная, средне-западная группы.

Использованные источники:

1. Бубенникова О.А. О современной культурно-лингвистической ситуации в Англии // Вестник МГУ. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2014, - № 3.

2. Заботкина В. И. Новая лексика современного английского языка: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2015

3. Пешехонов Е.В. О некоторых особенностях британского и американского вариантов английского языка // Иностранные языки и межкультурная коммуникация : сб. науч. ст. - М., 2016. - С. 54-64.

4. Швейцер А.Д. Американский вариант литературного английского языка: пути формирования и соврем. статус // Вопросы языкознания. - 2016. - № 6.

5. Флауэр Е.Н. Лингвистические аспекты языковой вариативности : [брит. и амер. варианты англ. яз.] // Язык, культура, диалог в контексте современности : сб. науч. тр. - СПб., 2016.

УДК - 159.9.075

Арифова А.Ю. Кольчик Е.Ю.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности профилактики девиантного поведения среди подростков и повышения уровня их информационно-психологической безопасности на основе использования социально-психологического тренинга. Проанализирована необходимость профилактики девиантного поведения. Определенное внимание уделено раскрытию сущности и форм тренинга как средства профилактики. На основе теоретических положений рассмотрены возможности создания тренинга для профилактики девиантного поведения и повышения уровня информационно-психологической безопасности подростков.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, тренинг, формы тренинга, воспитательный процесс

Arifova A. Y. Kolchik E.Y.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A MEANS OF PREVENTING DEVIANT BEHAVIOR AND INCREASING THE LEVEL OF INFORMATIONAL AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF

ADOLESCENTS

Annotation. The article discusses the features of prevention of deviant behavior among adolescents and increasing their level of information and psychological security through the use of socio-psychological training. The concept and types of prevention of deviant behavior are analyzed. Particular attention is paid to the disclosure of the nature and forms of training as a means ofprevention. On the basis of theoretical positions, the possibilities of creating training for the prevention of deviant behavior and increasing the level of information-psychological safety of adolescents are considered.

Keywords: deviant behavior, prevention, training, forms of training, educational process

Постановка проблемы. Проблема профилактики девиантного поведения подростков была и остается актуальной для любого общества. Трансформационные процессы, происходящие в России, коснулись всех сфер общественной жизни, стали причиной существенных изменений в сознании и мировоззрении россиян. Осложненная социально-экономическая ситуация в стране, разрушение устоявшихся стереотипов, норм и традиций обусловили тенденцию к определенному снижению воспитательного потенциала семьи, распространению негативных проявлений поведения. Особое беспокойство вызывают асоциальные проявления поведения в молодежной среде, которые являются основой для деградации личности, становятся препятствием в осуществлении учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и к тому же существенно вредят здоровью подростков.

Цель статьи — рассмотреть возможности социально -психологического тренинга как средства профилактики девиантного поведения и повышения уровня информационно-психологической безопасности подростков

Исследованию различных аспектов девиантного поведения, факторов его возникновения, поиску форм и методов профилактической работы и преодоления девиантного поведения посвящены труды многих отечественных ученых, таких как: Змановская Е. В., Тамазян С. К. и др. Однако, по нашему мнению, вопросы повышения уровня информационно-психологической безопасности девиантных подростков не являются разработанными.

Профилактика - использование совокупности мероприятий с целью предупреждения возникновения и развития отклонений. Эффективность профилактической деятельности может быть осуществлена при следующих условиях: направленность на искоренение источника дискомфорта у подростка в социальной среде, обретение подростком необходимого опыта предотвращения и разрешения проблем, сохранение здоровья, а также на свободное саморазвитие личности, которое осуществляется на основе моральных ценностей общества и сохранени индивидуальности.

Одним из эффективных видов методов профилактики девиантного

поведения выступает тренинг [3]. Тренинг является интерактивным обучением с применением мини-лекций (теоретическая основа), ролевых и деловых игр, специальных упражнений для закрепления навыков и умений, обсуждений и анализа конкретных ситуаций из профессионального опыта участников. Мы относим тренинг в первичной профилактике, поскольку он в большей степени носит информационный характер, направлен на формирование у личности неприятии и категорического отказа от определенных стандартов поведения и негативных привычек.

В настоящее время можно выделить такие формы тренинга (в контексте профилактики девиантного поведения и повышения уровня информационно-психологической безопасности):

1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному информационному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, дается информация о возможном негативном влиянии информационных источников.

2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Базируется на том, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предотвращения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные умения лица. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи в личном общении без использования социальных сетей. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важны навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации [2].

Указанные положения были учтены в процессе содержательного и методического наполнения тренинговой программы «Мой выбор — моральная устойчивость», целью которой было активизация моральной саморегуляции подростков как эффективного средства противодействия деструктивному информационному воздействию.

Содержание тренинговой программы было построено на личностном общении, которое включало поддержку, доверие, сопереживание; использование диалога как основной формы коммуникации, моделирование жизненных ситуаций. Программа также предусматривала формирование у участников чувства собственного достоинства, повышение самооценки, побуждение к самопознанию и самоанализу.

Целевую аудиторию составляли участники подросткового возраста -учащиеся 9-11классов СОШ №7 г.Симферополя.

Цель тренинга - активизация моральной саморегуляции подростков как эффективного средства противодействия деструктивному информационному воздействию. Цель тренинга была конкретизирована в следующих задачах:

1. проинформировать подростков о негативных последствиях деструктивного информационного воздействия;

2. развить у участников социальную компетентность и критическое мышление;

3. способствовать совершенствованию личной нравственной саморегуляции и осознанию значимости морально-волевых качеств у подростков;

4. сформировать нравственное сознание и самосознание подростков;

5. сформировать навыки ответственного поведения у подростков.

Критериями эффективности внедрения программы тренинга считались

нравственные знания и умения, которые участники получили в процессе группового участия. Они должны были знать и осознавать следующие факторы: рискованное влияние негативных социальных факторов и аддикций; правила безопасного поведения в случаях негативного информационного влияния (СМИ, Интернет); существующие моральные нормы в обществе.

После прохождения программы подростки должны уметь:

1. проводить первичный морально-психологический анализ информационного воздействия;

2. применяя приемы критического восприятия информации, отслеживать последствия психологически опасных ситуаций, манипуляций СМИ и в Интернете;

3. выступать инициатором создания межличностного взаимодействия на основе нравственных ценностей;

4. осознанно выбирать моральный стиль поведения и противостоять сложным ситуаций взаимодействия с ближайшей средой и с миром вообще.

Раскрывая особенности структуры и содержания тренинговой программы, стоит отметить, что она была рассчитана на 22 часов и состояла из 17 тем, условно разделенных на три части (блока).

Первый блок (5 тем, общей продолжительностью 5:00) ориентирован на развитие нравственного самосознания, самопознания и формирования у подростков жизненных ценностей и смыслов, обусловливающих личностную моральную сферу.

Второй блок (7 занятий, общая продолжительность 9:00) имел целью обучать участников идентифицировать рискованное информационное воздействие (формирование критического мышления); осуществлять профилактику деструктивных воздействий (социальная компетентность), что необходимо для формирования противодействия психологическому манипулированию.

Третий блок (5 тем, 7:00) был направлен на выработку механизмов нравственной саморегуляции, становление ответственного поведения в ситуациях принятия решения, дальнейшего развития критического

мышления, необходимого для анализа механизмов манипулирования в информационной среде.

Каждый из блоков тренинговой программы можно использовать как в предложенном порядке, так и отдельно для проведения кратковременных тренингов, семинаров, мастер-классов, воспитательных часов и пр.

Тренинговые занятия проводились один раз в неделю. В просторном помещении для занятий стулья для участников были расставлены по кругу.

Участники на первой встрече были ознакомлены со спецификой, задачами, содержанием и структурой тренинговой программы. Для лучшего восприятия ее участниками, мы дали названия самой программе, трем тренинговым блокам и всем семнадцати занятиям, которые образно отражали их содержательное наполнение.

На занятиях по нашей программе использовались различные упражнения и методы, направленные на развитие социальных умений; рефлексивный анализ социальных ситуаций; принятие решений в ситуациях морального выбора; для формирования критического мышления и исследовательского отношения к социальным проблемам организовывалось проведение групповых дискуссий, а мини-лекции носили социально-просветительское направление. Участники с удовольствием участвовали в ролевых играх, целью которых было формирование приоритетности нравственного выбора, обучение отказу от опасных предложений в Интернете. При обсуждении игры, ведущий спрашивал зрителей: кто вам понравился больше, кто был более убедительным? насколько реальна ситуация, которую сейчас разыгрывали? У актеров узнавали: «Что с вами происходило во время игры? Что было неожиданным, самым трудным? ».

При формировании критического мышления как способа противостояния манипуляциям, мы знакомили подростков с таким методом логического анализа, как «карта понятий», анализировали наличие вредных привычек за изображаемыми силуэтами и т. д. Также для формирования критического мышления мы применяли в тренинге элементы видеолектория, просматривая видеоролики социальной рекламы о вреде алкоголя, курения, наркотиков, фрагменты передач о компьютерной наркомании и обсуждали эти сюжеты в группе по следующей технологии: I этап - шеринг (от англ. To share - делиться), а II - рефлексия [4]. В шеринге предметом анализа были поведенческие модели героев видеосюжетов. Участники выступали в роли экспертов, наблюдателей и формировали обратную связь с героями: отмечали их личностные характеристики, которые помогали / или мешали в достижении определенной цели. При рефлексии ведущий «перебрасывал мостик» от проанализированного сюжета в реальную жизнь участников. На этом завершающем этапе обсуждения формировались т. н. «сухие остатки», которые делали вклад в запланированные ведущим личностные изменения.

В конце каждого социально-психологического тренинга подросткам рекомендовалось выполнить дома самостоятельные письменные задания в «Тетради самовоспитания моральной устойчивости», или другие виды

творческой работы, целью которых было поддержание интереса к самосозиданию, развитие стремления к самосовершенствованию, создание условий для активизации внутреннего диалога, саморефлексии, самоанализа, интроспекции и т. д. Домашние задания для самовоспитания были разработаны в соответствии с темой занятия, на котором они предлагались, чтобы таким образом закрепить пройденный материал и предоставить возможность подросткам лучше узнать себя (направленность, ценности, интелектуально-волевую сферу, мотивацию и т.д.). Результаты проделанной дома работы подростки презентовали в начале следующей встречи до объявления следующей темы занятия.

Например, при рассмотрении темы «Мои ориентиры внутреннего роста» участникам была рассказана восточная притча «Важнейшие вещи», целью которой было осознание участникам иерархии жизненных ценностей, проводилась беседа «Составляющие семейного счастья», а дома им предлагалось сделать коллаж из рисунков и журнальных вырезок «Мои ценности». Для этого подростки должны были вспомнить все самое ценное, что у них есть, за что они благодарны своей судьбе, затем найти изображения своих ценностей и подготовить рассказ о своем коллаже на следующую встречу.

Для формирования морально-волевой саморегуляции, самоконтроля участники анализировали и приводили примеры форм самоконтроля, которые предлагал ведущий: самоодобрение, самонаказание, самоприказ, самоубеждение, самооправдание. Также их просили привести свои варианты команд нравственной саморегуляции. Участников знакомили с основами аутотренинга, техникой принятия взвешенных решений.

Формированию ответственности как морально-волевого качества было отведено немало времени (120 мин.). Эффективным оказалась упражнение «Осознание мотива поступка». Участники записывали на листах личный опыт в следующих ситуациях:

1) когда делали что-то для другого человека потому, что боялись его или еще чьего гнева, обвинения, наказания;

2) случай, продиктованный стремлением подражать социальной норме, «быть как все», «не выделяться»;

3) случай, когда ему было очень трудно, но он пошел против воли других и социальной нормы, потому что чувствовал и считал, что так будет правильно.

Затем подростки рассказывали об этих случаях.

Подытоживая изложенный материал целесообразно сделать следующие выводы:

1. Социально-психологический тренинг является одной из эффективных форм занятий для расширения социального опыта, формирования морально -волевой саморегуляции поведения, критического мышления, самопознания, практического формирования нравственных умений и навыков у подростков.

2. Содержание тренинговой программы оправдано строить на

личностном общении, включающем поддержку, доверие, сопереживание; использование диалога как основной формы коммуникации, моделирование жизненных ситуаций.

3. Структура тренинга предусматривает последовательное прохождение участниками трех содержательных блоков, направленных на познание себя, уточнение факторов информационного риска в современной среде и умение делать нравственный и ответственный выбор.

Использованные источники:

1. Левин К. Теория поля в социальных науках: пер. с англ. / К. Левин. - Спб.: Ювента, 2000. - 406 с.

2. Петровская Л. А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 208 с.

3. Менделевич В.Д. Новые проблемы психологии и психопатологии девиантного поведения в период социальных перемен // Психиатрия и общество. Сб.научн.работ, посвященный 80-летию ГНЦ ССП им. В. Сербского. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - С.144-151.

4. Трусь А. А. Кинотренинг: технология и методика видеообсуждения / А.А.

List of references:

1. Levin K. field Theory in social Sciences: TRANS. with eng. / K. Levin. - SPb.: Juventus, 2000. - 406 p.

2. Theoretical and methodological issues of socio-psychological training / L. A. Petrovskaya. - M.: Izd-vo Mosk. UN-TA, 1982. - 208 p.

3. Mendelevich V. D. New problems of psychology and psychopathology of deviant behavior in the period of social change / Psychiatry and society. Sat.scientific.works, dedicated to the 80th anniversary of the SSC SSP them. B. Serbian. - M.: GEOTAR-MED, 2001. - P. 144-151.

4. Be afraid A. A. Sinotrading: technology and methodology for videonabludeniya / AA

5. Трусь. - СПб.: Речь, 2001. - 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.