Данькова Ирина Валерьевна
Концептуальные основы и структурно-динамическая модель психологической коррекции личности несовершеннолетнего правонарушителя
В статье представлена структурно-динамическая модель психологической коррекции личности несовершеннолетнего, совершающего правонарушения и преступления, которая направлена на восстановление у подростка эталонного образа правопослушного человека. Автор условно разделяет причины девиантного поведения на три группы: биологические, психологические, социальные. На их основе специалистами в различных областях разрабатываются комплексы мероприятий, имеющих своей целью профилактику и дальнейшую коррекцию девиантного поведения.
Ключевые слова: подростковый возраст, личность подростка, несовершеннолетний правонарушитель, противоправное поведение, девиантное поведение, психологическая коррекция, коррекци-онно-воспитательная работа, психолого-педагогическая работа, эталонный образ правопослушного человека.
Conceptual foundations and structural-dynamic model of psychological correction of the personality of a juvenile offender
The article presents a structural and dynamic model of psychological correction of the personality of a minor committing an offense and a crime, which is aimed at restoring the teenager's reference image of a right-wing person. The author conditionally divides the causes of deviant behavior into three groups: biological, psychological, social. On their basis, specialists in various fields are developing sets of measures aimed at preventing and further correcting deviant behavior.
Keywords: adolescence, personality of a teenager, juvenile offender, illegal behavior, deviant behavior, psychological correction; correctional and educational work, psychological and pedagogical work, standard image of a law-abiding person.
В связи с широким распространением противоправного (девиантного) поведения в обществе, в том числе и среди несовершеннолетних, вопросы о его профилактике и коррекции вызывают интерес у специалистов различных отраслей знаний.
Как известно, противоправное поведение подростка является результатом взаимодействия различных негативных проявлений личности и окружающей ее среды. Во многих исследованиях отмечается, что для подростков-девиантов характерен достаточно низкий уровень развития познавательных интересов, безответственность, конформизм, агрессивность и т. д. Важнейшими условиями формирования личности несовершеннолетнего с негативными отклонениями в поведении являются неблагоприятная семейная обстановка, отрицательное отношение к учебе, конфликтное противопоставление себя коллективу. Нельзя не сказать об особенностях личности подростков, которые обусловливают различные проти-
воправные отклонения в поведении: кризисные явления подросткового возраста, акцентуации характера, отставание в умственном развитии, различные нервно-психические заболевания и физические недостатки и т. д. [1, с. 414].
В целях снижения числа несовершеннолетних правонарушителей проводятся комплексные профилактические мероприятия общесоциального и специального характера, включающие общую и индивидуальную профилактику. Кроме того, немаловажное значение имеет психологическая коррекция личности несовершеннолетнего правонарушителя как один из способов исправления различных форм де-виантного поведения. Однако, несмотря на то что проблемы поведенческих девиаций несовершеннолетних и их дальнейшая коррекция изучаются достаточно большим кругом ученых (А.А. Бакаев [2], А.А. Беженцев [3], А.И. Долгова [4], В.Г. Стуканов [5], И.А. Фурманов [6] и др.), они продолжают оставаться актуальными и в настоящее время.
123
Для обоснования концептуальных основ психологической коррекции личности несовершеннолетнего правонарушителя были определены ее цель и задачи.
Так, целью психологической коррекции является разрушение сложившихся у подростка негативных установок и мотивов поведения и формирование новых, позволяющих ему удовлетворять свои потребности посредством социально полезного поведения.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
нормализация отношений с ближайшим окружением (прежде всего с родителями, учителями и коллективом сверстников) путем оказания необходимой педагогической и психологической помощи подростку, его родителям, особенно в преодолении межличностных конфликтов;
устранение пробелов и недостатков в духовном развитии подростка;
восстановление и постоянное стимулирование тех положительных качеств личности, которые деформировались незначительно либо не потеряли свою значимость в социуме и будут им одобрены в дальнейшем;
формирование жизненных целей, способствующих достижению здорового образа жизни и ликвидации вредных привычек (курение, алкоголизм, употребление наркотических средств и т. д.);
активное включение подростка в процесс психологической коррекции;
формирование у подростка умений и навыков саморегуляции, выстраивания взаимоотношений с противоположным полом, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, осуществления контроля своих эмоций;
формирование у подростка механизмов преодоления желания удовлетворять свои потребности путем противоправного поведения;
восстановление у подростка эталонного образа правопослушного человека посредством усвоения информации, полученной из разных источников [7, с. 119].
Для решения данных задач разработана структурно-динамическая модель психологической коррекции личности несовершеннолетнего правонарушителя, которая включает три блока:
1) психологическая диагностика личности подростка;
2) психологическая коррекция как основной и ведущий метод психологического воздействия на несовершеннолетнего с отклонениями в поведении;
3) реабилитационная деятельность.
На основе указанной структурно-динамической модели предлагается технология психологической коррекции личности несовершеннолетнего правонарушителя, сущность которой состоит в следующем.
Первый психодиагностический блок работы с подростком-девиантом предусматривает определение его эмоционально-волевой и мотивационной сфер и познавательных возможностей. Немаловажно при этом изучить особенности жизнедеятельности ребенка вне образовательной организации, имеющиеся у него проблемы внешнего характера, а также личное отношение подростка к самому себе, своему девиантному поведению и микросреде, которой он окружен. Необходимо проанализировать индивидуальные особенности состояния здоровья несовершеннолетнего, его представлений, воображения, памяти, мышления, умения адекватно оценивать все происходящее с ним, а также способности к вербализации информации [8, с. 10].
Кроме того, в процессе диагностики следует определить предпочтения подростка в использовании тех или иных информационных потоков, уточнить источники получения информации, оценить их содержательную сторону и индивидуальную значимость, а также их роль в модификации собственного поведения. Необходимо выяснить, в состоянии ли подросток принимать другую, отличную от его собственной, точку зрения на свое противоправное поведение и возможные последствия, а также меру способности к осознанной, волевой саморегуляции для возможного изменения своего поведения и образа жизни. Полученные результаты позволят выдвинуть гипотезы о причинах девиантного поведения ребенка и получить четкие представления о его состоянии, уровне развития психических функций и индивидуально-личностных качеств [9, с. 263].
При проведении психологической диагностики немаловажным и даже обязательным является установление доверительных отношений между подростком и специалистом при оценке форм девиаций, присущих данному ребенку, и отношения к ситуации, связанной с их возникновением. Кроме того, специалисту необходимо помнить о соблюдении определенной манеры поведения, проявлять к ребенку сочувствие и уважение [10, с. 221].
Второй блок предполагает непосредственно психологическую коррекцию личности несовер-
124
шеннолетнего правонарушителя, требующую уточнения и согласования оценочных позиций специалистов, работающих с поведенческими девиациями подростков, а также определения оптимальных методов и способов проведения психологической коррекции, целью которой является формирование новых психологически адекватных навыков в процессе специально созданных индивидуальных тренинговых программ психологической коррекции и социальной реабилитации, в которые в дальнейшем по мере необходимости могут вноситься изменения [11, с. 266].
Выявление динамики формирования у несовершеннолетнего правонарушителя различных поведенческих девиаций позволит заложить основу для осознания возможности разрушения сложившихся установок и мотивов противоправного поведения и восстановления эталонного образа правопослушного человека. Что касается времени, которое понадобится для проведения психологической коррекции личности несовершеннолетнего правонарушителя, то оно зависит от индивидуально-психологических особенностей личности подростка, причин и условий, способствовавших формированию девиантного поведения, наличия у подростка нервно-психических заболеваний и т. д.
Работа специалиста с подростком в рамках третьего реабилитационного блока направлена на восстановление эталонного образа пра-вопослушного человека, т. е. ребенок должен осознать свои возможности в восстановлении и сохранении тех положительных качеств личности, которые у него были деформированы и являются значимыми для общества в настоящее время. Причем процесс восстановления эталонного образа правопослушного человека у несовершеннолетнего правонарушителя должен быть ориентирован на внутренний мир ребенка и способствовать разрушению у него установок, привычек, норм поведения и системы ценностных ориентаций негативного или асоциального характера, а также развитию осознанной устойчивой системы его отношений к существующей проблеме [7, с. 140].
Следует подчеркнуть, что на протяжении всех трех этапов психологической коррекции личности несовершеннолетнего правонарушителя необходимо максимально использовать
информационные потоки, воздействующие на его сознание, включающие результаты психологической диагностики, заключения специалистов, научные исследования отечественных и зарубежных авторов о различных поведенческих девиациях у подростков, их последствиях и мерах по их профилактике и др. При этом особое внимание должно обращаться на то, как подросток усваивает и перерабатывает полученную информацию, как информационные потоки влияют на сознание ребенка, что является их источником, пользуется ли этот источник авторитетом у подростка.
Необходимо отметить и тот факт, что эффективность процесса восстановления эталонного образа правопослушного человека определяется не только осознанием подростком своих проблем, но и рядом его индивидуальных особенностей, которые имеют важное значение при проведении психологической коррекции. К их числу следует отнести индивидуально-психологические особенности личности подростка и его девиантных проявлений, уровень его интеллектуального развития, особенности физического и психического здоровья, возраст, навыки общения и межличностного взаимодействия и т. д. В результате у подростка запускается механизм восстановления эталонного образа правопослушного человека, происходит переоценка ситуации, возникшей в связи с той или иной формой поведенческой девиации, начинается процесс ее разрушения и последующей замены на осознание подростком того, что удовлетворять свои потребности возможно законопослушным путем.
Таким образом, описанная структурно-динамическая модель психологической коррекции личности несовершеннолетнего правонарушителя представляет собой единую систему оказания психологической помощи подросткам с поведенческими девиациями, предполагающую психокоррекционную, психолого-педагогическую, коррекционно-воспитательную работу, а также реабилитационные мероприятия, направленные на исправление подростка-девианта и формирование у него адекватных защитных механизмов в сложных жизненных, конфликтных и стрессовых ситуациях, умения правильно оценивать свое поведение, а также поступки других людей, умения контролировать свои эмоциональные состояния и реакции.
125
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1998.
2. Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие. М., 2004.
3. Беженцев А. А. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие. М, 2015.
4. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
5. Стуканов В. Г. Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. Мн., 2019.
6. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М., 2010.
7. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учеб. пособие / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. М., 2014.
8. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинце-ва, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., перераб. М., 2002.
9. Вишневская В.П. Образ болезни. 2-е изд., перераб. и доп. Мн., 2006.
10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001.
11. Менделевич В.Д. Психология девиант-ного поведения: учеб. пособие. СПб., 2008.
1. Vasiliev V.L. Legal psychology. St. Petersburg, 1998.
2. Bakaev A.A. System of prevention of juvenile delinquency: textbook. Moscow, 2004.
3. Bezhentsev A.A. Prevention of juvenile delinquency: textbook. Moscow, 2015.
4. Dolgova A.I. Socio-psychological aspects of juvenile delinquency. Moscow, 1981.
5. Stukanov V.G. Pedagogical prevention of deviant behavior of minors; educational institution. Minsk, 2019.
6. Furmanov I.A. Psychology of children with behavioral disorders: manual for psychologists and teachers. Moscow, 2010.
7. Kovalchuk M.A. Deviant behavior: prevention, correction, rehabilitation: manual/M.A. Kovalchuk, I.Yu. Tarkhanova. Moscow, 2014.
8. Goneev A.D. Fundamentals of correctional pedagogy: study guide for students. higher. ped. ed. institutions / A.D. Goneev, N.I. Lifintseva, N.V. Yalpaeva; ed. by V. A. Slastenin. 2nd ed., rev. Moscow, 2002.
9. Vishnevskaya V.P. The image of the disease. 2nd ed., reprint. and additional. Minsk, 2006.
10. Stepanov V.G. Psychology of difficult schoolchildren. Study guide for students. higher. ped. ucheb. institutions. 3rd ed., reprint. and add. Moscow, 2001.
11. Mendelevich V.D. Psychology of deviant behavior: training manual. St. Petersburg, 2008.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Данькова Ирина Валерьевна, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Могилевского института МВД Республики Беларусь; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
I.V. Dankova, Senior Lecturer ot the Chair of Legal Disciplines of the Mogilev Institute of the Ministry of the Interior of the Republic of Belarus; e-mail: [email protected]
126