Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОБЕСЕДНИК / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукманов И.З.

В данной статье рассматриваются психологические типы собеседников и особенности общения с ними. Подчеркивается важность владения типологией собеседников для изменения направление беседы и достижения её эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ»

Лукманов И.З. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ

Аннотация: В данной статье

рассматриваются психологические типы собеседников и особенности общения с ними. Подчеркивается важность владения типологией собеседников для изменения направление беседы и достижения её эффективности.

Ключевые слова: межличностное общение, собеседник, психологические типы.

Одной из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, добиться признания своей неповторимости, значимости в обществе выступает его профессиональная деятельность. И хотя каждый деловой человек уникален, но для достижения успехов в своей деятельности и продвижения по служебной лестнице, он должен обладать рядом необходимых психологических качеств [1; 3; 9].

Безусловно, каждый человек имеет индивидуальную и неповторимую манеру общения. Отдельно взятый собеседник - это уникальная личность. Но все-таки существуют общие характерные признаки для разделения собеседников на разные психологические типы [13].

Интровертивный собеседник. Такой человек по натуре молчалив, не любит обсуждений своих и чужих личных дел, склонен к разговорам на конкретные или отвлеченные темы. Человек такого типа очень ответственный в дружбе и партнерстве, поэтому легко уязвим насмешками и обидами. С инторовертами следует вести разговор очень корректно.

Экстравертивный собеседник. Люди такого типа дружелюбно настроены и принимают активное участие в разговоре. Очень чувствительны к мнению окружающих и для привлечения внимания к себе способны на странные и причудливые высказывания. Экстраверты проявляют большой интерес к окружающим, их мыслям и поступкам. Однако взамен ждут такого же внимания к себе. Беседа с ними проходит дружелюбно и непринужденно [2; 12].

Доминантный собеседник всегда намерен на свое превосходство. В общении использует влияние и воздействие на другого, не тактичен и не проявляет взаимопонимания. Слушает только себя, склонен перебивать собеседника на полуслове. Трудно общается с людьми своего типа, но на подсознательном уровне способен уважать такого как он.

Общаясь с человеком доминантного типа, дайте ему возможность проявления своих качеств и при этом спокойно настаивайте на своей точке зрения.

Недоминантный собеседник, напротив, в разговоре проявляет

чуткость, тактичность и уступчивость. При психологическом давлении становится растерянным и неуверенным в себе. Для преодоления психологической зависимости недоминантному собеседнику нужна поддержка.

Мобильный собеседник. Человек такого типа не приемлет однообразной и скучной беседы, будет стремиться оживить ее. Для него важным является уловить смысл сказанного и не интересуют правила диалога, легко завершает разговор. Торопится в своих высказываниях и порой затрудняется закончить фразу. Начать вести диалог с мобильным собеседником лучше всего темпе и постепенно замедлить разговор и перевести в нужном направлении.

Ригидный собеседник в общении очень внимателен, вдумчив, старается как можно точнее передать смысл сказанного. Склонен к обиде, если его не дослушали до конца. Он считает такое отношение к разговору несерьезным.

Может говорить очень долго, вдаваясь в подробности, даже если тему разговора уже обсудили [4; 5].

В общении каждый человек проявляет свои особенности, которые обусловлены ее характером, темпераментом, вниманием, памятью, эмоциями, личностными чертами и качествами, т. е. ее психологической природой. Понятно, что приведенная классификация является условной. Однако знание этих особенностей поможет распознавать своих собеседников и использовать различные подходы для того, чтобы лучше и быстрее объясниться с ними, установить контакт, обеспечить успех во время общения.

Овладение искусством общения, знание различных психотипов личности, умелое использование методов диагностики и приемов влияния на собеседников, позволит будущему специалисту, взаимодействовать с деловыми партнерами, создавая благоприятный социально-психологический климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания и уважения [6; 7; 8; 11].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ч.1, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - С. 92 - 93.

2. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

3. Игебаева Ф.А.Психологические качества преуспевающего человека. В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. - С. 47-49.

4. Столяренко Л. Д. «Психология делового общения и управления» Ростов н/Д, 2001. - 378с.

5. Морозов А. В. Деловая психология. - СПб, 2000. - 576с.

6. Игебаева Ф.А. Об этическом кодексе современного предпринимателя. В сборнике Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса. Материалы международной научно-практической конференции: в 2частях. 2014.- С.50-51.

7. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ -2014. Materialy X mi$dzymшdowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014.- С. 88-90.

8. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе. В сборник: Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. Пенза, Приволжский дом знаний. 2010.- С. 34-36.

9. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера - в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016.- С. 55-57.

10. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности в сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. с. 14-15.

11. Игебаева Ф.А. К вопросу о взаимовлиянии демографических процессов на уровне города. //Экономика, социология и право. 2015. № 12-2. С. 53-54.

12.Степанова А.Е., Игебаева Ф.А. Трансформация ценностей семьи в обществе. В сборнике: наука и образование: актуальные вопросы модернизации материалы международной научно-практической Мегпе^ конференции. 2013. С. 129-131.

13. http://ppl.kz/ya-lichnost/psixologicheskie-tipi-sobesednikov.html

Маликов Л.В., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Усынина Т.П., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Степанова Н.В., к.психол.н.

доцент

кафедра общей психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ В МОЛОДЕЖНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности полоролевых различий психологической готовности к браку юношей и девушек. Представлены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.