Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ СОБЕСЕДНИКОВ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ СОБЕСЕДНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / СОБЕСЕДНИК / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПАРТНЕРОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харисова Л.М.

В данной статье рассматриваются различные классификации психологических типов собеседников и особенности общения с такими людьми. Каждый человек имеет индивидуальную и неповторимую манеру общения. Но существуют общие характерные признаки для разделения собеседников на разные психологические типы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ СОБЕСЕДНИКОВ»

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50 % импорта. Доля первой пятерки составляет более 50 % экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44 % всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; вышесказанное, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Что касается России, других государств СНГ и стран Балтии, то хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг, их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

Использованные источники:

1. В.П. Колесов, М.В. Кулаков. Международная экономика. 2004

2. О.В. Корниенко. Мировая экономика. 2009

УДК 316.7

Харисова Л.М. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ

СОБЕСЕДНИКОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются различные классификации психологических типов собеседников и особенности общения с такими людьми. Каждый человек имеет индивидуальную и неповторимую манеру общения. Но существуют общие характерные признаки для разделения собеседников на разные психологические типы.

Ключевые слова: деловое общение, психология, собеседник, психологические типы партнеров.

Некоторые психологи весь процесс общения, или коммуникативное поведение человека в общении, условно делят на две части: первичную

коммуникативное поведение - это часть общения, которая полностью зависит от того человека, который первым вступает в контакт; вторичную коммуникативное поведение - это реакция человека на действия партнера по общению. Составляющими успеха коммуникативного поведения является умение распознавать психологические типы собеседников, правильно ориентироваться в каждом этапе общения, подбирать соответствующие цели формы и методы обсуждения проблем [3; 4; 10].

Тем, кто занимается бизнесом и использует беседы для решения деловых проблем, поможет такая классификация [1]:

К первой группе относятся люди порядочные, дисциплинированные, те, которые определяют четкий порядок для себя и других и жестко придерживаются его. Их педантичность иногда раздражает, но они все делают в полном объеме и в указанные сроки. Иногда они бывают агрессивными, но умеют сдерживаться. Им можно доверять, возлагать на них ответственность за решение конкретных вопросов.

Ко второй группе относятся люди, которые живут радостно и выделяются своей добротой, чуткостью. Они имеют много знакомых, коммуникабельны и очень мобильны. В беседе с ними можно получить различную интересную информацию. Однако одновременно в их действиях нет четкости и точности. Если они возьмут в долг деньги, то забудут отдать, если что-то пообещают, то могут не сделать.

В третью группу входят люди, которые имеют хороший вкус, элегантность, пластичность. Они выделяются своим артистизмом, умеют устанавливать контакты, могут найти выход из трудного положения. Умело организуют приемы, презентации, встречи, но серьезную кропотливую или аналитическую работу могут провалить.

К четвертой группе относятся люди, которые не очень контактны. Это тип людей эмоционально холодных, с развитым ассоциативным мышлением. Среди них много талантливых художников, ученых, изобретателей и т.д. Они - генераторы идей, умеют предложить различные варианты решения задач, найти нестандартные решения, но общаться с ними трудно, их жизненная энергия направлена на себя.

Пятую группу составляют люди, которых часто называют сентиментальными. Они отзывчивые, впечатлительные, застенчивые, робкие умеют сочувствовать, вносят атмосферу человечности, надежды. Когда возникают трудности в работе или личным делам, то на помощь приходят, прежде всего, люди именно этого типа.

Шестая группа - это конформисты, представители которой лучше реализуют чужие идеи. Они, как правило, легко присоединяются к мнению других. Ничего не спрашивая, не рассуждая, конформисты легко соглашаются выполнить порученное дело. Люди этого психологического типа могут иногда принять и самостоятельное решение, но в основном ждут,

чтобы им сказали, когда, что и как надо сделать.

К седьмой группы, можно отнести людей, которые не могут заниматься бизнесом и быть менеджерами. Это - люди неустойчивые, легко меняют свое мнение, недоверчивы. Во время разговора с ними трудно быть уверенным в положительном результате беседы. Вокруг нас есть все психологические типы. Важно, общаясь с ними, уметь их распознавать и учитывать их особенности.

В общении каждый человек проявляет свои особенности, которые обусловлены ее характером, темпераментом, вниманием, памятью, эмоциями, личностными чертами и качествами, т. е. ее психологической природой [5; 6].

Психологи выделяют следующие типы собеседников: заискивающий, обвинительный, рассудительный, удаленный и уравновешенный [2].

^ Предупредительный тип - такой человек в разговоре

стремится угодить другим, часто извиняется, не вступает в споры. Он говорит так, будто ничего не может сделать сам, не получив одобрение, соглашается с любой критикой в свой адрес, благодарен уже за то, что с ним разговаривают. Такого человека иногда называют миролюбцем.

^ Обвинительный тип - это такой человек, постоянно ищет

виновных. Он - диктатор, хозяин ситуации, часто ведет себя вызывающе, говорит резко и жестко, перебивает других, не давая людям договорить до конца. Человек этого типа стремится таким образом завоевать авторитет, власть над другими, получает от этого удовольствие. В глубине сознания он знает, что без других ничего не стоит, и поэтому радуется, если другие люди ему подчиняются.

^ Расчетливый тип (или компьютер) - это очень

корректный, слишком спокойный человек, все рассчитывает заранее, имеет монотонный голос, выстраивает длинные фразы.

^ Удаленный тип - такой человек вроде бы находится в

другом месте, не реагирует ни на какие вопросы, часто говорит неуместно, несвоевременно и неточно. Эти четыре модели общения свидетельствуют о заниженной самооценке человека, ощущение им собственной неполноценности [7].

^ Уравновешенный тип - к другим относится открыто,

честно, никогда не унижает человеческое достоинство. Поведение такого человека последовательно, гармонично. Люди такого типа общения, как правило, находят выход из сложного положения и могут объединить других людей для совместной деятельности. Это - цельные личности. Они открыто передают свои мысли, выражающие чувства, вызывают уважение и доверие к себе. Другие в их обществе чувствуют себя хорошо и спокойно.

Понятно, что приведенные классификации являются условными. Однако знание этих особенностей поможет распознавать своих собеседников

и использовать различные подходы для того, чтобы лучше и быстрее объясниться с ними, установить контакт, обеспечить успех во время общения [8; 9].

Использованные источники:

1. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1983.

2. Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций. М., 2015.

3. Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. М. : Аст - Пресс Книга, 2004.

4. Игебаева Ф.А. Деловое общение как искусство и наука. // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 126-129.

3. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе. Гулякин Д.В., Донкова И.А., Игебаева Ф.А., Майер Р.В., Москвин К.М., Пряхина Е.Н., Фадеев А.С., Цой Г.А., Цебренко К.Н., Цымбал М.В., Шпырня О.В.// Коллективная монография / Министерство образования и науки Российской Федерации; Георгиевский технологический институт (филиал); Северо-Кавказский государственный технический университет. Георгиевск, 2011. Том Книга 4.

5. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х частях, 4.I, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - С. 92 - 93.

6. Игебаева Ф.А. Психологические качества преуспевающего человека. В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. - С. 47 - 49.

7. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2015. С.14-15.

8. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Уфа, 2005.

9. Давлетгаряева Р.Г. О смысле жизни // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289). С. 6-9.

10. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ- 2014. Materialy X mi^dzynarodowej mukowi-praktycznej konferencji. 2014. - С. 88 -90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.