рода искусство. Деловое письмо должно быть безукоризненным во всех отношениях: даже незначительное отступление от правил может сделать его неправомочным с юридической точки зрения. Правильно оформленное юридически, написанное хорошим языком на фирменном бланке, однозначное по смыслу деловое письмо - один из залогов успеха вашего дела [4, с.125].
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Служебная переписка как составная часть деловой коммуникации.// Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Материалы Международной научно-практической конференции. - в 2-х частях. - ч 1. - Саратов, Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2012. - С.79 - 81.
2. Басаков М.И. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления): Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. Издательско-кни-готорговый центр «Маркетинг». - 2002. - 336 с.
3. Веселов П. В. Современное деловое письмо. - М.- 1990. - 150с.
4. Игебаева Ф.А. Деловая документация в управленческой деятельности //Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. Материалы международной научно-практической конференции. - 12 декабря 2014. в 2-х частях, Ч.1. Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - С.124 - 125.
Хафизов А. Р. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ
Аннотация. В данной статье рассмотрены различные классификации психологических типов собеседников. Подчеркивается важность владения типологией деловых партнеров для своевременной реакции и изменения направление беседы и достижения больших результатов.
Ключевые слова: деловое общение, психологические типы, деловые партнеры, первичное и вторичное коммуникативное поведение.
Общение с людьми - это наука и искусство. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить к себе нужно каждому человеку. Овладение основами деловой коммуникации позволяет взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя разнообразные стратегии и тактики, ориентируясь на достижение компромисса и сотрудничества. А знание различных психотипов деловых партнеров, владение приемами влияния на них, разовьет у специалиста тот коммуникативный опыт, который необходим для цивилизованных рыночных
отношений [1, с.5].
Некоторые психологи весь процесс общения, или коммуникативное поведение человека в общении, условно делят на две части: первичную коммуникативное поведение - это часть общения, которая полностью зависит от того человека, который первым вступает в контакт; вторичную коммуникативное поведение - это реакция человека на действия партнера по общению. Составляющими успеха коммуникативного поведения является умение распознавать психологические типы собеседников, правильно ориентироваться в каждом этапе общения, подбирать соответствующие цели формы и методы обсуждения проблем [2, с. 94]. Тем, кто занимается бизнесом и использует беседы для решения деловых проблем, поможет такая классификация.
К первой группе относятся люди порядочные, дисциплинированные, те, которые определяют четкий порядок для себя и других и жестко придерживаются его. Их педантичность иногда раздражает, но они все делают в полном объеме и в указанные сроки. Иногда они бывают агрессивными, но умеют сдерживаться. Им можно доверять, возлагать на них ответственность за решение конкретных вопросов.
Ко второй группе относятся люди, которые живут радостно и выделяются своей добротой, чуткостью. Они имеют много знакомых, коммуникабельны и очень мобильны. В беседе с ними можно получить различную интересную информацию. Однако одновременно в их действиях нет четкости и точности. Если они возьмут в долг деньги, то забудут отдать, если что-то пообещают, то могут не сделать.
В третью группу входят люди, которые имеют хороший вкус, элегантность, пластичность. Они выделяются своим артистизмом, умеют устанавливать контакты, могут найти выход из трудного положения. Умело организуют приемы, презентации, встречи, но серьезную кропотливую или аналитическую работу могут провалить.
К четвертой группе относятся люди, которые не очень контактными. Это - тип людей эмоционально холодных, с развитым ассоциативным мышлением. Среди них много талантливых художников, ученых, изобретателей и т. д. Они генераторы идей, умеют предложить различные варианты решения задач, найти нестандартные решения, но общаться с ними трудно, их жизненная энергия направлена на себя.
Пятую группу составляют люди, которых часто называют сентиментальными. Они отзывчивые, робкие, застенчивые, впечатлительные, умеют сочувствовать, вносят атмосферу человечности, надежды. Когда возникают трудности в работе или личным делам, то на помощь приходят, прежде всего, люди именно этого типа.
Шестая группа - это конформисты, представители которой лучше реализуют чужие идеи. Они, как правило, легко присоединяются к мнению других. Ничего не спрашивая, не рассуждая, конформисты легко
соглашаются выполнить порученное дело. Люди этого психологического типа могут иногда принять и самостоятельное решение, но в основном ждут, чтобы им сказали, когда, что и как надо сделать.
К седьмой группе, можно отнести людей, которые не могут заниматься бизнесом и быть менеджерами. Это - люди неустойчивые, легко меняют свое мнение, недоверчивы. Во время разговора с ними трудно быть уверенным в положительном результате беседы [3, с.178-179].
В общении каждый человек проявляет свои особенности, которые обусловлены ее характером, темпераментом, вниманием, памятью, эмоциями, личностными чертами и качествами, т. е. ее психологической природой. Понятно, что приведенная классификация является условной. Однако знание этих особенностей поможет распознавать своих собеседников и использовать различные подходы для того, чтобы лучше и быстрее объясниться с ними, установить контакт, обеспечить успех во время общения.
Безусловно, каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения [4, с.4].
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Психология делового общения: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2008. - 96с.
2. Жданова С.Ю., Зарипова, Л.З. Особенности познания индивидуальности незнакомого человека у лиц социономических профессий // Вестник Пермского Университета. Философия. Психология. Социология. - 2010. - № 4. - С. 92-104.
3. Карпов, А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2010. - 584 с.
4. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.
Хисматуллина Д. И.
магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ: РУКОВОДИТЕЛЬ - ПОДЧИНЕННЫЙ
Аннотация: В статье рассматриваются типы взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Дается научное обоснование необходимости повышения роли и ответственности руководителя организации, что требует формирования и развития его деловых, основанных на профессиональной этике взаимоотношений с подчиненными, повышения эффективности управленческой деятельности.
Ключевые слова: коллектив, руководитель, подчиненные, управление,