Научная статья на тему 'ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА'

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
296
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камасина Р. Р.

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия культура и этика делового общения. Основное внимание уделено характеристикам компетентности менеджера. Показана важность соблюдения в профессиональной деятельности принципы управленческой этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА»

Камасина Р.Р. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА

Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия культура и этика делового общения. Основное внимание уделено характеристикам компетентности менеджера. Показана важность соблюдения в профессиональной деятельности принципы управленческой этики.

Ключевые слова: культура делового общения, этика делового общения, менеджер, управленческая деятельность, профессиональная этика.

Культура общения в работе менеджера является фундаментальной составляющей современной культуры деловых отношений, актуальной во всех сферах человеческой деятельности. Овладение культурой делового общения позволяет избежать конфликтов, угнетенного состояния, усовершенствовать свое искусство коммуникативного поведения, правильно выражать свои мысли, отстаивать свою позицию, что способствует общественному успеху, максимальной самореализации и самоактуализации личности [1, с.235].

Этика делового общения менеджера с персоналом проявляется в умении управлять людьми. Ему необходимо хорошо знать профессиональные возможности, индивидуальные особенности своих сотрудников, чтобы рационально распределять задания, четко формулировать цель и тактику её достижения. Ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения профессиональных задач, влияют на формирование профессиональной этики.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, определяющих отношение личности к своему труду. В процессе производственной деятельности между людьми складываются определенные моральные взаимоотношения.

Отдельному виду деятельности человека соответствуют определенные виды профессиональной этики. Так, под управленческой этикой понимается система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, направленных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных проблем [2, с.92-93].

Исследователями было предложено множество характеристик компетентности менеджера по персоналу, которые были объединены в три группы.

1. Личная порядочность:

> этичность - уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость;

> добросовестность - высокие требования к результатам своей работы;

> рассудительность - способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.

2. Целеустремленность и продуктивность:

> результативность - ориентация на конечный результат;

> настойчивость - способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией;

> преданность организации и деловая ориентация - готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы;

> уверенность в себе - готовность и умение решать неординарные задачи.

3. Навыки командной работы:

> командная ориентация - понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими;

> контактность - умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами;

> коммуникабельность - умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства для воздействия на партнеров;

> умение слушать - способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации [3, с.145].

Анализ управленческой деятельности в период формирования российского рынка позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих условий успеха руководителя является необходимость обеспечения его влияния на своих подчиненных с целью полной их самореализации в профессиональной сфере. Заметим, что эффективный руководитель выполняет эту работу в процессе реализации трех основных ролевых функций: как высококвалифицированного специалиста, умелого организатора совместной трудовой деятельности, грамотного практического психолога и воспитателя подчиненных.

Реализуя себя в качестве менеджера, мы имеем дело не только с ресурсами, машинами, продуктами, не только с производственными, снабженческими и бытовыми процессами, различными документами, но мы постоянно работаем с людьми - руководим подчиненными, советуемся со специалистами, общаемся с трудовым коллективом. От того, насколько хорошо мы это делаем, зависит наша репутация и авторитет, а, соответственно, и успех общего дела [4, с.95].

Использованные источники:

1. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012. - 463с.

2. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II

Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. - С. 92 - 95.

3. Этика деловых отношений: учеб. пособие/: [Леско О.И., Прыщак М.Д., Залюбивська О.Б. и др.]. - М.: ВНТУ, 2011. - 309 с.

4. Игебаева Ф.А. Там же. - С.95.

Камбулатова З. Ф.

магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ИСКУССТВО НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация: Данная статья посвящена искусству владения «невербаликой», т.е. умению правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда и т.д. Это способность «считывать» невербальную информацию позволяет партнерам лучше понять друг друга.

Ключевые слова: невербальное общение, «язык жестов», мимика, жесты, поза, движение.

Любое общение предполагает взаимообмен информацией, и то, насколько полным и конструктивным будет этот обмен, зависит, как от вербальных коммуникаций, так и от невербального общения. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов - на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 -11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [1, с.72].

Поэтому для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные способы взаимодействия партнеров, поскольку две трети информации о собеседнике мы получаем, наблюдая за его поведением. Это обусловлено тем, что невербальное общение включает более семисот тысяч мимических и жестовых движений рук и тела, что многократно превышает количество слов в нашем родном языке. Более того, «богатейший алфавит» неречевых «слов» говорит об истинном состоянии человека, т.к. имеет рефлекторную природу [2, с.96].

Умение правильно «читать» язык жестов и телодвижений дает большое преимущество тому собеседнику, который владеет подобными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.