Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ СОБЕСЕДНИКОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ / ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевырталова В.В.

Статья посвящена типам собеседников в процессе деловой коммуникации. Даны советы по повышению эффективности коммуникации с собеседниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ»

- № 9. - С. 23-28. - 0,32 п.л., авт. - 0,16 п.л.

4. Титова Е.В. Повышение эффективности производства, переработки и реализации продукции мясопродуктового подкомплекса на основе создания интегрированного формирования (кооператива) / Е.В. Титова, Н.И. Пыжикова, Т.Ф. Сибирина, А.Н. Полубояринова // Электронное периодическое издание «Эпоха науки». Сборник монографий. - 2016. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа://eraofscience.com/Statii/ с. 1-165.pdf.

- 5,1 п.л., авт. - 2,25 п.л.

5. Титова Е.В. Развитие мясопродуктового подкомплекса / Е.В. Титова, Н.И. Пыжикова, Т.Ф. Сибирина, А.Н. Полубояринова, Е.Ю. Солохина, Л.С. Замятина, Н.В. Шварцкопф, А.Е. Машнева // Электронное периодическое издание «Эпоха науки». Сборник монографий. - 2016. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа://eraofscience.com/Statii/ с. 1-80.pdf. - 5,3 п.л., авт. -2,6 п.л.

УДК 316.7

Шевырталова В.В. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ Аннотация: Статья посвящена типам собеседников в процессе деловой коммуникации. Даны советы по повышению эффективности коммуникации с собеседниками.

Ключевые слова: виды собеседников, психологические типы, деловые коммуникации, стили поведения.

Актуальность данной темы обусловлена тем фактором, что формирование и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляет одну из важнейших задач управления.

Человек - существо социальное, и общение является неотъемлемой частью его жизни. В ходе общения складываются важные системы взаимоотношений, которые, в свою очередь способствуют эффективному пониманию и взаимодействию с окружающими нас людьми [1].

Благодаря разделению собеседников на определенные группы становится возможным найти индивидуальный подход к каждому собеседнику. Это позволяет наладить контакт и достичь намеченных целей [2;

3].

В книге «»Как проводить деловые беседы» имеется классификация возможных типов собеседников и соответствующие варианты поведения.

1. Вздорный человек (нигилист). Такой человек часто выходит за рамки темы деловой беседы; в ходе деловой беседы нетерпелив, несдержан и

возбужден; часто своей позицией и подходом неосознанно провоцирует собеседников на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.

Рекомендации по общению во время беседы: следует постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы; не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности; стараться включать в формулировки решения его слова; прежде чем отклонить его решение, предоставить другим собеседникам возможность опровергнуть его; постараться установить с ним контакт, сделать его сторонником; беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции; в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.

2. Позитивный человек. Среди всех типов собеседников это самый приятный тип делового партнера; доброжелательный и трудолюбивый; всегда стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.

Рекомендации по общению во время беседы: следует побуждать такого собеседника к активному участию в дискуссии; нужно стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов; следует в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.

3. Всезнайка. Труден в общении; всегда уверен в том, что знает все лучше других; любит навязывать свою точку зрения; обо всем имеет свое мнение; постоянно требует слово.

Рекомендации по общению во время беседы: посадить его рядом с ведущим в беседу; время от времени напоминать ему, что другие тоже должны высказаться; предоставить ему возможность формулировать промежуточные заключения; иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы [4; 7].

4. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы, не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний.

Рекомендации по общению во время беседы: если он может отклониться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания; если такой собеседник отклонится от темы разговора еще дальше, его следует спросить, в чем он видит связь с предметом обсуждения того, о чем он говорит; спросить поименно всех участников беседы, каково их мнение; нужно заранее ограничить время отдельных выступлений и всей беседы в целом, установить регламент.

5. Трусишка. Недостаточная уверенность в себе при публичных выступлениях; такой собеседник охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, покажется другим глупым или смешным [5; 6].

Рекомендации по общению во время беседы: с таким собеседником

следует обходиться особенно деликатно; нужно задавать ему ясные конкретные вопросы; следует продемонстрировать по отношению к нему доброжелательность; решительно пресекать любые попытки насмешек и саркастических высказываний в его адрес; обязательно применять подбадривающие формулировки типа: «Всем было бы интересно услышать Ваше мнение».

6. Хладнокровный, неприступный. Замкнутость; чувствует себя и держится отчужденно; не включается беседу.

Рекомендации по общению во время беседы: следует любым способом заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы.

7. Незаинтересованный. Тема беседы такого собеседника не интересует. Он как бы «спит во время обсуждения проблемы».

Рекомендации по общению во время беседы: следует задавать ему вопросы информативного характера, постепенно вовлекая его в беседу; выясняя точку зрения такого собеседника , избегать вопросов, при ответе на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»; можно постараться выяснить, что интересует лично его.

8. Важная птица. Абсолютно не выносит критики - ни прямой, ни косвенной; чувствует себя как личность, стоящая выше остальных.

Рекомендации по общению во время беседы: нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя; не показывать свое раздражение по поводу манеры поведения такого собеседника; следует до определенного момента соглашаться с таким собеседником, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации.

9. Почемучка. Постоянно сочиняет и задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны; имеет непреодолимое желание спрашивать.

Рекомендации по общению во время беседы: следует на вопросы информационного характера отвечать сразу; при групповой беседе нужно привлекать к ответам на вопросы такого собеседника, имеющие отношение к теме разговора, всех участников; при индивидуальной беседе переадрисовывать вопросы к нему самому; сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ему ответ [8; 9].

Овладение искусством общения, знание различных психотипов личности позволяет каждому из нас взаимодействовать с деловыми партнерами, создавая благоприятный социально-психологический климат делового сотрудничества, доверия и уважения [10].

Использованные источники:

1. Федосеев Д. Основы психологии общения [Текст]: учебник / Д. Федосеев. - М., 2000.

2. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х

частях, 4.I, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - С. 92 - 93.

3. Игебаева Ф.А. Психологические качества преуспевающего человека. В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. - С. 47 - 49.

4. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2015. С.14-15.

5. Давлетгаряева Р.Г. О смысле жизни // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289). С. 6-9.6. Ахмадеев А.А., 6. Давлетгаряева Р.Г., Азаматов Д.М. Человек как биопсихосоциальная

составляющая_биосферы. В сборнике: Человек._Общество.

Образование Межвузовский сборник. Министерство общего и профессионального образования РФ; Уфимский институт Московского государственного университета коммерции; Башкирский государственный медицинский университет. 1998. С. 18-21.

7. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Уфа, 2005.

8. Мухаметгалиева Ч.И. Теория самоактуализации личности студента и студенческая жизнь // Студент и аграрная наука. Материалы VIII студенческой научной конференции . 2014. С. 137-139.

9. Мицич П. Как проводить деловые беседы [Текст] : пер. с серб.-хорв. / П. Мицич. - Москва : Экономика, 1987. - 208 с.

10. Столяренко Л. Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Москва: Проспект, 2015. - 458 с.

УДК 331

Шептуха К.Ю. студент 2 курса факультет «Экономика» Южно-Российский институт управления Российская академия Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации

Россия, г. Ростов-на-Дону УПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОСТОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

Статья посвящена выявлению тенденций развития предпринимательства среди молодежи. Государственные программы, обеспечивающие поддержку и финансирование начинающим предпринимателям. Оценка заинтересованности рынка и отдельных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.