Научная статья на тему 'ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА'

ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
490
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ТЕЛЕФОННЫЕ ЗВОНКИ / РАЗГОВОР / КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Валиахметова И.

Статья посвящена искусству ведения телефонного делового разговора, поскольку общение по телефону - неотъемлемая часть профессиональной деятельности многих людей. От умения грамотно вести диалог во многом зависит престиж организации, в которой они работают, и собственное деловое и материальное благополучие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА»

Валиахметова И.

магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА

Аннотация: Статья посвящена искусству ведения телефонного делового разговора, поскольку общение по телефону - неотъемлемая часть профессиональной деятельности многих людей. От умения грамотно вести диалог во многом зависит престиж организации, в которой они работают, и собственное деловое и материальное благополучие.

Ключевые слова: деловое общение, телефонные звонки, разговор, культура делового общения.

Современную деловую жизнь невозможно представить без телефона. Благодаря нему многократно повышается оперативность решения множества вопросов и проблем, отпадает необходимость посылать письма, телеграммы или совершать поездки в другое учреждение, город для выяснения обстоятельств какого-либо дела. По телефону можно сделать очень многое: провести переговоры, отдать распоряжения, изложить просьбу и т.д. Большую роль телефон играет и при проведении деловых бесед, особенно если деловой партнер находится на большом расстоянии и личная встреча с ним невозможна. Все это предопределяет актуальность исследования.

Значение телефонного общения для современных деловых людей трудно переоценить, поскольку это самый простой способ быстрого установления контакта, телексы, телетайпы, факсы лишь дополняют его. По телефону ведутся важные переговоры, назначаются встречи, даже заключаются сделки. Умение деловых людей грамотно вести телефонную коммуникацию влияет на их личный авторитет и на реноме фирмы, организации, предприятия, которую они представляют. Соблюдая правила этикета при телефонном разговоре, вы демонстрируете не только свой деловой профессионализм, но и общую культуру, образованность [1, с. 48].

Особенность разговоров по телефону определяется тем, что межличностная коммуникация лишена источников невербальной информации о партнере как при встрече «лицом к лицу».

К деловому телефонному разговору надо тоже тщательно готовиться. Плохая подготовка, неумение выделить в нем главное, лаконично, емко и грамотно излагать свои мысли приводят к значительным потерям рабочего времени (до 20-30%). Так утверждает американский менеджер А. Маккензи. Среди 15 главных причин потерь рабочего времени бизнесменом, менеджером он поставил на первое место телефонные разговоры. Психологи отмечают, что продолжительность телефонных разговоров зависит от их эмоциональной окраски. Излишняя эмоциональность создает предпосылки для речевой нечеткости, неделовитости фраз, что увеличивает время телефонного разговора [2, с.324].

Искусство ведения телефонных разговоров состоит в том, чтобы

кратко сообщить все, что следует, и получить ответ. Основа успешного проведения делового телефонного разговора - компетентность, тактичность, доброжелательность, владение приемами ведения беседы, стремление оперативно и эффективно решить проблему или оказать помощь в ее решении. Важно, чтобы служебный, деловой телефонный разговор велся еще в спокойном вежливом тоне и вызывал положительные эмоции.

Эффективность делового телефонного общения зависит от эмоционального состояния человека, от его настроения [3, с.16].

По мнению психологов, положительные эмоции тонизируют деятельность головного мозга, способствуют четкому рациональному мышлению. Отрицательные эмоции приводят к нарушению логических связей в словах, аргументации, создают условия для неверной оценки партнера, его предложений. Существенное значение имеет также умелое проявление экспрессии. Она свидетельствует об убежденности человека в том, что он говорит, в его заинтересованности в решении рассматриваемых проблем. Во время разговора надо уметь заинтересовать собеседника своим делом. Здесь поможет правильное использование методов внушения и убеждения. Голос, тон, тембр, интонации внимательному слушателю говорят очень много. По данным психологов, тон, интонация могут нести до 40% информации. Нужно только обращать внимание на подобные «мелочи» во время телефонного разговора. Самому же стараться говорить ровно, сдерживать свои эмоции, не пытаться прерывать речь собеседника.

Звонок по домашнему телефону деловому партнеру, сослуживцу для служебного разговора может быть оправдан лишь серьезной причиной, кому бы вы ни звонили - начальнику или подчиненному. Воспитанный человек не станет звонить после 22 часов, если для этого нет острой необходимости или не получено предварительное согласие на этот звонок.

Как показывает анализ, в телефонном разговоре 30-40% занимают повторения слов, фраз, ненужные паузы и лишние слова. Следовательно, к телефонному разговору надо тщательно готовиться: заранее подобрать все материалы, документы, иметь под рукой необходимые номера телефонов, адреса организаций или нужных лиц, календарь, авторучку, бумагу и т.п. [4, с.86].

В отношении телефонных переговоров действует общее правило -заканчивает телефонный разговор, тот, кто позвонил.

До того как решили набрать номер, следует точно определить цель разговора и свою тактику его ведения. Нужно составить план беседы, записать вопросы, которые хотите решить, или сведения (данные), которые хотите получить, продумать порядок постановки вопросов. Четко сформулировать их, чтобы собеседник не мог многозначно толковать их. Первой же фразой надо постараться заинтересовать собеседника, держать в памяти даты и номера документов, официальных материалов, имеющих отношение к разговору, постараться спрогнозировать контраргументы собеседника и свои ответы ему. Если обговаривается несколько вопросов, то последовательно заканчивается обсуждение одного вопроса, затем следует

переход к следующему. С помощью стандартных фраз нужно отделять один вопрос от другого. Например: «Итак, по этому вопросу мы договорились?», «Могу я считать, что по этому вопросу мы достигли соглашения?», «Как я Вас понял (в этом вопросе), мы можем рассчитывать на Вашу поддержку?»

Телефон - наш деловой партнер, сотрудничество с которым требует определенных этикетных знаний. Практика показывает, что даже беглое ознакомление с правилами телефонного этикета и техникой телефонных переговоров значительно улучшает качество работы в этой области деловых отношений. Иногда достаточно разъяснить самые типичные ошибки, и многие проблемы, связанные с эффективностью взаимодействия с клиентами компании, ее деловыми партнерами и корпоративным имиджем, исчезают, позволяя корректировать и совершенствовать стиль делового поведения. Будьте вежливы в общении, и тогда оно доставит массу удовольствия вам и вашему собеседнику [5, с.110-111].

От умения вести телефонные разговоры во многом зависит репутация организации, а также размах ее деловых операций. Культурой делового разговора должен обладать каждый работающий. Эта культура универсальна и поэтому обязательная для всех, кто связан отношениями дела. Она не только разумная основа делового общения, но и надежный шанс на ее успех.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Этикет делового телефонного разговора // Развитие предприятий, отраслей, регионов России. Сборник статей IV Всероссийской научно-методической конференции. - Пенза: Приволжский дом знаний, 2011. С. 48 - 50.

2. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения. М.: издательство Юрайт, 2012. - 463.

3. Баева О.Е. Ораторское искусство и деловое общение. Минск: Наука, 2001. - 368с.

4. Бодалев A.A. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 280 с.

5. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.

Валиахметова Р.Р.

магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ Аннотация: Статья посвящена этикетным нормам использования электронных средств связи в деловом общении. Современный деловой человек, работая в сложной коммуникативной среде, использует весь коммуникативный арсенал - начиная с устной передачи информации до использования современных средств коммуникации.

Ключевые слова: этикет, правила общения, телефонная связь, факсимильная связь, интернет, электронная почта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.