Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание"
✓""•v /"¿\ I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License (cc) KJJ https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
m I ^ RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Avetisyan R.R.,Tuaeva.l.B., Karyaeva S.K., 2021
d http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-l-12-17
\ \ Поступила 23.12.2020 /Принята 28.01.2021 | Received 23.12.2020/Accepted 28.01.2021
S УДК \ 159.9.072
PSYCHOLOGICAL STRATEGIES TO THE STUDY OF INTERETHNIC COOPERATION AND TOLERANCE ON THE EXAMPLE OF STUDENTS SOGMA
Avetisyan R. R., Tuaeva. I. B., Karyaeva S. K.
North Ossetian state medical Academy of the Ministry of health of the Russian Federation, Vladikavkaz, Russian Federation
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ СОГМА
Аветисян Р. Р., Туаева И Б., Каря ев а С. К
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Владикавказ, Российская Федервация.
Abstract. This article examines the socio-psychological aspects of a tolerant person, as well as the factors that determine the strategies of interethnic interaction in a multinational society, which were formed in historical practice and are determined by the economic and political structure of society as a whole. The student environment is one of the most intense and intense places of interethnic contacts. Traditionally, in an educational institution, an important way to improve the educational process, which involves comfortable psychological interpersonal relationships, is to develop methods that contribute to the formation of interethnic tolerance. The North Ossetian state medical Academy is a modern multilevel system of continuous training of specialists of higher medical and pharmaceutical education belonging to different national confessions. An important activity of SOGMA is the development of international relations and cooperation with foreign students. The annual events are aimed at forming a positive attitude of students to cultural differences. Representatives of various ethnic
Аннотация. В данной статье рассматриваются социально-психологические аспекты толерантной личности, а также факторы, определяющие стратегии межэтнического взаимодействия в многонациональном обществе, которые сформировались в исторической практике и определяются экономической и политической структурой общества в целом. Студенческая среда - это одна из наиболее насыщенных и интенсивных мест межэтнических контактов. Традиционно в образовательном учреждении важным способом совершенствования учебно-воспитательного процесса, предполагающего комфортные психологические межличностные взаимоотношения, является разработка методов, способствующих формированию межэтнической толерантности. Северо-Осетинская
государственная медицинская академия — это современная многоуровневая система
непрерывной подготовки специалистов высшего
Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание"
communities meet at the University, various systems of worldview and perception of the world are formed, as a result, students ' stereotypes of interethnic consciousness and behavior are strengthened. The study involved 50 students of the 1st year of dental and 50 students of the 6th year of medical faculties of the fgbou VO SOGMA. Diagnostics of General communicative tolerance V. V. Boyko allows you to diagnose tolerant and intolerant attitudes that manifest themselves in the process of communication. E. Bogardus ' scale of social distance determines the degree of psychological closeness of people and the ease of their interaction. Tolerance is an important component of effective interethnic interaction of medical students, which serves as the basis for resolving social and interethnic conflicts and achieving mutual respect for the interests of all religious denominations.
Keywords: interethnic interaction, tolerance, intolerance, ethnocentrism, social acceptability
REFERENCES
[1] Abakumova I. V., Ermakov P. N. on the formation of a tolerant personality in multicultural education / / Questions of psychology No. 3, 2003, P. 78-82.
[2] Ageev B.C. Intergroup interaction: social and psychological problems. M., 1990. P. 240.
[3] Kulbakh O. S., Zinkevich E. R. To the problem of education of medical students as an integral part of professional education / / The world of science, culture, and education.— 2012.— № 4(35).— P. 178-181.
[4] Matyushkin I. F., Izutkin a.m. Formation of the doctor's personality. 2004. P. 95.
[5] Platonov Yu. P. Fundamentals of ethnic psychology. Saint Petersburg, 2003. P. 456
[6] Soldatova G. U. Psychology of interethnic tension. M. 1998.
медицинского и фармацевтического образования,
принадлежащих
конфессиям.
деятельности
международных
иностранными
к разным национальным Важным направлением
СОГМА является развитие связей и сотрудничество с студентами. Ежегодно проводимые мероприятия, направлены на формирование положительного отношения студентов к культурным различиям. В вузе встречаются представители различных этнических сообществ, формируются
разнообразные системы миропонимания и мировосприятия, в результате, у студентов укрепляются стереотипы межэтнического сознания и поведения. В исследовании принимали участие 50 студентов 1 курса стоматологического и 50 студентов 6 курса лечебного факультетов ФГБОУ ВО СОГМА. Диагностика общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко позволяет
диагностировать толерантные и
интолерантные установки, проявляющиеся в процессе общения. Шкала социальной дистанции Э.Богардуса определяет степень психологической близости людей, легкости их взаимодействия. Толерантность - важная составляющая эффективного межэтнического взаимодействия студентов медицинских специальностей, выступающая, основой урегулирования социальных и межэтнических конфликтов и достижения взаимоуважения интересов всех религиозных конфессий.
Ключевые
взаимодействие,
интолерантность,
приемлемость
слова:
межэтническое толерантность, этноцентризм, социальная
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
[1] Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии №3, 2003, С. 78 -82.
[2] Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально — психологические проблемы. М., 1990. С.240.
[3] Кульбах О.С., Зинкевич Е.Р. К проблеме воспитания студентов медицинских вузов как неотъемлемой части профессионального образования // Мир науки, культуры, образования.— 2012.— № 4(35).— С. 178-181.
[4] Матюшкин И.Ф., Изуткин А.М. Становление личности врача. 2004. С.95.
[5] Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Санкт-Петербург, 2003. С.456
Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание
[6] Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М. 1998.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflicts of interest.
Author Contributions. Avetisyan R.R. - literature review, text writing; Tuaeva I.B. — statistical data processing; Karyaeva S.K.. - collection and processing of materials, concept and design of the study.
Avetisyan R.R. - SPIN ID: 2369-9221; ORCID ID: 0000-0002-8986-1426
Research interests, number of major publications: published 16 publications, 2 of them in SCOPUS, 9 in VAK and 2 in conference proceedings.
Karyaeva S.K. - SPIN ID: 9142-3505; ORCID ID: 0000-0003-0467-8268
Research interests, number of major publications: 23 publications have been published, 2 of them in SCOPUS, 18 in the Higher Attestation Commission and 1 in the conference proceedings.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов. Аветисян Р.Р. — обзор литературы, написание текста; Туаева И.Б.—статистическая обработка данных; Каряева С.К.. — сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования.
Аветисян Р.Р. - SPIN ID: 2369-9221; ORCID ID: 0000-0002-8986-1426
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: опубликованы 16 публикаций из них 2 в
СКОПУС, 9 в ВАК и 2 в материалах конференций.
Каряева С.К. - SPIN ID: 9142-3505; ORCID ID: 0000-0003-0467-8268
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: опубликованы 23 публикаций из них 2 в
СКОПУС, 18 в ВАК и 1 в материалах конференций.
For citation: Avetisyan R.R.,Tuaeva.I.B., Karyaeva S.K. Psychological strategies to the study of interethnic cooperation and tolerance on the example of students SOGMA//Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №1. С. 12-17. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-1-12-17.
Для цитирования: Аветисян Р.Р., Туаева И.Б., Каряева С.К. Психологические стратегии изучения межэтнического взаимодействия и толерантности на примере студентов СОГМА // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №1. С. 12-17. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-1-12-17.
Введение: Межэтническое взаимодействие -это феномен, активного воздействия, приводящий к появлению между ними, отношений совместных переживаний, связанных со всеми сферами жизнедеятельности. Уважительное и терпимое отношение к представителям других групп, а также готовность к позитивным коммуникациям и
сотрудничеству является залогом успешного взаимодействия современного врача .
Актуальность темы обусловлена тем, что, в условиях формирования единого экономического и информационного
пространства, проблемы межэтнических отношений, урегулирования
межнациональных разногласий, защита национальных традиций и межкультурных контактов, приобретают особую значимость.
Одной из многонациональных на Кавказе является Республика Северная Осетия
- Алания, имеющая богатый исторический опыт различных форм взаимоотношений, на территории, которой сосредоточено
множество этнокультурных
межнациональных обществ, образовавшихся в результате миграционных процессов последних десятилетий.
Цель настоящего исследования: выявление социально-психологических факторов
обозначающих стратегии толерантного поведения в межэтническом взаимодействии, а также диагностика толерантных установок.
Материалы и методы: В исследовании принимали участие 50 студентов 1 курса стоматологического и 50 студентов 6 курса лечебного факультетов ФГБОУ ВО СОГМА.
Диагностика проводилась с помощью теста коммуникативной толерантности В.В. Бойко, позволяющего оценить поведенческие реакции, стратегии и установки в
Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание"
межличностном общении, и шкалы социальной дистанции, Э.Богардуса, определяющей степень психологической близости людей, легкости их взаимодействия.
Основная часть: Термин толерантность происходит от латинского слова <^о1егапйа», определяющий к чужому образу жизни, привычкам, манерам, способность открыть выражать свои взгляды и признавать права других на свободу. Толерантная личность характеризуется следующим морально-психологическими качествами,
самообладанием, гуманностью, милосердием, способностью воспринимать недостатки окружающих, ответственностью,
уверенностью в себе и. т. д.. [2, с.24]
Проявление нетерпимости,
невежливости, пренебрежительного
отношения, при общении, характеризует интолерантную личность. Этноцентризм является фундаментальным понятием и важной негативной составляющей
межгрупповых отношений и проявляется в предпочтении своей этнической группы, восприятие и оценка оппонентов взаимодействия происходит через призму своих национальных традиций и ценностей.
В начале XXI века подготовка врачей в Российской Федерации осуществляется в соответствии с едеральными
государственными образовательными
стандартами высшего образования по направлениям подготовки. Важнейшей характеристикой успешности и
результативности образования студентов, является, формирование системы
профессионально важных качеств и свойств личности, — общекультурных и профессиональных компетенций, которые способствуют успешной самореализации в определенных видах профессиональной деятельности. [4, с40] К профессионально важным качествам личности, влияющим на успешность врачебной деятельности, относят: внимательность, ответственность,
ценностное отношение к работе, толерантность , эмпатию терпение и доброту. [1]
Студенческая среда - это одна из наиболее насыщенных и интенсивных мест межэтнических контактов. Традиционно в
образовательном учреждении важным способом совершенствования учебно-воспитательного процесса, предполагающего комфортные психологические
межличностные взаимоотношения, является разработка методов, способствующих формированию межэтнической
толерантности, таких, как:
o признание и принятие студентами других
этнокультурных групп; o негативное отношение к любым проявлениям культурной дискриминации; o признание права людей на иной образ жизни, присущий определенной культуре.
[3]
Северо-Осетинская государственная медицинская академия — это современная многоуровневая система непрерывной подготовки специалистов высшего медицинского и фармацевтического образования, принадлежащих к разным национальным конфессиям. Важным направлением деятельности СОГМА так же является развитие международных связей. С 1991 года ВУЗ активно сотрудничает и принимает на обучение иностранных студентов с 23 стран мира. Ежегодно проводимые мероприятия, направлены на формирование положительного отношения студентов к культурным различиям. В вузе встречаются представители различных этнических сообществ, формируются разнообразные системы миропонимания и мировосприятия, в результате, у студентов укрепляются стереотипы межэтнического сознания и поведения.
I. Коммуникативная толерантность,
предложенная В.В.Бойко, позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки, проявляющиеся в процессе общения. [5]
Результаты исследования: После диагностики общей коммуникативной толерантности, обработка осуществлялась путем подсчета количества совпадений ответов с ключом по каждой из 9 шкал, после чего, результаты с помощью математических методов, сравнивались между собой.
Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание
1. Неприятие или непонимание индивидуальности человека, студенты не умеют либо не хотят понимать или принимать индивидуальные особенности друг друга. 1 курс-(47%); 6 курс(45%).
2. Использование себя в качестве эталона при оценках других-1 курс-(41%); 6 курс(33%).
3. Категоричность или консерватизм в оценках друг друга, им не хватает гибкости и широты кругозора. 1 курс-(41%); 6 курс(35%).
4. Неумение скрывать, неприятные чувства-1 курс-(45%); 6 курс(44%).
5. Стремление переделать, перевоспитать партнера по общению, желание изменить по себе -1 курс-(41%); 6 курс(42%).
6. Неумение прощать другому ошибки- 1 курс -(45%); 6 курс(41%).
7. Нетерпимость к дискомфортным (болезнь, усталость, отсутствие настроения) состояниям партнера по общению- 1 курс-(37%); 6 курс(32%).
8. Неумение приспосабливаться к характерам, привычкам или притязаниям других участников общения-1 курс-(50%); 6 курс(46%).
II. Э.Богардус с помощью шкалы социальной дистанции, определил степень
психологической близости людей, легкости их взаимодействия. [5]
Результаты исследования:
Шкала социальная приемлемость - стремление к ассимиляции и взаимодействию с другим этносом. 1 курс-(28%); 6 курс-(47%).
Шкала социальная экспансивность -выраженность и направленность социальных чувств. Чем ярче выражены позитивные чувства людей друг к другу, тем меньше между ними социальная дистанция, и плотнее их взаимодействие. 1 курс-(38%); 6 курс-(42%).
Степень преемственности для
представителей другой национальности, для себя лично, определены по предложенным автором критериям:
• Принятие как близких родственников посредством брака: 1 курс-16%; 6 курс-60%
• Принятие как личных друзей: 1 курс-67%; 6 курс-77%
• Принятие как соседей, проживающих на моей улице: 1 курс-27%; 6 курс-67%
• Принятие как коллег по работе той же профессии , что и я: 1 курс-23%; 6 курс-40%
• Принятие как граждан моей страны: 1 курс-27%; 6 курс-57%
• Принятие только в качестве туристов моей страны: 1 курс-3%; 6 курс-3%
• Предпочёл бы не видеть в моей стране: 1 курс-3%; 6 курс-0%.
Заключение: Толерантность - важная составляющая эффективного межэтнического взаимодействия студентов медицинских специальностей. Являясь необходимой основой существования этнического разнообразия, она подразумевает разрешение возникающих межэтнических противоречий через готовность к диалогу, компромиссу, равноправию и должна выступать как основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжённости, а также достижения взаимоуважения интересов всех религиозных конфессий. Результаты данного исследования являются важным
диагностическим инструментарием, который можно использовать при разработке программ тренингов, направленных на повышение межкультурного взаимодействия, компетентности, и снижения напряженности. [6]
Рекомендации:
1. Для оптимизации межэтнических взаимоотношений, проблема толерантности требует практического применения знаний, это позволит дополнить картину особенностей, существующих в поликультурных регионах.
2. Организация и проведение цикла практических занятий со студентами, направленных на повышение уровня осознания, принятия и признания студентов других этнокультурных групп, развитие навыков конструктивного общения.
3. Социально-психологическое и научно-методическое сопровождение по указанной тематике , а также повышение восприимчивости к любым проявлениям
Bulletin "Consciousness" / Вестник "Сознание"
культурной дискриминации в студенческих коллективах.
4. Индивидуальное консультирование
и групповое
студентов и
преподавателей по вопросам толерантного взаимоотношения.
Corresponding Author: Avetisyan Rubina Rubikovna - associate Professor of the Department of Health Organization with Psychology and Pedagogy, North Ossetian State Medical
Academy, Vladikavkaz,
E-mail: [email protected]
_У
Ответственный за переписку: Аветисян Рубина Рубиковна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры Организации здравоохранения с психологией и педагогикой ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия Минздрава России», РСО-Алания г.Владикавказ
Е-та11:ауей5ап-гиЫпа@таП.ги
_У