Научная статья на тему 'Психологические состояния сотрудника УИС в процессе обучения стрельбе из табельного оружия. Возможные пути преодоления вредных стрелковых рефлексов'

Психологические состояния сотрудника УИС в процессе обучения стрельбе из табельного оружия. Возможные пути преодоления вредных стрелковых рефлексов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
состояние сотрудника во время стрельбы / стрелковые рефлексы / стрессовое напряжение во время стрельбы / пути преодоления стрелковых рефлексов / fire training / shooting / psychological condition of the employee during shooting / shooting reflexes / stress during shooting / ways to overcome shooting reflexes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексей Викторович Варзунов

В статье рассмотрены психологические состояния стрелка в ходе выполнения упражнений учебных стрельб, стрессовые факторы, влекущие за собой проявление вредных стрелковых рефлексов. На основании анализа существующих точек зрения предложены пути преодоления факторов, влияющих на качество стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексей Викторович Варзунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Conditions of the Penitentiary System Officer in the Process of Training in Firing from Service Weapons. Possible Ways of Overcoming Harmful Shooting Reflexes

In article psychological states of the shooter are considered during performance of exercises of educational firing practice, the stressful factors involving manifestation of harmful shooting reflexes. On the basis of the analysis of the existing points of view, ways of overcoming the factors affecting quality of firing were offered.

Текст научной работы на тему «Психологические состояния сотрудника УИС в процессе обучения стрельбе из табельного оружия. Возможные пути преодоления вредных стрелковых рефлексов»

УДК 159.99 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10252

Психологические состояния сотрудника УИС в процессе обучения стрельбе из табельного оружия. Возможные пути преодоления вредных стрелковых рефлексов

Psychological Conditions of the Penitentiary System Officer in the Process of Training in Firing from Service Weapons. Possible Ways of Overcoming Harmful Shooting Reflexes

Алексей Викторович ВАРЗУНОВ,

преподаватель, Вологодский институт права и экономики ФСИН России

E-mail: alex vv90@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены психологические состояния стрелка в ходе выполнения упражнений учебных стрельб, стрессовые факторы, влекущие за собой проявление вредных стрелковых рефлексов. На основании анализа существующих точек зрения предложены пути преодоления факторов, влияющих на качество стрельбы.

Ключевые слова: огневая подготовка; стрельба; психологическое состояние сотрудника во время стрельбы; стрелковые рефлексы; стрессовое напряжение во время стрельбы; пути преодоления стрелковых рефлексов.

Abstract. In article psychological states of the shooter are considered during performance of exercises of educational firing practice, the stressful factors involving manifestation of harmful shooting reflexes. On the basis of the analysis of the existing points of view, ways of overcoming the factors affecting quality of firing were offered.

Keywords: fire training; shooting; psychological condition of the employee during shooting; shooting reflexes; stress during shooting; ways to overcome shooting reflexes.

В процессе выполнения упражнений учебных стрельб сотрудники УИС пребывают в амбивалентных психологических состояниях, причем даже у одного и того же человека они могут изменяться в зависимости от различных условий, что же говорить об индивидуальных различиях стрелков. В любом случае процесс стрельбы для любого сотрудника является стрессовым фактором, влекущем за собой проявление вредных стрелковых рефлексов. С целью преодоления данных рефлексов применяются педагогические техники, физическая нагрузка, комплекс практических мероприятий с использованием идеомоторной тренировки, учет модальности внутреннего опыта и морально-психологическая подготовка.

Во время прохождения службы в уголовно-исполнительной системе (далее — УИС) одним из важнейших направлений подготовки и оценки профессиональной деятельности пенитенциарных сотрудников является дисциплина «Огневая подготовка». Данная дисциплина предполагает не только овладение теоретическими знаниями, но и приобретение эффективных навыков меткой стрельбы при выполнении упражнений учебных стрельб «Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников УИС» (далее — «Курс стрельб»).

Стрельба из огнестрельного оружия представляет собой стрессовую ситуацию для любого человека, для сотрудников пенитенциарной системы данный стресс удваивается в связи с тем, что

результаты стрельб влияют на дальнейшую судьбу сотрудника. В процессе обучения в ведомственных учебных заведениях курсанты по результатам выполнения упражнений учебных стрельб подвергаются оценке со стороны профессорско-преподавательского состава. В случае прохождения службы в учреждениях у пенитенциарных сотрудников по результатам контрольных стрельб оценивается уровень огневой подготовки в рамках служебно-боевой подготовки на годовых, полугодовых и квартальных зачетах, что в совокупности с изначальным стрессовым состоянием является мощным психотравмирую-щим фактором.

Отдельным составным элементом психологического состояния стрелка является его индивидуальность (темперамент, характер и др.). Особенно актуально учитывать индивидуальные особенности стрелка при выявлении причин совершаемых ошибок и поиска путей их искоренения [6, с. 117]. Сотрудникам УИС во время стрельбы свойственны следующие группы полярных психологических состояний, возникающих в зависимости от свойств его личности:

■ сотрудники могут проявлять как активность, жизнерадостность, бодрость, так и усталость, безразличие, неудовлетворенность;

■ стрелки могут быть решительными, уверенными в себе или же испытывать боязнь, тревогу, страх [4, с. 183].

Приведем факторы, мешающие достичь стрелку психологической готовности:

■ боязнь, тревога и страх (эти чувства затормаживают нервную систему обучаемого и вызывают состояние излишней напряженности психики и всех систем организма);

■ слабая физическая подготовка (не позволяет уверенно обращаться с оружием, особенно если стрелки — женщины);

■ отсутствие уверенности в улучшении результатов стрельбы и в закоренелости своих ошибок (характерно для стрелков, имеющих небольшой опыт обращения со стрелковым оружием);

■ недостаточная мотивация (характерно для обучаемых в возрасте до 25 лет) [6, с. 117—118].

Внешне эмоциональные состояния проявляются в изменении мимики, дыхания, движений, походки, интонации. Оптимальное психическое состояние стрелка обычно характеризуется активизацией восприятия, внимания, уверенностью в своих силах, способностью свободно управлять мыслями, стремлением получить высо-

кий результат. Психические состояния делятся на ситуативные (возникающие только в определенных условиях) и личностные (являющиеся свойством личности). Известны случаи, когда данные состояния проявляются одновременно, тогда стрессовая ситуация возрастает в несколько раз. Важно при решении этой проблемы выявить предрасположенность у стрелка к тому или иному психическому состоянию. Для одних выстрел и процессы, связанные с ним, воспринимаются как объект страха, который можно «победить» путем нажатия на спусковой крючок, а другие воспринимают выстрел как угрозу. Первая категория стрелков, нажимая на спусковой крючок, «побеждают» страх, избавляются от него, думая, что источник страха таким образом исчезнет и ничего страшного в этом нет. Представители второй категории думают, что стрелять из пистолета все равно придется и процессы, связанные с выстрелом, снова и снова будут повторяться. Вследствие этого перед занятиями по огневой подготовке у сотрудников УИС нарастает состояние беспокойства, стрессового напряжения, что в конечном итоге приводит к вхождению в тревожное состояние или состояние страха обучаемых [4, с. 183—184].

До применения оружия сотрудник находится в спокойном стабильном состоянии, в то время как к моменту выстрела его эмоциональное напряжение усиливается, при этом в мышечной системе увеличивается тремор, учащается пульс, поднимается артериальное давление крови, а острота ощущений и восприятия заметно снижается. Если эти изменения превышают оптимальный уровень или возникают несвоевременно, то они приводят к появлению множества ошибок при производстве выстрела [2, с. 25— 26]. Выделяют следующие ошибки сотрудников УИС во время стрельбы: «ожидание выстрела»; «ошибка затягивания выстрела»; «потеря мушки» [2, с. 25—27].

С целью преодоления ошибок выполнения учебных стрельб разработаны перспективные и оперативные способы, основанные на положениях идеомоторной тренировки (сознательное представление техники конкретных движений).

К перспективным способам относятся:

■ увеличение времени устойчивости стойки стрелка, правильность хвата оружия и управление спусковым крючком (идеомотор-но-мысленно);

■ увеличение проведений занятий стрельбы «вхолостую» на согласованность устойчивости и управления спускового крючка без прицеливания по белому листу или по

мишени на необходимое расстояние для стрельбы;

■ стрельба по белому листу на кучность.

К оперативным способам преодоления вышеназванных ошибок, которые приводят к нормализации состояния стрелка, относятся:

■ отвлечение мыслей от момента выстрела и сосредоточенность на нажиме на спусковой крючок;

■ специальное затягивание выстрела;

■ управление силового воздействия на спусковой крючок во время стрельбы;

■ представление предельно стрессового состояния, например, при угрозе для жизни, и сопоставление его с имеющимся напряжением при стрельбе [2, с. 25—27].

A.A. Гофман и М.Д. Храмова отмечают, что во время стрельбы необходимо: во-первых, преодолеть страх перед оружием, быть уверенным в его надежности и точном попадании; во-вторых, быть уверенным в своих силах и в самом себе; в-третьих, больше уделять времени тренировке без патрона; в-четвертых, анализировать допущенные ошибки [3, с. 11 —12].

Ряд авторов (Д.В. Пестриков, H.A. Полянин, Е.В. Пентяшин) отмечают, что при выполнении учебных стрельб в искусственно создаваемых дискомфортных условиях возникает привыкание лишь к внешним раздражителям и притупление внимания к ним. В связи с этим, по мнению авторов, стреляющие должны производить стрельбу все одновременно и не закрывать уши (наушниками, ватой, гильзами). Авторами предлагается смоделировать физическое состояние сильного волнения путем применения силовых нагрузок непосредственно перед выполнением упражнений «Курса стрельб» (кроме контрольных стрельб и участия в соревнованиях), включающих комплекс физических упражнений (предложенный Е.Б. Ефимовым и Ю.Н. Буряком): во-первых, челночный бег 30—50 м; во-вторых, 10—15 глубоких приседаний с прыжком вверх; в-третьих, 10—15 отжиманий в упоре лежа с хлопком ладонями. Подобная нагрузка сбивает дыхание, закачивает верхний и нижний пояс, происходит потеря устойчивости, снижается прицельность стрельбы. В созданной стрессовой ситуации волевой компонент сходит на нет и руки автоматически выполнят все необходимые действия в сокращенное время [7, с. 63].

Р.А. Кудрявцев и В.В. Белевцев отмечают, что для обучения стрелков необходимому психологическому состоянию для стрельбы обстановка на занятиях должна располагать к творческой, последовательной и результативной рабо-

те. Диалог преподавателя (инструктора) с обучаемым должен строиться на доверии. Данная обстановка на занятии необходима для достижения психологического состояния стрелка, при котором он, при косвенном участии преподавателя (инструктора), сам контролирует свои действия, зная, какой он должен получить результат. Контроль правильности своих действий отвлекает стрелка от производства и ожидания выстрела, а также от других психологических переживаний, негативно влияющих на качество стрельбы [6, с. 118—119].

Одним из важнейших условий формирования меткой стрельбы является психологическая подготовка, содержание и методические приемы которой изменяются по мере увеличения подготовленности стрелка. На начальном этапе обучения стрельбе сотрудников УИС, не имеющих за плечами опыта стрельбы из огнестрельного оружия, такая подготовка направлена в основном на преодоление ошибочных стрелковых рефлексов; в период совершенствования стрелка формируются конкретные качества, необходимые для достижения вершин мастерства [4, с. 183].

Таким образом, следует отметить, что во время стрельбы сотрудники УИС испытывают как конструктивные, так и деструктивные психологические состояния. В целом сам процесс выполнения упражнений «Курса стрельб» служит условием для возникновения стрессового состояния, с вытекающими из него эмоциональной нестабильностью, напряженностью, волнением, тревожностью и другими негативными эмоциональными проявлениями, выступающими в совокупности условиями ошибок, которые сотрудники УИС допускают во время стрельб. С целью выбора путей преодоления вредных стрелковых рефлексов необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности личности стрелка, степени их развития и умения подчинить их своей воле, в том числе и уровень общего физического развития.

Список литературы

1. Приказ Министерства юстиции РФ от 26 февраля 2006 г. № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы».

2. Афиногенов Т.П., Синянский ВА. Влияние эмоционального состояния на точность стрельбы / / Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей: сб. ст. / под ред. С.Н. Баркалова, А.В. Алдошина. Орел: Орловский юрид. ин-т МВД РФ им. В.В. Лукьянова, 2017. С. 25—28.

3. Гофман ААХрамова М.Д. Проблемы огневой подготовки сотрудников Уголовно-исполнительной системы на современном этапе и пути их решения // Пенитенциарное право: юридическая теория и правомерная практика. 2017. № 4 (14). С. 8—13.

4. Кемов С А. Психологическая характеристика эмоционального состояния человека при стрельбе из огнестрельного оружия // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: сб. ст. Между-нар. науч.-практ. конф. Рязань: Академия ФСИН России, 2017. С. 183—185.

5. Ковтуненко Л.В., Кочедыков С.С. Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников для подразделений охраны и конвои-

рования / / Ведомости Уголовно-исполнительной системы. 2014. № 9 (148). С. 9—16.

6. Кудрявцев P.A., Белевцев В.В. Психологическая подготовка стрелка // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: сб. ст. Все-рос. науч.-практ. конф. Краснодар: ФГКОУ ВПО «Краснодарский ун-т МВД РФ», 2014. С. 115—121.

7. Пестриков Д.В., Полянин H.A., Пентя-шин Е.В. Формирование психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к применению боевого оружия в экстремальных ситуациях / / Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 56—65.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаг-лобели. 9-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 687 с.

Гражданский процесс

ISBN 978-5-238-03168-2

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.