Научная статья на тему 'Психологические ресурсы преодоления трудностей в профессиональной деятельности педагога: подходы и прогнозы'

Психологические ресурсы преодоления трудностей в профессиональной деятельности педагога: подходы и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
491
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL DIFFICULTIES / КОНСТРУКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ / CONSTRUCTIVE COPING STRATEGY / COPING RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Домырева Елена Александровна

В статье представлены современные подходы в понимании феномена психологических трудностей в профессиональной педагогической деятельности, стратегиях и механизмы их преодоления. Автор обращает внимание на то, что такими защитными механизмами должен владеть каждый педагог, что позволит ему избежать психологических трудностей в профессиональной деятельности, преодолеть возникающие барьеры и затруднения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL RESOURCES OF OVERCOMING DIFFICULTIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER: APPROACHES AND PREDICTIONS

He modern teacher should master the skills of overcoming of psychological difficulties in professional work. It is necessary to consider external and internal resources to mobilize for constructive interaction of personality with society in the prcess of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Психологические ресурсы преодоления трудностей в профессиональной деятельности педагога: подходы и прогнозы»

УДК 37.013.77 ББК 88.8+ 74.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: ПОДХОДЫ И

ПРОГНОЗЫ

Домырева Елена Александровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и социальной педагогики ФГБОУ ВПО Курский государственный университет ( г. Курск)

Аннотация: В статье представлены современные подходы в понимании феномена психологических трудностей в профессиональной педагогической деятельности, стратегиях и механизмы их преодоления. Автор обращает внимание на то, что такими защитными механизмами должен владеть каждый педагог, что позволит ему избежать психологических трудностей в профессиональной деятельности, преодолеть возникающие барьеры и затруднения.

Ключевые слова: психология профессиональной деятельности, педагогическая деятельность, психологические затруднения, психологические барьеры, конструктивная стратегия преодоления затруднений.

PSYCHOLOGICAL RESOURCES OF OVERCOMING DIFFICULTIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER: APPROACHES AND

PREDICTIONS

Domsreva E. A.,

Ph.D., associate professor of educational psychology anb social pedagogy FGBOY VPO (Kursk)

Abstract. The modern teacher should master the skills of overcoming of psychological difficulties in professional work. It is necessary to consider external and internal resources to mobilize for constructive interaction of personality with society in the prcess of pedagogical activity.

Key words: psychological difficulties, coping resources, constructive coping strategy.

Характеризуя современную ситуацию, складывающуюся в социокультурной сфере, в подготовке человека к жизни в принципиально новых условиях, многие философы подчеркивают стремительно растущее влияние глобализации, которая «вторгается в саму природу человека, деформирует его традиционные социальные ориентиры, производит опасную и незаметную подмену в его

сознании привычных нравственных смыслов и координат» [1, с.45]. Философ отмечает: «Чем больше проникает в недра профессиональной сферы психология нового человека досуга, уже откровенно тяготящегося всем серьезным и ответственным, тем сомнительнее выглядит человеческий горизонт современной технической цивилизации. С дефицитом способности совершать физические

203

усилия она в принципе способна справиться, переложив их на машины. Но все дело в том, что новая «этика избегания усилий» касается не только собственно физических усилий, но и усилий умственных, моральных, дисциплинарных» [1, с.45]. По мнению И.Е. Булатникова, «Техническая цивилизация объективно способна примириться с физической изнеженностью, но она не способна примириться с морально-психологической изнеженностью, проявляющейся в равнодушии, невнимательности, безответственности, неспособности преодолевать барьеры и трудности. Напротив, последние качества для нее гораздо более противопоказаны, учитывая особенности современных видов профессионализма и специфическую хрупкость высокосложных технических систем. Именно здесь проявляется ее драматический парадокс: она требует личности, которую научилась формировать. Тайна этого парадокса заключена в гетерогенности современной цивилизации: в качестве развитого промышленного общества она требует ответственного человека, по-прежнему способного на напряженные профессиональные усилия, но в качестве торгового экономического общества она требует гедонистически ненасытного и безответственного человека, переориентированного с профессиональных на потребительские роли» [1, с.46].

Социализация личности в современном изменяющемся мире связана с необходимостью преодоления разного рода препятствий. Она требует от входящего в самостоятельную жизнь человека адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям и влияниям внешней среды. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. Это возможно путем поддержания активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Не случайно современные философы и психологи фиксируют то, что сегодня происходит неслыханный социокультурный переворот: «Прежний либеральный индивидуализм, потакающий притязаниям, не посягал на логику человеческого бытия, ставящую реализацию целей в зависимость от приложения усилий. Эта фундаментальная логика человеческого бытия соотносилась с фундаментальными законами сохранения, сформулированными в естествознании. Современная либеральная безответственность не считается с этой логикой, и мы должны вскрыть подоплеку этой безответственности» [1, с.46].

Сложный и противоречивый внешний мир оказывает на человека мощное дезориентирующее, дестабилизирующее влияние, вынуждая искать механизмы психологической защиты, обеспечения саморегуляции своего поведения и отношений, преодоления возникающих барьеров и трудностей. «Однако в этом контексте встает вопрос о природе и степени эффективности сознательной саморегуляции индивидуального поведения, основанной, в отличие от регуляции ситуативно-приспособительного поведения, на возрастающей субъектно-сти личности и сознательно формулируемых ею моральных принципах. Регулятивные механизмы индивидуального поведения личности органично оказываются сопряжены с механизмами социального контроля и культурными стереотипами, формируемыми в процессе социального воспитания и освоения индивидом совокупного социокультурного опыта этноса» [2, с.43-57].

Теория и практика изучения психологических трудностей в деятельности показывает наличие противоречия, которое определяется тем, что, с одной стороны, подчеркивается их деструктивная роль в профессиональной деятельности, приводящая к ее остановке или полному прекращению. С другой стороны, человек в процессе выполнения деятельности, столкнувшись с препятствием, мобилизует свои энергетические ресурсы для его преодоления, актуализирует свою активность, поднимаясь на качественно новый уровень развития. Психологические затруднения, встречающиеся в деятельности человека, и выполняющие позитивную, стимулирующую или индикаторную функции, оказывают непосредственное влияние на ее эффективность [9].

Что же представляют собой психологические затруднения личности? Как возникают? Какова их природа? Как влияют на реализацию важнейших профессионально-трудовых функций? Психология преодоления Р.Х. Шакурова понимает развитие в широком значении, как ответную реакцию организма на преграды, мешающие его нормальной жизнедеятельности [21, с.3-18]. Эта реакция проявляется в возрастании внутренних ресурсов, в их переструктурировании, направленном на преодоление сопротивления определенным препятствиям. Развитие можно представить и как повышение сопротивляемости организма к помехам, как восполнение недостающего для их преодоления внутреннего потенциала. Н.А. Подымов утверждает, что системообразующей содержательной характеристикой психологических затруднений личности является ее внутренняя психическая активность, направленная на устранение возникающих наруше-

ний, перестройку смысловых структур, связанную с такими изменениями в психике, которые восполняют недостаток внутренних ресурсов, необходимых для преодоления критических ситуаций и обеспечения успешности деятельности [12]. Механизмами выступают отражение возникшего препятствия, осознание его деструктивного влияния на процесс и результат жизнедеятельности, переживание нарушения деятельности, актуализация внутренних ресурсов для выхода из кризиса.

Исследуя проблематику психологических барьеров в профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что преодоление психологических трудностей может осуществляться двумя принципиально различными стратегиями: конструктивной и деструктивной. Конструктивная стратегия выражается в трансформации смысловых структур личности и продуктивном разрешении трудностей; деструктивная обнаруживается в психологической защите, в отказе от решения критических ситуаций, снятии эмоционального напряжения и сохранении иллюзорной целостности личностной структуры. При этом выделение индивидуальных стратегий психологического преодоления путем анализа лишь внутренних ресурсов личности, относительно стабильных личностных характеристик, недостаточно.

Существуют различные подходы к трактовке понятия психологического преодоления от анализа черт личности до акцента на феномене психологической защиты. С.К. Нартова-Бочавер говорит о необходимости включения характеристик взаимодействия с социальным окружением, поскольку психологическое преодоление редко бывает делом отдельного индивида [10, с. 20-30]. При этом автор отдает предпочтение трактовке психологического преодоления как динамического процесса, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром. Становление личности в социальной среде, по А.В. Петровскому, на стадиях адаптации, индивидуализации и интеграции требует, с одной стороны, потребности индивида в персонализации, а с другой - зависит от деятель-ностно опосредствованных возможностей удовлетворять эту потребность в референтных группах [11, с. 30-44].

К такому же выводу пришли и мы, исследуя стратегии преодоления психологических трудностей педагогов. По результатам диагностики черт личности как внутренних ресурсов преодоления (перфекционизм, уровень субъективного контроля, самоотношение, мотивация достижения, механизмы психологической защиты и др.) были составле-

ны личностные профили испытуемых. На основе полученных данных спроецировали относительно постоянную предрасположенность отвечать на психологические трудности определенным образом. Однако, применив методики оценки стратегий преодоления, пришли к выводу, что педагоги со сходными личностными профилями, то есть имеющие одинаковые внутренние ресурсы, выбирают разные стратегии преодоления критических ситуаций.

Следующим этапом исследования стал поиск показателей, объясняющих разницу выбора, при этом акцент был сделан на так называемых «внешних» ресурсах. Оказалось, что выход из ситуации психологического затруднения зависит не только от качеств личности, но и от социального окружения. Тесная корреляционная связь доказывает зависимость между выбором конструктивной стратегии преодоления и наличием семьи, а также широтой референтной группы. И наоборот, у 80 % испытуемых, имеющих референтную группу менее двух человек, преобладает деструктивная стратегия преодоления затруднений. Н.В. Калинина подчеркивает, что одним из самых важных средовых ресурсов преодоления затруднений выступает социальная поддержка в виде информации, приводящей субъекта к мысли, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной среды и имеет с ней взаимные обязательства [8]. Прежде всего, это относится к семье как ближайшему социальному окружению личности.

Проанализировав количество и состав референтных групп испытуемых, мы пришли к выводу, что 78 % выбирающих деструктивную стратегию выхода из трудных ситуаций не имеют брачного партнера. Тогда как большинство ученых, занимающихся данной проблематикой, говорят об удовлетворенности браком как основном источнике социальных ресурсов преодоления жизненных трудностей. Это особенно актуально для женщин-педагогов, которых было подавляющее большинство в выборке. Остальные 20% кроме ближайшего социального окружения в виде семьи затруднились обозначить свою референтную группу. Таким образом, их возможная «группа поддержки» в критической ситуации, это 1-2 человека, как правило, не имеющие прямого отношения к профессиональной деятельности. А большинство психологических трудностей педагогов, так или иначе, связаны с профессией. Кроме того, у 2 % не выбравших конструктивную реакцию на трудности констатирована потеря близких родственников в последние полгода. Тем самым можно предположить, что данный выбор стратегии является для них не постоянным, а ситуативным. В целом по

205

выборке можно констатировать преобладание деструктивной стратегии преодоления возникающих критических ситуаций.

Что же касается механизмов психологической защиты, то большинство педагогов использует такие механизмы, как проекция (35%) и регрессия (24%). Тогда как, по утверждению ученых, наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация. Таким образом, говоря о ресурсах преодоления психологических трудностей, нельзя ограничиваться рамками личностного потенциала. Мобилизация внутренних ресурсов человека для преодоления сопротивления среды процессу удовлетворения его потребностей, несомненно, играет большую роль в выборе стратегий поведения. Однако исследование данной проблемы требует изучения социального окружения субъекта, значимости социальной группы и ситуации столкновения с внешним миром, непосредственно влияющих на его активность.

Развивающая функция психологических затруднений требует от участников взаимодействия осознания и коррекции вызвавших их причин (в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах). В то же время общепризнана необходимость первоначальной ориентировки профессионала в возможных препятствиях эффективного выполнения профессиональной деятельности. Этого можно достичь, обращаясь к рассмотрению научных подходов к проблеме психологических трудностей, в рамках которых формировалось представление о профессиональных трудностях как активном, осознанном процессе, направленном на сохранение целостности личности и реализацию заложенного в ней потенциала. Мотивационная составляющая реализуется через повышение интереса к ценностно-смысловой основе профессиональной деятельности.

Востребованными являются адресные курсы и программы, направленные на актуализацию внутреннего потенциала и раскрытие имеющихся резервов по конструктивному преодолению профессиональных трудностей. Это окажет влияние на функционирование системы психологической защиты личности, использование стратегий преодоления психологических барьеров, копинг-по-ведения, на самосознание педагогов. Внутрилич-ностные противоречия выступят движущей силой их личностного и профессионального развития, подчеркивая развивающий потенциал психологических трудностей.

В процессе взаимодействия с педагогами следует использовать следующие формы работы: лекционные, семинарские, тренинговые занятия, инди-

видуальное и групповое консультирование. Важное место в работе уделяется самостоятельной работе. На самостоятельное изучение выносится ряд более узких тем, связанных с различными видами психологических барьеров, анализом профессиональных деструкций преподавателя, уровней функционирования психологической защиты, а также разработка программ по конструктивному преодолению различных профессиональных трудностей с применением копинг-стратегий, аутогенной тренировки, созданием балинтовских групп и др. Специально организованная система мероприятий должна быть также направлена на выявление референтных групп, при необходимости выступающих ведущим социально-личностным ресурсом преодоления жизненных трудностей. Это возможно осуществить при индивидуальном и групповом консультировании, работая с личностными профилями, выстроенными в результате диагностики, обсуждая возможную предрасположенность педагога отвечать на психологические трудности тем или иным образом. Поиск возможных внешних ресурсов преодоления не должен полностью исключить из поля зрения внутренние ресурсы личности. Речь идет не о замещении, а о взаимной поддержке, концентрации энергии для реализации способов разрешения психологических трудностей. Тогда речь пойдет о конструктивном взаимодействии личности с обществом, адекватном приспособлении как к благоприятным, так и к неблагоприятным его воздействиям.

Конечно, когда человек остается один на один со своей проблемой, размышляет о путях выхода из возникших социальных или профессиональных затруднений, едва ли лекции и семинары способны компенсировать возникающие моральные и психологические издержки... Понятно, что в этих ситуациях чрезвычайно важна роль внешней социальной среды, выступающей ныне чаще всего фактором эскалации затруднений, роста внутреннего морально-психологического напряжения, усиления уязвимости личности перед явлениями давления, конфликтогенности, отторжения социальной средой. Не случайно, размышляя о роли внешней социальной среды, И.Е. Булатников отмечает: «Еще со времен культурно-исторической концепции Л.С. Выготского речь идет о роли внешней социальной действительности в развитии высших психических функций человека, об эволюции традиционных форм социального контроля. - Насколько обобщенными оказываются те культурные нормы, соблюдения которых требует от своих членов общество, насколько велика самостоятельность индивида в принятии соответствующих решений, является ли он их активным субъектом или только пассивным

206 -I

исполнителем и какое значение придает нравственная культура общества внутренней, мотивационной стороне поведения личности? С другой стороны, в индивидуально-психологическом плане речь идет о формировании внутренней структуры моральных норм и представлений - тех субъективных «инстанций» личности, структурных компонентов ее морального сознания, которые предопределяют степень внутренней психологической причастности индивида к конкретному социуму, идентификации себя с реальной социальной общностью, внутренней осознанности тех норм и принципов, которым индивид сознательно подчиняет себя или с которыми соотносит свое поведение на разных этапах своего онтогенеза» [2, с.43-57].

Освоение механизмов защиты и преодоления затруднений в профессиональной деятельности во многом связано с индивидуальными психологическими особенностями личности, мерой ее профессионализма, сложившимся опытом, нравственной культурой. Не случайно И.Е. Булатников подчеркивает: «Хорошо известно, что саморегуляция личностью своего поведения и всей системы отношений с внешним миром связана с мерой освоения и присвоения ценностей и нормативов культуры. Эта диалектичная связь внешнего и внутреннего выражает степень «окультуренности» человека, приверженность его отфильтрованным многовековой историей культуры нравственным нормам и смыслам. В конечном счете, человеческое в человеке определяется тем, насколько он впитал в себя присущее всему человечеству, свойственное и типичное для всех людей, в какой мере идеальное представление об эталонах должного преломляется в его повседневной жизни, в реальных поступках, в какой степени человек олицетворяет собой и своим поведением сложившиеся и одобряемые обществом нормы морали. Именно здесь берут свое начало регулятивные механизмы «культурного», социально-одобряемого поведения человека; от этих представлений образуется весь спектр нравственных проявлений личности. И, пожалуй, самым важным оказывается не только само по себе представление о моральной норме, сколько палитра чувств, переживаемых личностью от совершаемых ею поступков. Именно здесь образуются важнейшие нравственные состояния человека - страх, стыд, совесть, вина, ответственность, со-переживание, со-страдание, со-радование... Едва ли эти категории (и главное - состояния личности) можно считать не педагогическими: весь опыт педагогики показывает, что формируемая образовательными институтами социальность личности ориентирована прежде всего на освоение общественной морали

- неписанных законов должного, регламентирующих нормативное поведение индивида, предопределяющих основу оценки им поступков других людей и своих собственных, социально-приемлемые формы реализации им своих «природных сущностных сил» (К.Маркс) [2, с.43-57].

Литература:

1. Булатников, И.Е. Воспитание ответственности. -Курск: Мечта, 2011.

2. Булатников, И.Е. Деструкция морального сознания в современном российском обществе как проблема социального воспитания молодежи // Психолого-педагогический поиск. -2011. - № 3 (19). - С. 43-57.

3. Булатников, И.Е. «Кризис культуры» и русское образование: социально-нравственные основы сохранения и воспроизводства русского мира // Русский мир и русское образование в условиях глобализации культуры. Перечитывая философско-педагогическую антропологию Е.П. Белозерцева. к 75-летию профессора Е.П. Белозерцева. Монография / Под ред. И.Е. Булатникова, А.В. Репринцева.- Москва: Издательство «АИРО-XXI», 2015. - 256 с. - С.11-27.

4. Булатников, И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск.

- 2011. - № 1 (17). - С. 79-90.

5. Булатников, И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции обще-ственной морали // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - №3 (23). - С.60-72.

6. Булатников, И.Е. Этические основы русского образования в философско-педагогической концепции Е.П. Белозерцева // Психолого-педагогический поиск.

- 2015. - № 1 (33). - С. 110-134.

7. Булатников, И.Е., Исаев, И.Ф. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. - 2012. - №4. - С. 76-92.

8. Калинина, Н.В. Ресурсы преодоления жизненных трудностей педагогами // Педагогическая наука: история, теория, тенденции развития. - 2010. - №4 (Электронный журнал) URL: www.intellect-invest.org.ua/ukr/ pedagog_editions_e-magazine_pedagogical_science

9. Маркова, А.К. Психология труда учителя: книга для учителя - М.: Просвещение, 1993. -192 с.

10. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Том 18. - № 5. - С. 20-30.

11. Петровский, А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. - 1987. - №4. - С. 30-44.

12. Подымов, Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. Монография. - М.: Прометей, 1998. - 239 с.

13. Репринцев, А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - №1 (25). - С.26-39.

14. Репринцев, А.В. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи или есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского государственного университета. - 2011.- №4. С.131-137.

15. Репринцев, А.В. Патриотизм и гражданственность как базовые ценности самосознания русского этноса // Психолого-педагогический поиск. 2009. - №2 (10). -С.6-17.

16. Репринцев, А.В. Развитие капитализма в российском образовании: взгляд из провинциального вуза // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - №2 (18). - С.24-42.

17. Репринцев, А.В. Развитие представлений об идеале учителя в педагогическом наследии В.А.Сухомлинско-

го // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - № 3 (27). - С.115-125.

18. Репринцев, А.В. Региональная культура как фактор профессионального воспитания // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2003. - № 5. - С.46-50.

19. Репринцев, А.В. Русская школа в контексте глобализации культуры: от буржуазных реформ - к пробуждению самосознания этноса. Предисловие ко второму изданию книги // Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Изд. 2-е. - Курск: Мечта, 2013. - С. 5-19.

20. Репринцев, А.В. Рыночный тип личности как «социальный заказ» современному социальному воспитанию: традиции этноса и дебри «модернизации» // Ярославский педагогический вестник. Т.П. - 2012. -№5. - С.18-23.

21. Шакуров, Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. - 2001. - №3. -С. 3-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.