Научная статья на тему 'Психологическая защита как ресурсосберегающая стратегия деятельности педагога'

Психологическая защита как ресурсосберегающая стратегия деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1110
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ / РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Домырева Е. А.

Современный педагог должен владеть умениями и навыками преодоления психологических трудностей в профессиональной деятельности. При этом необходимо рассматривать конструктивные возможности психологической защиты как ресурсосберегающей стратегии педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая защита как ресурсосберегающая стратегия деятельности педагога»

УДК 159.9:37.015.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КАК РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

© 2011 Е.А. Домырева

канд. психологич. наук, доц. каф. педагогики и психологии развития e-mail: domalena2007@yandex.ru

Курский государственный университет

Современный педагог должен владеть умениями и навыками преодоления психологических трудностей в профессиональной деятельности. При этом необходимо рассматривать конструктивные возможности психологической защиты как ресурсосберегающей стратегии педагогической деятельности.

Ключевые слова: психологическая защита, психологические затруднения,

стратегии преодоления, ресурсосберегающая стратегия.

Современное общество с обилием негативной информации, ломкой жизненных стереотипов снижает психологическую устойчивость личности, ее самозащитных механизмов. Система психологической защиты помогает преодолевать жизненные и профессиональные трудности, сохраняет представления личности о себе.

Педагогическая деятельность содержит в своей структуре психологические затруднения, которые выполняют позитивную, стимулирующую или индикаторную функции и оказывают непосредственное влияние на ее эффективность. При этом речь идет о продуктивности выполнения профессиональной деятельности и сохранении психологического здоровья специалиста. Преодоление психологических трудностей может осуществляться двумя принципиально различными стратегиями: конструктивной и деструктивной. Конструктивная стратегия выражается в трансформации смысловых структур личности; деструктивная обнаруживается в психологической защите, в отказе от продуктивного разрешения критических ситуаций, снятии эмоционального напряжения и сохранении иллюзорной целостности личностной структуры. Таким образом, психологическая защита является одним из способов преодоления психологических трудностей. Но какова его эффективность?

Современная психология имеет богатый теоретический и эмпирический материал, иллюстрирующий многогранность и противоречивость феномена психологической защиты. Эта проблема нашла свое отражение в работах З. Фрейда, Р. Лазаруса, Р. Плутчика, Ф.В. Бассина, Р.М. Грановской, Л.Р. Гребенникова, Е.С. Романовой и др. Особенности проявления психологической защиты в профессиональной деятельности педагогов изучены недостаточно, некоторые аспекты представлены в исследованиях Н.В. Макаровой, О.Н. Ежовой, О.А. Соболевой.

Определяющее значение в концептуальном плане имеют теории, подчеркивающие развивающую роль, конструктивное влияние психологических трудностей на выполняемую деятельность (А.К. Маркова, Р.Х. Шакуров, Н.А. Подымов).

Необходимость рассмотрения функционирования психологической защиты как ресурсосберегающей стратегии деятельности педагога обусловлено противоречием: с одной стороны, подчеркивается деструктивная роль психологической защиты при

преодолении трудностей в деятельности, приводящая к иллюзорной целостности личности; с другой стороны, выделяются нормальные, профилактические формы психологической защиты, а в некоторых исследованиях речь идет о конструктивном характере высших форм защит. В связи с этим проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы возможности психологической защиты как ресурсосберегающей стратегии деятельности педагогов?

Мы предполагаем, что ресурсосберегающий потенциал психологической защиты заключается в возможности конструктивно преодолевать психологические трудности в профессиональной деятельности.

Впервые понятие «психологической защиты» было использовано в практике психоанализа. Именно З. Фрейд определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. Им была сформулирована идея преодоления механизмов психологической защиты. Одним из главных психотерапевтических положений психоанализа является осознание пациентом использования механизмов психологической защиты, тогда эффект их воздействия снимается полностью [Фрейд 2004].

В гуманистической психологии психологическая защита рассматривается как способ инконгруэнтного поведения, формирование конструктивных защит возможно с применением техник достижения конгруэнтности. В своей концепции личности К. Роджерс обозначает цель психотерапевтической практики: создание условий для принятия себя и самоактуализации личности клиента, принимающего на себя ответственность за решение проблем (см.: [Хьелл 2001]).

Н.А. Подымов дает подробный анализ имеющимся в отечественной психологической литературе взглядам на особенности психологической защиты. Она определяется как:

- психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы;

- частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни;

- механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом;

- механизмы, поддерживающие целостность сознания;

- пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации;

- динамика системы установок личности в случае конфликта установок и др.

При этом автор подчеркивает, что в приведенных определениях психологическая

защита является частью каких-либо других психических феноменов: деятельности, установки, отношений личности, компенсации и др. Общим для всех определений является ситуация конфликта, травмы, стресса, а также цель - снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом, и предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики [Подымов 1998].

Некоторые исследователи (В.А. Ташлыков, В.С. Роттенберг, Ф.Е. Василюк, Э.И. Киршбаум, И.Д. Стойков и др.) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутренне-внешнего конфликта. Это объясняется тем, что защитные механизмы ограничивают оптимальное развитие личности, ее собственную активность, активный поиск, тенденцию к персонализации, выход на новый уровень регуляции и взаимодействия с миром. Другие же (Е.Т. Соколова, Р.М. Грановская) рассматривают как патологические формы психологической защиты,

так и нормальные, профилактические формы, постоянно присутствующие в нашей повседневной жизни [Грановская 2006].

Рассматривая проблему опосредования при анализе компенсации чувства неполноценности, Б. В. Зейгарник выделяет деструктивные и конструктивные меры защиты. Первые связываются с неосознанностью их субъектом, а вторые - с осознанным принятием и регуляцией.

Б.В. Зейгарник подчеркивает, что, проявляясь на неосознаваемом уровне, меры защиты нередко приводят к деформации поступков человека, к нарушению гармоничных связей между целями поведения и определяемой поведением ситуацией. Сознательно поставленная цель и контроль за своими действиями на пути к достижению цели становятся основными звеньями опосредованного поведения (см.: [Романова, Гребенников 1996]).

В ситуациях, затрудняющих достижение целей или угрожающих личностным установкам человека, он нередко сознательно прибегает к мерам психологической защиты. К сознательным, компенсаторным действиям прибегают, например, при отрицании тяжелой болезни и выполнении привычной деятельности.

В современной психологии отсутствует единая точка зрения на роль психологической защиты в личностном развитии. Одни ученые (Ф.Е. Василюк, Ю.Б. Захарова, И.И. Ильясов, B.C. Роттенберг, Е.Т. Соколова, В.А. Ташлыков, Т.С. Яценко и др.) подчеркивают в «психологической защите» неадекватные способы адаптации, патологические коммуникации, ослабляющие реальный контакт личности со средой, тем самым обедняющие ее развитие. Есть точка зрения о необходимости применения защит для сохранения позитивного образа Я личности, переживания фрустрирующей ситуации, предотвращения дезорганизации поведения (Ф.В. Бассин, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, P.M. Грановская, Л.Р. Гребенников, Т.Г. Григорьева, Е.С. Романова и др.).

О. А. Соболева считает, что психологическая защита является конструктивной, если она соответствует общественным ожиданиям и правилам; осознанно примененяется; если процессы мышления и воображения являются основой её функционирования; умеренно используется широкий спектр механизмов защиты; если она обеспечивает внешнюю социально-психологическую адаптированность и удовлетворительное решение индивидом жизненных задач и в межличностном взаимодействии способствует прогрессивному развитию и социализации личности [Соболева 2006].

В процессе педагогической деятельности психологическая защита выступает как реакция на затруднения, вызывающие неудовлетворенность педагога [Маркова 1996]. В случаях, когда он не может правильно оценить возникшую критическую ситуацию, объяснить ее причины, снизить эмоциональное напряжение и тревогу педагог может за счет, как правило, бессознательной психологической защиты.

В исследовании Н. А. Подымова перечисляются доминирующие механизмы психологической защиты учителей: отказ от продуктивного разрешения критических ситуаций (вытеснение, блокирование, отрицание), механизмы перестройки мыслей, чувств, поведения (рационализация, интеллектуализация, проекция и идентификация), снятие эмоционального напряжения (соматизация, агрессия), замещение

травмирующих моментов (регрессия, уход в болезнь, поиск альтернативной деятельности) [Подымов 1998].

Мы рассматриваем психологическую защиту как ресурсосберегающую стратегию деятельности педагога. При этом делаем акцент не только на возможности сохранения психологического здоровья, но и мобилизации внутренних ресурсов при столкновении с препятствием, что вызывает перестройку психологической структуры

личности. Здесь речь идет о конструктивной психологической защите в педагогической деятельности.

Реализация исследования находится на первом поисково-подготовительном этапе. Производится теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определена база исследования, проведена первичная диагностика параметров системы психологической защиты педагогов.

Исследование механизмов психологической защиты показало преобладание проекции (35%) и регрессии (24%), тогда как, по утверждению некоторых ученых, наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация, а наиболее деструктивными - проекция и вытеснение. Показатели общей напряженности всех защит приближаются к 50-процентному рубежу, что составляет крайнюю границу нормативных значений этой величины для городского населения России (40-50%). Это отражает реально существующие неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

Полученные результаты свидетельствует о преобладании деструктивной психологической защиты. Ресурсосберегающая функция психологической защиты заключается в выборе конструктивной стратегии преодоления возникшего препятствия и требует от участников взаимодействия осознания и коррекции вызвавших их причин (в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах).

Практическая значимость решения заявленной проблемы заключается в возможности формирования конструктивной психологической защиты педагогов в ходе выполнения профессиональной деятельности, а также на этапе учебнопрофессиональной подготовки студентов - будущих учителей.

Все вышесказанное говорит о необходимости диагностико-коррекционно-профилактических мероприятий. В современной системе вузовской подготовки востребованными являются адресные курсы и программы, направленные на актуализацию внутреннего потенциала и раскрытие имеющихся резервов по конструктивному преодолению профессиональных трудностей. Решением данной цели может быть введение спецкурса «Конструктивное преодоление психологических трудностей». Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:

1) дать общие теоретические сведения по проблеме психологических трудностей в педагогической деятельности;

2) выработать умения диагностировать их виды;

3) подготовить студентов к их конструктивному преодолению.

Содержание курса реализуется в двух направлениях:

• изучение теорий психологических барьеров, защит, психоэмоционального напряжения, эмоционального выгорания и др., их проявлений в поведении и профессиональной деятельности;

• изучение личностных особенностей студентов и формирование конструктивных способов преодоления психологических трудностей.

В первом блоке, теоретическом, рассматриваются научные подходы к проблеме психологических трудностей, в рамках которых формировалось представление о профессиональных трудностях как активном, осознанном процессе, направленном на сохранение целостности личности и реализацию заложенного в ней потенциала. Содержание теоретического блока спецкурса составляют разделы «Психология преодоления барьеров», «Введение в теорию психологической защиты», «Проблема эмоционального выгорания». Реализация данного блока обеспечивает выполнение психолого-педагогического условия по осознанию личностных особенностей.

Во втором, инструментальном блоке используется диагностика основных параметров системы психологических барьеров, защит, проводятся тренинговые занятия, направленные на формирование конструктивных способов преодоления трудностей в различных сферах личности: когнитивной, эмоциональной и

поведенческой.

В процессе взаимодействия со слушателями следует использовать следующие формы работы: лекционные, семинарские, тренинговые занятия, индивидуальное и групповое консультирование. Важное место в работе уделяется самостоятельной работе. На самостоятельное изучение выносится ряд более узких тем, связанных с различными видами психологических барьеров, анализом профессиональных деструкций, уровней функционирования психологической защиты, а также разработка программ по конструктивному преодолению различных психологических трудностей с применением копинг-стратегий, аутогенной тренировки, созданием балинтовских групп и др.

Внедрение в учебный процесс студентов факультета педагогики и психологии спецкурса «Конструктивное преодоление психологических барьеров» оказало влияние на функционирование системы психологической защиты личности, использование стратегий преодоления психологических барьеров, копинг-поведения, на самосознание студентов. Внутриличностные противоречия студентов выступили движущей силой их личностного и профессионального становления, подчеркивая развивающий потенциал конструктивных психологических защит, их ресурсосберегающий характер.

Библиографический список

Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. М.: Речь, 2006. 352 с.

Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный

гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. М.: Прометей, 1998. 239 с.

Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи: Талант, 1996. 144 с.

Соболева О.А. Формирование конструктивной психологической защиты будущих педагогов-психологов: дисс. ... канд. психол. наук. Курск, 2006. 171 с.

Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск: Попурри, 2004. 608 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 2001. 608 с.

Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. №3. С. 3-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.