Научная статья на тему 'Психологические причины коррупции и возможности ее профилактики в уголовно-исполнительной системе'

Психологические причины коррупции и возможности ее профилактики в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
832
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / PROFESSIONAL DEFORMATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА УИС / PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE PENAL SYSTEM EMPLOYEE / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / BRIBERY / КРИМИНАЛЬНЫЙ ЛОББИЗМ И НЕПОТИЗМ / CRIMINAL LOBBYING AND RENT-SEEKING BEHAVIOUR / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / CONFLICT OF INTEREST / ПОЛИМОТИВИРОВАННОСТЬ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ / POLYMOTIVATION OF THE CORRUPT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ежова О.Н.

В статье рассматривается феномен коррупции как одно из проявлений профессиональной деформации сотрудников УИС. Приводится статистика коррупционных проявлений сотрудников УИС. Анализируются психологические причины коррупции и пути ее профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ежова О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION PSYCHOLOGICAL REASONS AND POSSIBILITY OF ITS PREVENTION WITHIN THE PENAL SYSTEM

The article touches upon the phenomenon of corruption as one of the manifestations of professional deformation of the penal staff. Statistics of penal staff corruption is examined. Psychological aspects of corruption and the ways of its prevention are analyzed.

Текст научной работы на тему «Психологические причины коррупции и возможности ее профилактики в уголовно-исполнительной системе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

© 2017 О. Н. Ежова

Аннотация. В статье рассматривается феномен коррупции как одно из проявлений профессиональной деформации сотрудников УИС. Приводится статистика коррупционных проявлений сотрудников УИС. Анализируются психологические причины коррупции и пути ее профилактики.

Ключевые слова: профессиональная деформация, профессиональная деформация личности сотрудника УИС, взяточничество, криминальный лоббизм и непотизм, конфликт интересов, полимотивированность коррупционного поведения.

CORRUPTION PSYCHOLOGICAL REASONS AND POSSIBILITY OF ITS PREVENTION

WITHIN THE PENAL SYSTEM

© 2017 O. Ezhova

Summary. The article touches upon the phenomenon of corruption as one of the manifestations of professional deformation of the penal staff. Statistics of penal staff corruption is examined. Psychological aspects of corruption and the ways of its prevention are analyzed.

Keywords: professional deformation, professional deformation of the penal system employee, bribery, criminal lobbying and rent-seeking behaviour, conflict of interest, polymotivation of the corrupt behavior.

В профессиональной деятельности у сотрудников отмечается профессиональная деструкция, проявляющаяся в изменении качеств личности, которое затрагивает различные аспекты личности (то есть является многоаспектным): стереотипы поведения (характер), ценностные ориентации, отношения с другими людьми. Профессиональная деструкция может быть как положительная, так и отрицательная, но если она негативно сказывается на профессиональной деятельности, то ее называют профессиональной деформацией.

Специфика деятельности в уголовно-исполнительной системе, связанная, с одной стороны, с жестким регламентированием поведения, а с другой - с тесным общением с представителями криминальной субкультуры, способствует возникновению у сотрудников УИС профессиональной деформации, проявляющейся в негативном изменении личностных черт и качеств. Изменения в большей степени затрагивают сферу морали, что в свою очередь приводит к тому, что профессиональная деятельность начинает носить антиобщественный ха-рактер1.

Коррупция является примером проявления профессиональной деформации сотрудников УИС.

Коррупция - это явление, характерное для любого общества, однако везде оно имеет свои особенности, отражающие масштабы и степень ее влияния на функционирование гос-

1 Ежова О. Н., МасловВ. В., Ощепкова О. В. Профилактика и коррекция профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы: учебно-методическое пособие. - Самара: СЮИ ФСИН России, 2005. - С. 5.

ударства в целом. Существует множество различных точек зрения на это явление, но все они сходятся в одном, выделяя отличительную особенность коррупции. В коррупционных отношениях всегда участвуют, как минимум, два субъекта, один из которых в обязательном порядке имеет статус (чиновник), обладает властью и возможностью предоставлять определенные возможности (как материального, так и нематериального характера), а другой -заинтересован в их получении. Другими словами, один имеет возможность дать, а другой хочет непременно это получить, при этом готов платить за услугу. То есть это отношение обмена . По мнению Н. Макиавелли, механизм, лежащий в основе коррупции, заключается в использовании публичных возможностей в частных интересах3.

Исследование, проведенное компанией Verisk Maplecroft с августа 2012 г. по август 2014 г., позволило сделать вывод о том, что страны, активно занимающиеся добычей нефти, имеют очень высокие риски коррупции. Россия разделила десятое место с Южным Суданом из 198 исследованных стран4. Коррупция в современной России затрагивает практически все возможные отрасли, начиная от правоохранительных органов и медицины и заканчивая образовательными учреждениями5.

Взятка - это преступление, как минимум, двух субъектов (только их связь и создает возможность получения взятки). Схема ее достаточно проста - это отношения между взяткодателем и взяткополучателем (в некоторых случаях одно из указанных лиц может заменяться посредником). Другими словами, взятка является двуединым преступлением, при этом оба преступления взаимно дополняют друг друга6.

Коррупция порождает криминальную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в России, что в полной мере отражается и на деятельности уголовно-исполнительной системы.

Правоохранительные органы призваны обеспечить безопасность страны, поэтому проблема, связанная с коррупционными проявлениями в этих структурах, является острой и злободневной, следовательно, одним из приоритетных направлений деятельности государства является профилактика и противодействие коррупции.

Коррупция - это незаконное использование физическим лицом своего должностного положения (злоупотребление служебным положением и полномочиями) «в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами или

7

совершение указанных деяний от имени или в интересах юридических лиц» . Выделяют следующие виды коррупционных деяний: дача или получение взятки (взяточничество); коммерческий подкуп;

покровительство (продвижение интересов), в основе которого лежит подкуп представителей власти (криминальный лоббизм), в случае если подкуп совершают предприниматели с криминальной направленностью, то это называется криминальным непотизмом;

незаконное участие в предпринимательской деятельности (лично или через других лиц);

2 Быстрова А. С., Сильвестрос М. В. Коррупция в современной России: социальное явление, инструмент политики, социальная проблема? (основные понятия, исследовательские подходы) [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Гражданское общество». - Режим доступа: http://www.civisbook.ru/ (дата обращения: 10.06.2016).

3 Государственное управление: словарь-справочник. - М.; СПб., 2001. - С. 250.

4 Россия является одной из самых коррумпированных стран в мире: новости от 19 июня 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://investcafe.ru/news/61376 (дата обращения: 16.07.2016).

5 Антикоррупционная деятельность в уголовно-исполнительной системе: курс лекций / под общ. ред. А. А. Рудого. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 14.

6 Краткие лекции по антикоррупционной тематике / Т. Н. Дазмарова [и др.]. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 3.

7 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. Федерального закона от 15.02.2016 № 24-ФЗ) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 10.04.2016).

приобретение собственности или отвлечение государственных средств для личных целей;

разглашение или предоставление служебной информацией в личных интересах (или заинтересованных лиц);

приватизация федеральной собственности, осуществляемая незаконным образом (захват пакета акций, организация незаконных торгов);

незаконное предоставление преимуществ (преференции) различным лицам или группам (торговым, промышленным и т. д.^; некоторые другие подобные деяния .

При изучении явления коррупции недостаточное внимание уделяется психологическому аспекту. В конце прошлого века Ю. А. Антонян исследовал личность и особенности поведения людей, которые были осуждены как за получение взятки, так и за совершение хищений в особо крупных размерах9.

Как показали результаты исследования, в основе коррупционного поведения лежат одновременно несколько мотивов (поведение полимотивировано):

- корысть (следует отметить, что иногда люди не знали, для чего им нужны материальные средства в таком количестве, то есть получение их любым способом, включая и незаконный, стало самоцелью);

- игровые мотивы.

Именно игровые мотивы, по мнению Ю. А. Антоняна, приносят коррупционерам эмоциональное удовлетворение, наполняют их жизнь яркими красками.

Это чем-то напоминает игровую зависимость, игра с законом для этих людей становится не только неотъемлемой частью их жизни, но и смыслом жизни, поэтому лишиться этого удовольствия для них очень трудно.

Игровые и корыстные мотивы (стремление получить как материальную выгоду, так и моральное удовольствие), как отмечает Ю. А. Антонян, не только усиливают друг друга, но и создают прочную базу для того, чтобы коррупционное поведение становилось образом жизни человека, что в свою очередь ведет к распространению коррупции как явления.

А. Л. Журавлев и А. В. Юревич изучали особенности личности сотрудников органов внутренних дел, которые совершили коррупционные преступления. На основании полученных результатом они выделили психологические факторы коррупции10. Коррупционеры характеризуются следующими качествами:

отстраненность, близкое общение с небольшим кругом лиц (осторожность при установлении близких отношений);

отсутствие чувства вины и сострадания к лицам, пострадавшим от коррупционных действий;

скрытая агрессия, которая служит одним из главных факторов склонности к коррупции. Исследуемые в качестве психологической защиты часто используют отрицание (как страус - спрятать голову в песок) или компенсацию (при этом оправдывая свои действия тем, что все делают так же). Такие сотрудники характеризуются цинизмом, их не пугает возможность наказания, поэтому они не скрывают своих действий коррупционного характера.

В нашей стране можно выделить три аспекта, связанные с отношением к коррупционным проявлениям, которые способствуют их распространению:

отношение к коррупции как к неискоренимому и повсеместному (все берут) уровню зла, не заслуживающему серьезного осуждения;

8 Драпкин Л. Я., ЗлоченкоЯ. М. Российская коррупция: системный подход к исследованию проблемы [Электронный ресурс] // Электронный каталог библиотеки юридического факультета СПбГУ. - 2006.

9 Антонян Ю. А. Типология коррупции и коррупционного поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://antonyan-jm.narod.ru/inter3.html (дата обращения: 09.07.2016).

10 Журавлев А. Л., Юревич А. В. Психологические факторы коррупции // Социологические исследования. - 2014. - № 7. - С. 63-71.

осуждение вызывают лишь крупные взятки, особенно, когда, по мнению народа, взятка не соответствует статусу чиновника и уровню его «услуги»;

разное отношение к своим действиям и действиям другого человека - двойные стандарты (себя и близких людей человек склонен оправдывать (причина видится либо во внешних обстоятельствах, либо других людях), а к другим людям относиться с повышенной критичностью (причина поведения видится в его негативных качествах и чертах характера).

В России люди на первое место обычно ставят межличностные отношения (им отдают преимущество перед деловыми), при этом отношение к благодарности всегда положительное (то есть как взятка она не рассматривается). На основании этих результатов А. Л. Журавлев и А. В. Юревич делают вывод, что коррупция в России - это образ жизни.

Факты, подтверждающие наличие коррупционных отношений и в уголовно-исполнительной системе (преступления коррупционной направленности совершают сами сотрудники), вызывает большой общественный резонанс. Оперативный аппарат ФСИН России тщательно следит за сотрудниками в целях предотвращения коррупционных проявлений. Следует констатировать, что сотрудники УИС достаточно часто преступают закон, сведения об этом отражаются в ежегодной статистической отчетности.

Как отмечает Д. Н. Лакин11, наиболее часто сотрудники УИС совершают следующие коррупционные преступления:

12

получение взятки (ст. 290 Уголовного кодекса РФ12);

превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Предметом получения (дачи) взятки согласно ст. 290 УК РФ являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконное оказание услуг имущественного характера, а также предоставление иных имущественных прав.

Уровень коррупционных преступлений на сегодняшний день продолжает оставаться высоким.

По факту получения (дачи) взятки возбуждено 96 (26,5 %) уголовных дел. В 2015 г. осуждено 283 сотрудника, в том числе 36 руководителей, 121 сотрудник среднего и старшего начальствующего состава, 126 сотрудников рядового и младшего начальствующего состава.

В УИС предметом получения (дачи) взятки от осужденных (их родственников или других заинтересованных лиц) являются: предоставление условно-досрочного освобождения; предоставление осужденным необоснованных льгот и послаблений в режиме отбывания наказания; перевод осужденных из одного исправительного учреждения в другое.

Закон о контрактной системе (от 5.04.2013 № 44-ФЗ) нацелен на повышение эффективности закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд за счет обеспечения открытости и прозрачности в сфере закупок, создания равных условий для конкуренции между участниками закупок и повышения степени ответственности участников закупок за свои действия.

Закупка по завышенным ценам товаров, работ или услуг у единого поставщика также является предметом коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками УИС.

Еще одним предметом коррупционных преступлений в УИС является нецелевое использование денежных средств (принуждение сотрудников сдавать денежные средства на какие-нибудь нужды).

11 Лакин Д. Н. Некоторые аспекты противодействия преступлениям коррупционного характера в уголовно-исполнительной системе // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития: сборник докладов участников Международной научно-практической конференции (Рязань, 22-23 ноября 2012 г.): в 4 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - Т. 2: Доклады участников круглых столов. - С. 85-87.

12 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.07.2016).

Важной мерой профилактики коррупционных проявлений в правоохранительных органах РФ является установление дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 20142015 гг. продолжилась работа по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, в том числе среди замещающих должности государственной службы категории «руководители». В 2015 г. на заседаниях аттестационных комиссий территориальных органов ФСИН России были рассмотрены вопросы, связанные с урегулированием конфликта интересов и соблюдения требований к служебному поведению в отношении 3109 работников УИС13.

Несмотря на неоднократные указания руководства ФСИН России о недопустимости совместного прохождения службы сотрудниками УИС, состоящими между собой в близком родстве, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подкон-

14

трольностью одного из них другому , руководителями территориальных органов не принимаются должные меры по недопущению подобных нарушений, более того, имеются случаи их сокрытия (ГУФСИН России по Свердловской области, УФСИН России по Пензенской и Ивановской областям).

Проблеме противодействия коррупции в настоящее время посвящено большое количество научных работ, где авторы предлагают различные меры, диапазон которых распространяется от регулирования процедур (например, прием на службу) до пересмотра степени ответственности за правонарушения различного характера.

Противодействие коррупции предполагает деятельность, которую осуществляют органы власти различного уровня (от федерального до территориального), а также институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах своих полномочий, направленную:

а) на профилактику коррупции (выявление причин коррупции и их устранение);

б) борьбу с коррупцией (выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений);

в) минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

Предупреждение и борьба с коррупцией в соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года (утверждена 12.05.2009 указом Президента РФ № 537) являются одними из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности.

Одной из мер предупреждения коррупционных проявлений является контроль доходов и расходов сотрудников УИС (подача сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера). В 2015 г. сведения о доходах (справки) представили свыше 87 тыс. сотрудников. Наказание за непредоставление сведений (либо если сведения недостоверны) достаточно суровое (от наложения на сотрудника УИС взысканий вплоть до увольнения на основании утраты доверия).

В 2015 г. проведены 1459 проверок достоверности и полноты сведений, предоставляемых сотрудниками, по результатам которых 617 сотрудников привлечены к дисциплинарной ответственности, 11 сотрудников уволены в связи с утратой доверия. Особое внимание в последнее время уделяется контролю за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности, их доходам.

В обязанности государственных служащих входит обязательное уведомление работодателей (а также других государственных органов или органов прокуратуры) обо всех случаях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

13 Обзор ФСИН России за 2015 г. - С. 12-13.

14 Ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

15 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В целях единообразного применения ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приказом ФСИН России от 29.05.2010 № 256 утвержден порядок, в соответствии с которым сотрудники УИС уведомляют об этих фактах.

Для борьбы с коррупцией и предотвращения случаев совершения коррупционных правонарушений в уголовно-исполнительной системе функционируют подразделения собственной безопасности (во всех территориальных органах ФСИН России)16. Сотрудники этих подразделений осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и устранение причин совершения сотрудниками УИС коррупционных правонарушений (чаще всего другим субъектом этих коррупционных отношений выступает либо осужденный (группа осужденных) либо его (их) родственники или знакомые).

Коррупционные преступления совершают сотрудники с деструктивным поведением, для которых на первом месте стоит возможность получения материальной выгоды. Следует отметить, что наиболее часто эти преступления совершают сотрудники подразделений, непосредственно взаимодействующие с осужденными (оперативный отдел, службы тыла, производства, отдела воспитательной работы) в рамках своей деятельности17.

В качестве одной из причин распространения коррупции выступает низкий профессиональный уровень подготовки и недостаточная компетентность сотрудников УИС.

Для ликвидации этого пробела для федеральных государственных служащих, которые по роду своей деятельности участвуют в противодействии коррупции, с 2012 г. по

18

2015 г. были организованы курсы повышение квалификации . В 2015 г. по программе повышения квалификации «Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений» прошли обучение 44 сотрудника территориальных органов ФСИН России.

В настоящее время в учреждениях и органах УИС в рамках служебной подготовки проводятся занятия по антикоррупционной тематике. Они могут проводиться в форме лекций, семинаров, тренингов, с этой целью могут быть использованы совещания и другие формы обмена опытом по антикоррупционной деятельности. При этом кандидаты, принимаемые на службу в УИС, в обязательном порядке под роспись знакомятся с общими принципами и этикой служебного поведения государственных служащих. В целях усиления антикоррупционной пропаганды и воспитания нетерпимого отношения к коррупции используются различные формы воспитательной работы. Так, в 2015 г. в территориальных органах и образовательных учреждениях ФСИН России был проведен конкурс социальных и мотивирующих видеороликов антикоррупционной направленности, в нем приняли участие 186 видеороликов.

Социальная профилактика коррупционной преступности включает в себя правовое, материально-техническое и информационное обеспечение деятельности УИС. По мнению К. А. Борисенко, в эту систему целесообразно включать еще организационно-управленческую и кадровую работу19.

16 Приказ ФСИН России от 2 марта 2010 № 72 «О внесении изменений в штатное расписание территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.07.2016).

17МинковаЕ. А., Южбабенко С. М. Повышение эффективности противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития: сборник докладов участников Международной научно-практической конференции (Рязань, 22-23 ноября 2012 г.): в 4 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - Т. 2: Доклады участников круглых столов. - С. 92.

18 Распоряжение Президента РФ № 140-рп от 21 мая 2015 г. «Об организации в 2015 г. повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.07.2016).

19 Борисенко К. А. Борьба с коррупцией в уголовно-исполнительной системе: вопросы профилактики и предупреждения [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 10; - Режим доступа: http://human.snauka.ru/ 2015/10/12761 (дата обращения: 12.06.2016).

Кадровая работа в УИС должна осуществляться по следующим направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Подбор высококвалифицированных кадров и контроль за прохождением службы в соответствии с законодательством, но с учетом личностного потенциала.

- Совершенствование форм воспитательной работы с личным составом.

- Повышение качества профессионального образования и подготовки кадров. Более тщательному отбору кадров может способствовать использование полиграфа,

однако в настоящее время проверка на полиграфе осуществляется только на добровольной основе (необходимо согласие сотрудника, который проходит эту процедуру), что отчасти снижает эффективность этой процедуры.

Целесообразно кардинально изменить существующую практику назначения людей на руководящие должности, сделав обязательной проверку кандидатов на службу, которая будет проводиться психологами с помощью полиграфа. Целью должна быть проверка истинного отношения претендента к возможности совершения коррупционных преступлений, а также наличия факторов, которые могут этому воспрепятствовать.

Профессиональная подготовка сотрудников УИС в сфере антикоррупционной деятельности должна быть направлена на повышение не только общей культуры, но и уровня служебной культуры. При этом в ходе обучения у сотрудника должны сформироваться не только умения и навыки антикоррупционного поведения, но и мировоззрение, в основе которого лежит непримиримость к данному явлению. Все вышесказанное будет не только способствовать повышению эффективности антикоррупционной деятельности, но и являться средством профилактики у сотрудника УИС возможных коррупционных проявлений.

В качестве приоритетных направлений профилактики коррупционных и иных правонарушений в УИС можно выделить следующие:

ротация кадров, занимающих руководящие должности в УИС;

учет при назначении на вышестоящую должность сотрудников УИС, состоящих в резерве, фактов добросовестного исполнения служебных обязанностей в течение длительного времени, а также наличие поощрений и классного чина;

обеспечение в служебной деятельности соблюдения требований предотвращения и урегулирования конфликта интересов среди сотрудников;

выполнение сотрудниками УИС и гражданскими служащими ограничений, запретов, обязанностей и правил служебного поведения, установленных законодательством;

просветительная работа, направленная на разъяснение актуальных вопросов противодействия коррупции, и воспитательная работа, направленная на формирование у сотрудников УИС стандартов антикоррупционного поведения;

формирование у сотрудников устойчивого негативного отношения к коррупции; обучение сотрудников антикоррупционной деятельности в рамках служебной подготовки или повышения квалификации;

проведение служебных проверок по факту правонарушений коррупционного характера, совершенных сотрудниками УИС, по итогам которых при установлении данного факта виновные должны быть привлечены к ответственности, установленной законом;

тщательный отбор кандидатов для поступления на службу (в качестве одного из критериев отсева должна выступать склонность к коррупционным проявлениям); организация взаимодействия с ветеранами и пенсионерами УИС.

20

Для повышения эффективности противодействия коррупции в УИС необходимо особое внимание уделять профессиональным и морально-волевым качествам сотрудников

20 Минкова Е. А., Южбабенко С. М. Повышение эффективности противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития: сборник докладов участников Международной научно-практической конференции (Рязань, 22-23 ноября 2012 г.): в 4 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - Т. 2: Доклады участников круглых столов. - С. 93.

УИС, без которых невозможно выполнение многообразных и сложных задач, часто решаемых в условиях дефицита времени при постоянном риске и повышенной социальной ответственности за ошибки.

Все вышеизложенное определяет и высокие требования к уровню психологической подготовленности сотрудников ФСИН России.

Способы противодействия коррупции в современной России в основном являются мерами юридического характера. Целесообразно эти меры дополнять неюридическими (в основе которых лежит знание характеристик личности, которые способствуют возникновению профессиональной деформации и деструктивных форм поведения). В связи с этим для успешного профессионального становления сотрудника УИС необходимо формировать у него еще на стадии обучения психологическую компетентность21, которая предполагает наличие знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективную коммуникацию, управленческую деятельность, профилактику и разрешение социальных конфликтов в рамках закона.

Библиографический список

Антикоррупционная деятельность в уголовно-исполнительной системе: курс лекций / под общ. ред. А. А. Рудого. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - 286 с.

Антонян, Ю. А. Типология коррупции и коррупционного поведения [Электронный ресурс] / Ю. А. Антонян. - Режим доступа: http://antonyan-jm.narod.ru/ inter3.html (дата обращения: 09.07.2016).

Борисенко, К. А. Борьба с коррупцией в уголовно-исполнительной системе: вопросы профилактики и предупреждения [Электронный ресурс] / К. А. Борисенко // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 10; - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/10/12761 (дата обращения: 12.06.2016).

Быстрова, А. С. Коррупция в современной России: социальное явление, инструмент политики, социальная проблема? (основные понятия, исследовательские подходы) [Электронный ресурс] / А. С. Быстрова, М. В. Сильвестрос // Электронная библиотека «Гражданское общество».

- Режим доступа: http://www.civisbook.ru/ (дата обращения: 10.06.2016).

Государственное управление: словарь-справочник. - М.; СПб., 2001. - 630 с.

Драпкин, Л. Я., Злоченко, Я. М. Российская коррупция: системный подход к исследованию проблемы [Электронный ресурс] / Л. Я. Драпкин, Я. М. Злоченко // Электронный каталог библиотеки юридического факультета СПбГУ. - 2006.

Ежова, О. Н. Профессиональное становление сотрудников уголовно-исполнительной системы: психологический аспект / О. Н. Ежова // Евразийский юридический журнал. - 2015.

- № 5(84). - С. 267-269.

Ежова, О. Н. Профилактика и коррекция профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы: учебно-методическое пособие / О. Н. Ежова, В. В. Маслов, О. В. Ощепкова. - Самара: СЮИ ФСИН России, 2005. - 138 с.

Журавлев, А. Л. Психологические факторы коррупции / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич // Социологические исследования. - 2014. - № 7. - С. 63-71.

Краткие лекции по антикоррупционной тематике / Т. Н. Дазмарова [и др.]. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - 48 с.

Лакин, Д. Н. Некоторые аспекты противодействия преступлениям коррупционного характера в уголовно-исполнительной системе / Д. Н. Лакин // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития: сборник докладов участников Международной научно-практической конференции (Рязань, 22-23 ноября 2012 г.): в 4 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - Т. 2: Доклады участников круглых столов. - С. 85-87.

21 Ежова О. Н. Профессиональное становление сотрудников уголовно-исполнительной системы: психологический аспект // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 5(84). - С. 267-269.

Минкова, Е. А. Повышение эффективности противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации / Е. А. Минкова, С. М. Южбабенко // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития: сборник докладов участников Международной научно-практической конференции (Рязань, 22-23 ноября 2012 г.): в 4 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - Т. 2: Доклады участников круглых столов. - С. 92-94.

Обзор ФСИН России за 2015 г.

Приказ ФСИН России от 2 марта 2010 г. № 72 «О внесении изменений в штатное расписание территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.07.2016).

Распоряжение Президента РФ № 140-рп от 21 мая 2015 г. «Об организации в 2015 г. повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.07.2016).

Россия является одной из самых коррумпированных стран в мире: новости от 19 июня 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://investcafe.ru/news/61376 (дата обращения: 16.07.2016).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.07.2016).

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федерального закона от 15.02.2016 № 24-ФЗ) (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 10.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.