Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / СЛАБОВИДЯЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / SELF-PRESENTATION / SIGH-IMPAIRED SCHOOLCHILDREN / VERBAL AND NON-VERBAL COMPONENTS OF SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заиграева Надежда Викторовна, Хацкевич Любовь Сергеевна

Введение. В статье рассматриваются результаты исследования о предпосылках и препятствиях самопрезентации слабовидящих школьников. На этот вид самовыражения человека влияет множество факторов: самооценка, коммуникативные способности, социометрический статус, пол, соблюдение социальных норм поведения и др. Все эти факторы могут быть рассмотрены как психологические предпосылки, позволяющие успешно представить себя аудитории, или же могут быть препятствиями, затрудняющими самопрезентацию. Материалы и методы. Предметом проведённого исследования стали вербальные и невербальные компоненты в самопрезентации слабовидящих подростков в сравнении с группой нормально видящих сверстников. Для решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы применялись анализ социально-психологической литературы, эмпирические методы (социометрия, опросник), методы наблюдения, контент-анализа, качественного и количественного анализа результатов с последующим применением программы STATISTICA 6.1. Результаты исследования. Анализ результатов исследования показал, что самопрезентация сопоставимых групп существенно не различается, то есть слабовидящие школьники, обучающиеся в условиях коррекционной школы, способны представить себя наравне со своими нормально развивающимися сверстниками. Различия обнаруживаются по критерию «полнота рассказа». В обеих сравниваемых группах выявлены различия по полу, также имеются школьники как с успешной, так и с менее успешной самопрезентацией. Личностные характеристики обучающихся выступили как в качестве предпосылок, так и в качестве препятствий для самопрезентации. Заключение. Практическая значимость исследования заключается в том, что при благоприятных психолого-педагогических условиях у слабовидящих школьников формируются умения для успешной самопрезентации, что повышает шанс их социализации и адаптации в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Заиграева Надежда Викторовна, Хацкевич Любовь Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREREQUISITES OF AND OBSTACLES TO SELF-PRESENTATION OF SIGHT-IMPAIRED SCHOOLCHILDREN

Introduction. The paper is concerned with the study on prerequisites for and obstacles to self-presentation of sight-impaired schoolchildren. Many factors can influence this type of self-expression: self-esteem, communicative abilities, sociometric status, gender, social norms of behavior, and others. All these factors can be considered either as psychological prerequisites that allow a person to present him/herself successfully to the audience or, on the contrary, as obstacles that pose difficulties for self-presentation.Data and methods. The verbal and non-verbal components in self-presentation of sight-impaired teenagers were examined and compared with those of a group of peers with normal eyesight. To accomplish the objectives of the research and test the hypothesis, the study employed the analysis of social and psychological literature, empirical methods (sociometry, questionnaire), observation methods, content analysis, and qualitative and quantitative analysis of the results using STATISTICA 6.1 software.The results of the study. The findings have shown that self-presentation of comparable groups does not differ significantly, i.e., the sight-impaired schoolchildren studying in a correctional school can present themselves on an equal basis with their peers without such disorders. However, there are differences in self-presentation according to the criterion “completeness” of the story. Also, there are gender differences in both compared groups. There are also students with both successful and unsuccessful self-presentation in every group. Personal characteristics of students acted both as prerequisites for and as obstacles to self-presentation.Conclusion. The study is of practical significance since it shows that favorable psychological and pedagogical conditions allow visually impaired schoolchildren to develop skills for successful self-presentation, which increases the chance of their socialization and adaptation in society.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.015.3+376.3

Психологические предпосылки и препятствия для самопрезентации слабовидящих школьников

Н. В. Заиграева

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Л. С. Хацкевич

педагог-психолог МБОУ СОШ № 18, г. Иркутск

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются результаты исследования о предпосылках и препятствиях самопрезентации слабовидящих школьников. На этот вид самовыражения человека влияет множество факторов: самооценка, коммуникативные способности, социометрический статус, пол, соблюдение социальных норм поведения и др. Все эти факторы могут быть рассмотрены как психологические предпосылки, позволяющие успешно представить себя аудитории, или же могут быть препятствиями, затрудняющими самопрезентацию.

Материалы и методы. Предметом проведённого исследования стали вербальные и невербальные компоненты в самопрезентации слабовидящих подростков в сравнении с группой нормально видящих сверстников. Для решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы применялись анализ социально-психологической литературы, эмпирические методы (социометрия, опросник), методы наблюдения, контент-анализа, качественного и количественного анализа результатов с последующим применением программы STATISTICA 6.1.

Результаты исследования. Анализ результатов исследования показал, что самопрезентация сопоставимых групп существенно не различается, то есть слабовидящие школьники, обучающиеся в условиях коррекционной школы, способны представить себя наравне со своими нормально развивающимися сверстниками. Различия обнаруживаются по критерию «полнота рассказа». В обеих сравниваемых группах выявлены различия по полу, также имеются школьники как с успешной, так и с менее успешной самопрезентацией. Личностные характеристики обучающихся выступили как в качестве предпосылок, так и в качестве препятствий для самопрезентации.

Заключение. Практическая значимость исследования заключается в том, что при благоприятных психолого-педагогических условиях у слабовидящих школьников формируются умения для успешной самопрезентации, что повышает шанс их социализации и адаптации в обществе.

Ключевые

слова: самопрезентация, слабовидящие школьники, вербальные и невер-

бальные компоненты самопрезентации.

Для

цитирования: Заиграева Н. В., Хацкевич Л. С. Психологические предпосылки и препятствия для самопрезентации слабовидящих школьников // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С.760-774. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-760-774

Дата поступления статьи в редакцию:

14 октября 2020 г. Актуальность исследования

Значимость самопрезентации в настоящее время возрастает, так как презентовать себя становится необходимым умением для каждого человека, чтобы обрести новых друзей, утвердиться в новом коллективе, заинтересовать потенциальных работодателей, завести деловой круг знакомств.

В науке самопрезентацию рассматривают как намеренное и осознаваемое поведение, направленное на то, чтобы создать определённый образ себя и впечатление о себе. Зачастую данный термин употребляют как синоним словам «самоподача», «самопредъявление», «самовыражение» - демонстрация собственной личности, которая влияет на успешность или неуспешность, эффективность или неэффективность взаимодействия с социальным окружением. В каждом обществе существуют определённые традиции самопрезентации (в частности, это правила адекватного и уместного поведения), потому что в любом социуме люди озабочены проблемой, как произвести нужное впечатление на окружающих людей. Важность изучения самопрезентации заключается в том, что мир не стоит на месте, вместе с развитием мира уходят старые социальные нормы, правила и появляются новые. Вследствие этого необходимо постоянно подстраиваться под меняющийся уклад, обучаться новым социальным правилам и нормам представления себя, что способствует успешной социализации в обществе.

Как показывают работы В. П. Гудониса, В. З. Денискиной, А. Г. Литвака, Л. И. Солнцевой [4-6; 9; 17] и др., ограниченность чувственного познания у детей с нарушением зрения существенно обедняет их развитие, что отражается на различных аспектах становления личности. Трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью вызывают сложные переживания и негативные реакции, которые приводят к развитию отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, самоизоляции; в других случаях - повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.

У слабовидящих детей восприятие происходит на суженной сенсорной основе, что значительно обедняет их чувственный опыт, нарушает визуальное общение - «контакт глаз», который столь важен при самопрезентации, имеются трудности в практической микро- и макроориентировке, неуверенность при высказывании, бедность интонационной окраски рассказа - всё это затрудняет социальную адаптацию.

Актуальность исследования темы самопрезентации у слабовидящих школьников обусловлена важностью изучения и сопоставления вербальных и невербальных особенностей самоподачи «образа я», психологических препятствий на пути овладения данным процессом, определяющим в дальнейшем степень их социализации.

Обзор литературы

Проблеме изучения самопрезентации посвящены немногочисленные публикации как в отечественной [7; 8; 10-13; 18; 19], так и в зарубежной науке [20-22]. Наиболее полное представление об этом явлении можно получить из работ И. Гофмана, которые стали классикой в вопросе изучения данной проблемы [3].

Обратимся к понятию «самопрезентация». Если посмотреть семантику слова, то «самопрезентация» (в переводе с английского «Self-presentation» - «Я - сам» или «представление», «преподнесение») - это показ своего внутреннего мира другим людям [18].

И. В. Куницына в своих работах трактует этот показ как «...кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении» [8, с. 24]. По мнению И. П. Шкурато-вой, «.это широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе другим лицам и создания определённого образа о себе» [19, с. 8]. Данные определения делают акцент на том, что самопрезентация представляется в вербальном и невербальном виде в поведении.

Г. В. Бороздина, напротив, не делает акцент на то, каким образом происходит самопрезентация, и указывает, что это процесс управления восприятием субъекта путём запуска механизма социального восприятия [2, с. 13]. Таким образом, несмотря на то, что дать единое определение этого термина невозможно, выделим ряд общих моментов: 1) самопрезентация является выражением «образа я» в поведении, а средствами реализации этого явления будут вербальное и невербальное поведение личности; 2) самопрезентация представляет собой способ регулирования взаимодействия между субъектом и социальной средой [13].

Процесс самопрезентации разносторонен, состоит из множества звеньев и осуществляется при межличностном взаимодействии в вербальной или невербальной форме [7]. У самопрезентации, кроме частных целей, имеется одна, преследуемая каждым, кто её осуществляет, - произведение определённого впечатления на аудиторию в конкретной социальной ситуации и управление этим впечатлением [10].

Стремление управлять вниманием других людей, получать оценку своим действиям и поступкам - врождённое качество человека. Самопрезентация - это не статичное, а динамичное социально-психологическое образование. По И. Гофману, у человека существуют уже разработанные схемы (стратегии) поведения, среди которых он их выбирает в различных ситуациях. Эти схемы формируются у человека в детстве и проявляются на протяжении всей его жизни [3].

Компонентами самопрезентации ребёнок овладевает постепенно, в процессе взросления. Уже в дошкольном возрасте ребёнок стремится продемонстрировать окружающим в вербальной форме свои индивидуальные особенности, телесные параметры, обладание каким-либо предметом [11; 12]. В младшем школьном возрасте продолжается формирование самопрезентации [16]. У ребёнка складываются определённые самопредставления о себе как о личности и некоторые социальные характеристики, которые способствуют гармоничной самопрезентации в обществе.

В детстве она чаще осуществляется интуитивно. Начиная с подросткового возраста человек способен самостоятельно оценить свои способности и черты характера, значит, он осознанно отвечает за свой образ и управляет своим поведением.

Социально-психологический анализ литературы позволил познакомиться с опре-

делениями разных авторов о процессе самопрезентации личности, его структурных составляющих, условиях формирования и особенностях протекания в разные возрастные периоды. Это сложный процесс по управлению впечатлением о себе, включающий большой объём (осознаваемых и неосознаваемых) техник, тактик и стратегий, выбор которых зависит от аудитории и личностных особенностей коммуникатора.

Теоретический обзор даёт основание утверждать, что для самопрезентации существуют определённые предпосылки и препятствия. Под предпосылками мы понимаем те личностные характеристики и способности, которые позволяют субъекту наиболее успешно представить себя перед аудиторией. К препятствиям мы относим те личностные характеристики, которые не позволяют субъекту сформировать у аудитории благоприятное впечатление о себе, и представляем самопрезентацию как неуспешную или менее успешную. Можно предположить, что на неё будет влиять множество факторов, которые могут выступать как предпосылки и как препятствия: пол, самооценка, социометрический статус, общительность, соблюдение социальных норм поведения, умение полно и логично представить информацию о себе.

Исследование проводилось с целью изучения психологических предпосылок и препятствий для самопрезентации слабовидящих школьников. Этапами реализации цели выступили конкретные задачи: первая - теоретическая задача: на основании анализа социально-психологической литературы выделить психологические предпосылки и препятствия для самопрезентации личности. Вторая задача - сбор эмпирического материала, его анализ и интерпретация: с помощью диагностических методов и методик изучить и провести анализ самопрезентации у слабовидящих школьников; третья задача - разработать рекомендации для педагогов и психологов по формированию умения самопрезентации в школьном возрасте.

Предполагалось, что успешность или неуспешность самопрезентации слабовидящих школьников будет зависеть от вербальных и невербальных умений самопредъявления, а также от некоторых личностных характеристик, которые будут являться как предпосылками, так и препятствиями для самовыражения.

Предполагалось, что успешность или неуспешность самопрезентации слабовидящих школьников будет зависеть от сенсорного нарушения, задержки психического развития, от вербальных и невербальных умений самопредъявления, а также от некоторых личностных характеристик, которые будут являться как предпосылками, так и препятствиями для самовыражения.

Исследование проводилось на базе двух школ - Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 8 г. Иркутска» для обучающихся с нарушением зрения и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 71, где формировалась контрольная группа подростков без зрительной патологии, т. е. нормально развивающиеся сверстники. Общая выборка принявших участие составила 48 школьников - по 24 человека из каждой школы в возрасте от 10 до 13 лет.

Материалы и методы

Для решения цели и подтверждения гипотезы исследования применялись: методика изучения самооценки «Дембо-Рубинштейна», методы социометрии и наблюдения в экспериментальной ситуации «Расскажи о себе», авторский опросник для учителя. Представим их подробнее.

«Методика Дембо-Рубинштейн» [1] привлекалась для диагностики самооценки исследуемых с целью установления связи со способностью презентовать себя. Определялась низкая, нормальная, высокая самооценка.

Социометрия [14] как метод изучения межличностных отношений в группе была

использована нами для выявления социометрического статуса обучающегося в классе и установления взаимосвязи между положением в группе и способностью к самопрезентации. Преимущество данного метода исследования заключается в том, что он является доступным для слабовидящих школьников.

Методика «Расскажи о себе» осуществлялась с помощью наблюдения психологом в экспериментальной ситуации, где школьник рассказывал о себе. Психолог по заранее выделенным критериям оценивал самопрезентации обучающихся, которым была дана следующая инструкция: «Представьте ситуацию: вы перешли в другую школу, и новые одноклассники попросили вас рассказать о себе, чтобы лучше познакомиться. Они, в свою очередь, будут рассказывать о себе. Что бы ты рассказал (а)?».

В ходе исследования проводилось наблюдение за самопрезентацией - вербальным и невербальным поведением обучающихся, также анализировался контекст (содержание) рассказов. Оценивались следующие качественные характеристики самопрезентации: полнота рассказа о себе, логичное и последовательное построение рассказа, структура предложений.

Полнота оценивалась в зависимости от количества представленных тем в рассказе. Контент-анализ позволил выделить следующие темы: «Приветствие», «Имя», «Возраст», «Учёба», «Хобби», «Социальное окружение», «Положительные личностные качества», «Отрицательные личностные качества», «Информация о будущем». Так, если ребёнок называл от 6 и более тем в рассказе, его рассказ оценивался как полный. Если же количество тем не превышало 5, то рассказ относился к менее полному.

В вербальном поведении оценивались такие признаки, как запинки и длительные паузы; использование защитных стратегий самопрезентации; использование ассертив-ных стратегий самопрезентации (преувеличение своих достижений и возможностей); тон, высота голоса (тихий, нормальный, излишне громкий).

В невербальном поведении оценке подверглись следующие признаки: выразительные особенности лица (улыбка, мимика и др.); открытые или закрытые жесты и поза тела (положение ладоней, поза рук, ног, тела) в процессе рассказа; контакт глазами (смотрит на собеседника, смотрит сквозь собеседника, переводит взгляд, не смотрит на собеседника и др.); блокирующие элементы поведения и жесты-паразиты (потирание ладоней, прикосновение к лицу и др.).

При рассказе о себе путём анализа вербальных и невербальных признаков были выделены препятствия для самопрезентации - запинки и блокирующие элементы поведения (зажмуривание, похлопывания, дотрагивания до лица, перебирание одежды (рукавов), поправление волос и др.), которые были обозначены в нашем исследовании как невротические проявления.

Экспертная оценка невербального поведения проводилась во время рассказа ребёнка по всем выше приведённым признакам. Контекст оценивался после рассказа, по записи на диктофон. Приводим шкалу, по которой была произведена оценка: 0 - признак не проявлялся; 1 - проявлялся; 2 - частично проявлялся; 3 - явно выражен. Полученные данные заносились в таблицу и подвергались качественной и количественной обработке.

Дополнительно нами был составлен опросник для учителя с целью изучения поведенческих особенностей исследуемых, для выявления взаимосвязи между этими особенностями и способностью к самопрезентации. Вопросы были следующего содержания: оцените соблюдение социальных норм поведения, общительность школьника, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, степень вовлечённости в общественные дела в классе и школе и др. Учителю, работающему с классом, предлагалось оценить школьника по трёхбалльной шкале от 1 до 3. Балл означает степень выраженности данного качества, где 3 балла - высокая оценка, а 1 балл - низкая оценка.

Количественная обработка полученных результатов (анализ рядов распределения,

средних количественных показателей, достоверности различий между ними, корреляционный анализ) проводилась с помощью программы STATISTICA 6.1.

Результаты исследования

Для изучения предпосылок и препятствий самопрезентации школьников применялась экспериментальная методика «Расскажи о себе» в группе нормально развивающихся школьников и их слабовидящих сверстников, с помощью которой проводилась экспертная оценка вербальных и невербальных признаков.

В результате обработки содержания самопрезентации мы пришли к выводу, что между сравниваемыми группами школьников существуют достоверные различия по критерию «полнота рассказа о себе». Данный факт интерпретируем как дефицит представлений о себе. По другим критериям (логичность, структура предложений, невротические проявления) не выявлены значимые различия. Так, у 79,16 % нормально развивающихся школьников рассказ был более полный и содержательный, чем у их слабовидящих сверстников: такие рассказы были представлены 50 %. Данное различие мы объясняем спецификой школьников вследствие нарушения зрения, которое препятствует полноценному восприятию окружающего мира, т. к. восприятие происходит на суженной сенсорной основе, что значительно обедняет их чувственный опыт.

Проанализировав выраженность качественных критериев на всей выборке, мы распределили испытуемых в зависимости от балльной оценки по успешности самопрезентации на две группы: подростки с успешной и менее успешной самопрезентацией. В группу школьников с успешной самопрезентацией были включены испытуемые, чьи рассказы характеризуются полнотой, логичным построением, наличием распространённых предложений и отсутствием невротических проявлений, препятствующих самопрезентации.

В группу школьников с менее успешной самопрезентацией были отнесены испытуемые, чьи рассказы характеризуются меньшей полнотой (то есть минимальным количеством представленных тем в рассказе), нелогичной связью текста по смыслу; предложения в речи таких школьников предельно простые и нераспространённые; выражены невротические проявления, такие как запинки и блокирующие элементы поведения.

Далее представляем результаты корреляционного анализа и выявленные взаимосвязи между качественными характеристиками самопрезентации по методике «Расскажи о себе» с социометрическим статусом школьника в классе, с самооценкой и с экспертной оценкой учителя по некоторым личностным показателям.

Нами установлена положительная корреляционная связь между темой «положительные личностные качества» в рассказе о себе и самооценкой (г=0,36, при р<0,05). Эта связь показывает, что чем выше самооценка школьника, тем больше он говорит о своих положительных качествах, и наоборот, если у ребёнка фиксируется низкая самооценка, то количество упоминаний в рассказе личностных положительных качеств уменьшается.

При выявлении связи между критериями, определяющими успешную самопрезентацию, темами, представленными в рассказах, и показателями других методик была обнаружена связь между полнотой рассказа и социометрическим статусом ребёнка в классе (г=0,33, при р<0,05), т. е. чем выше социальный статус обучающегося - «предпочитаемый», тем больше информации о себе он может представить вербально. Если подросток имеет авторитет в классе, он более уверен в себе и не затрудняется при представлении себя другим людям. В то же время, если обучающийся относится к категории «непринятых», то количество сообщаемой информации о себе уменьшается.

Также статистический анализ показал, что существует корреляционная связь между оценкой обучающегося со стороны учителя и некоторыми показателями методики

«Расскажи о себе», а именно: если учитель оценивает обучающегося как «воспитанного и культурного», то больше информации фиксируется в его рассказе (1=0,33, при р<0,05) и более положительно себя характеризует испытуемый (г=0,32, при р<0,05), что, конечно же, влияет на успешность самопрезентации.

Корреляционная связь наблюдается между оценкой учителем «общительности» обучающегося и темой «положительные личностные качества» (г=0,33, при р<0,05), т. е. если подросток оценивается учителем как «общительный», то в самопрезентации он чаще говорит о своих положительных характеристиках.

Также была обнаружена положительная корреляционная связь между самооценкой и голосовыми характеристиками (тоном) (г=0,70, при р<0,05), т. е. чем выше самооценка испытуемого, тем более уверенно и громко он говорит, что непосредственно сказывается на успешности самопрезентации.

Таким образом, учительский опросник, данные которого мы сопоставили с результатами социометрии и исследованием самооценки, выявил достоверные связи. Статистический анализ показал, что между социометрическим статусом ребёнка в классе и результатами учительского опросника имеется корреляционная связь (критерии - соблюдение норм поведения, общительность, общественная деятельность). Например, самый высокий показатель наблюдается по критерию «общительность» (г=0,81, при р<0,05): чем выше социометрический статус, тем выше оценивает учитель «общительность» школьника, что отражается на характере самопрезентации. Положительная корреляционная связь была установлена между оценкой учителя «соблюдением норм поведения» школьником и его социометрическим статусом (г=0,71, при р<0,05).

Таким образом, изучив самопрезентацию испытуемых обеих групп, мы констатируем, что в качестве предпосылок самопрезентации в вербальном поведении на первый план выходит умение полно и логично представить информацию о себе, грамотно оформив свою речь. Кроме этого, социометрический статус и самооценка также оказывают влияние на успешность самопрезентации. Так, если испытуемый является «предпочитаемым» и «принятым» в классе, то он более уверено может представить себя аудитории, и, наоборот, если испытуемый относится к категории «непринятых», то это затрудняет его самопредставление.

Что же касается самооценки, то тут есть взаимосвязь с положительной характеристикой себя: чем выше самооценка школьника, тем больше положительных характеристик он даёт себе в процессе самопрезентации. Нормальная и высокая самооценка выступает как предпосылка к её успешности. Кроме этого, на самопрезентацию оказывают положительное влияние такие характеристики испытуемых, как соблюдение норм поведения, общительность (по оценке учителя).

К препятствиям для успешной самопрезентации относим упоминание отрицательных качеств о себе, что искажает образ презентующего в глазах аудитории, в частности эксперта. Кроме того, невротические проявления, которые мы можем наблюдать в голосе (запинки, паузы, снижение голоса) и в невербальном поведении (блокирующие элементы поведения - похлопывания, дотрагивания до лица и др.), также препятствуют успешному представлению себя.

Обобщая полученные результаты, приведём примеры самопрезентаций школьников. При успешности достигается главное - произвести наиболее благоприятное впечатление на аудиторию. Способствовать этому будут следующие предпосылки: высокая и нормальная самооценка, социометрический статус в классе («предпочитаемый», «принятый»), положительные личностные характеристики (общительность, соблюдение социальных норм поведения), умение полно и логично рассказать о себе, наличие хобби и увлечений.

В то же время менее успешной самопрезентацией будет представление себя, которое не достигает основной цели - произведения благоприятного впечатления, по при-

чине препятствий самопрезентации в виде низкой самооценки и низкого социометрического статуса («непринятый»), отрицательных личностных характеристик (слабая коммуникация, несоблюдение норм поведения и др.), а также невротических проявлений в виде запинок и блокирующих элементов поведения (похлопывания, постукивание, перебирание одежды (рукавов), поправление волос др.), невладения умением полно и логично донести информацию о себе до аудитории.

Большая часть испытуемых из всей выборки (68,75 %) относится к группе с успешной самопрезентацией, т. е. их самопрезентация более полная, логичная, грамотно оформленная, с отсутствием невротических проявлений. Приведём примеры их рассказов.

«Здравствуйте! Я Алиса, мне 10 лет. Я занимаюсь танцами, раньше я ходила на бисероплетение. Учусь хорошо. По всем предметам пятёрки, кроме русского языка. У меня по нему четыре. Я люблю рисовать, весело проводить время с друзьями. Надеюсь, скоро мы подружимся» (Алиса С., 10 лет, группа «норма»).

«Всем привет! Я Глеб, родился в городе Улан-Удэ, там я прожил целых шесть лет. У меня там очень много друзей. Я увлекаюсь спортивным плаванием, пока у меня получается не очень хорошо, но скоро я буду завоёвывать первые места. Я очень горжусь собой» (Глеб Б., 10 лет, группа «норма»).

«Я Ангелина, мне 12 лет. Я очень хорошо учусь, лучше всех. Я увлекаюсь рисованием, пением, танцами. Люблю делать своими руками разные штучки. Когда я закончу школу, то буду осваиваться, у меня будет дом с четырьмя спальнями» (Ангелина С., 12 лет, группа «слабовидящих).

Меньшая часть исследуемых (31,25 %) относится к группе с менее успешной самопрезентацией, характеризующейся неполнотой рассказа о себе, меньшей логичностью и менее грамотным оформлением предложений, а также наличием невротических проявлений. Невротические проявления, отрицательная характеристика себя являются препятствиями для успешной самопрезентации. Приведём примеры.

«Я не думаю, что я вам понравлюсь. Меня зовут Вячеслав, мне 11 лет. Я пришёл с другой школы. У меня есть коты: Кроша и Тима. И собаки: Муха и Бим. У меня нет ни секретов, ни идей. Есть мечта - стать поваром» (Вячеслав К., 11 лет, группа «норма»).

«Меня зовут Артур. Я рад, что меня привели в новую школу. Я хочу с вами познакомиться и дружить» (Артур М., 10 лет, группа «слабовидящие»).

«Я Паша. Я люблю шутить. Я очень дружелюбный. Я очень люблю читать» (Павел К., 12 лет, группа «слабовидящие»).

Заключение

Подводя итоги изучению самопрезентации слабовидящих школьников в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, мы делаем следующие выводы:

1. Самопрезентация отличается по полноте рассказа о себе: при слабовидении школьники менее полно рассказывают о себе, что может свидетельствовать о задержке психического развития и наличии дефицита представлений о себе. По всем остальным критериям значимых различий не выявлено.

2. Проверка влияния пола на самопрезентацию показала, что девочки дают больше информации о себе в сравнении с мальчиками в обеих группах.

3. Успешность самопрезентации зависит от социометрического статуса ребёнка в классе и самооценки школьника: чем выше эти показатели, тем успешнее воспринимается экспертом самопрезентация.

4. Данные учительского опросника показали значимость для успешного представления себя таких показателей, как соблюдение социальных норм поведения, общительность и участие в общественной деятельности класса, школы.

Таким образом, была доказана заявленная ранее гипотеза о том, что некоторые

личностные характеристики будут выступать в качестве предпосылок и препятствий для успешной самопрезентации. Данное исследование ставит перед педагогами и психологами практические задачи - формировать умения самопрезентации, развивать личность слабовидящих обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации и интеграции.

Рекомендации

Обобщая полученные результаты и решая третью задачу исследования, предлагаем рекомендации для педагогов и психологов по формированию умений самопрезентации у школьников в процессе индивидуальной и групповой коррекционной работы.

У слабовидящих детей зрение остаётся ведущим способом познания, они используют остаточное зрение при знакомстве с окружающей действительностью и при движении в пространственной ориентации. При слабовидении формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая с системой нормально развивающегося сверстника, которую важно учитывать, формируя умения самопрезентации [15; 17].

Здесь остановимся на рекомендациях для следующих аспектов в процессе коррек-ционной работы: невербальное, вербальное поведение, саморегуляция, самооценка и этика поведения.

Известно, что невербальное поведение - язык телодвижений (пантомимика), жестов, мимики лица; всё это на 60-80 % сказывается на первом впечатлении со стороны окружающих. Это не только умение пользоваться положительной жестикуляцией, но и умение правильно ходить, держать правильно осанку, владение постановкой головы в момент приветствия, разговора, выступления. Кроме того, важным аспектом самопрезентации являются поза рук (открытая, закрытая), контакт глаз, выражение губ и др. При слабовидении обнаруживаются изменения в физическом развитии: нарушается точность движений, имеются трудности в ходьбе и пространственной ориентации, недостаточное владение схемой собственного тела, поэтому эти особенности важно учитывать.

Отдельной категорией в невербальной атрибутике выделяется внешний вид (одежда, аксессуары, причёска, опрятность), которые влияют на то, как человек воспринимается окружающими.

Хотя невербальные средства самопрезентации являются отчасти бессознательными, в настоящее время они хорошо изучены, и для успешности самопредставления этот процесс можно успешно контролировать. В рамках развития невербального аспекта самопрезентации можно работать с такими характеристиками, как жесты, мимика, пантомимика, которые играют значительную роль в представлении себя окружающим.

Вербальными аспектами самопрезентации являются речь и коммуникативные способности, которые необходимы при межличностном общении. Для работы с невербальным и вербальным самопредставлением мы предлагаем средства театральной педагогики, коммуникативно-вербальные игры, образовательную технологию «Дебаты» (спор-игра по определённым правилам), где можно выразить своё мнение, тренируясь в логичном, полном и грамотном высказывании (лексически, стилистически).

Значимым компонентом самопрезентации является саморегуляция, что означает сознательное целенаправленное изменение человеком своего психоэмоционального состояния, поведения, а также деятельности, которая проявляется в умении преодолевать некоторые затруднения и препятствия в ситуациях представления себя социуму. Этому умению можно научиться, применяя приёмы и техники саморегуляции, что, в свою очередь, помогает закрепить позитивное психическое состояние, усилить контроль, выдержку, целеустремлённость, дисциплинированность и снизить тревожность

и невротические проявления. В конечном итоге умение саморегуляции даёт человеку способность не только контролировать своё состояние, но и управлять ситуацией, что приводит к большей самореализации, широким возможностям и успеху как в социальных контактах, так и в личной жизни.

Эффективные приёмы и техники саморегуляции ориентированы на овладение практическими умениями и связаны с регуляцией дыхания, мышечным тонусом, движением, с воздействием слова и мысленных образов, рисованием.

Для коррекции низкой самооценки, которая препятствует успешной самопрезентации, мы рекомендуем применить технологию «Портфолио». Данная технология решает ряд мотивационных задач и помогает осознать свою индивидуальность, подчеркнуть положительные личностные качества; использовать тренинговую технологию для повышения уверенности в себе; игровые ситуации, в которых школьник будет сам принимать решение. Также рекомендуем создавать ситуации успеха на уроках и во внеучебной деятельности для позитивного настроя, стремления утвердить своё «я», свою позицию.

Вследствие того что самооценка и социальная ситуация развития зачастую взаимосвязаны, детей и подростков, у которых отмечается менее успешная самопрезентация, мы рекомендуем приобщать к общественной деятельности (участие в КВНах, развлекательных и познавательных мероприятиях).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, необходимо работать с коммуникативными навыками (общительностью) ребёнка. Забота специалиста (педагога, психолога, тьютора) - улучшать внутри-групповой статус школьника, обеспечивать сферу успешности во внеучебной деятельности, включать школьника в общественно полезную работу, посредством этого будет расширяться круг общения, будут появляться новые интересы.

Как выявило наше исследование, важным фактором для успешной самопрезентации является соблюдение социальных норм поведения и культура поведения школьника. В рамках этого направления будут полезными чтение рассказов, проведение тематических классных часов, профилактических бесед по этике и нормам поведения в обществе; кроме этого, рекомендуется включить в индивидуальные занятия элементы сказкотерапии. Проекция во время её «сеанса» будет способствовать более глубокому анализу и усвоению норм и правил поведения.

Таким образом, представленные выше рекомендации мы предлагаем использовать для индивидуальной и групповой коррекционной работы по формированию умений самопрезентации в школьном возрасте.

Материалы статьи могут быть полезны психологам, педагогам, а также тьюторам при работе со школьниками.

Заявленный вклад авторов

Заиграева Н. В. (50 %): объём, структура и содержание статьи; количественная обработка результатов исследования, интерпретация; формулирование выводов исследования; перевод на английский язык названия статьи, ключевых слов и аннотации; техническое оформление текста статьи и списка литературы.

Хацкевич Л. С. (50 %): формулирование актуальности заявленной проблемы; анализ социально-психологической литературы по представленной проблеме и составление списка литературы для статьи; экспериментальное исследование среди школьников и качественная обработка результатов; подготовка аннотации статьи, определение ключевых слов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Акимова М. К., Борисова Е. М., Дубровина Е. М. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М. : Просвещение, 1991. 303 с.

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М. : Гардарики, 2007. 274 с.

3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М. : «КА-НОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. 304 с.

4. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М. ; Воронеж : МОДЭК, 1999. 276 с.

5. Денискина В. З. О формировании правильного отношения к дефекту // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 1. С. 55-61.

6. Денискина В. З. Этическое воспитание лиц с нарушением зрения // Дефектология. 2002. № 1. С. 61-66.

7. Корягина Н. А. Проблемы исследования социально-психологических факторов самопрезентации // Модернизация российского образования: тренды и перспективы: монография. Кн. 3. Краснодар: Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. С. 24-44.

8. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2003. С. 234-235.

9. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб. : КАРО, 2006. 336 с.

10. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теория, исследования, тренинг. СПб. : Речь, 2007. 224 с.

11. Панасенко К. Е. Развитие способности к самопрезентации у дошкольников как условие успешной социализации-индивидуализации [Электронный ресурс] // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VIII Междунар. на-уч.-практ. конф. Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. № 3 (8). С. 327-330. URL: https:// interactiveplus.ru/ru/article (дата обращения: 23.02.2019). doi:10.21661/r-111620

12. Панасенко К. Е. Самопрезентация дошкольников с нарушением речи: психолингвистический анализ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 54. С. 54-60. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=23797926& (дата обращения: 23.02.2019).

13. Пикулева О. А. Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности - неосознанности процесса [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 4. Т. 10. С. 158-172. URL: https://psy-journal.hse.ru/2013-10-4/104760398.html (дата обращения: 08.03.2019).

14. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. Т. 1. М. : ВЛАДОС, 1999. 312 с.

15. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. М. : Налоговый вестник, 2004. 320 с.

16. Семенова Л. Э. Особенности вербальной самопрезентации детей с ЗПР как ген-дерных субъектов // Дефектология. 2008. № 4. С. 25-32.

17. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М. : Полиграф-сервис, 2000. 250 с.

18. Чекалина А. А. Об особенностях самопрезентации женщин-учителей [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 85-88. URL: http://cyberleninka.ru/artide/ob-osobenmstyah-samoprezenMsii-zhenschin-uchiteley (дата обращения: 15.02.2019).

19. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении. Ростов н/Д. : изд-во ЮФУУ 2009. 192 с.

20. Goffman E. The presentation of self in everyday life. London: Penguin, 1990. 87 p.

21. Lee S.-J., Quigley B. M., Nesler M. S., Corbett A. B., Tedeschi J. T. Development of a self-presentation tactics scale [Electronic resource] // Personality and individual differences. 1999. Vol. 26. .№ 4. Pp. 701-722. URL: https://www.academia.edu/14876481/Development_ of_a_self_presentation_tactics_scale (mode of access: 04.11.2019).

22. Levine S. P., Feldman, R. S. Self-Presentational Goals, Self-Monitoring, and Nonverbal Behavior [Electronic resource] // Basic and Applied Social Psychology, 1997: 19 (4). Pp. 505-518. URL: http://www.ffri.hr/~ibrdar/komunikacija/seminari/Feldman,%20 1997%o20-%20Sef/o20presentation%20and%20nonverbal%20behavior.pdf (mode of access: 04.11.2019).

References

1. Akimova M. K., Borisova E. M., Dubrovina E. M. Rabochaya kniga shkol'nogo psi-hologa [Working book of a school psychologist]. Pod red. I. V. Dubrovinoj. M. : Prosvesh-chenie, 1991. P. 303. (in Russian)

2. Borozdina G. V. Psihologiya delovogo obshcheniya [Psychology of Business Communication]. M. : Gardariki, 2007. 274 p. (in Russian)

3. Gofman I. Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoj zhizni [Hoffmann, I. Self-presentation to other people in everyday life]. M. : KANON-press-C, Kuchkovo polE, 2000. P. 8-9.

4. Gudonis V.P. Osnovy i perspektivy social'noj adaptacii lic s ponizhennym zreniem [Bases and prospects for adaptation of people with reduced vision]. M.; Voronezh, 1999. 276 p.

5. Deniskina V.Z. formirovanii pravil'nogo otnosheniya k defektu // Vospitanie i obuche-nie detej s narusheniyami razvitiya [How to form the right attitude to the defect//Education and training of children with disturbance of development]. 2012. № 1. Pp. 55-62.

6. Deniskina V.Z. . Ehticheskoe vospitanie lic s narusheniem zreniya [Ethical education of people with visual impairment] // Defectology. 2002. № 1. Pages 61-66.

7. Koryagina N. A. Problemy issledovaniya social'no-psihologicheskih faktorov sam-oprezentacii. Modernizaciya rossijskogo obrazovaniya: trendy i perspektivy [Problems of studying of the social and psychological factors of self-presentation. Modernization of Russian education: trends and prospects]. Monografiya. Kn. 3. Krasnodar: Centr social'no-poli-ticheskih issledovanij «Prem'eR», 2012. P. 24-44. (in Russian)

8. Kunicyna V N., Kazarinova N. V., Pogol'sha V. M. MezhlichnostnoE obshchenie [Interpersonal communication]. SPb. : Piter, 2003. P. 234-235. (in Russian)

9. Litvak A. G. . Psikhologiya slepykh i slabovidyashchikh : uchebnoe posobie dlya stu-dentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenij [Psychology of the blind and visually impaired: a textbook for students of higher educational institutions]. St. Petersburg: KARO Publishing House, 2006. 336 p.

10. Mihajlova E. V Samoprezentaciya: teoriya, issledovaniya, trening [Self-presentation: theory, research, training]. SPb. : Rech', 2007. 224 p. (in Russian)

11. Panasenko K. E. Razvitie sposobnosti k samoprezentacii u doshkol'nikov kak uslovie uspeshnoj socializacii-individualizacii [The development of the ability for self-presentation among preschoolers as a condition for successful socialization-individualization]. Pedagog-icheskij opyt: teoriya, metodika, praktika : materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyuS», 2016. vol (8). P. 327-330. (in Russian)

12. Panasenko K. E. Samoprezentaciya doshkol'nikov s narusheniem rechi: psiholingvis-ticheskij analiz [Self-presentation of preschoolers with speech impairment: psycholinguistic analysis]. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii [Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology]. 2015. no 54. (in Russian) URL: https://sibac.info/conf/pedagog/liv/42604 (accessed: 23.02.2019)

13. Pikuleva O. A. Teoreticheskie podhody k ponimaniyu samoprezentacii lichnosti cherez prizmu osoznannosti - neosoznannosti processa [Theoretical approaches to understand the self-presentation of personality through the prism of consciousness - unconsciousness of the process] // Psihologiya. Zhurnal vysshej shkoly ehkonomiki [The journal of the Higher School of Economics]. 2013. no 4. vol.10. (in Russian) URL: https://psy-journal.hse. ru/2013-10-4/104760398.html (accessed: 8.03.2019).

14. Psihologicheskie testy [Psychological tests]. Pod red. A.A. Karelina: V 2 t. M. : VLA-DOS, 1999. vol.1. 312 p. (in Russian)

15. . Psikhologiya vospitaniya detej s narusheniem zreniya [Psychology of education of children with visual impairment] /ed. L.I. Solntseva, VZ. Deniskina. - M.: «Tax Bulletin», 2004. 320 p.

16. Semenova L. EH. Osobennosti verbal'noj samoprezentacii detej s ZPR kak gen-dernyh sub"ektov [Testing verbal self-presentation of children with ZPR as gender subjects ]. Defektologiya [Defectology]. 2008. no 4. Pp. 25-32. (in Russian)

17. Solntseva L. I. Tiflopsikhologiya detstva [Tiflopsychology of childhood]. M.: Polygraph Service, 2000. 250 p.

18. Chekalina A. A. Ob osobennostyah samoprezentacii zhenshchin-uchitelej [On the peculiarities of self-presentation of women teachers]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice]. 2012, no 3. (in Russian) URL: http://cyberleninka.ru/article/ ob-osobennostyah-samoprezentatsii-zhenschin-uchiteley (accessed: 15.02.2019).

19. Shkuratova I. P. Samopred"yavlenie lichnosti v obshchenii [Self-presentation of a person during communication]. Rostov-on-Don: izd-vo YUFU, 2009. 192 p. (in Russian)

20. Goffman E. The presentation of self in everyday life. London: Penguin, 1990. 87 p.

21. Development of a self-presentation tactics scale / S-J Lee.et.al // Personality and individual differences. 1999. Vol. 26. № 4. Pp. 701-722.

22. Levine, S.P. & Feldman, R.S. Self-Presentational Goals, Self-Monitoring, and Nonverbal Behavior, Basic and Applied. - Social Psychology, 1997: 505-518 p.

Psychological Prerequisites of and Obstacles to Self-Presentation of Sight-impaired Schoolchildren

Nadezhda V. Zaigraeva

Irkutsk State University, Irkutsk Lyubov S. Khatskevich

Secondary School No. 18, Irkutsk

Abstract. Introduction. The paper is concerned with the study on prerequisites for and obstacles to self-presentation of sight-impaired schoolchildren. Many factors can influence this type of self-expression: self-esteem, communicative abilities, sociometric status, gender, social norms of behavior, and others. All these factors can be considered either as psychological prerequisites that allow a person to present him/herself successfully to the audience or, on the contrary, as obstacles that pose difficulties for self-presentation.

Data and methods. The verbal and non-verbal components in self-presentation of sight-impaired teenagers were examined and compared with those of a group of peers with normal eyesight. To accomplish the objectives of the research and test the hypothesis, the study employed the analysis of social and psychological literature, empirical methods (sociometry, questionnaire), observation methods, content analysis, and qualitative and quantitative analysis of the results using STATISTICA 6.1 software. The results of the study. The findings have shown that self-presentation of comparable groups does not differ significantly, i.e., the sight-impaired schoolchildren studying in a correctional school can present themselves on an equal basis with their peers without such disorders. However, there are differences in self-presentation according to the criterion "completeness " of the story. Also, there are gender differences in both compared groups. There are also students with both successful and unsuccessful self-presentation in every group. Personal characteristics of students acted both as prerequisites for and as obstacles to self-presentation.

Conclusion. The study is of practical significance since it shows that favorable psychological and pedagogical conditions allow visually impaired schoolchildren to develop skills for successful self-presentation, which increases the chance of their socialization and adaptation in society.

Keywords: self-presentation, sigh-impaired schoolchildren, verbal and non-verbal components of self-presentation.

Заиграева Надежда Викторовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития

ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-3382-7090

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

тел.: +7 (3952) 240700 e-mail: nzaigraeva@yandex.ru

Nadezhda V Zaigraeva

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Comprehensive Correction of Child Development Disorders

ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-3382-7090

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

1 Karl Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

tel.: +7 (3952) 240700 e-mail: nzaigraeva@yandex.ru

Любовь Сергеевна Хацкевич

педагог-психолог

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-9778-6342

школа № 18 г. Иркутска

664049, Россия, м/р Юбилейный, 37

тел.: +7 (3952) 462660 e-mail: school 18 1974@mail.ru

Lyubov S. Khatskevich

Teacher-psychologist

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-9778-6342

Secondary school No. 18

37 m/d Yubileiny, Irkutsk, Russia, 664049

tel.: +7 (3952) 462660 e-mail: school 18 1974@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.