DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.67.071 Хребина С.В. , Филимонова А.Н.2
1ORCID: 0000-0001-6047-2892, доктор психологических наук, профессор 2ORCID: 0000-0001-6047-2952, аспирант, Пятигорский государственный университет ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ
Аннотация
В статье раскрываются особенности исследования феномена личностной самопрезентации студентов-менеджеров. Представлены основные подходы к изучению проблемы личностной самопрезентации в отечественной и зарубежной психологии. Описаны структура, структурные компоненты и мотивационная составляющие личностной самопрезентации. Раскрыта сущность профессионально важных качеств менеджеров. Предложена авторская трактовка понимания личностной самопрезентации студентов-менеджеров. Определены условия успешной профессиональной деятельности менеджера в зависимости от сформированности его психологических качеств. Обоснована концепция формирования делового имиджа как основа процесса развития личностной самопрезентации.
Ключевые слова: личностная самопрезентация, образ «Я», менеджер, профессионально важные качества, развитие личностной самопрезентации.
Khrebina S.V.1, Filimonova A.N.2
1ORCID: 0000-0001-6047-2892, PhD in Psychology, Professor 2ORCID: 0000-0001-6047-2952, Postgraduate student, Pyatigorsk State University
PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO STUDY OF PROBLEM OF PERSONAL SELF-REPRESENTATION OF
STUDENTS STUDYING MANAGEMENT
Abstract
The paper reveals the features of the study of a phenomenon of personal self-presentation of students studying management. The main approaches to study of the problem of personal self-presentation in domestic and foreign psychology are presented. The structure, structural components and motivational components of personal self-presentation are described as well. The essence of professionally important qualities of managers is revealed in the paper. The author offers an interpretation of the understanding of personal self-presentation of students studying management. The conditions for the successful professional activity of the manager are determined, depending on the formation of his/her psychological qualities. The concept of formation of a business image as a basis of the process of development of personal self-presentation is justificated in the paper.
Keywords: personal self-presentation, self-image, manager, professionally important qualities, development of personal self-presentation.
Исследование феномена личностной самопрезентации привлекает специалистов-исследователей разных научных направлений: к ним относятся и психолингвистика, и социология, и культурология, и социальная философия и, конечно же, психология. В качестве предмета нашего исследования выступила личностная самопрезентация студентов-менеджеров как условие подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Актуальность исследования данной проблемы заключается в постоянно растущем количестве выпускаемых специалистов, и ограниченное количество рабочих мест для них. В таком процессе огромную роль будут играть не только знания и высокая подготовка студентов, но и их умение самопрезентовать себя, показать себя в «выгодном свете», чтобы заинтересовать работодателя и начать свою трудовую деятельность. Именно с этой целью нами было проведено исследование личностной самопрезентации студентов-менеджеров, позволившее им в дальнейшем осознанно и более подготовлено подойти к вопросу своей самопрезентации.
Анализируя проблему формирования и представления окружающим собственного желаемого образа, т.е. самопрезентацию, следует представить их краткое содержание с различных теоретических позиций. Основываясь на выделенных авторами особенностях изучаемого феномена его можно рассматривать по -разному. Так с точки зрения И. Гофмана как одно из средств организации межличностного взаимодействия с людьми для достижения собственных целей [4, С. 131]. С позиции Дж. Тедеши, М. Риес как форму социального поведения [1, С. 37-51]. Согласно мнению Б. Шленкера, М. Вейголда, М. Лири, Р. Ковальски, Д. Майерса как способ поддержания самооценки [14, С. 45]. Дж. Мид, Ч. Кули предложили интерпретировать самопрезентацию как условие формирования образа «Я» и самооценки личности [7, С. 24-44]. Р. Баумейстер, А. Стейхилбер определили данный феномен как средство самовыражения [11, С. 23-43]. Иной взгляд на понимание самопрезентации представлен в работах Ф. Хайдера, Л. Фестингера, где она определяется как один из приемов устранения когнитивного диссонанса [5, С. 637-703]. По мнению Р. Аркина, А. Шутца самопрезентация является условием реализации мотивации достижения или же избегания неудач [6, С. 136].
Р. Викланд рассматривает процесс самопрезентации как состояние объективного самосознания и результат восприятия чужих оценок окружающих [12, С. 7-15]. Другие авторы, а именно, Г. Глейтман отмечает важность изучения феномена как следствия роста мотивации после сосредоточения внимания на своей личности [11, С. 11-22]. Что касается мнения И. Джонса и Т. Питтмана, они считают наличие самопрезентации проявлением потребности во власти [3, С. 57]. С противоположным мнением выступает Л.Б. Филонов, характеризуя самопрезентацию как возможность предъявления личностных качеств в связи с высокой потребностью доверительных отношений [6, С.185]. Описание самопрезентации как одной из личностных черт прослеживается в работах А. Басса, М. Снайдера, А. Фестингера, М. Шериера и др. [7, С. 24-44]. Р. Парфенов отмечает ее значимость в процессе установления
взаимодействия между людьми [10, С.102-157]. Однако А.А. Бодалев указывает на связь с процессом воздействия на отношение к индивиду окружающих [2, С. 63]. Представленные результаты исследований Ю.С. Крижанской, В.П. Третьякова, Г.В. Бороздиной позволяют утверждать, что самопрезентация может выступать направлением особого восприятия партнеров по заданному пути [12, С. 15]. В качестве рекламной деятельности рассматривает ее А.Н. Лебедев-Любимов [6, С. 173]. Выводы Ю.М. Жукова определяют самопрезентацию в качестве способа создания конкретного впечатления, выражающегося в регуляции поведения индивида [9, С. 124-165].
Раскрывая научный замысел И. Гофмана, необходимо подчеркнуть, что ведущая роль в процессе формирования самопрезентации отводится обществу, и отражается в способности личности сознательно регулировать стиль своего поведения согласно ожиданиям окружающих [4, С. 278]. Продолжение развития этой теории могут служить идеи Ч. Кули. Автор утверждал, что образы, создаваемые для окружения, по своей сущности не могут не быть социальными [7, С. 24-44]. Потребность во внимании, стремление построить «правильные» образы являются врожденными качествами, которые начинают проявляться в младенческом возрасте. Для того, чтобы предъявлять соответствующий ему стиль поведения индивид создает и управляет собственным образом,.
Разнятся не только подходы к пониманию феномена личностной самопрезентации, но и к описанию ее структурных компонентов. В нашей работе мы придерживались точки зрения Л.С. Колмогоровой. Раскрывая структуру самопрезентации автор выделяет пять компонентов. Первый компонент определяется как когнитивный, раскрывающих знания индивида об особенностях самопрезентации. Второй - компетентностный компонент, предполагающий соответствующий уровень владения навыками самопрезентации. Третий компонент обозначен как ценностный, раскрывающий значение самопрезентации для жизнедеятельности человека. В качестве четвертого выделен рефлексивный компонент, позволяющий самому человеку осознать себя с позиции самопрезентации. И наконец, пятый компонент - креативный, отражающий собственную оригинальность в разработке процесса осуществления собственной самопрезентации [3, С. 59].
Интересным является мнение О.А. Пикулевой, согласно которому выделяются три непосредственных слагаемых процесса самопрезентации: сам субъект самопрезентации; аудитория в качестве объекта самопрезентации; и социальная ситуация в процессе которой осуществляется взаимодействие субъекта и объекта [12, С. 15].
Описывая объект самопрезентации, автор придает особое значение выбору субъектом конкретных самопрезентационных актов. При этом указывается, что важность объекта для субъекта самопрезентации отражается в автоматизме и осознанности самопрезентационного поведения, выборе стратегий и тактик самопрезентации. Итак, самопрезентация представляет собой процесс, который позволяет управлять впечатлением окружающих в ситуациях взаимодействия. С точки зрения современной психологии, в основе всех рассматриваемых действий человека по самовыражению и самопрезентации так же, как и в глубокой древности, лежит социальная мотивация, ориентированность на социальные оценки и желание быть лучше.
Работы А. Баса, А. Фенигстейна и М. Шейера указывают на зависимость осознанности самопрезентации от уровня сформированности самосознания у ее субъекта [15, С. 273]. Так, человек, обладающий высоким уровнем самосознания, будет демонстрировать более осознанную самопрезентацию, и наоборот, человек не достаточно осознает свое поведение и оценку окружающих, для его самопрезентации будут свойственны спонтанность, непродуманность и неосознанность.
А.А. Бодалев и В.Н. Панферов в предпринятом ими психологическом исследовании формирования первого впечатления выявили типовые схемы, по которым формируется образ другого, в частности были выделены три фактора, влияющие на формирование первого впечатления о человеке [2, С. 47]. Первым фактором, имеющим наибольшее значение при формировании впечатления во время первого контакта с незнакомцем, стали особенности внешнего облика и поведения объекта перцепции.
Л.В. Петров выделяет в оформлении внешнего облика индивида иерархию 3 знаковых систем [8, С. 72-77]. Вторым фактором, определяющим характер формируемого впечатления о человеке, является ситуация, в условиях которой это происходит. Авторы подчеркивают, что особенно важны для восприятия социальный фон и особенности отношения социального окружения к воспринимаемому человеку.
Третьим фактором являются индивидуальные особенности того, у кого формируется первое впечатление. Как отмечают исследователи, большое влияние на формирование впечатления о ранее незнакомом человеке оказывают собственные личностные качества воспринимающего субъекта [2, С. 148-152].
Анализ работ, посвященных изучению феномена личностной самопрезентации, показал нам широту и неоднозначность взглядов ученых. Самопрезентацию можно трактовать: как способность подавать себя, умение располагать к себе окружающих, привлекать внимание, побуждать интерес окружения к своей личности посредством внешних качеств; как способность презентировать возможности и способности при устройстве на работу; акты самовыражения и поведения, направленные на создание благоприятного впечатления, соответствующего идеалам других. Самопрезентация предполагает вербальную и невербальную демонстрацию личности во внешней коммуникации [11, С. 11-22].
Однако прежде чем рассматривать особенности формирования личностной самопрезентации менеджеров, имеет смысл обратиться к анализу литературы по вопросам профессионально значимых качеств менеджеров. З.З. Хабибулиной выделен ряд профессионально важных качеств менеджеров. К ним были отнесены особенности речи, наличие хорошей памяти, высокий уровень эмоционально-волевой устойчивости, развитые организаторские и коммуникативные способности, готовность к разумному риску, решительность, ответственность, самокритичность, толерантность, компетентность, чувство юмора, эмпатия. Менеджеру необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. [13, С. 174-177].
Успешность профессиональной деятельности менеджера зависит от многих психологических качеств, и которые выделены в ряду профессионально важных [14, С. 446-450.]. Разносторонний характер деятельности управленца формирует особые требования к его личностным характеристикам.
В основу процесса развития личностной самопрезентации студентов-менеджеров нами была выбрана существующая в имиджелогии пошаговая концепция разработки и формирования делового имиджа, сущность, которой мы считаем, целесообразно отразить в статье.
К. Пелескис и соавторы выделяют три основных этапа: 1) создание «Я-образа» - выбор индивидом своего внешнего образа для предъявления окружающим в определенной ситуации; 2) выбор поведенческих стратегий самопрезентации, способствующий достижению целей в создании определенного впечатления; 3) управление процессом формирования впечатления и его рефлексия. В процессе управления впечатлением используются различные тактики самопрезентации. Они способствуют достижению определенных социальных целей и материальных результатов, укреплению собственной самооценки и формированию идентичности [10, С. 181].
Проведенный анализ позволил сделать вывод, что успешность личностной самопрезентации студентов-менеджеров зависит от их уверенности в себе, от уровня осознанности и самосознания, от интроверсии, степени выраженности самооценки, уровня самоактуализации и социальной тревожности.
Список литературы / References
1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы / Н.В. Амяга. - М., 1991. С. 37-74.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А .Бодалев. М., 1982.
3. Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи / О.В. Гавриченко, Т.В. Смолякова // Психологические исследования.- 2008 - N 1(1).
4. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гоффман. - М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000.
5. Доценко Е.Л. Манипулятивные технологии // Реклама: внушение и манипуляция / Е.Л. Доценко. - Самара: БАХРАТ-М, 2007. - С. 637 - 703.
6. Котлярова М.Н. Теории самопрезентации / М.Н. Котлярова. - СПб., 2002.
7. Корягина Н.А. Проблемы исследования социально-психологических факторов самопрезентации / Н.А. Корягина // Модернизация российского образования: тренды и перспективы: монография. Кн. 3. Краснодар: Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. - С. 24 - 44.
8. Кубрак Т.А. Интенция самопрезентации субъекта в вербальной коммуникации / Т.А. Кубрак. - М., 2009.
9. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг / Е.В. Михайлова. - СПб.: Речь, 2007.
10. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа / Е.Б. Перелыгина. - М. : Аспект Пресс, 2002.
11. Семёнова, Л.Н. Технология самопрезентации: учебно-методический комплекс / Л. М. Семёнова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.
12. Соколова - Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте: Автореф. дис... канд. психол. Наук / Е.А. Соколова - Бауш. - М., 2001.
13. Хабибулина З.З. Профессиональные и личностные качества менеджера // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.) / З.З. Хабибулина. — Казань: Бук, 2015. — С. 174-177.
14. Хребина С.В., Зверева Р.Г. Психологические особенности развития мотивации достижения успеха у студентов // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 2. С. 446-450.
15. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. - М.: LINKA-PRESS, 1997.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Amyaga N.V. Samoraskryitie i samopred'yavlenie lichnosti v obschenii // Lichnost. Obschenie. Gruppovyie protsessyi [Self-disclosure and self-presentation of personality in communication // Personality. Communication. Group processes] / N.V. Amyaga. - M., 1991. P. 37-74. [In Russian]
2. Bodalev A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom [Perception and understanding of man by man] / A.A. Bodalev. M., 1982. [In Russian]
3. Gavrichenko O.V., Smolyakova T.V. Osobennosti samoreprezentatsii v In-ternet-dnevnikah podrostkov i molodezhi [Features of self-representation in Internet diaries of adolescents and youth ] / O.V. Gavrichenko, T.V. Smolyakova // Psihologicheskie issledovaniya.- 2008 - N 1(1). [In Russian]
4. Goffman I. Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoy zhizni [Representing oneself with others in everyday life] / I. Goffman. - M.: KANON-PRESS, 2000. [In Russian]
5. Dotsenko E.L. Manipulyativnyie tehnologii: // Reklama: vnushenie i manipulyatsiya [Manipulative technologies // Advertising: suggestion and manipulation] / E.L. Dotsenko. - Samara: BAHRAT-M, 2007. - P. 637 - 703. [In Russian]
6. Kotlyarova M.N. Teorii samoprezentatsii [Theories of self-presentation] / M.N. Kotlyarova. - SPb., 2002. [In Russia]
7. Koryagina N.A. Problemyi issledovaniya sotsialno-psihologicheskih fak-torov samoprezentatsii // Modernizatsiya rossiyskogo obrazo-vaniya: trendyi i perspektivyi: monografiya [Problems of research of socio-psychological factors of self-presentation // Modernization of Russian education: trends and perspectives: monograph] / N.A. Koryagina. Kn. 3. Krasnodar: Tsentr sotsialno-politicheskih issledovaniy «Premer», 2012. - P 24 - 44. [In Russian]
8. Kubrak T.A. Intentsiya samoprezentatsii sub'ekta v verbalnoy kommuni-katsii [Self-presentation of the subject in verbal communication] / T.A. Kubrak. - M., 2009.
9. Mihaylova E.V. Samoprezentatsiya: teorii, issledovaniya, trening [Self-presentation: theory, research, training] / E.V. Mihaylova. - SPb.: Rech, 2007. [In Russian]
10. Perelyigina, E.B. Psihologiya imidzha / E.B. Perelygina. - M.: Aspekt Press, 2002. [In Russian]
11. Semyonova, L.N. Tehnologiya samoprezentatsii: uchebno-metodicheskiy kompleks [The technology of self-presentation: educational-methodical complex] / L. M. Semeonova. - Chelyabinsk: Izd-vo YuUrGU, 2005. [In Russian]
12. Sokolova - Baush E.A. Samoprezentatsiya kak faktor formirovaniya vpe-chatleniya o kommunikatore i retsipiente: avtoref. dis. kand. psihol. nauk [Self-presentation as a factor in the formation of impressions about the communicator and the recipient: author's abstract. dis ...of Phd in psychology] / E.A. Sokolova - Baush. - M., 2001. [In Russian]
13. Habibulina Z.Z. Professionalnyie i lichnostnyie kachestva menedzhera // Innovatsionnyie pedagogicheskie tehnologii: materialyi III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan, oktyabr 2015 g.) [Professional and personal qualities of the manager // Innovative pedagogical technologies: materials III Intern. sci. conf. (Kazan, October 2015] / Z.Z. Habibulina. — Kazan: Buk, 2015. — P. 174-177. [In Russian]
14. Khrebina S.V., Zvereva R.G. Psihologicheskie osobennosti razvitiya motiva-tsii dostizheniya uspeha u studentov [Psychological features of the development of motivation to achieve success in students] / S.V. Khrebina, R.G. Zvereva // Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2009. № 2. P. 446-450. [In Russian]
15. Shepel V.M. Imidzhelogiya: sekretyi lichnogo obayaniya [Image: the secrets of personal charm] / V.M. Shepel. - M.: LINKA-PRESS, 1997. [In Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.67.072 Шакирова Г.Ф.
1 ORCID: 0000-0003-0164-7263, кандидат психологических наук Казанский федеральный университет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕТЬМИ: ПОЛОРОЛЕВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Аннотация
Исследование направлено на выявление различий психологического пола личности в поведении мальчиков и девочек, активно использующих цифровые технологии, а также различия в представлении детей дошкольного возраста об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Было установлено, что мальчики, активно использующие цифровые технологии уязвимы, заносчивы, слабохарактерны, зависимы, неспособны справиться даже с элементарными трудностями. Девочки, в свою очередь, наоборот, проявляют упорство, эмоциональную холодность, становятся решительными даже в очевидной ситуации, когда они не смогут с этим справиться.
Ключевые слова: полоролевые различия, психологический пол личности, биологический пол, мальчики, девочки, цифровые технологии, дошкольный возраст.
Shakirova G.F.1 1ORCID: 0000-0003-0164-7263, PhD in Psychology, Kazan Federal University USAGE OF DIGITAL TECHNOLOGIES BY CHILDREN: GENDER-ROLE DIFFERENCES
Abstract
The research is aimed at revealing the differences in the psychological gender of an individual in the behavior of boys and girls, who actively use digital technologies, as well as differences in the vision of preschool children about the peculiarities of "I" image of boys and girls, men and women. It was found that boys who actively use digital technologies are vulnerable, arrogant, weak-willed, dependent, unable to cope even with elementary difficulties. Girls, on the contrary, show persistence, emotional coldness, become resolute even in an obvious situation, when they cannot cope with it.
Keywords: gender differences, psychological gender of a person, biological gender, boys, girls, digital technologies, preschool age.
Цифровые технологии занимают лидирующую позицию в жизни современных детей. С самого рождения дети находятся под его воздействием. Они живут в мире, насыщенного технологиями, и используют различные цифровые устройства в своей повседневной жизни [1, С. 85]. Это так называемые «digital natives», коренные жители цифрового общества [2, С. 1] в возрасте от 0 до 8 лет. Данный возрастной период характеризуется стремительным ростом и развитием ребенка, овладением социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Проведенный анализ психологической литературы показал, что исследований относительно гендерных различий при взаимодействии детей с цифровыми устройствами недостаточно изучено. Однако актуальность данной проблемы со временем растет и связана с тем, что поведение детей, активно использующих цифровые технологии отличается от поведения тех, кто не использует современные технологии в том же объеме; характер применения тех или иных устройств имеет свои особенности; приложения, игры, мультфильмы и т.д. различны для мальчиков и девочек; время, затрачиваемое на использование цифровых технологий различно.
В результате указанных особенностей формируется личность детей, активно использующие цифровые технологии [3, C. 102]. Их психологическое, социальное, физическое, интеллектуальное развитие - это результат деятельности взрослых, так как именно взрослыми создаются цифровые устройства, их содержание и наполнение. Поэтому именно от нас зависит какими будут наши дети: интеллектуально-развитыми, социально-адаптированными, психологически устойчивыми, имеющими свою жизненную позицию людьми или имеющими скудное интеллектуальное развитие, дезадаптивными, психологически неустойчивыми, не имеющими жизненные цели людьми.
Учеными в исследованиях были выявлены психофизиологические отличия в развитии различных зон коры головного мозга мальчиков и девочек. Мозг мальчика и мозг девочки работает по-разному, благодаря чему восприятие мира, образ мыслей, предпочитаемые действия каждого представителя пола происходят по своему сценарию [4, С. 92].
У девочек преобладает ближнее зрение, у мальчиков - дальнее. Соответственно девочки выбирают игры с предметами на «расстоянии руки» - игры с куклами, бусинками, тряпочками, а мальчики чаще выбирают догонялки, метание предметов вдаль и т.д. Мальчики в дошкольном возрасте обладают острым слухом, а девочки более