Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация достижения успеха / мотивация избегания неудачи / эмоциональный интеллект / эмоциональные предикторы / motivation to achieve success / motivation to avoid failure / emotional intelligence / emotional predictors

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зимина Наталия Александровна

В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи мотивации достижения успеха и эмоционального интеллекта. Мотивация достижения успеха одна из основных мотиваций человека, проявляющаяся в различных областях жизнедеятельности и характеризующаяся стремлением сделать что-то как можно лучше, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в созидании, достижении, росте и самосовершенствовании. Мотивация достижения – это сложное когнитивно-аффективное образование. Когнитивные составляющие убеждения и оценки субъектом себя в связи осуществляемой деятельностью – изучены достаточно хорошо; эмоциональные компоненты, чаще всего отражающие особенности течения когнитивных и ценностно-целевых процессов, являются производными от них и могут оказывать негативное влияние на мотивационный процесс. Практическая часть исследования проходила при помощи опросника на эмоциональный интеллект Д.В. Люсина, методики диагностики личности на мотивацию достижения успеха Т. Элерса, методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса и методики исследования уровня притязаний Шварцландера. Для обработки полученных результатов применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В исследовании приняли участие 121 студент (53 мужчины и 68 женщин) Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета в возрасте от 19 до 23 лет. Полученные в исследовании результаты показывают, что мотивации достижения успеха имеет взаимосвязь с внутриличностным эмоциональным интеллектом (пониманием и управлением своими эмоциями) и частично с межличностным (управлением чужими эмоциями). Чем больше субъект осознает свои эмоциональные переживания, идентифицирует их, тем более выраженным является стремление достичь результата. Способность к управлению своими и чужими эмоциями коррелирует с мотивацией достижения успеха, а способность к управлению своими эмоциями имеет корреляционную связь с уровнем притязаний. Мотивация избегания неудачи не имеет достоверно значимой взаимосвязи с эмоциональным интеллектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN MOTIVATION FOR SUCCESS AND EMOTIONAL INTELLIGENCE

The article discusses the relationship between motivation for success and emotional intelligence. Motivation to achieve success is one of the main motivations of a person, manifested in various areas of life and characterized by the desire to do something as best as possible, to make progress, behind which there are basic human needs for creation, achievement, growth and self-improvement. Achievement motivation is a complex cognitive-affective education. Cognitive components beliefs and self–assessment by the subject in connection with the activity carried out have been studied quite well; emotional components, most often reflecting the peculiarities of the course of cognitive and value-oriented processes, are derived from them and can have a negative impact on the motivational process. The practical part of the study was conducted with the help of a questionnaire on D.V. Lyusin’s emotional intelligence, the methodology of personality diagnostics for the motivation to achieve success by T. Ehlers, the methodology of personality diagnostics for the motivation to avoid failures by T. Ehlers and methods for investigating the level of Schwarzlander’s claims. Spearman’s rank correlation coefficient was used to process the obtained results. The study involved 121 students (53 men and 68 women) Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering aged from 19 to 23 years. The results obtained in the study show that the motivation for success has a relationship with intrapersonal emotional intelligence (understanding and managing one’s emotions) and partly with interpersonal (managing other people’s emotions). The more the subject is aware of his emotional experiences, identifies them, the more pronounced is the desire to achieve results. The ability to manage one’s own and others’ emotions correlates with the motivation to achieve success, and the ability to manage one’s emotions has a correlation with the level of claims. Motivation to avoid failure has no reliably significant relationship with emotional intelligence.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

Gumanizaciya obrazovaniya. - 2017. - №4. - S. 85-91.

18. Dolinina I. G., Metodologiya konstruirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva formirovaniya politicheskoy kul'tury grazhdanskogo tipa / dis. ... dok. ped. nauk: 13.00.01 / I. G. Dolinina; UdGU. - Izhevsk, 2011. - 528 s. https://www.dissercat.com/ content/metodologiya-konstruirovaniya-obrazovatelnogo-prostranstva-politicheskoi-kultury-grazhdansko.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Зимина Наталия Александровна

Кандидат психологических наук, доцент, Приволжский институт повышения квалификации ФНС России (г. Нижний Новгород), е-таИ: n.a.zimina@yandex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-2-49-61

Аннотация:

В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи мотивации достижения успеха и эмоционального интеллекта. Мотивация достижения успеха - одна из основных мотиваций человека, проявляющаяся в различных областях жизнедеятельности и характеризующаяся стремлением сделать что-то как можно лучше, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в созидании, достижении, росте и самосовершенствовании. Мотивация достижения

- это сложное когнитивно-аффективное образование. Когнитивные составляющие

- убеждения и оценки субъектом себя в связи осуществляемой деятельностью -изучены достаточно хорошо; эмоциональные компоненты, чаще всего отражающие особенности течения когнитивных и ценностно-целевых процессов, являются производными от них и могут оказывать негативное влияние на мотивационный процесс. Практическая часть исследования проходила при помощи опросника на эмоциональный интеллект Д.В. Люсина, методики диагностики личности на мотивацию достижения успеха Т. Элерса, методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса и методики исследования уровня притязаний Шварцландера. Для обработки полученных результатов применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В исследовании приняли участие 121 студент (53 мужчины и 68 женщин) Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета в возрасте от 19 до 23 лет. Полученные в исследовании результаты показывают, что мотивации достижения успеха имеет взаимосвязь с внутриличностным эмоциональным интеллектом (пониманием и управлением своими эмоциями) и частично с межличностным (управлением чужими эмоциями). Чем больше субъект осознает свои эмоциональные

переживания, идентифицирует их, тем более выраженным является стремление достичь результата. Способность к управлению своими и чужими эмоциями коррелирует с мотивацией достижения успеха, а способность к управлению своими эмоциями имеет корреляционную связь с уровнем притязаний. Мотивация избегания неудачи не имеет достоверно значимой взаимосвязи с эмоциональным интеллектом.

Ключевые слова: мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, эмоциональный интеллект, эмоциональные предикторы.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN MOTIVATION FOR SUCCESS AND EMOTIONAL INTELLIGENCE

Zimina Natalia Alexandrovna

Candidate of Psychological sciences, VAssociate Professor, Volga Institute of Advanced Training of the Federal Tax Service of Russia (Nizhny Novgorod), e-mail: n.a.zmina@ yandex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-2-49-61

Abstract:

The article discusses the relationship between motivation for success and emotional intelligence. Motivation to achieve success is one of the main motivations of a person, manifested in various areas of life and characterized by the desire to do something as best as possible, to make progress, behind which there are basic human needs for creation, achievement, growth and self-improvement. Achievement motivation is a complex cognitive-affective education. Cognitive components - beliefs and self-assessment by the subject in connection with the activity carried out - have been studied quite well; emotional components, most often reflecting the peculiarities of the course of cognitive and value-oriented processes, are derived from them and can have a negative impact on the motivational process. The practical part of the study was conducted with the help of a questionnaire on D.V. Lyusin's emotional intelligence, the methodology of personality diagnostics for the motivation to achieve success by T. Ehlers, the methodology of personality diagnostics for the motivation to avoid failures by T. Ehlers and methods for investigating the level of Schwarzlander's claims. Spearman's rank correlation coefficient was used to process the obtained results. The study involved 121 students (53 men and 68 women) Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering aged from 19 to 23 years. The results obtained in the study show that the motivation for success has a relationship with intrapersonal emotional intelligence (understanding and managing one's emotions) and partly with interpersonal (managing other people's emotions). The more the subject is aware of his emotional experiences, identifies them, the more pronounced is the desire to achieve results. The ability to manage one's own and others' emotions correlates with the motivation to achieve success, and the ability to manage one's emotions has a correlation with the level of claims. Motivation to avoid

failure has no reliably significant relationship with emotional intelligence.

Key words: motivation to achieve success, motivation to avoid failure, emotional intelligence, emotional predictors.

Мотивация - это основное понятие, помогающее изучить движущие силы поведения и деятельности человека. Мотивацию характеризуют мотивы, потребности, стимулы - все то, что детерминирует личностную активность. Мотиваци-онная сфера динамична; вместе с тем, неоднократное повторение мотивацион-ного явления со временем делает его устойчивой личностной характеристикой. Ярким примером является ориентация на получение значимых результатов в деятельности или избегание возможных неприятностей, характеризующих в целом мотивацию достижения успеха и избегания неудачи.

В современной психологии, вопрос о мотивации достижения вызывает повышенный интерес, ввиду той роли, которую она играет в получении успешных результатов в учебной и профессиональной деятельности [22]. Так Р. Стернберг отмечает, что уровень мотивации более явно прогнозирует успех, чем интеллект, так как его диапазон шире по сравнению со способностями людей, живущих в одной среде [21]. Так «сильные» и «слабые» студенты отличаются не уровнем интеллекта, а силой, качеством и типом мотивации учебной деятельности. Интеллект скорее условие, а мотивация движущая сила успешности в учебной деятельности [2].

Т.О. Гордеева пишет, что профессиональный успех и самореализация являются фундаментальными ценностями современности. Содержание данных ценностей напрямую связано с мотивацией достижения, так как в них преобладают ситуации, где результат деятельности оценивается в соответствии с предметными, индивидуальными или социальными нормами. В связи с этим, мотивацию достижения можно считать одной из наиболее значимых; ее характеристикой является стремление сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в созидании, достижении, росте и самосовершенствовании. [2].

Мотивация достижения включает пять основных мотивационных блоков - мотивационно-смысловой, целевой, интенционально-регуляторный, блок «реакция на неудачу, мотивационно-поведенческий, а также когнитивные и эмоциональные предикторы [2]. Подавляющее большинство исследований раскрывает вклад когнитивных представлений субъекта в функционировании мотивации достижения; роль эмоциональных компонентов признается, но остается наименее изученной [2, 8, 9, 12, 13, 19].

Наряду с мотивом достижения успеха субъектом может руководить и мотив избегания неудачи. Дж. Аткинсон считает, что стремление к успеху исключает избегание неудачи [13]. Современные данные показывают, что возможно существование двух противоположных мотиваций, но с преобладанием какой-либо и них. Причем это преобладание может быть, как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений [4]. В целом, мотив достижения связан

с потребностью достигать значимых результатов, быть продуктивным, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением.

Субъекты с преобладаем мотивации на успех или неудачу, ведут себя по-разному. При ориентации на достижение успеха субъект более правильно оценивает свои возможности; выбирает подходящие его знаниям, навыкам и умениям профессии; является более настойчивым в достижении поставленных целей, даже если цель отдалена во времени. При выборе задач предпочитает среднюю или чуть более высокую степень сложности. Очень легкие задачи не приносят удовлетворения и значимого успеха, решение слишком трудных задач может привести к провалу, при выборе же задач средней трудности, успех напрямую зависит от своих усилий и становится вполне вероятным. Однако слишком сильная мотивация достижения может приводить к разладам в деятельности и поведении и тем самым мешать получению результата.

Доминирование мотива избегания неудачи проявляется в неуверенности в себе и своих возможностях, заниженной или завышенной самооценке, нереалистичном уровне притязаний, боязни критики, наличии отрицательных эмоциональных переживаний по поводу возможной неудачи. Субъект выбирает наиболее легкие или наиболее трудные задачи, неудача в действиях или отдаленность цели во времени снижает интерес к работе [4]. В процессе достижения субъекты, стремящиеся к успеху, используют следующие способы самоконтроля: рациональным путем повышают значимость активности; дают себе самоинструкции по удержании познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации; контролируют эмоции и направляют их на повышение активности. Испытуемые с мотивом избегания неудачи обесценивают значимость общей цели; дают себе самоинструкции, позволяющие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации; контролируют эмоции, вызывая релаксацию [8]. Интерпретируя полученные результаты, субъекты с ориентацией на мотивацию достижения успеха видят причины достижений в себе (старания, упорство, способности), а неудач в случайном стечении обстоятельств. Если же субъектом руководит мотив избегания неудачи, то успех чаще приписывается внешним факторам (везение, легкость задачи), а неудача - недостаткам своих способностей [10].

Анализируя когнитивные компоненты мотивации достижения успеха, исследователями были подробно рассмотрены такие предикторы как локус контроля, каузальные атрибуции, выученная беспомощность, вера в свои способности и тип представлений о способностях [2]. Вместе с тем, мотивация - это совокупность множества внешних и внутренних факторов, определяющих поведение. Внутренними побудителями выступают потребности человека, его желания, намерения и эмоции. Эмоциональное переживание является частью любой мотивации. При этом, каждое эмоциональное переживание имеет положительно-отрицательную основу в виде двух видов эмоциональных переживаний: удовлетворения и страдания. Согласно П.В. Симонову, положительные эмоции побуждают проявлять активность и искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение. Отрицательные же эмоции

сохраняют уже достигнутое [11]. Относительно мотивации достижения можно отметить, что ее эмоциональной базой являются эмоции радости — горя и доминирования — подчинения, связанные с эмоциями гордости и покорности [1].

Несмотря на значительную роль когнитивных представлений субъекта в функционировании мотивации достижения, эмоциональное сопровождение происходящего является более быстрым, многообразным (эмоции выполняют отражательную, приспособительную, побудительную и т.д. функцию) и осуществляется в форме различных процессов, состояний и свойств, что в целом признается исследователями как неотъемлемая часть мотивации достижения. Но динамический характер эмоций, их слабая осознанность, отождествление с потребностями - все это затрудняет изучение мотивационных возможностей эмоций [3].

Считая потребность в достижении одной из важнейших, Д. Макклелланд отмечал, что ею движет бессознательное побуждение к более совершенному действию, дающее возможность испытывать удовлетворение от самой этой деятельности или от демонстрации своей способности сделать что-либо [9]. При разработке методики выявления показателей мотивов достижения, Макклел-ланд, Кларк, Роби и Аткинсон выявили, что достижение успеха и неудачи влекут за собой появления позитивных и негативных эмоциональных состояний у испытуемых [1]. Разрабатывая методику для выявления двух видов мотивов достижения, вслед за Д. Макклелландом, В. Мейер, X. Хекхаузен и Л. Кеммлер создали вариант ТАТ, где мотив достижения понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при получении результата, а мотив избегания неудачи - как склонность переживать стыд и унижение при неудаче [18]. В работах, посвященных изучению поведения (теория каузальной атрибуции Б. Вай-нера, теория самоэффективности А. Бандуры, теории ожидаемой ценности Дж. Аткинсон, Дж. Экклс, социокогнитивная теория К. Двек, теория самоценности М. Кавингтона, теория воспринимаемого контроля Э. Скиннера), также можно проследить роль эмоций в возникновении мотивации достижения успеха. Так в концепции Скиннера о позитивном и негативном подкреплении и наказании указывается их влияние на мотивационные характеристики деятельности и ее эффективность [2]. В теории «ожидания-валентность» (В. Врум, Л. Портер, Э. Лоулер, Р.М. Стирс) сила мотивации во многом определяется отношением личности (положительным или отрицательным) к результатам, которые приносят ему те или иные его возможные действия [1]. Халиш и Х. Хекхаузен выяснили, что на успех мотивирует не столько нормативное оценивание вознаграждения, сколько собственная оценка удовлетворенности/неудовлетворенности своими собственными достижениями [12].

Согласно современным исследованиям, мотивация достижения объединяет эмоциональные и когнитивные процессы, что является более целостным видением мотивации. Являясь неразрывной составляющей мотивационного процесса, эмоции выступают одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения, (так, по данным Bloom высокий интерес к занятиям и необычайно сильное желание добиваться результатов характеризуют мотивацию одаренных

субъектов [2]), выбора конкретной цели деятельности, реализации поставленного намерения и выполнения соответствующего действия, дальнейшей интерпретации причин успеха и неудачи [8].

По мнению Т.О. Гордеевой, эмоциональные процессы в структуре мотивации чаще являются производными от особенностей течения когнитивных и ценностно-целевых процессов, определяя негативное функционирование различных составляющих мотивационного процесса. Так сомнения в себе повышают тревожность, но сама тревожность может и не сопровождаться низкой самоэффективностью. Влияние тревожности на деятельность зависит от преобладания у субъекта внешних или внутренних мотивов, особенностей целеполагания и осуществления задуманного, оценки самоэффективности и характера реагирования на неудачи и помехи в деятельности [2].

Таким образом, мотивация достижения - это сложное когнитивно-аффективно-поведенческое образование. Осознание своих мотивов и пересмотр соотношения мотивов избегания неудач и достижения успеха позволит быть более эффективным в решении жизненных задач и получать радость и удовлетворение от своей деятельности [6].

Целью данного исследования стало изучение особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и мотивации личности на достижение успеха и избегания неудачи. Исследование проходило при помощи опросника на эмоциональный интеллект Д.В. Люсина, методики диагностики личности на мотивацию достижения успеха Т. Элерса, методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса и методики исследования уровня притязаний Й. Шварцландера.

Благодаря опроснику Д.В. Люсина была получена информация относительно выраженности у студентов различных сторон эмоционального интеллекта:

способности к пониманию эмоций других людей и управлению ими (шкала МЭИ (межличностный эмоциональный интеллект));

способности к пониманию собственных эмоций и управлению ими (шкала ВЭИ (внутриличностный эмоциональный интеллект));

способности к пониманию своих и чужих эмоций (шкала ПЭ (понимание эмоций);

способности к управлению своими и чужими эмоциями (шкала УЭ (управление эмоциями));

способности к пониманию эмоционального состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимики, жестикуляции, звучания голоса) и/или интуитивно; чуткости к внутренним состояниям других людей (субшкала МП (понимание чужих эмоций));

способности вызывать у людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций; возможно, склонность к манипулированию людьми (субшкала МУ (управление чужими эмоциями));

способности к осознанию своих эмоций: их распознаванию и идентификации, пониманию причин их возникновения, способности к вербальному описа-

нию (субшкала ВП (понимание своих эмоций));

способности и потребности управления своими эмоциями, вызывания и поддержания желательных эмоций и удержания под контролем нежелательных (субшкала ВУ (управление своими эмоциями));

способности к контролю внешних проявлений своих эмоций (субшкала ВЭ (контроль экспрессии)) [7].

Методика Й. Шварцландера позволяет определить уровень трудности намечаемых испытуемым задач и влияние на этот выбор ситуаций успеха или неуспеха предыдущих действий.

Для обработки результатов исследования применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В исследовании приняли участие 121 студент (31 мужчин и 64 женщины) Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета в возрасте от 19 до 23 лет.

Таблица 1

Уровень мотивации достижения успеха и избегания неудачи испытуемых (п-121, %)

Низкий Средний Высокий Очень

уровень уровень уровень высокий уровень

Мотивация достижения успеха 3 48 29 20

Мотивация избегания неудачи 7 45 28 20

Таблица 2

Уровень притязаний испытуемых (п-121, %)

Очень низкий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень

Уровень притязаний 3 12 39 21 19

Согласно полученным данным, большинство опрошенных имеют средний уровень развития мотивации достижения успеха, мотивации избегания неудачи и уровня притязаний.

Обработка методики, изучающей эмоциональный интеллект, осуществлялась отдельно по каждой шкале. Единый показатель эмоционального интеллекта не предусмотрен.

При расчете среднего показателя эмоционального интеллекта респондентов из выборки были исключены 3 испытуемых (2%), результаты которых по всем основным шкалам соответствовали высокому уровню эмоционального интеллекта и 9 женщин (7%), показавших низкий уровень эмоционального интеллекта. Полученные данные показывают, что подавляющее большинство испыту-

емых (91%) имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта.

Таблица 3

Характеристика эмоционального интеллекта респондентов (п-109, сред.знач.)

Основные шкалы Субшкалы

МЭИ (межличностный ЭИ) ВЭИ (внутри-личностный ЭИ) ПЭ (понимание эмоций) УЭ (управление эмоциями) МП (понимание чужих эмоций) МУ (управление чужими эмоциями) ВП (понимание своих эмоций) ВУ (управление своими эмоциями) ВЭ (контроль экспрессии)

4,75 5,3 4,8 5,4 1,9 1,9 1.85 1.95 1.6

Таблица 4

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и мотивации достижения успеха, мотивации избегания неудачи и уровня притязания

Эмоциональный интеллект

Основные шкалы Субшкалы

МЭИ (межличностный ЭИ) ВЭИ (внутри-личностный ЭИ) ПЭ (понимание эмоций) УЭ (управление эмоциями) МП (понимание чужих эмоций) МУ (управление чужими эмоциями) ВП (понимание своих эмоций) ВУ (управление своими эмоциями) ВЭ (контроль экспрессии)

Достижение успеха 0.258 (p<0,01) 0.328 (p<0,01) 0.321 (p<0,01) 0.334 (p<0,01) ■ 0.312 (p<0,01) 0.261 (p<0,01) 0.333 (p<0,001) 1

Избегание неудачи 1 ■ 1 1 ■ ■ 1 1 1

Уровень притязаний 1 ■ 1 0.218 (p<0,05) ■ ■ 1 1 1

Анализ таблицы показывает, что с эмоциональным интеллектом коррелирует лишь мотивация достижения. Чем выше респонденты оценивают свою способность понимать свои эмоции и управлять своими и чужими эмоциями, тем выше мотивация достижения. Понимание чужих эмоций и контроль экспрессии не связаны с мотивацией достижения. Способность управлять эмоциями коррелирует и с уровнем притязаний. Мотивация избегания неудачи не имеет статистически достоверны связей с эмоциональным интеллектом испытуемых.

При анализе полученных корреляционных связей следует учитывать различную роль положительных и отрицательных эмоций в мотивации и целом регуляции деятельности, а также их неразрывную тонкую связь с когнитивными компонентами мотивации достижения.

Так как положительные эмоции в целом усиливают мотив достижения, то скорее всего, даже если эмоциональный интеллект субъекта будет не высокий, ориентация на успех все же будет оставаться на должном уровне (даже если субъект не осознает, что гордится собой, данное эмоциональное переживание все равно усиливает его веру в себя, тем самым поддерживая на высоком уровне мотивацию достижения). Вместе с тем, следует помнить, что положительные эмоции не играют только положительную роль, а отрицательные - отрицательную. Излишняя вера в себя может привести к расслаблению и прекращению попыток поиска эффективных путей достижения результата. Отрицательная эмоция сигнализирует о тревоге, опасности; она привлекает внимание к ситуации отклонения наших взаимоотношений с окружающей средой от желаемых [4]. Отрицательные эмоции зачастую в той или иной мере препятствуют достижен-ческой деятельности, но, это не означает, что они прекращают ее.

Так, в ряде исследований показано, что положительный результат, позитивная обратная связь ведут к переживанию субъектом своей компетентности и усиливают внутреннюю мотивацию; в то время как негативная обратная связь и неспособность выполнить намеченное подрывают внутреннюю мотивацию из-за фрустрации потребности в компетентности [16]. Занижение самооценки ребенка вследствие негативной обратной связи, критики и требований подчинения снижают продуктивную учебную мотивацию [2]. Депрессия отрицательно влияет на настойчивость, как одну из составляющих мотивации достижения [2]. Вместе с тем, результат все же может быть достигнут, если, обобщая результаты исследований, субъект стремится добиться успеха и способен сознательно регулировать свое внимание, эмоции, поведение [5, 15, 20, 22]. При условии понимания, принятия и регуляции своих эмоций, можно увидеть проблему и эффективно решить ее; чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем более вероятна положительная роль отрицательных эмоций в мотивации достижения.

Отсутствие корреляции мотивации избегания неудачи и эмоционального интеллекта испытуемых можно объяснить тем, что осознание своих переживаний в большинстве случаев предрасполагает к изменению ситуации и личностному росту. Поэтому чем больше субъект понимает свои эмоции и может регулировать их, тем вероятнее ситуация постановки целей, возможно более трудных,

но способствующих развитию.

Уровень притязаний имеет взаимосвязь с управлением эмоциями испытуемых. Уровень притязаний является достаточно стабильной чертой личности, проявляющейся в мере трудности задач, которые ставит субъект. Способность регулировать свое эмоциональное состояние дает возможность выбирать более трудные задачи, так как субъект обладает потенциалом справиться со своими переживания в случае неудачи.

Выводы

Мотивация достижения - это сложное когнитивно-аффективное образование. Она характеризуется системой мотивов, целей и ценностей, когнитивными (различными убеждениями и оценкой субъектом себя в связи осуществляемой деятельностью) и эмоциональными составляющими. Эмоциональные мотиваци-онные процессы являются наименее изученными, несмотря на то, что их роль в мотивации достижения является существенной и важной.

Полученные в исследовании результаты показывают, что мотивации достижения успеха имеет взаимосвязь с внутриличностным эмоциональным интеллектом (пониманием и управлением своими эмоциями) и частично с межличностным (управлением чужими эмоциями). Чем больше субъект осознает свои эмоциональные переживания, идентифицирует их, тем более выраженным является стремление достичь результата. Понимание своих эмоций дает возможность проанализировать причины, вызвавшие их, что в свою очередь позволяет при необходимости изменить ситуацию к лучшему. Способность к управлению своими и чужими эмоциями коррелирует с мотивацией достижения успеха и с уровнем притязаний скорее всего в силу того, что поддерживает уверенность субъекта в своих силах и позволяет ему эффективно справляться с возникающими негативными эмоциями и не допускать их отрицательного влияния на мотивацию и деятельность.

Мотивация избегания неудачи не имеет достоверно значимой взаимосвязи с эмоциональным интеллектом.

Литература

1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов / Б.Б. Айсмонтас. - М.: МГППУ, 2004. - 368 с.

2. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. О. Гордеева. - Москва: Смысл: Academia, 2006. - 332 с.: ил., табл.; 21 см. -(Психология для студента).

3. Глазунов, Ю. Т. Эмоциональное переживание в системе целеполагания человека /Ю.Т. Глазунов // Вестник МГТУ. 2011. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/emotsionalnoe-perezhivanie-v-sisteme-tselepolaganiya-cheloveka (дата обращения: 06.02.2023).

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2008. - С.

5. Ишков, А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. АСВ, 2004.

6. Котов, С.В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии / С. В. Котов // Молодой ученый. 2012. № 4 (39). С. 360-362.

7. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Лю-сина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 с. (Труды Института психологии РАН).

8. Магомед-Эминов, М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / М. Ш. Маго-мед-Эминов, МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. - Москва, 1987. - 23 с.

9. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб., 2007. 672 с. — (Серия «Мастера психологии»).

10. Рожков, Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых / Е.М. Рожков // Современная наука. 2014. №3.

11. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. - М., Наука, 1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

280 с.

12. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. - 2-е изд. СПб: Питер; М.: Смысл. - 2003. 860 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

13. Atkinson, J.W. A theory of achievement motivation / J. W. Atkinson, N. T. Feather, Huntington, NY: John Wiley and Sons. 1966. 392 с.

14. Baumeister R.F. The strength model of self-control / R.F. Baumeister., K.D. Vohs, D.M. Tice // Current Directions In Psychological Science, 2007. - V. 16(6). - P. 351-355.

15. Duckworth A.L. Grit: Perseverance and passion for long-term goals / A.L. Duckworth., C. Peterson, M.D. Matthews, D.R. Kelly // Personality Processes and Individual Differences, 2007. V. 92, 6. P. 1087-1101.

16. Deci E.L. Changes in intrinsic motivation as a function of negative feedback and threats / E.L. Deci, W.F. Cascio // Presented at the meeting of the Eastern Psychological Association, Boston, 1972.

17. Deci E.L. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life's domains / E.L. Deci, R.M. Ryan // Canadian Psychology, 2008а. - V. 49. - P.14-23.

18. Meyer, W.U. Validierungskorrelate der inhaltsanalitisch erfasten Leistungmotivation guter und schwacher Schuler des dritten Schuljahres / W.U. Meyer, H. Heckhausen, L. Kemmler // Psychol. - Forschung, 1965. - 28 с.

19. Murray H.A. Explorations in personality New York. / H.A. Murray, Oxford Press, 1938. 790 с.

20. Robbins S.B. Do psychosocial and study skill factors predict college

outcomes? / S.B. Robbins, K. Lauver, H. Le, D. Davis, R. Langley // Psychological Bulletin. 2004. - V. 130. - P. 261-288.

21. Sternberg, R.J. Successful Intelligence: How Practical and Creative Intelligence Determine Success in Life / R.J. Sternberg., Simon & Schuster, 1996. 304

22. Tangney J.P. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success / J.P. Tangney, R.F. Baumeister, A.L. Boone // Journal of Personality. 2004. - V. 72(2). pp. 271-322.

References

1. Aismontas, B.B. Pedagogical psychology: A textbook for students / B.B. Aismontas. - M.: MGPPU, 2004. - 368 p.

2. Gordeeva, T. O. Psychology of achievement motivation: studies. manual for university students studying in the direction and specialties of psychology / T. O. Gordeeva. - Moscow: Sense: Academy, 2006. - 332 p.: ill., table.; 21 cm. - (Psychology for a student).

3. Glazunov, Yu. T. Emotional experience in the human goal-setting system / Yu.T. Glazunov // Vestnik MSTU. 2011. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/emotsionalnoe-perezhivanie-v-sisteme-tselepolaganiya-cheloveka (date of application: 06.02.2023).

4. Ilyin, E.P. Motivation and motives / E.P. Ilyin. -St. Petersburg: Peter, 2008. - p.

179.

5. Ishkov, A.D. Student's educational activity: psychological factors of success. DIA, 2004.

6. Kotov, S.V. Motivation «for success» and motivation «for avoiding failures» in the context of positive psychology / S. V. Kotov // Young Scientist. 2012. No. 4 (39). pp. 360-362.

7. Lyusin, D.V. Modern ideas about emotional intelligence // Social intelligence: Theory, measurement, research / Edited by D.V. Lyusin, D.V. Ushakov. M.: Publishing house «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences», 2004. 176 p. (Proceedings of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences).

8. Magomed-Eminov, M. S. Motivation of achievement: structure and mechanisms: abstract of the dissertation of the Candidate of Psychological Sciences: 19.00.01 / M. S. Magomed-Eminov, Lomonosov Moscow State University, Fac. psychology. - Moscow, 1987. - 23 p.

9. McClelland, D. Human motivation / D. McClelland. - St. Petersburg, 2007. 672 p. — (Series «Masters of Psychology»).

10. Rozhkov, E.M. Motivation for achieving success and avoiding failures in the works of domestic and foreign scientists / E.M. Rozhkov // Modern science. 2014. №3.

11. Simonov, P.V. Emotional brain / P.V. Simonov. - M., Nauka, 1981. 280 p.

12. Heckhausen, H. Motivation and activity / H. Heckhausen. - 2nd ed. St. Petersburg: Peter; M.: Smysl. - 2003. 860 s: ill. — (Series «Masters of Psychology»).

13. Atkinson, J.W. A theory of achievement motivation / J. W. Atkinson, N. T. Feather, Huntington, NY: John Wiley and Sons. 1966. 392 с.

14. Baumeister R.F. The strength model of self-control / R.F. Baumeister., K.D. Vohs, D.M. Tice // Current Directions In Psychological Science, 2007. - V. 16(6). - P. 351-355.

15. Duckworth A.L. Grit: Perseverance and passion for long-term goals / A.L. Duckworth., C. Peterson, M.D. Matthews, D.R. Kelly // Personality Processes and Individual Differences, 2007. V. 92, 6. P. 1087-1101.

16. Deci E.L. Changes in intrinsic motivation as a function of negative feedback and threats / E.L. Deci, W.F. Cascio // Presented at the meeting of the Eastern Psychological Association, Boston, 1972.

17. Deci E.L. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life's domains / E.L. Deci, R.M. Ryan // Canadian Psychology, 2008а. - V. 49. - P.14-23.

18. Meyer, W.U. Validierungskorrelate der inhaltsanalitisch erfasten Leistungmotivation guter und schwacher Schuler des dritten Schuljahres / W.U. Meyer, H. Heckhausen, L. Kemmler // Psychol. - Forschung, 1965. - 28 с.

19. Murray H.A. Explorations in personality New York. / H.A. Murray, Oxford Press, 1938. 790 с.

20. Robbins S.B. Do psychosocial and study skill factors predict college outcomes? / S.B. Robbins, K. Lauver, H. Le, D. Davis, R. Langley // Psychological Bulletin. 2004. - V. 130. - P. 261-288.

21. Sternberg, R.J. Successful Intelligence: How Practical and Creative Intelligence Determine Success in Life / R.J. Sternberg., Simon & Schuster, 1996. 304 с.

22. Tangney J.P. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success / J.P. Tangney, R.F. Baumeister, A.L. Boone // Journal of Personality. 2004. - V. 72(2). pp. 271-322.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И БРАКЕ У ЖЕНЩИН В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Зимовина Ольга Алексеевна

Доктор педагогических наук, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: zimovina@mail.ru

Батыршина Альфия Робертовна

Кандидат педагогических наук, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: arb.71@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-2-61-73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.