Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ'

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯН ИЕ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белашина Татьяна Валентиновна

Статья посвящена изучению системных особенностей мотивации личности. Представлено эмпирическое исследование, целью которого стало выявление взаимосвязи мотивации и доминирующего психического состояния. Диагностика мотивации осуществлялась при помощи методики «Доминирующая мотивация» В. Н. Колюцкого - И. Ю. Кулагиной и тестов Т. Элерса на мотивацию к успеху и мотивацию избегания неудач. Для измерения доминирующего психического состояния использована методика определения доминирующего психического состояния Л. В. Куликова. В исследовании приняли участие 100 человек - сотрудники ГУ МВД России по Новосибирской области, из них 50 мужчин и 50 женщин. Анализ данных показал, что для испытуемых ЭГ-1 (сотрудники-мужчины) более характерно проявление активной жизненной позиции, которая во многом зависит от комфортности ситуации и обстоятельств выполнения той или иной служебной задачи. Испытуемые ЭГ-2 (сотрудники-женщины) отличаются стремлением к достижению личных заслуг в профессиональной деятельности и установлению эффективных взаимоотношений в служебном коллективе. Для испытуемых ЭГ-3 (сотрудники со стажем службы менее пяти лет) более характерно проявление высокого уровня активности, стремление своевременно реагировать на возникающие трудности, ощущение внутренней собранности, запаса сил и энергии. Респонденты ЭГ-4 (сотрудники со стажем профессиональной деятельности более пяти лет) склонны к тому, чтобы особо не рисковать ради достижения каких-то определенных целей, однако могут пойти на осознанный риск в том случае, если это позволит им получить материальное вознаграждение, повысить свой статус или положение в коллективе. Исследование взаимосвязи параметров мотивации и доминирующего психического состояния показало, что сотрудники мужского пола, несмотря на достаточный уровень уверенности в себе и своих возможностях, предпочитают вести себя более сдержанно и осторожно, особенно в ситуациях повышенного риска. Сотрудники женского пола склонны к демонстрации уверенности в собственных силах и возможностях. С увеличением стажа профессиональной деятельности обнаружены тенденция к сохранению собственного эмоционально-стабильного отношения, адекватности и эффективности психической саморегуляции посредством избегания тех ситуаций, которые могут привести к неудачам в личностном и профессиональном плане; стремление к переживанию положительных состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белашина Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC FEATURES OF PERSONALITY MOTIVATION IN THE CONTEXT OF THE MANIFESTATION OF A DOMINANT MENTAL STATE

The article is devoted to the study of the systemic features of personality motivation. An empirical study, the purpose of which is to identify the relationship between motivation and the dominant mental state, is presented. Motivation diagnostics was carried out using the “Dominant Motivation” technique of V. N. Kolutsky - I. Y. Kulagina and T. Ehlers tests for motivation to success and motivation to avoid failures. To measure the dominant mental state, the method of determining the dominant mental state of L. V. Kulikov was used. The study involved 100 employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Novosibirsk region. 50 of them are men and 50 of them are women. Data analysis has shown that EG-1 subjects (male employees) are more characterized by the man ifestation of an active life position, which largely depends on the comfort of the situation and the circumstances of performing a particular official task. The subjects of EG-2 (female employees) are distinguished by their desire to achieve personal merits in their professional activities and establish effective relationships in the service team. The EG-3 subjects (employees with less than five years of service experience) are more characterized by a high level of activity, the desire to respond in a timely manner to emerging difficulties, a sense of inner concentration, reserve of strength and ener gy. EG-4 respondents (employees with more than five years of professional experience) tend not to take any particular risks in order to achieve certain goals, but they may take a conscious risk if this allows them to receive financial remuneration, increase their status or position in the team. The study of the relationship between the parameters of motivation and the dominant mental state showed that male employees, despite a sufficient level of self-confidence and their capabilities, prefer to behave with sufficient restraint and caution, especially in high-risk situations. Female employees tend to demonstrate confidence in their own abilities and capabilities. Also, with an increase in the length of professional activity, the tendency to preserve one's own emotionally stable attitude, adequacy and effectiveness of mental self-regulation by avoiding those situations that can lead to failur es in personal and professional terms, the desire to experience positive states was found.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ»

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.5

СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Т. В. Белашина,

НГПУ, Новосибирск,

tatyanabelashina@mail.ru

Статья посвящена изучению системных особенностей мотивации личности. Представлено эмпирическое исследование, целью которого стало выявление взаимосвязи мотивации и доминирующего психического состояния. Диагностика мотивации осуществлялась при помощи методики «Доминирующая мотивация» В. Н. Колюцкого - И. Ю. Кулагиной и тестов Т. Элерса на мотивацию к успеху и мотивацию избегания неудач. Для измерения доминирующего психического состояния использована методика определения доминирующего психического состояния Л. В. Куликова. В исследовании приняли участие 100 человек — сотрудники ГУ МВД России по Новосибирской области, из них 50 мужчин и 50 женщин.

Анализ данных показал, что для испытуемых ЭГ-1 (сотрудники-мужчины) более характерно проявление активной жизненной позиции, которая во многом зависит от комфортности ситуации и обстоятельств выполнения той или иной служебной задачи. Испытуемые ЭГ-2 (сотрудники-женщины) отличаются стремлением к достижению личных заслуг в профессиональной деятельности и установлению эффективных взаимоотношений в служебном коллективе. Для испытуемых ЭГ-3 (сотрудники со стажем службы менее пяти лет) более характерно проявление высокого уровня активности, стремление своевременно реагировать на возникающие трудности, ощущение внутренней собранности, запаса сил и энергии. Респонденты ЭГ-4 (сотрудники со стажем профессиональной деятельности более пяти лет) склонны к тому, чтобы особо не рисковать ради достижения каких-то определенных целей, однако могут пойти на осознанный риск в том случае, если это позволит им получить материальное вознаграждение, повысить свой статус или положение в коллективе. Исследование взаимосвязи параметров мотивации и доминирующего психического состояния показало, что сотрудники мужского пола, несмотря на достаточный уровень уверенности в себе и своих возможностях, предпочитают вести себя более сдержанно и осторожно, особенно в ситуациях повышенного риска. Сотрудники женского пола склонны к демонстрации уверенности в собственных силах и возможностях. С увеличением стажа профессиональной деятельности обнаружены тенденция к сохранению собственного эмоционально-стабильного отношения, адекватности и эффективности психической саморегуляции посредством избегания тех ситуаций, которые могут привести к неудачам в личностном и профессиональном плане; стремление к переживанию положительных состояний.

Ключевые слова: системные особенности; мотивация; личность; доминирующее психическое состояние; системный анализ.

Для цитаты: Белашина Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39) С. 61-71. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.5

Белашина Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: tatyanabelashina@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4656-0439

© Белашина Т. В., 2021

UDC 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.5

SYSTEMIC FEATURES OF PERSONALITY MOTIVATION IN THE CONTEXT OF THE MANIFESTATION OF A DOMINANT MENTAL STATE

T. V. Belashina,

NSPU, Novosibirsk

tatyanabelashina@mail.ru

The article is devoted to the study of the systemic features of personality motivation. An empirical study, the purpose of which is to identify the relationship between motivation and the dominant mental state, is presented. Motivation diagnostics was carried out using the "Dominant Motivation" technique of V. N. Kolutsky -I. Y. Kulagina and T. Ehlers tests for motivation to success and motivation to avoid failures. To measure the dominant mental state, the method of determining the dominant mental state of L. V. Kulikov was used. The study involved 100 employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Novosibirsk region. 50 of them are men and 50 of them are women.

Data analysis has shown that EG-1 subjects (male employees) are more characterized by the manifestation of an active life position, which largely depends on the comfort of the situation and the circumstances of performing a particular official task. The subjects of EG-2 (female employees) are distinguished by their desire to achieve personal merits in their professional activities and establish effective relationships in the service team. The EG-3 subjects (employees with less than five years of service experience) are more characterized by a high level of activity, the desire to respond in a timely manner to emerging difficulties, a sense of inner concentration, reserve of strength and energy. EG-4 respondents (employees with more than five years of professional experience) tend not to take any particular risks in order to achieve certain goals, but they may take a conscious risk if this allows them to receive financial remuneration, increase their status or position in the team. The study of the relationship between the parameters of motivation and the dominant mental state showed that male employees, despite a sufficient level of self-confidence and their capabilities, prefer to behave with sufficient restraint and caution, especially in high-risk situations. Female employees tend to demonstrate confidence in their own abilities and capabilities. Also, with an increase in the length of professional activity, the tendency to preserve one's own emotionally stable attitude, adequacy and effectiveness of mental self-regulation by avoiding those situations that can lead to failures in personal and professional terms, the desire to experience positive states was found.

Keywords: system features; motivation; personality; dominant mental state; system analysis.

For citation: Belashina T. V Systemic features of personality motivation in the context of the manifestation of a dominant mental state // Systems psychology and sociology. 2021. № 3 (39). P. 61-71. DOI: 10.25688/22236872.2021.39.3.5

Belashina Tatiana Valentinovna, PhD in Psychology, Associate professor of the Department of General Psychology and History of Psychology of Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia.

E-mail: tatyanabelashina@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4656-0439

Введение

Современные социокультурные условия характеризуются стремительными изменениями в различных сферах жизни общества. Процессы глобализации, информатизации, развития нанотехнологий обусловливают содержание информационного поля, в котором живет и работает человек,

а также предоставляют множество вариантов и альтернативных путей для самореализации и профессионального развития. Однако, «несмотря на то, что современный человек достаточно мотивирован и осведомлен о негативных последствиях бездействия, при этом, постоянно занят маловажными делами (общение в социальных сетях, просмотр видео) и не особо стремится приступать и выполнять

запланированные важные для него дела»1. Этим объясняется неугасающий интерес к проблеме мотивации личности, ее развития и проявления у разных возрастных и профессиональных групп, так как мотивационный компонент определяет многие сферы жизни человека и обусловливает достижение значимых результатов в той или иной деятельности. При этом особого внимания заслуживает проблема мотивации в контексте профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, особенно в рамках осуществления процедуры профессионального психологического отбора.

Специфика деятельности сотрудников предполагает, что кандидаты на соответствующие вакансии должны иметь необходимый и оптимальный уровень и характеристики мотивации к определенной трудовой деятельности [16: с. 627; 19], а также обладать комплексом качеств личности и характера, важных для выбранной профессии [18: с. 158]. Это обусловлено специфическими особенностями профессии, ненормированным рабочим графиком, ситуациями риска для жизни и здоровья, несением службы в условиях высокого физического и психологического напряжения и т. д. [1: с. 87]. Являясь важным структурным компонентом профессионально значимых качеств, мотивация обусловливает успешность, профессиональную состоятельность и стремление двигаться вперед в выбранной сфере [20: с. 29].

Цель исследования — изучение особенностей мотивации личности в контексте доминирующего психического состояния (на примере выборки сотрудников правоохранительных органов).

Теоретические представления о мотивации личности и доминирующем психическом состоянии

Наши современники справедливо считают, что главной проблемой, с которой сталкивается

1 Коржова Е. Ю., Кормачёва И. Н. Роль прокра-стинации в структуре учебной активности: системный подход // Системная психология и социология. 2021. № 2. С. 58. DOI: 10.25688/22236872.2021.38.2.05

исследователь мотивации личности, становится чрезвычайное разнообразие взглядов и подходов к изучению, а также самих терминов «мотив», «мотивация». Здесь необходимо помнить, что основной чертой «системного анализа мотивации является наличие теоретических критериев, вытекающих из соображений гораздо более общего порядка, и потому, малочувствительных к субъективным пристрастиям интерпретатора» [13: с. 140].

Первые упоминания о феномене мотивации личности можно обнаружить в ранних трудах Платона и Аристотеля, которые акцентировали внимание на некоторых факторах, детерминирующих активность человека. Так, Платон полагал, что потребности представляют собой «вожделеющую душу», деятельность которой направляется «разумной и благородной душой»2. Аристотель — создатель «первой содержательной научной системы» [14: с. 51] — считал, что стремления человека определяются потребностями и чувствами: «все, что люди делают, они делают по семи причинам: случайно, согласно требованиям природы, по принуждению, по привычке, под влиянием размышления, гнева и страсти»3.

Изучению проблемы мотивации личности был посвящен ряд работ как отечественных, так и зарубежных ученых. Вопросы происхождения мотива, мотивации и их связи с личностью рассматривались в русле системного подхода в работах Б. Ф. Ломова (цит. по: [14: с. 321]). Он относил мотивы к системообразующим факторам и указывал, что «мотив является не просто одной из "составляющих" деятельности; он выступает в качестве компонента сложной системы — мотивацион-ной сферы личности»4.

Наиболее полно данный феномен был исследован А. Н. Леонтьевым, который описал теорию деятельностного происхождения мо-тивационной сферы человека, включающую две ведущие группы мотивов: смыслообра-зующие (придают деятельности субъективный

2 Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. С. 351.

3 Аристотель. Метафизика / пер. с греч. П. Д. Пер-вова и В. В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 29.

4 Ломов Б. Ф. Системность в психологии: избр. психол. тр. М.: МПСИ, 2003. С. 90.

характер) и мотивы-стимулы (побуждают и направляют деятельность) [7: с. 216]. В своих работах Леонтьев отмечал, что человек рождается с определенными потребностями и мотив всегда связан с предметом удовлетворения возникающей потребности. Далее, он указывал на то, что «одни мотивы, побуждают деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл, они будут называться смыслообразующими. Другие — сосуществуют с ними, выполняя роль побудительных факторов, — порой остроэмоциональных, аффективных, не имеющих смыслообразующей функции, они будут называться стимулами. Смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой аффектоген-ностью» [7: с. 221].

Исследуя проблему мотивации, С. Л. Рубинштейн отмечал: «в действительности мотивы личного успеха вовсе не безраздельно господствуют в поведении людей. Все подлинно великое и ценное, что было сделано людьми, сплошь и рядом делалось не только в целях личного успеха и признания, но иногда и с явным пренебрежением к нему... общественный успех — это успех того дела, которому человек отдается и ради которого он готов приносить всяческие жертвы. Именно этот мотив — успех большого дела, а не успех личный — должен стать основой мотивации деятельности человека» [12: с. 330].

«Сплав» движущих сил поведения, детерминирующих человеческую деятельность, понимает под мотивацией Л. С. Выготский. Мотивация — это «стержень личности, к которому "стягиваются" такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки социальные ожидания, притязания, эмоции, волевых качества и другие социально-психологические характеристики»5.

Подробно рассматривает понятие «мотив» Л. И. Божович и указывает, что «это то, ради чего осуществляется деятельность»6. В качестве мотива могут выступать предметы

5 Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. С. 42.

6 Божович Л. И. Изучение мотивации поведения

детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 22.

внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. В настоящее время данное определение является наиболее широким пониманием термина «мотив».

В рамках сибирской школы психологии проблеме мотивации были посвящены труды В. Г. Леонтьева, который психологическим механизмом мотивации называл «отражение в психике каких-либо физических, физиологических, социальных и других объективных факторов, закономерностей человеческого

" 7

взаимодействия с окружающим миром»'. С точки зрения ученого, мотивационные механизмы являются продуктом развития всех побудительных сил человека, формирующих его личность.

Говоря о структуре мотивации, Е. П. Ильин выделяет первичные (абстрактные) мотивы, предполагающие наличие только абстрактной цели (биологические и социальные потребности, а также долженствование), и вторичные мотивы, включающие определенную, конкретную цель. При этом вторичные мотивы могут подразделяться на полные (блок «внутреннего фильтра», включающий в себя предпочтения по внешним признакам) и укороченные (целевой блок, включающий в себя цель потребности, опредмеченное действие и сам процесс удовлетворения потребности) [4: с. 120].

Особенности мотивационно-потребност-ной сферы в сравнительном аспекте рассматривал В. К. Вилюнас. Им предложена концепция развития мотивации у животных и человека, источником возникновения которой являются не только базовые физиологические потребности, но и социальные нормы, а также продукты культуры. Он полагал, что формирование мотивационно-потребностной сферы обусловлено как системными закономерностями развития психики, так и социокультурными и половозрастными особенностями [2: с. 177].

Среди зарубежных исследователей проблему мотивации поднимал в своих работах А. Шопенгауэр. Он указывал на то, что «в процессе мотивации субъект познает себя сам и может быть познаваемым только

7 Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосиб. полиграфкомбинат, 2002. С. 168.

по своей воле» (цит. по: [5: с. 225]). В дальнейшем категория «мотивация» прочно вошла в психологическое пространство, объясняя поведение человека и животного в различных ситуациях и обстоятельствах. Так, А. Маслоу выдвинул теорию иерархии потребностей человека, указывая, что мотивация определяется степенью удовлетворенности основных потребностей [9: с. 128]. Исследуя особенности мотивационно-потребностной сферы в контексте подхода А. Маслоу, К. Альдерфер выделяет три наиболее важные потребности: потребность существования, потребность в общении с другими, потребность роста и развития. Автор отмечает, что движение в рамках иерархии может быть разнонаправленным, т. е. при отсутствии возможности удовлетворить потребность более высокого порядка, человек может направлять больше усилий на насыщение потребностей более низшего порядка (цит. по: [15: с. 560]).

В работах Х. Хекхаузена мотивация рассматривается как обобщающая категория многочисленных процессов и явлений, «суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии» [15: с. 40]. Хекхаузен отмечает, что «наряду с побудительными аспектами ситуации, раскрывающимися через восприятие возможностей достижения определенных целей, на привлекательность предвосхищаемых последствий действия оказывают влияние и актуализируемые этой ситуацией мотивы» [15: с. 41].

В рамках мотивационно-генетической теории Ф. Герцеберг выдвинул предположение о существовании связи мотивации с удовлетворением потребностей. При этом он экстраполирует полученный ранее опыт исследования мотивации в контекст профессиональной деятельности и указывает, что все мотивы трудовой деятельности делятся на поддерживающий и мотивирующий. В соответствии с подходом Герцберга оптимальная мотивация формируется в том случае, если оба фактора взаимодействуют друг с другом. Если один из факторов отсутствует, то у работника проявляется неудовлетворенность трудом и, как следствие, снижение мотивации. Смысл

его теории в том, что «если вы хотите мотивировать работника, не надо сооружать дополнительный фонтан, обеспечьте большее участие в самой работе» (цит. по [15: с. 203]).

Продолжая рассматривать проблему мотивации в контексте трудовой деятельности необходимо отметить, что оценка профессиональной мотивации начинается еще на этапе отбора кандидата на должность. Когда на службу приходит потенциальный сотрудник, определение мотивационной составляющей является одним из существенных параметров, влияющих на вероятность его перехода из категории кандидатов в состав действующих сотрудников.

Проявление преобладающей мотивации человека во многом связано с рядом психических процессов и состояний, среди которых существенное значение имеет «доминирующее психическое состояние». В изучении данного феномена можно условно выделить три направления.

Первое основано на работах Н. Д. Леви-това, который предложил следующее определение: «психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности»8. Все психические состояния автор делит на две группы: моносостояния — проявление одного или двух состояний, они бывают аффективными (злоба, страх) и интеллектуальными (сомнение) и полисостояния — сложные многокомпонентные состояния (ответственность, утомление).

Второе направление связано с представлениями С. Л. Рубинштейна об определенных состояниях как фоне, на котором разворачивается психическая деятельность. Он рассматривает психическое состояние как «способ организации психических процессов в определенный период времени и отмечает, что динамика условий деятельности влияет на параметры психических процессов и их изменение,

8 Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. С. 20.

что, в свою очередь, может способствовать формированию нового состояния, вытесняющего первоначальное» [12: с. 385].

В рамках третьего направления психические состояния определяются как «системная реакция психики человека на изменения условий» (цит. по: [8: с. 50]). Так, Е. П. Ильин указывает, что «состояние в самом широком смысле — это реакция функциональных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленная на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания» [4: с. 389]. Он описывает структуру, состоящую из трех уровней регуляции: физиологического — соматика и вегета-тика; психического — переживания; поведенческого. Данные уровни образуют целостную функциональную систему.

В виде иерархически организованной системы взаимосвязанных компонентов, определяющих психическое состояние человека, представляет психическую организацию А. О. Прохоров: «Психическое состояние — это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени» [11: с. 411]. Понятие «психическое состояние» как «форму саморегуляции психики, механизм интеграции телесной, психической и духовной организации человека» раскрывает Л. В. Куликов [6].

По замечанию В. Н. Мясищева, психическое состояние бывает эндогенным и психогенным. При возникновении эндогенного состояния ведущую роль играют факторы организма, а в психогенном состоянии — социальные компоненты. В своих работах автор доказывает взаимозависимость состояния и отношения, опираясь на то, что отношения могут регулировать формирование состояния, а изменение состояния влияет на изменения отношения к деятельности [10: с. 67].

В рамках третьего направления в изучении феномена «доминирующее психическое состояние» важное значение приобретает организованная и систематически проводимая работа с личностью, с тем состоянием, которое способствует изменению ее мотивации [3].

Таким образом, при рассмотрении проблемы мотивации показано, что трактовка данного понятия представлена в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Обобщенно можно говорить о том, что мотивация — это побуждение человека, которое определяет направленность всей его деятельности, является внешней или внутренней причиной для постановки и осуществления цели. Без удовлетворения первичных потребностей человека не будут достигнуты те цели, которые человек ставит перед собой.

Организация и методы исследования

В эмпирическом исследовании приняли участие 100 человек — сотрудники ГУ МВД России по Новосибирской области, из них 50 мужчин и 50 женщин.

Диагностика мотивации осуществлялась при помощи методики «Доминирующая мотивация» В. Н. Колюцкого - И. Ю. Кулагиной и тестов на мотивацию к успеху и мотивацию избегания неудач Т. Элерса. Для измерения доминирующего психического состояния (ДПС) использована соответствующая методика Л. В. Куликова.

Исходя из цели исследования испытуемые были разделены на четыре эмпирические группы по следующим признакам: «пол» (ЭГ-1 — мужчины N = 50) и ЭГ-2 — женщины (Ы = 50)); «стаж службы» (ЭГ-3 — сотрудники со стажем службы менее пяти лет N = 73) и ЭГ-4 — сотрудники со стажем службы более пяти лет N = 27)).

Сформированный банк диагностических методик, а также использованные методы ма-тематико-статистического анализа позволили выявить системные особенности во взаимосвязи доминирующего мотивации личности и психического состояния.

Результаты и их обсуждение

Системный анализ мотивации личности в контексте доминирующего психического состояния позволил выдвинуть ряд предположений о характере связи между представленными

явлениями, которые в дальнейшем были проверены в проведенном эмпирическом исследовании. Процедура сравнительного анализа с применением непараметрического ^-критерия Манна - Уитни была направлена на проверку предположения о том, что существуют полоролевые различия в проявлении мотивации и доминирующего психического состояния и что существуют различия в проявлении мотивации и доминирующего психического состояния у сотрудников правоохранительных органов в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Полученные результаты представлены в таблице 1.

В результате статистической обработки полученных данных было установлено, что испытуемые ЭГ-1 достоверно отличаются от испытуемых ЭГ-2 по параметрам «активность» (V = 919 при р = 0,022), «работоспособность» (V = 875 при р = 0,009), «эмоциональная устойчивость» (и = 901 при р = 0,15) и «гедонистическая мотивация» (и = 1185 при р = 0,047). Это свидетельствует о том, что испытуемые склонны относиться к профессиональной деятельности и служебным задачам в рамках полярного принципа «нравится - не нравится». Они часто отдают предпочтение именно тем задачам, которые связаны с приятными переживаниями (например, похвалой, премированием, подтверждением статуса и т. д.). При этом проявление их активной позиции, целеустремленности, работоспособности обычно определяется тем, насколько

комфортна ситуация и обстоятельства выполнения той или иной служебной задачи.

Испытуемых ЭГ-2 от испытуемых ЭГ-1 отличает проявление мотивации успеха (V = 1126 при р = 0,031) как стремления к достижению личных заслуг в профессиональной деятельности и установлению эффективных взаимоотношений в служебном коллективе.

Кроме того, была осуществлена процедура сравнительного анализа по исследуемым параметрам у испытуемых ЭГ-3 и ЭГ-4. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Установлено, что для ЭГ-3 более характерно проявление тонуса и работоспособности (и = 927 при р = 0,046) как своевременного реагирования на возникающие трудности. Для них свойственно проявление заинтересованности в рабочем процессе, они с готовностью и энтузиазмом берутся за любое дело.

Для испытуемых ЭГ-4 свойственны удовлетворенность жизнью (и = 849 при р = 0,026), мотивация успеха (и = 682 при р = 0,018) и гедонистическая мотивация (и = 823 при р = 0,015). Испытуемые более удовлетворены процессом жизни, они наслаждаются ей и стараются особо не рисковать ради достижения каких-то целей. В то же время они склонны пойти на осознанный риск в том случае, если это позволит им получить некоторое материальное вознаграждение, повысить свой статус или положение в коллективе.

Таблица 1

Оценка достоверности различий в исследуемых параметрах в ЭГ-1 и ЭГ-2

Сравниваемые переменные Средний ранг ^-критерий Манна - Уитни р-1еуе1

ЭГ-1 ЭГ-2

Активность 57,13 43,87 919 0,022

Работоспособность 58,00 43,00 875 0,009

Эмоциональная устойчивость 57,49 43,51 901 0,015

Мотивация успеха 48,02 52,98 1126 0,031

Гедонистическая мотивация 51,80 49,20 1185 0,047

Таблица 2

Оценка достоверности различий в исследуемых параметрах в ЭГ-3 и ЭГ-4

Сравниваемые переменные Средний ранг ^-критерий Манна - Уитни р-1еуе1

ЭГ-3 ЭГ-4

Работоспособность 51,31 48,31 927 0,046

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удовлетворенность жизнью 48,62 55,57 849 0,026

Мотивация успеха 46,34 61,76 682 0,018

Гедонистическая мотивация 44,46 52,73 823 0,015

С целью выявления особенностей взаимосвязи мотивации и доминирующего психического состояния сотрудников правоохранительных органов был применен корреляционный анализ г^-Спирмена отдельно по каждой эмпирической группе. Анализ матрицы интеркорреляции по ЭГ-1 позволил установить наличие значимых связей, интерпретации подверглись наиболее информативные из них.

Анализ полученных данных показал наличие значимых связей между переменными «активность - мотивация успеха» (г = 0,743 при р = 0,01), «работоспособность - гедонистическая мотивация» (г = 0,662 при р = 0,02). Это свидетельствует о проявлении у испытуемых позитивного отношения к различным жизненным ситуациям. При этом они дифференцированно подходят к выбору способов достижения поставленных целей, исключая ситуации чрезмерного риска.

Были обнаружены значимые связи между параметрами «спокойствие - мотивация успеха» (г х = 0,701 при р = 0,01), «удовлетворенность жизнью - духовно-нравственная мотивация» (г = 0,761 при р = 0,01). Испытуемые склонны к демонстрации собственных сил и возможностей, проявлению уверенности в себе, стремлению к преодолению возникающих сложностей.

Значимые связи существуют между параметрами «активность - мотивация избегания неудач» (г х = -0,821 при р = 0,01), «спокойствие - эгоцентрическая мотивация» (г = -0,722 при р = 0,01). Оптимистическое отношение к жизненной ситуации, готовность к преодолению препятствий у испытуемых связаны с тенденцией выстраивать свое поведение таким образом, чтобы было как можно меньше провалов, ошибок и неудач. Они чаще проявляют осторожность, боязливость, тревожность, не любят рисковать, стараются просчитать ситуацию и вероятные пути ее решения. Очевидно, что в начале службы сотрудники проходят период адаптации и освоения новой области деятельности, они пытаются разобраться в тонкостях службы и это обусловливает проявление неуверенности и тревожности.

Полученные данные показали наличие значимых связей между параметрами «эмоциональная устойчивость - мотивация

избегания неудач» (г = 0,851 при р = 0,01), «спокойствие - гедонистическая мотивация» (г = 0,740 при р = 0,01), «удовлетворенность жизнью - духовно-нравственная мотивация» (г^ = -0,551 при р = 0,03). С увеличением стажа службы у испытуемых наблюдается тенденция к сохранению собственного эмоционально-стабильного отношения, адекватности и эффективности психической саморегуляции посредством избегания тех ситуаций, которые могут привести к неудачам в личностном и профессиональном плане. Они чаще проявляют способность брать на себя ответственность и воспринимают себя успешными в плане самореализации.

Выводы

Проведенный теоретический анализ и полученные эмпирические данные о системных особенностях мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния позволили сделать следующие выводы.

1. Трактовка понятия «мотивация» представлена в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Систематизируя основные представления, можно отметить, что мотивация — это побуждение человека, которое определяет направленность всей его деятельности, является внешней или внутренней причиной для постановки и осуществления цели. Без удовлетворения первичных потребностей человека не будут достигнуты те цели, которые человек ставит перед собой.

2. Системно-теоретический анализ представлений о доминирующих психических состояниях показал отсутствие единой трактовки данного понятия. В рамках представленной работы опора сделана на следующее его понимание: доминирующее психическое состояние — это проявление человеком в повторяющихся ситуациях определенных переживаний и типа поведения.

3. Анализ системных особенностей проявления мотивации личности и доминирующего психического состояния у испытуемых, дифференцированных по полу, позволил установить наличие значимых различий в исследуемых параметрах. Так, испытуемых ЭГ-1

отличает проявление активности (V = 919 при р = 0,022), работоспособности (V = 875 при р = 0,009), эмоциональной устойчивости (V = 901 при р = 0,15) и гедонистической мотивации (V = 1185 при р = 0,047). Выявленные различия отражают тенденцию к проявлению активной жизненной позиции, целеустремленности, работоспособности, которые во многом зависят от комфортности ситуации и обстоятельств выполнения той или иной служебной задачи. Респонденты ЭГ-2 отличаются по параметру мотивации успеха (V = 1126 при р = 0,031), что свидетельствует о проявлении стремления к достижению личных заслуг в профессиональной деятельности и установлению эффективных взаимоотношений в служебном коллективе.

4. Различия в зависимости от стажа службы показали, что для испытуемых ЭГ-3 характерно проявление тонуса и работоспособности (V = 927 при р = 0,046), что свидетельствует о высоком уровне активности, стремлении своевременно реагировать на возникающие трудности, ощущение внутренней собранности, наличие запаса сил и энергии. Респонденты ЭГ-4 отличаются по параметрам «удовлетворенность жизнью» (V = 849 при р = 0,026), «мотивация успеха» (V = 682 при р = 0,018) и «гедонистическая мотивация» (V = 823 при р = 0,015). Они склонны не рисковать ради достижения каких-то целей, однако могут пойти на осознанный риск в том случае, если это позволит им получить материальное вознаграждение, повысить свой статус или положение в коллективе.

5. Исследование системных особенностей взаимосвязи мотивации личности и доминирующего психического состояния на обследованной выборке респондентов позволило установить наличие ряда значимых связей. Анализу были подвергнуты наиболее информативные взаимосвязи. В соответствии с полученными результатами можно сказать,

что испытуемые из ЭГ-1, несмотря на достаточный уровень уверенности в себе и своих возможностях, предпочитают вести себя сдержанно и осторожно, особенно в ситуациях повышенного риска. Испытуемые из ЭГ-2 склонны к демонстрации уверенности в собственных силах и возможностях, что позволяет им самоутвердиться в мужском коллективе. С увеличением стажа службы наблюдается тенденция к сохранению собственного эмоционально-стабильного отношения, адекватности и эффективности психической саморегуляции посредством избегания тех ситуаций, которые могут привести к неудачам в личностном и профессиональном плане; стремление к переживанию положительных состояний.

Заключение

Полученные в ходе системного анализа результаты позволяют говорить о существовании различий в проявлении мотивации и доминирующих психических состояний у сотрудников правоохранительных органов в зависимости от пола и стажа профессиональной деятельности. Показано наличие особенностей взаимосвязи между исследуемыми параметрами у испытуемых разных эмпирических групп. На основе представленных результатов сотрудникам подразделения была предложена программа занятий и разработан информационный буклет, направленные на работу с нежелательными психическими состояниями и мотивацией сотрудников. Выявленные системные особенности взаимосвязи мотивации личности и доминирующего психического состояния у обследованной выборки испытуемых позволяют определить проблемное полей дальнейших исследований.

Литература

1. Белашина Т. В., Бурлакова С. С. Роль индивидуально-типологических особенностей и жизнестойкости в профессиональной деятельности сотрудников силовых структур // Развитие человека в современном мире. 2021. № 1. С. 86-95.

2. Вилюнас В. К. Психология эмоций: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 496 с.

3. Галюк Н. А., Иванов Д. В. Акмеотренинг в психологическом сопровождении сотрудников правоохранительных органов // Педагогический профессионализм в образовании: сб. в 3 ч. Ч. 2 / под ред. Е. В. Андриенко. Новосибирск: НГПУ, 2016. С. 23-27.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2018. 512 с.

5. Казакова Е. В. Понятие содержание термина «мотивация» // Тенденции развития экономики и менеджмента. Вып. 3. Казань: ИЦРОН, 2016. С. 224-226.

6. Куликов Л. В. Доминирующие чувства как характеристика духовных и душевных сил // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения. 2016. Т. 11. № 2. С. 568-574.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Книга по требованию, 2012. 352 с.

8. Ловягина А. Е. Психические состояния человека. СПб.: СПбГУ, 2014. 120 с.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. М.; СПб.: Евразия, 2016. 478 с.

10. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2011. 461 с.

11. Прохоров А. О. Психология состояний. М.: Когито-Центр, 2011. 624 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2021. 720 с.

13. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

14. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФЛИНТА, 2021. 352 с.

15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2016. 860 с.

16. Deci E. L., Koestner R., Ryan R. M. A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125. № 6. Р. 627-668. DOI: 10.1037/0033-2909.125.6.627

17. Dweck C. S. Motivational process affects learning // American Psychologist. 1986. Vol. 40. № 10. Р. 1040-1048.

18. Muenks K., Yang J. S., Wigfield A. Associations between grit, motivation, and achievement in high school students // Motivation Science. 2018. Vol. 4. № 2. Р. 158-176. D0I:10.1037/mot0000076

19. The future of feedback: Motivating performance improvement through future-focused feedback / J. Gnepp et al. // PLoS ONE. 2020. Vol. 15. № 6. e0234444. DOI: 10.1371/journal.pone.0234444

20. Vansteenkiste M., Ryan R. M., Soenens B. Basic psychological need theory: Advancements, critical themes, and future directions // Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44. № 2. P. 1-31. DOI: 10.1007/s11031-019-09818-1

References

1. Belashina T. V., Burlakova S. S. RoF individuaFno-tipologicheskix osobennostej i zhiznestojkosti v professionafnoj deyatel'nosti sotrudnikov silovy'x struktur [The role of individual typological features and resilience in the professional activities of law enforcement personnel] // Razvitie cheloveka v sovremennom mire [Human development in the modern world]. 2021. № 1. P. 86-95.

2. Vilyunas V. K. Psixologiya e'mocij: uchebnoe posobie [Psychology of emotions: a textbook]. SPb.: Piter, 2007. 496 p.

3. Galyuk N. A., Ivanov D. V. Akmeotrening v psixologicheskom soprovozhdenii sotrudnikov pravo-oxranitelnyx organov [Akmeotrening, accompanied by law enforcement officers] // Pedagogicheskij profes-sionalizm v obrazovanii: sb. v 3 ch. Ch. 2 / pod red. E. V. Andrienko [Pedagogical professionalism in education: collection at 3 parts. Part 2 / ed. by E. V. Andrienko]. Novosibirsk: NGPU, 2016. P. 23-27.

4. Ilin E. P. Motivaciya i motivy' [Motivation and motives]. SPb.: Piter, 2018. 512 p.

5. Kazakova E. V. Ponyatie soderzhanie termina «motivaciya» [The concept of the content of the term "motivation"] // Tendencii razvitiya e'konomiki i menedzhmenta [Trends in the development of economics and management]. Iss. 3. Kazan': ICzRON, 2016. P. 224-226.

6. Kulikov L. V. Dominiruyushhie chuvstva kak xarakteristika duxovny'x i dushevny'x sil [Dominant feelings as a characteristic of spiritual and mental forces] // Zdorov'e — osnova chelovecheskogo potenciala: problemy' i puti resheniya [Health is the basis of human potential: problems and solutions]. 2016. Vol. 11. № 2. P. 568-574.

7. Leontev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. M.: Kniga po trebovaniyu, 2012. 352 p.

8. Lovyagina A. E. Psixicheskie sostoyaniya cheloveka [Mental states of a person]. SPb.: SPbGU, 2014. 120 p.

9. Maslou A. Motivaciya i lichnosf [Motivation and personality]. M.: SPb.: Evraziya, 2016. 478 p.

10. Myasishhev V. N. Psixologiya otnoshenij [Psychology of relations]. M.: MPSI, 2011. 461 p.

11. Proxorov A. O. Psixologiya sostoyanij [Psychology of states]. M.: Kogito-Centr, 2011. 624 p.

12. Rubinshtejn S. L. Osnovy' obshhej psixologii [Fundamentals of general psychology]. SPb.: Piter, 2021. 720 p.

13. Ryzhov B. N. Sistemnaya psixologiya: monografiya [Systems psychology: monograph]. 2-e izd. M.: T8 IzdateFskie Texnologii, 2017. 356 p.

14. Ryzhov B. N. Istoriya psixologicheskoj my'sli. Puti i zakonomernosti [History of psychological thought. Paths and patterns]. 2-e izd., pererab. i dop. M.: FLINTA, 2021. 352 p.

15. Xekxauzen X. Motivaciya i deyateFnosf [Motivation and activity]. SPb.: Piter, 2016. 860 p.

16. Deci E. L., Koestner R., Ryan R. M. A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125. № 6. P. 627-668. DOI: 10.1037/0033-2909.125.6.627

17. Dweck C. S. Motivational process affects learning // American Psychologist. 1986. Vol. 40. № 10. P. 1040-1048.

18. Muenks K., Yang J. S., Wigfield A. Associations between grit, motivation, and achievement in high school students // Motivation Science. 2018. Vol. 4. № 2. P. 158-176. DOI: 10.1037/mot0000076

19. he future of feedback: Motivating performance improvement through future-focused feedback / J. Gnepp et al. // PLoS ONE. 2020. Vol. 15. № 6. e0234444. DOI: 10.1371/journal.pone.0234444

20. Vansteenkiste M., Ryan R. M., Soenens B. Basic psychological need theory: Advancements, critical themes, and future directions // Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44. № 2. P. 1-31. DOI: 10.1007/s11031-019-09818-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.