Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
240
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / ГЕНДЕР / СТУДЕНТЫ МАГИСТРАТУРЫ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Елизавета Леонидовна

Рассмотрена мотивационная сфера личности как сложное интегральное образование, на формирование и содержание которого влияют как внутренне обусловленные мотивы, так и внешние стимулы, то есть и биологические, и психологические, и социальные особенности. Выявлены особенности мотивационной сферы студентов Санкт-Петербургского политехнического университета. Исследованы потребность в достижениях, мотивация избегания неудач, ориентационная направленность студентов, временные перспективы и их содержательная направленность. Изучена взаимосвязь мотивационных особенностей, доминирующего психического состояния, временных перспектив и гендерной принадлежности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова Елизавета Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF RUSSIAN UNIVERSITY STUDENTS

Motivational sphere of the personality is considered to be a complex integral formation, the content of which is influenced by both internally conditioned motives and external stimuli, that is, biological, psychological, and social characteristics. The features of the motivational sphere of the St. Petersburg Polytechnic University students have been revealed. The need for achievements, motivation to avoid failures, orientation of students, time perspectives and their content orientation were investigated. The interrelation of motivational characteristics, dominant mental state, time perspectives and gender of technical university students were studied.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ»

001: 10.18721/:)НББ.11405 УДК 316

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Е.Л. Попова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Рассмотрена мотивационная сфера личности как сложное интегральное образование, на формирование и содержание которого влияют как внутренне обусловленные мотивы, так и внешние стимулы, то есть и биологические, и психологические, и социальные особенности. Выявлены особенности мотивационной сферы студентов Санкт-Петербургского политехнического университета. Исследованы потребность в достижениях, мотивация избегания неудач, ориентационная направленность студентов, временные перспективы и их содержательная направленность. Изучена взаимосвязь мотивационных особенностей, доминирующего психического состояния, временных перспектив и гендерной принадлежности студентов.

Ключевые слова: мотивация достижения, мотивация избегания неудач, гендер, студенты магистратуры, корреляционный анализ, техническое образование.

Ссылка при цитировании: Попова Е.Л. Особенности мотивационной сферы студентов российских вузов // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 4. С. 51—60. DOI: 10.187217JHSS.H405

Статья открытого доступа, распространяемая по лицензии СС BY-NC 4.0 (ЪИ^://сгеа1:гуесот-mons.Org/licenses/by-nc/4.0/).

FEATURES OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF RUSSIAN UNIVERSITY STUDENTS

E.L. Popova

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation

Motivational sphere of the personality is considered to be a complex integral formation, the content of which is influenced by both internally conditioned motives and external stimuli, that is, biological, psychological, and social characteristics. The features of the motivational sphere of the St. Petersburg Polytechnic University students have been revealed. The need for achievements, motivation to avoid failures, orientation of students, time perspectives and their content orientation were investigated. The interrelation of motivational characteristics, dominant mental state, time perspectives and gender of technical university students were studied.

Keywords: achievement motivation, failure avoidance motivation, gender, graduate students, correlation analysis, technical education.

Citation: E.L. Popova, Features of the motivational sphere of Russian university students, Society. Communication. Education, 11 (4) (2020) 51-60. DOI: 10.18721/JHSS.11405

This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/licenses/ by-nc/4.0/).

Введение

Тема мотивации всегда представляла интерес для исследователей разных научных направлений. Тем не менее сейчас мотивация является одним из ключевых понятий не только в мире науки, но и в мире бизнеса, образования, развлечений, шоу-бизнеса и во многих других сферах. В связи с глобализацией в последние десятилетия и мировой культурой достижений и ориентации на успех, понятие мотивации приобрело широкое значение и стало пониматься как стимул, позыв или даже требование к действию. В более полном и научном контексте мотивационная сфера личности представляет некий базовый конструкт, который во многом определяет наш способ взаимодействия с миром, способ самовыражения и удовлетворения потребностей и желаний. Изучение мотивации и связанных с ней понятий кажется нам ценным и важным, т. к. позволяет составить более полную картину личностной организации, а значит, узнать и лучше понять истинные желания, потребности и интересы, что в свою очередь позволяет лучше адаптироваться в обществе и жить более наполненной, эффективной жизнью.

В наши дни в рамках сложившейся социально-экономической ситуации, роста конкуренции, стремительного развития технологий и других факторов предъявляются высокие требования к личности студента. Современный студент должен представлять собой творческую, конкурентоспособную, стрессоустойчивую, саморазвивающуюся, готовую к изменениям и вызовам современности личность. Формирование личности, в свою очередь, происходит благодаря целенаправленному формированию мотивационной сферы через воспитание и обучение. Таким образом, важнейшим условием актуализации потенциала личности студента является изучение и понимание уже достаточно сформировавшейся мотивационной сферы, исследование которой заслуживает серьезного анализа, в том числе в гендерном аспекте [1].

Отметим, что, по нашим наблюдениям, обращение исследователей к контингенту студентов технического вуза чаще характерно для социологов (например, [2]), в то время как психологические аспекты также требуют нашего пристального внимания. Поэтому мы решили исследовать особенности мотивации и взаимосвязь с доминирующими психическими состояниями студентов в гендерном аспекте. Во многих исследованиях, посвященных мотивации, формируется парадигма личностно-ориентированного образования, направленного на становление самоактуализирующейся, способной к саморазвитию личности1 [3—5]. Важнейшим условием оптимизации потенциала личности студента является её направленность, изучение которой заслуживает серьезного анализа, в том числе в гендерном аспекте, что представляется нам особенно актуальным.

Цель исследования — анализ основных характеристик мотивационной сферы студентов российских вузов в 2020 году. Выборка и опрос проводились в университете технического профиля, учитывался гендерный аспект. Предметом исследования является взаимосвязь мотивационных особенностей, доминирующего психического состояния, временных перспектив и гендерной принадлежности студентов.

Обзор литературы

Принцип саморазвития личности выражается в активности совершенствования личных особенностей и способностей. Первостепенное значение среди них имеют потребностно-мотива-ционная сфера и способности к творческой деятельности. Высокая позитивная мотивация к обучению может компенсировать недостаточно высокие способности, при этом даже при наличии высокого уровня способностей отсутствие учебного мотива или его низкая выраженность могут привести к неуспехам в учебной деятельности [6, 7].

1 Иванова Т.В. Особенности становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек - современных студентов технического вуза в процессе обучения: Дисс. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2006.

Процесс становления мотивации связан с различными личностными образованиями, формирующимися по мере развития, также существуют определенные особенности, характерные для каждого возрастного этапа. В процессе развития у человека могут меняться доминирующие потребности, ценности, идеалы и другие мотиваторы, которые могут влиять на общую направленность. Поэтому, актуальность исследования ещё обусловлена тем, что многие авторы определяют период обучения в вузе как сензитивный для формирования мотивационной сферы. Это возраст (18-25) формирования устойчивых свойств личности, стабилизации всех психических процессов, становления мировоззрения, интеллектуальной и творческой активности [3, 8—10]. Нами была выбрана группа студентов, обучающихся в магистратуре на первом курсе, т. к. на этом этапе обучения студенты получают вторую ступень высшего образования и имеют уже более осознанно сформированную мотивационно-личностную сферу, чем студенты младших курсов.

Проводя наше исследование, мы исходили из биопсихосоциального подхода, утверждающего, что в развитии какой-либо особенности у человека играют важную роль биологические (генетические, анатомические, физиологические, биохимические и др.), психологические факторы, включающие в себя эмоциональную, поведенческую и когнитивную сферы, а также социальные факторы, в частности, социально-экономические, факторы социального микроокружения, культурные особенности и др.2 [3, 5, 11—13]. В нашем исследовании мы рассматриваем мотива-ционную сферу личности как сложное интегральное образование [16—18], на формирование и содержание которого влияют как внутренне обусловленные мотивы, так и внешние стимулы, т. е. и биологические, и психологические, и социальные особенности.

Материалы и методы исследования

1. Теоретико-эмпирические методы: изучение и анализ научной литературы российских и зарубежных авторов по обшей, педагогической психологии, психологии развития, моделирование экспериментального исследования.

2. Количественно-диагностические (тестовые) методы:

♦ метод мотивационной индукции в адаптации Н.Н. Толстых (Ж. Нюттен — Н.Н. Толстых) [14];

♦ методика определения потребности в достижении успеха (методика Ю.М. Орлова) [3];

♦ методика определения ориентационной направленности личности Басса [4];

♦ методика определения мотивации избегания неудач (Т. Элерса) [15];

♦ методика определения доминирующего состояния (В.П. Соломин)3.

Описание выборки и полученные результаты

Специфика мотивационной сферы студентов технического вуза может быть связана с рядом личностных показателей: с полом (гендером), с активным или пассивным отношением к жизненной ситуации, ориентационной направленностью личности, эмоциональной стабильностью и пр. Нам представляется необходимым описание выборки и методики для выполнения исследовательских задач.

В исследовании приняли участие 84 учащихся (39 девушек и 45 юношей) первого курса магистратуры Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, из которых 65 (30 девушек и 35 юношей) человек соответствовали всем критериям отбора для проведения исследования.

Критерии включения в исследование:

1) обучение на 1 курсе магистратуры технической специальности;

2) возраст 21-30 лет;

3) выполнение всех предложенных тестов.

2 Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1987. 343 с.

3 Соломин В.П. Психологическая безопасность: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2008. 288 с.

Критерии исключения из исследования:

1) отсутствие большей части ответов на тесты;

2) выход за пределы возрастного диапазона (21-30).

Для проведения исследования нами было разработано полуструктурированное интервью, которое включало в себя элементы биографической и социально-демографической анкеты, а также вопросы об образовании и профессиональной деятельности. Для нашего исследования нам было важно узнать возможные дополнительные факторы, влияющие на мотивационные особенности студентов. Такими факторами могут быть возраст, доход, общая удовлетворенность процессом обучения.

Студенты представляют разные институты технической направленности (Инженерно-строительный институт (ИСИ), Институт машиностроения, материалов и транспорта (ИММиТ) и др.). Особенностью выборки является то, что все испытуемые — студенты, т. е. лица, ориентированные на учебную деятельность. Средний возраст выборки студентов 22,4 года. Средний доход у 54 % выборки до 25 000 руб. в месяц, 28 % получают 25 000—50 000 руб. в месяц, 8 % — больше 50 000 руб., 10 % не ответили на этот вопрос. 42 человека из опрошенных работают, 23 не работают (64,6 и 35,4 % соответственно). Среди мужчин занятых 57,1 %, не работают 42,9 %; среди женщин 73,3 % занятых, 26,7 % не работают.

Среди опрошенных 45 человек продолжают обучение в магистратуре по той же специальности, по которой обучались на бакалавриате. Работа соответствует получаемому образованию у 34 человек, у 24 не соответствует; 48 человек собираются продолжать работать в сфере получаемого образования, один не собирается, 16 человек ответили «не знаю».

Также мы просили студентов оценить по шкале от 1 до 10 уровень получаемого удовольствия от обучения, уверенность в правильности выбора специальности и совпадение ожиданий от обучения с реальностью. Средний уровень совпадения ожиданий от обучения с реальностью и получаемого удовольствия от обучения 6,2 балла, средний балл по показателю правильности выбора специальности выше — 6,9 баллов.

Средние баллы оценки показателей получаемого образования показаны на рис. 1.

Девушки оказались более критически настроенными при оценке данных показателей: средний балл у девушек по первому показателю 5,4, в то время как юноши этот же показатель оценивают в 6,8 баллов. По шкале уверенности в правильном выборе специальности средний балл у юношей 7,3, а у девушек 6,5. Совпадение ожиданий от обучения с реальностью у юношей также выше, чем у девушек: 6,9 и 5,4, соответственно.

8,0

Удовольствие от Правильность выбора Совпадение ожиданий обучения специальности от обучения с

реальностью

Рис. 1. Распределение средних баллов оценок показателей получаемого образования Fig. 1. Distribution of average scores of assessments of indicators of education received

Для анализа взаимосвязи между доминирующими состояниями и мотивацией проводился корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции Ро-Спирмена. Далее представлены интертестовые корреляции (корреляции между различными методиками), показатели ин-тратестовых корреляций указаны выше, тем не менее, их изучение выходит за рамки поставленных задач. Результаты корреляционного анализа представлены в виде плеяд на рис. 2. Все выявленные корреляции являются двусторонними.

На рис. 2 отражается обратная взаимосвязь между мотивацией избегания неудач и отношением к жизненной ситуации и прямая взаимосвязь мотивации избегания неудач и образа самого себя. Можно сказать, что чем активнее отношение к жизненной ситуации, тем ниже мотивация избегания неудач. Чем оптимистичнее у человека отношение к жизненной ситуации, чем больше веры в свои возможности, тем меньше он будет стремиться защитить свою самооценку и поддержать свой личный престиж. Также можно сказать и обратное: чем более пассивное отношение к жизни, чем меньше веры в свои силы, тем менее рискованным и более защитным будет поведение, а, следовательно, деятельность будет менее результативной. Данная корреляция была обнаружена в целом по всей выборке.

Важно, чтобы образ самого себя был положительным, но адекватным, т. к. позволяет принимать себя полностью со всеми недостатками. Тем не менее очень высокие баллы в категории образ самого себя дают основания предполагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную адекватность самооценки, неискренность, а, следовательно, неготовность принять себя реального, неидеального, способного на ошибку и способного принять себя после совершения ошибки. Прямая взаимосвязь между образом себя и мотивацией избегания неудач может говорить о том, что чем более неадекватно высокий и положительный образ себя, тем больше проявляются стратегии избегания, которые как раз нацелены на сохранение собственной самооценки и положительного образа.

На рис. 3 показана взаимосвязь мотивации достижения и состояния спокойствия.

При анализе взаимосвязи мотивации достижений и доминирующих состояний нами была обнаружена прямая положительная статистически значимая взаимосвязь с показателем «спокойствие / тревога». Такой результат может говорить о том, что чем спокойнее себя чувствует человек, тем выше у него мотивация достижения, тем с большей вероятностью он пойдет на риск. Чем ниже тревога у человека, тем большее упорство он будет демонстрировать в ситуации неопределенности, будет более настойчивым в достижении своих целей. Именно тревога увеличивает проявление эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначительных, может увеличивать интенсивность отрицательных эмоций, усиливая их негативное влияние на сознание, поведение и деятельность.

Рис. 2. Взаимосвязь мотивации избегания неудач и отношения к жизненной ситуации и образа себя Fig. 2. The relationship between motivation to avoid failure and attitude to life situation and self-image

Рис. 3. Взаимосвязь мотивации достижения и показателя «спокойствие/тревога» Fig. 3. The relationship between achievement motivation and the "calm / anxiety" indicator

Дискуссия

Обобщая полученные результаты анализа особенностей мотивационной сферы студентов технического вуза, можно сказать, что среди респондентов преобладают люди, имеющие деловую направленность, мотивированные в основном на разного рода профессиональную и учебную деятельность, общение и поддержание контактов с близкими. Это люди с достаточно высокими субъективными оценками характеристик настроения и личностного уровня психических состояний. У большинства студентов умеренно высокие показатели активности отношения к жизненной ситуации, субъективно высокая оценка запаса сил и внутренней энергии, ровный положительный эмоциональный тон.

В ходе исследования были обнаружены статистически достоверные различия между мужчинами и женщинами. Несмотря на то, что большая часть юношей и девушек направлены на задачу, что можно объяснить спецификой вуза, было обнаружено, что на уровне тенденции среди девушек больше респондентов, чем среди юношей, имеют ориентационную направленность на себя и на взаимодействие. Такие различия могут быть обусловлены социальными требованиями ген-дерной принадлежности, которые в большей степени ориентируют мальчиков стремиться быть успешным в профессиональном плане, а девочек стремиться завести семью. Тем не менее, нам кажется, важно отметить, что всё-таки большинство девушек технических факультетов, так же как и юноши, имеют направленность на задачу, что может говорить об изменениях в гендерных стереотипах.

Мотивация достижения и мотивация избегания у большинства студентов независимо от ген-дера находится на среднем уровне. Нами были обнаружены статистически достоверные различия между мужчинами и женщинами в результатах потребности в достижениях. Девушки на уровне тенденции больше готовы рисковать, чем юноши. По результатам исследования мотивации избегания, нами не было получено статистически достоверных различий, тем не менее у девушек баллы незначительно выше. Похожие результаты были получены А.И. Винокуровым4, в исследовании которого женщины показали более высокие результаты как в мотивации достижения, так и в мотивации избегания. Наше исследование показало обратные результаты по сравнению с исследованиями К. Хорни и Е. Фергюсон, которые отмечали доминирование мотивации на успех среди юношей, а у девушек преобладание мотивации избегания. Такие различия в результатах могут говорить о смещении дискурса в сторону меньшей жесткости закрепления гендерных ролей.

Для всех студентов технического вуза независимо от пола доминирующими являются мотивы, связанные с профессиональной и учебной деятельностью, а на втором месте стоит мотив общения и поддержания контактов с окружающими. Тем не менее у девушек мотив, направленный на взаимодействие, статистически значимо более выражен, чем у мужчин. На третьем и четвёртом месте у респондентов находятся мотивы, направленные на аспекты личности и на самореализацию. Похожие результаты были получены Т.В. Ивановой в 2008 году, но мотив, связанный с семьей и общением, у девушек был на первом месте, а после него шел мотив, связанный с про-

4 Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 1996.

фессиональной и учебной деятельностью. Такая разница в результатах может свидетельствовать о том, что социально обусловленные полоролевые стереотипы начинают меньше влиять на современных студентов. И мужчины, и женщины в первую очередь заинтересованы в достижении успеха в профессиональной сфере.

В ходе исследования были обнаружены корреляционные связи показателей доминирующих состояний студентов и особенностей мотивационной сферы:

♦ Прямая значимая связь между мотивацией избегания неудач и высокими показателями положительного образа себя. Обратная корреляция между активностью в отношении к жизненной ситуации и мотивацией избегания неудач. Чем ниже активность человека в отношении к жизненной ситуации и чем более положительный у него образ самого себя, тем выше его мотивация избегания неудач.

♦ Потребность в достижениях имеет прямую значимую взаимосвязь с субъективным ощущением спокойствия. Чем ниже тревога, тем выше потребность в достижениях.

♦ В мужской выборке была обнаружена прямая связь между мотивацией достижений, показателем низкой тревожности и активным отношением к жизненным ситуациям. Чем более активная позиция у мужчин относительно жизненных ситуаций, чем ниже у них тревога, тем выше у них мотивация достижений. В женской выборке таких взаимосвязей нет. Такие результаты могут говорить о социальном давлении в сфере достижений и риска, предъявляющем более высокие требования к мужчинам, что может влиять на показатели тревожности.

♦ Обратная связь была обнаружена между положительным восприятием себя и мотивами, направленными на общение и личностные аспекты. Чем выше у мужчин положительное отношение к своему образу, тем ниже у них мотивация, направленная на общение и на изменение личностных аспектов.

♦ Прямая связь в женской выборке между мотивом, направленным на познание, и такими показателями, как устойчивый эмоциональный фон и активная жизненная позиция. Чем более активное отношение к жизненной ситуации у женщин и чем более устойчивый у них эмоциональный фон, тем больше у них проявляется мотивация, направленная на познание и получение информации.

Результаты исследования дополняют существующую парадигму современного образования, позволяя найти новые способы организации работы по оптимизации учебного процесса через внедрение новых программ подготовки студентов технических направлений, где развитию личности студента и особенностям его мотивационной сферы будет уделяться больше внимания. Тогда техническое образование может стать более личностно ориентированным, отвечающим современным тенденциям науки и требованиям общества.

Выводы

В результате проведенного исследования нами проанализирована мотивационная сфера студентов технического вуза. Исследованы потребность в достижениях, мотивация избегания неудач, ориентационная направленность студентов, временные перспективы и их содержательная направленность. Изучены взаимосвязи между доминирующими психическими состояниями и аспектами мотивации.

Проведен сравнительный анализ полученных результатов в гендерном аспекте, дана качественная оценка обнаруженных различий.

В исследовании временных перспектив оказалось, что абсолютное большинство студентов направлены на период всей жизни и будущее, практически не направлены в прошлое. Тем не менее было сложно идентифицировать временные промежутки мотивационных индукторов, большинство из них не имели конкретных временных отметок, что может говорить об абстрактности существующих целей и об отсутствии конкретного понимания как их достичь. Большинство

студентов мотивированы на достижение результатов в учебе и в карьере. На втором месте у всех студентов независимо от пола стоит мотивация, связанная с общением. Однако женщины статистически больше ориентированы на общение, чем мужчины.

Большинство респондентов в нашей выборке имеют средние показатели потребности в достижениях. Женщины на уровне тенденции более мотивированы на достижение, чем мужчины. Женщины и мужчины имеют средневысокие показатели мотивации, направленной на избегание неудач, но у мужчин уровень избегания неудач ниже. При отсутствии обратной корреляции между результатами данных методик, такие результаты могут говорить о борьбе мотивов и о гибкости поведенческих стратегий студентов в зависимости от текущих обстоятельств.

Исследование доминирующего психического состояния показало, что и мужчины, и женщины в среднем находятся в хорошем психическом состоянии по всем показателям. Мужчины в нашей выборке более спокойны, занимают более активную позицию в жизни и в большей степени, чем женщины, удовлетворены своей жизнью. Женщины имеют более высокий жизненный тонус, более стабильный эмоциональный фон и более положительный образ себя. По результатам корреляционного анализа мы сделали вывод, что активное отношение к жизненной ситуации зависит от жизненного тонуса, эмоциональной устойчивости человека, ощущения спокойствия и удовлетворенности жизнью. Чем человек менее тревожен, тем более стабильными и высокими будут все остальные показатели доминирующих психических состояний.

Были обнаружены статистически значимые корреляции между показателями доминирующих психических состояний и мотивационной сферой студентов. Чем ниже активность человека в отношении к жизненной ситуации и чем более положительный у него образ самого себя, тем выше его мотивация избегания неудач. Потребность в достижениях имеет прямую взаимосвязь с субъективным ощущением спокойствия. Чем ниже тревога, тем выше потребность в достижениях. В мужской выборке мотивация достижений имеет прямую взаимосвязь с показателем низкой тревожности и активным отношением к жизненным ситуациям. В женской выборке таких взаимосвязей нет. Чем выше у мужчин положительное отношение к своему образу, тем ниже у них мотивация, направленная на общение и на изменение личностных аспектов. Чем более активное отношение к жизненной ситуации у женщин и чем более устойчивый у них эмоциональный фон, тем больше у них проявляется мотивация, направленная на познание и получение информации.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что большинство респондентов имеют ориентационную направленность на задачу, что может быть связано с технической направленностью обучения. Тем не менее, на уровне тенденции, среди женщин больше респондентов, имеющих направленность на взаимодействие и себя.

В заключение отметим, что исследование мотивационной сферы студентов технического вуза необходимо продолжить, чтобы сравнить полученные показатели с показателями студентов иных направлений, иных технических специальностей, других высших учебных заведений. Для получения более полной картины по комплексной мотивации обучающихся будут описаны примерные показатели востребованности по выбранным специальностям с целью более точного определения интереса респондентов к достижению результатов, применительно к их восприятию текущего материального положения и мотивации задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Семенова Е.А., Чопюк Н.Ю. Гендерные различия мотивации: социокультурный контекст // Филология и культура. 2014. № 1(35). С. 333-338.

2. Поздеева Е.Г., Назарова Н.С. Анализ готовности студентов политехнического университета к предпринимательской деятельности // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 1. С. 100-114. DOI: 10.18721/JHSS.Ш08

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

4. Реан А.А. Психология изучения личности. М.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 288 с.

5. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. Вып. 5.

6. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. 81 с.

7. Якунин В.А., Мешков Н.И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестник Ленинградского гос. ун-та. Сер. Экономика, философия, право. 1980. № 11.

8. Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы: Монография. Н. Новгород, 2004. 197 с.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

10. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984. 472 с.

11. Иванников В.А. Формирования побуждения к действию // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 113-123.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

13. Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент: Фан, 1987. 134 с.

14. Толстых Н.Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 77-94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. М.: Бахрах-М., 2011. 672 с.

16. Owens D.C., Sadler T.D., Barlow A.T., et al. Student motivation from and resistance to active learning rooted in essential science practices // Res Sci Educ. 2020. No. 50. Pp. 253-277 // URL: https:// doi.org/10.1007/s11165-017-9688-1

17. Georgiou Yi., Kyza E.A. Relations between student motivation, immersion and learning outcomes in location-based augmented reality settings // Computers in Human Behavior. 2018. No. 89. Pp. 173-181 // URL: https://doi.org/10.1016Xj.chb.2018.08.011

18. Alkaabi S.A.R., Alkaabi W., Vyver G. Researching student motivation // Contemporary Issues in Education Research (CIER). 2017. Vol. 10(3). Pp. 193-202 // URL: https://doi.org/10.19030/cier. v10i3.9985

Статья поступила в редакцию 16.09.2020.

REFERENCES

[1] Ye.A. Semenova, N.Yu. Chopyuk, Gender distinctions of motivation: sociocultural context, Philology and culture. 1 (35) (2014) 333-338.

[2] Ye.G. Pozdeyeva, N.S. Nazarova, Analysis of readiness of students of the Polytechnical University to entrepreneurial activity, Society. Communication. Education. 11 (1) (2020) 100-114. DOI: 10.18721/ JHSS.11108

[3] Ye.P. Ilin, Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. SPb., Piter, 2000, 512 p.

[4] A.A. Rean, Psikhologiya izucheniya lichnosti [Psychology of the study of personality]. M.: Izd-vo Mikhaylova V.A., 1999, 288 p.

[5] Zh. Nyutten, Motivatsiya [Motivation], Eksperimentalnaya psikhologiya [Experimental psychology], ed. P. Fress, Zh. Piazhe. M.: Progress, 1975. Issue 5.

[6] A.A. Rean, Psikhologiya pedagogicheskoy deyatelnosti [Psychology of pedagogical activity]. Izhevsk, Izd-vo Udm. un-ta, 1994, 81 p.

[7] V.A. Yakunin, N.I. Meshkov, Psikhologo-pedagogicheskiye faktory uchebnoy uspeshnosti stu-dentov [Psychological and pedagogical factors of students' academic success], Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika, fllosoflya, pravo [Leningrad State Bulletin un-that. Ser. Economics, philosophy, law], 1980, Vol. 11.

[8] S.A. Gaponova, Funktsionalnyye psikhicheskiye sostoyaniya studentov v obrazovatelnom pros-transtve vysshey shkoly: Monografiya [Functional mental states of students in the educational space of higher education: Monograph], N. Novgorod, 2004, 197 p.

[9] A.K. Markova, Formirovaniye motivatsii ucheniya v shkolnom vozraste [Formation of motivation for learning at school age], M., 1983. 96 p.

[10] E. Stouns, Psikhopedagogika. Psikhologicheskaya teoriya i praktika obucheniya [Psychopedago-gy. Psychological theory and practice of teaching]. M., 1984. 472 p.

[11] V.A. Ivannikov, Formirovaniya pobuzhdeniya k deystviyu [Formation of motivation for action], Voprosy psikhologii [Psychology issues], 3 (1985) 113—123.

[12] S.L. Rubinshteyn, Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology], SPb., Piter. 2000, 712 p.

[13] A.A. Fayzullayev, Motivatsionnaya samoregulyatsiya lichnosti [Motivational self-regulation of personality]. Tashkent: Fan, 1987, 134 p.

[14] N.N. Tolstykh, Ispolzovaniye metoda motivatsionnoy induktsii dlya izucheniya motivatsii i vremen-noy perspektivy budushchego [Using the method of motivational induction to study motivation and time perspective of the future], Psikhologicheskaya diagnostika [Psychological diagnostics]. 3 (2005) 77—94.

[15] D.Ya. Raygorodskiy, Prakticheskaya psikhodiagnostika. M.: Bakhrakh-M., 2011, 672 p.

[16] D.C., Owens, T.D. Sadler, A.T. Barlow, et al., Student Motivation from and Resistance to Active Learning Rooted in Essential Science Practices, Res Sci Educ 50, (2020) 253—277. DOI: https://doi. org/10.1007/s11165-017-9688-1

[17] Yi. Georgiou, E.A. Kyza, Relations between student motivation, immersion and learning outcomes in location-based augmented reality settings, Computers in Human Behavior, 89 (2018) 173—181. DOI: https://doi.org/10.1016Xj.chb.2018.08.011

[18] S.A.R. Alkaabi, W. Alkaabi, G. Vyver, Researching Student Motivation. Contemporary Issues in Education Research (CIER), 10 (3) (2017) 193-202. DOI: https://doi.org/10.19030/cier.v10i3.9985

Received 16.09.2020.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / THE AUTHOR

Попова Елизавета Леонидовна Popova Elizaveta L.

E-mail: elizapopovaa@yandex.ru

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.