Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические особенности мотивационной сферы представителей различных профессиональных направленностей'

Индивидуально-психологические особенности мотивационной сферы представителей различных профессиональных направленностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ВЕДУЩИЕ И ФРУСТРИРОВАННЫЕ МОТИВЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / LEADING MOTIVES / BLOCKING OF MOTIVES / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хрисанфова Людмила Аркадьевна, Сибирякова Ирина Анатольевна

Статья посвящена анализу личностных качеств, особенностей мотивационной сферы и взаимосвязей между ними у студентов различных профессиональных направленностей. Использованы: метод цветовых метафор, «Пятифакторный личностный опросник». Испытуемые: 107 математиков и 55 спортсменов. Выявлен характерный для молодежи универсальный ведущий мотив самоопределения. Обнаружены гендерные и профессиональные различия в иерархии мотивов и во взаимосвязях мотивов и личностных характеристик. Юноши-спортсмены в отличие от математиков более практичны. Девушки-спортсменки более экстравертированы по сравнению с девушками-математиками. Экстравертированность связана с мотивами, предполагающими активное взаимодействие с людьми. Интровертированность предполагает ориентацию на значимых людей. Мотивация избегания неудач характерна для дисциплинированных, не склонных проявлять привязанность, пассивных испытуемых. Мотивация достижения с самоотдачей и осознанием своих обязанностей характерна для испытуемых с развитым самоконтролем, с эмоциональными социальными связями, связана с формирующим влиянием семьи и матери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хрисанфова Людмила Аркадьевна, Сибирякова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristics and features of the motivational sphere of representatives of various professional orientations

The article is devoted to the analysis of psychological characteristics, features of the motivational sphere and the interconnections between them among students of various professional orientations. What is used includes colour metaphor method, the Big Five Personality Test. Subjects include 107 mathematicians and 55 athletes. The universal leading motive for self-determination, characteristic of youth, is identified. Gender and occupational differences in the hierarchy of motives and in the relationships between motives and personality characteristics are found. Young athletes, unlike mathematicians, are more practical. Female athletes are more extroverted than female mathematicians. Extroversion is associated with motives that involve active interaction with other people. Introversion involves targeting significant people. Motivation to avoid failure is characteristic of ones disciplined, not prone to showing affection, characteristic of passive subjects. Motivation to succeed with dedication and awareness of their responsibilities is characteristic of subjects with developed self-control, with emotional social connections, is related to the shaping influence of the family and the mother.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические особенности мотивационной сферы представителей различных профессиональных направленностей»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-72-76 УДК 159.9

Хрисанфова Людмила Аркадьевна

Московский институт психоанализа Сибирякова Ирина Анатольевна

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ

Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 18-013-00828 «Индивидуально-психологические предикторы обнаружения эмоциональных объектов в микроинтервалах времени»

Статья посвящена анализу личностных качеств, особенностей мотивационной сферы и взаимосвязей между ними у студентов различных профессиональных направленностей. Использованы: метод цветовых метафор, «Пя-тифакторный личностный опросник». Испытуемые: 107 математиков и 55 спортсменов. Выявлен характерный для молодежи универсальный ведущий мотив самоопределения. Обнаружены гендерные и профессиональные различия в иерархии мотивов и во взаимосвязях мотивов и личностных характеристик. Юноши-спортсмены в отличие от математиков более практичны. Девушки-спортсменки более экстравертированы по сравнению с девушками-математиками. Экстравертированность связана с мотивами, предполагающими активное взаимодействие с людьми. Интровертированность предполагает ориентацию на значимых людей. Мотивация избегания неудач характерна для дисциплинированных, не склонных проявлять привязанность, пассивных испытуемых. Мотивация достижения с самоотдачей и осознанием своих обязанностей характерна для испытуемых с развитым самоконтролем, с эмоциональными социальными связями, связана с формирующим влиянием семьи и матери.

Ключевые слова: личностные качества, ведущие и фрустрированные мотивы, профессиональная направленность.

Информация об авторах: Хрисанфова Людмила Аркадьевна, ORCID 0000-0001-6697-7939, кандидат психологических наук, доцент, Московский институт психоанализа, г. Москва, Россия.

E-mail: l.hri@mail.ru

Сибирякова Ирина Анатольевна, ORCID 0000-0003-2265-6193, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия.

E-mail: sibiryakova.irina@fsn.unn.ru

Дата поступления статьи: 23.01.2020.

Для цитирования: Хрисанфова Л.А., Сибирякова И.А. Индивидуально-психологические особенности и особенности мотивационной сферы представителей различных профессиональных направленностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 72-76. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-72-76.

Lyudmila A. Khrisanfova

Moscow Institute of Psychoanalysis

Irina A. Sibiryakova

Lobachevsky Nizhny Novgorod University

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS AND FEATURES OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF REPRESENTATIVES OF VARIOUS PROFESSIONAL ORIENTATIONS

This work was carried out as part of the RFBR № 18-013-00828 "Individual psychological predictors of the detection of emotional objects in microintervals of time"

The article is devoted to the analysis of psychological characteristics, features of the motivational sphere and the interconnections between them among students of various professional orientations. What is used includes colour metaphor method, the Big Five Personality Test. Subjects include - 107 mathematicians and 55 athletes. The universal leading motive for self-determination, characteristic of youth, is identified. Gender and occupational differences in the hierarchy of motives and in the relationships between motives and personality characteristics are found. Young athletes, unlike mathematicians, are more practical. Female athletes are more extroverted than female mathematicians. Extroversion is associated with motives that involve active interaction with other people. Introversion involves targeting significant people. Motivation to avoid failure is characteristic of ones disciplined, not prone to showing affection, characteristic of passive subjects. Motivation to succeed with dedication and awareness of their responsibilities is characteristic of subjects with developed self-control, with emotional social connections, is related to the shaping influence of the family and the mother.

Keywords: psychological characteristics, leading motives, blocking of motives, professional orientation.

Information about authors: Lyudmila A. Khrisanfova, ORCID 0000-0001-6697-7939, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Chair of General Psychology, Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, Russia.

E-mail: l.hri@mail.ru

Irina A. Sibiryakova, ORCID 0000-0003-2265-6193, senior teacher of the Department of Social Sciences of Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Russia.

E-mail: irishaansi@yandex.ru

Article received: January 23, 2020.

For citation: Khrisanfova L.A., Sibiryakova I.A. Psychological characteristics and features of the motivational sphere of representatives of various professional orientations. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, №1, pp. 72-76 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-72-76.

72

Вестник КГУ 2020

© Хрисанфова Л. А., Сибирякова И. А., 2020

Проблема исследования

Мотивационная сфера человека всегда интересовала психологическую науку и практику. В области изучения мотивационной сферы накоплено большое количество информации, касающейся самых различных ее аспектов. В литературе описываются особенности ценностно-мотивационной сферы, которые формируются в процессе профессионализации человека [Казанцева, Олейник; Лавринович], динамика изменения личностных характеристик и мотивов деятельности, выявляются ведущие мотивы, характерные для представителей различных профессий, а также для успешных и неуспешных сотрудников [Головёшкина, Головёшкин]. Однако большинство авторов для исследования мотивационной сферы используют в основном личностные опросники, которые ограничивают изучение мотивации только теми конструктами, которые осознают сами испытуемые (или хотят их озвучить). За бортом остаются те мотивы людей, которые по каким-либо причинам не называются, но реально влияют на их жизнедеятельность. Кроме того, нам не удалось найти публикации, которые раскрывали бы влияние устойчивых индивидуально-психологических характеристик на структуру мотивационной сферы человека, формируя ее константную основу (если это в принципе возможно). Прежде всего, именно задачами изучения скрытой мотивации и выявления устойчивых связей между индивидуально-психологическими характеристиками и особенностями мотивационной сферы мы руководствуемся в своих исследованиях. Эти задачи определили выбор методов исследования и выборки испытуемых.

Основной целью данного исследования является выявление личностных особенностей и особенностей мотивационной сферы у представителей различных профессиональных направленностей, а также нахождение возможной взаимосвязи психологических особенностей с особенностями мо-тивационной сферы.

Основной гипотезой нашего исследования является предположение о том, что представители различной профессиональной направленности отличаются по своим индивидуально-психологическими характеристикам и особенностями мотивационной сферы, а также, что существуют различия в структуре мотивационной сферы, связанные с гендером.

Методика исследования

В рамках данного исследования изучались личностные особенности в связи с особенностями мо-тивационной сферы.

Выраженность личностных качеств определялась при помощи самоопросника «Пятифакторный опросник личности» Р. МакКрае и П. Коста (вариант в адаптации А.Б. Хромова) [Хромов; Ра&тап].

Получение информации об особенностях моти-вационной сферы испытуемых было реализовано через проективную «Методику цветовых метафор» И. Л. Соломина [Соломин]. Смысл методики заключается в нахождении ассоциативной связи самых привлекательных и непривлекательных цветов для испытуемого с предложенными мотиваци-онными понятиями, которые отражают основные сферы жизнедеятельности человека. Всего было использовано 35 понятий: Успех, Неудача, Общение, Радость, Моя учеба (Мое занятие спортом), Свобода, Мой отец, Каким (какой) я хочу быть, Любовь, Моя работа, Конфликты, Угроза, Моя мать, Самоотдача, Власть, Моё настоящее, Конкуренция, Искусство, Мой друг (подруга), Семья, Моё прошлое, Какой (какая) я на самом деле, Печаль, Мой преподаватель (Мой тренер), Моё увлечение, Неприятности, Интересное занятие, Страх, Мои обязанности, Моё будущее, Творчество, Материальное благополучие, Раздражение, Моя карьера, Моя профессия. Результатом проведения методики является выделение самых значимых, актуальных и фрустрированных мотивов для испытуемого.

Для изучения соотношения личностных характеристик и особенностей мотивационной сферы у представителей различных профессиональных направленностей нами был применен корреляционный анализ по Спирмену.

Испытуемые

В качестве испытуемых выступили представители различных профессиональных направленностей.

Выборка 1: студенты Института информационных технологий, математики и механики ННГУ им. Н.И. Лобачевского в количестве 107 человек, из них 62 юноши и 45 девушек (М = 19,6 лет, 8Б = 18 - 24 лет).

Выборка 2: профессиональные спортсмены различных видов спорта (студенты факультета физической культуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского) в количестве 55 человек, из них 31 юноша и 24 девушки (М = 19,6 лет, 8Б = 18 - 23 лет).

Результаты и их обсуждение

Для математиков-юношей, математиков-девушек, спортсменов-юношей и спортсменов-девушек было проведено сравнение личностных особенностей, полученных при помощи «Пятифакторного личностного опросника», по следующим шкалам: «Экстраверсия - Интроверсия», «Привязанность -Отделенность», «Контролирование - Естественность», «Эмоциональность - Эмоциональная сдержанность», «Игривость - Практичность». Показатели сравнивались с нормативными, указанными в методике, и между собой. В результате сравнения с нормативными показателями было выявлено, что выраженность личностных особенностей у представителей всех профессиональных выборок, кроме

спортсменов-юношей, находится в пределах нормы (средние значения). Для спортсменов-юношей характерна повышенная выраженность качества контролирования (среднее значение по выборке по фактору «Контролирование - Естественность» составил 58,5 против 57,6 по нормативу).

Кроме того, оценивалась выраженность личностных особенностей у математиков и спортсменов, разделенных по гендерному признаку. Выявилось, что юноши-спортсмены являются более практичными по сравнению юношами-математиками (достоверность различий по фактору «Практичность -Игривость» и Манна - Уитни = 582; р = 0,020). Девушки-спортсменки более экстравертированы по сравнению с девушками-математиками (достоверность различий по фактору «Экстраверсия - Интро-версия» И Манна - Уитни = 667,5; р = 0,021).

Важным аспектом нашего исследования было изучение особенностей мотивационной сферы в каждой выборке отдельно для юношей и девушек.

Итогом обработки данных по мотивационной сфере явились распределения рангов мотиваци-онных понятий и выделение диапазонов понятий с высоким, средним и низким рейтингами для каждой категории испытуемых. Приводим основные результаты.

Выявлен один универсальный, самый рейтинговый мотив, присутствующий в каждой выборке независимо от пола, - это мотив «Каким (какой) я хочу быть». Наличие данного мотива отражает особенности возраста испытуемых и ведущую социальную потребность самоопределения.

Интересно отметить выявленные гендерные и профессиональные различия в иерархии мотивов. У юношей-математиков предпочитаемым мотивом является мотив «Мое будущее», избегаемым - «Неприятности». У девушек-математиков предпочитаемым мотивом является «Успех», избегаемым - «Неудача». Для всех спортсменов независимо от пола предпочитаемым является мотив «Успех». У спортсменов-юношей избегаемый мотив - «Неудача», у спортсменов-девушек - мотив «Неприятности».

Следующим аспектом нашего исследования был поиск взаимосвязей личностных характеристик с особенностями мотивационной сферы.

В наших исследованиях было обнаружено, что у экстравертированных юношей-математиков значимыми (в порядке убывания) являются мотивы: «Любовь» (1 = 0,355, р = 0,01), «Общение» (г = 0,297, р = 0,05), «Власть» (1 = 0,266, р = 0,05). Для интровертированных юношей-математиков весьма значим мотив «Мой преподаватель» (г = -0,264, р = 0,05). Интересно отметить, что все три наиболее значимых мотива («Любовь», «Общение», «Власть») у экстравертированных юношей-математиков предполагают активные отношения с окружающими, что в общем-то соответствует

сущности качества экстравертированности. Мотив «Мой преподаватель» предполагает ориентацию, прежде всего, на значимых людей, но не на действия, что согласуется с пониманием качества ин-тровертированности.

Дисциплинированные, с отсутствием склонности к привязанности (фактор «Привязанность - Отделенность») юноши-математики демонстрируют значимость мотивов «Неудача» (г = -0,347, р = 0,01), «Печаль» (г = -0,346, р = 0,01), «Свобода» (г = -0,265, р = 0,05). Мы не можем доподлинно утверждать, что именно мотив избегания неудач формирует качество дисциплинированности, но выглядит эта связка весьма достоверно. То, что независимые люди очень ценят свободу, также хорошо подтверждается практикой жизни. В данном случае мы получили экспериментальное, измеренное подтверждение жизненных наблюдений. Интересно, что в этой связке оказывается мотив «Печаль». Мы можем предположить, что ограничение эмоциональных привязанностей с другими людьми и недостаточность переживаний состояния успеха действительно сопровождается скорее печалью, чем радостью. Для юношей-математиков, которые более склонны проявлять дружеское расположение, доверие, сотрудничество, а также зависимость и принятие индивида группой, значимы такие мотивы, как «Успех» (г = -0,298, р = 0,05), «Семья» (г = 0,316, р = 0,05) и «Мое прошлое» (г = 0,302, р = 0,05).

Для целеустремлённых, добросовестных, методичных и настойчивых (фактор «Контролирование - Естественность») юношей-математиков значимы мотивы «Семья» (г = 0,483, р = 0,01), «Самоотдача» (г = 0,310, р = 0,05), «Мои обязанности» (г = 0,307, р = 0,05), «Успех» (г = 0,301, р = 0,05) и «Моя мать» (г = 0,259, р = 0,05). Мотивация достижения с самоотдачей и осознанием своих обязанностей действительно требует от человека развитого качества самоконтроля. Интересно отметить, что в эту связку входят понятия «Моя семья» и «Моя мать», что наводит на размышления о роли семейного воспитания в формировании данных качеств и мотивов. Для тех юношей-математиков, которые предпочитают «плыть по течению жизни», наиболее значимыми оказались мотивы «Печаль» (г = -0,357, р = 0,01), «Раздражение» (г = -0,277, р = 0,05) и «Неудача» (г = -0,276, р = 0,05). Отсутствие самоконтроля связано с мотивацией избегания неудач и отрицательным эмоциональным фоном.

Юноши-математики, склонные к восприятию необычных образов, мыслей, чувств, символики искусства и получающие наслаждение от этого (фактор «Игривость - Практичность»), демонстрируют значимость мотивов «Власть» (г = 0,330, р = 0,05) и «Любовь» (г = 0,274, р = 0,05). Для практичных юношей-математиков значимыми из-

бегаемыми мотивами являются мотивы «Неприятности» (г = -0,329, р = 0,05) и «Печаль» (г = -0,282, р = 0,05).

У экстравертированных девушек-математиков, так же как и у юношей, значимым является мотив «Общение» (г = 0,343, р = 0,05). В отличие от юношей, для них значимым является мотив «Работа» (г = 0,343, р = 0,05). Контролирующие девушки-математики демонстрируют значимость мотива «Власть» (г = 0,318, р = 0,05) и незначимость мотивов «Конфликт» (г = -0,427, р = 0,01) и «Печаль» (г = -0,364, р = 0,05). Эмоционально сдержанные девушки-математики также не стремятся к «Власти» (г = -0,351, р = 0,05). Девушки-математики, склонные к восприятию необычных образов, мыслей, чувств, символики искусства и получающие наслаждение от этого, характеризуются значимым мотивом «Интересное занятие» (г = 0,354, р =0 ,05), в отличие от юношей с такими качествами, которые интересуются больше «Любовью» и «Властью». В данном случае мы наблюдаем интересное различие в мотивах юношей и девушек с аналогичным личностным качеством. Причину такого различия без дополнительных исследований мы назвать затрудняемся, хотя больше склоняемся к влиянию культурной среды.

Что касается выборки спортсменов, то здесь были получены следующие результаты. Для спортсменов-юношей с разными личностными качествами самым значимым является мотив «Мой тренер». Для эмоционально сдержанных юношей-спортсменов этот мотив самый значимый (г = -0,626, р = 0,01), далее по убывающей: юноши-спортсмены с выраженной эмоциональной привязанностью (г = 0,583, р = 0,05), экстраверты (г = 0,512, р = 0,05). Интересно отметить, что юноши с выраженной эмоциональной привязанностью, показавшие значимость тренера в их жизни, фактически сводят на нет значимость мотивов «Мой отец» (г = -0,616, р = 0,05) и «Материальное благополучие» (г = -0,519, р = 0,05).

Эмоционально сдержанные юноши-спортсмены продемонстрировали значимость (в порядке убывания) следующих мотивов: «Самоотдача» (г = -0,738, р = 0,01), «Обязанности» (г = -0,642, р = 0,01), «Неприятности» (г = -0,520, р = 0,05).

Контролирующие юноши-спортсмены демонстрируют значимость мотива «Печаль» (г = 0,583, р = 0,05), избегают мотивов «Материальное благополучие» (г = -0,595, р = 0,05), «Моя семья» (г = -0,588, р = 0,05) и «Моя мать» (г = -0,580, р = 0,05).

Анализируя женскую часть спортивной выборки, отметим, что экстравертированные спортсменки показывают значимость мотива «Власти» (г = 0,865, р = 0,01). Интересно, что экстраверти-рованные девушки-математики больше интересуются работой, а вот юноши-математики, аналогично спортсменкам, - властью. По-видимому,

экстравертированность, предполагающая наличие мотивов к активной деятельности, реализуется по-разному, в зависимости не столько от пола, сколько от профессии. В свою очередь, различные профессии выдвигают различные требования к уровню активности.

У эмоционально сдержанных спортсменок предпочитаемым мотивами являются «Мой тренер» (t = -0,650, p = 0,05), «Интересное занятие» (t = -0,639, p = 0,05), «Профессия» (t = -0,609, p = 0,05). Отметим, что у эмоционально сдержанных спортсменок личные интересы совпадают с профессиональными.

Для девушек-спортсменок с эмоциональной привязанностью значимы мотивы «Обязанности» (t = 0,637, p = 0,05) и « Моя мать» (t = 0,594, p = 0,05), в отличие от контролирующих, которые показали значимость мотивов «Мой отец» (t = 0,682, p = 0,05) и «Какой я хочу быть» (t = 0,600, p = 0,05). Здесь очевидна взаимосвязь различных личностных особенностей с влиянием матери и отца.

Практичные спортсменки, в отличие от девушек-математиков с такими же качествами, показали значимость мотива «Мое увлечение» (t = -0,648, p = 0,05) и меньшую значимость «Любви» (t = 0,580, p = 0,05).

Выводы

1. Экспериментально подтвержден факт существования универсального ведущего мотива, отражающего потребность самоопределения, характерного для молодежной возрастной группы.

2. Выявлены гендерные и профессиональные различия в иерархии мотивов и во взаимосвязях мотивов и личностных характеристик. Юноши-спортсмены характеризуются большей практичностью по сравнению с юношами-математиками.

Девушки-спортсменки более экстравертирова-ны по сравнению с девушками-математиками.

3. Качество экстравертированности показало взаимосвязь с мотивами, предполагающими активное взаимодействие с людьми. Интровертиро-ванность предполагает ориентацию на значимых людей.

4. Мотивация избегания неудач характерна для дисциплинированных, не склонных проявлять привязанность, пассивных испытуемых. Она сопровождается отрицательным эмоциональным фоном.

5. Мотивация достижения с самоотдачей и осознанием своих обязанностей характерна для испытуемых с развитым самоконтролем, с положительными эмоциональными социальными связями и сопряжена с формирующим влиянием семьи и матери.

Список литературы

Головешкина Н.В., Головешкин И.Д. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик студентов и мотивация их обучения // Вестник

ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. № 2 (Психология). С. 48-83.

Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 6. С. 51-59.

Лавринович Т.М. Особенности ценностно-мо-тивационной личности будущих психологов на разных этапах процесса их профессионализации // Вестник ЮУрГУ Сер.: Психология. 2014. Т. 7, № 4. С. 27- 36

Соломин И.Л. Экспресс-диагностика персонала. СПб.: Речь, 2008. 280 с.

Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие. Курган, 2000. 23 с.

Fadiman J. Personality and personal growth. 5th ed. Fadiman J., Frager R. Upper Saddle River, N. J., Prentice Hall, 2002, 584 p.

References

Goloveshkina N.V., Goloveshkin I.D. Vzaimosvyaz' individual 'no-psihologicheskih harakteristik

studentov i motivaciya ih obucheniya [Interrelation of individually-psychological characteristics of students and the motivation for their training]. Vestnik

LGU im. A.S. Pushkina [Bulletin of the A.S. Pushkin Leningrad State University], 2008, № 2 (Psihologiya), pp. 48-83 (In Russ.)

Kazanceva T.A., Olejnik YU.N. Vzaimosvyaz' lichnostnogo razvitiya i professional'nogo stanovleniya studentov-psihologov [The relationship of personal development and professional development of student psychologists]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 2002, vol. 23, № 6, pp. 5159. (In Russ.)

Lavrinovich T.M. Osobennosti cennostno-motivacionnoj lichnosti budushchih psihologov na raznyh etapah processa ih professionalizacii [Features of values and motivations sphere of the future psychologists' personality stages of the process of professionalization]. Vestnik YUUrGU. Ser. Psihologiya [Bulletin of the South Ural State University Series «Psychology»], 2014, vol. 7, № 4, pp. 27-36. (In Russ.)

Solomin I.L. Ehkspress-diagnostika personala [Express Diagnostics of Staff]. Saint Petersburg, Rech' Publ., 2008, 280 p. (In Russ.)

Hromov A.B. Pyatifaktornyj oprosnik lichnosti: Uchebno-metodicheskoe posobie [The Big Five Personality Test]. Kurgan, 2000, 23 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.