Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностных особенностей со способами копинг-стратегий у юношей и девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием'

Взаимосвязь личностных особенностей со способами копинг-стратегий у юношей и девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / ПЛАВАНИЕ / PERSONALITY TRAITS / COPING STRATEGIES / YOUNG MEN / GIRLS / TABLE TENNIS / SWIMMING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кленюшина Вероника Дмитриевна

Проблема совладающего поведения является актуальной в современном мире, так как с каждым днём всё большее число людей перестают справляться с трудными жизненными ситуациями, испытывают дистресс независимо от того, являются ли они спортсменами или нет. Считается, что регулярные занятия спортом в детстве благотворно сказываются на становлении волевых качеств, способствуют развитию самодисциплины. Вместе с тем, вопрос о влиянии спортивной деятельности на становление копинг-поведения и взаимосвязи личностных особенностей с копинг-поведением у лиц юношеского возраста остаётся малоизученным, следовательно, актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кленюшина Вероника Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of Personality Traits and Coping Strategies Methods with Boys and Girls Engaged in Table Tennis and Swimming

The problem of coping behavior is very urgent in the contemporary world, as every day the number of people that stop coping with difficult life situations and experience distress regardless of whether they are athletes or not are increasing. The regular exercise in childhood is believed to have a beneficial effect on the development of strong-willed qualities and contribute to self-discipline. At the same time, the influence of sports activities on the development of coping behavior and interrelation of personality traits and coping behavior with adolescents remain poorly understood and, therefore, are relevant.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных особенностей со способами копинг-стратегий у юношей и девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9:796

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СО СПОСОБАМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ

У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ И ПЛАВАНИЕМ

В. Д. Кленюшина

Научный руководитель — Е. Н. Власова, кандидат психологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Проблема совладающего поведения является актуальной в современном мире, так как с каждым днём всё большее число людей перестают справляться с трудными жизненными ситуациями, испытывают дистресс независимо от того, являются ли они спортсменами или нет. Считается, что регулярные занятия спортом в детстве благотворно сказываются на становлении волевых качеств, способствуют развитию самодисциплины. Вместе с тем, вопрос о влиянии спортивной деятельности на становление копинг-поведения и взаимосвязи личностных особенностей с копинг-поведением у лиц юношеского возраста остаётся малоизученным, следовательно, актуальным.

Ключевые слова: личностные особенности, копинг-стратегии, юноши, девушки, настольный теннис, плавание.

Личность спортсмена и её психологические особенности формируются под влиянием тех видов деятельности, которыми он занимается. При этом спортсмены занимаются не только спортом, значительное влияние на развитие их личности оказывают такие виды деятельности, как учебная, трудовая, общественная, социально-культурная и др. В результате совместного влияния всех этих факторов у спортсменов складываются определённые черты мировоззрения, его общественные потребности и интересы [1]. Специалисты-психологи (как теоретики, так и практики) исследуют процесс совладания (копинга) спортсмена со всевозможными трудностями и опасностями, с которыми они сталкиваются, а также со стрессом, страхом, тревогой, неуверенностью в себе, беспокойством и усталостью. Преодолевая настоящие невзгоды и «выдуманные» проблемы, спортсмен закаляется, как сталь, и результат этого процесса, или мера закалки, год за годом находит в науке множество метафорических определений: стрессоустойчивость, жизнестойкость, надёжность, психологическая прочность [2].

Целью данного исследования было установление взаимосвязи личностных особенностей со способами ко-пинг-стратегий у юношей и девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием. Мы предположили, что девушки юношеского возраста, занимающиеся настольным теннисом и плаванием, характеризуются нормативностью поведения, практичностью, эмоциональной устойчивостью и используют такую стратегию поведения, как принятие ответственности. Юноши, занимающиеся настольным теннисом и плаванием, по нашему же предположению, характеризуются такими свойствами, как уверенность в себе, общительность, и они используют такую стратегию поведения, как планирование решения проблемы.

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методики:

- опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Данная методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий [3];

- «Опросник о способах копинга» (Р. Лазарус, С. Фолкман) [4]. Назанный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана американскими учёными Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году; она адаптирована отечественными исследователями Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой в 2004 году;

- «16-факторный личностный опросник» британского и американского психолога Р. Б. Кетелла [5].

В качестве метода математической статистики применялся статистический пакет программы SPSS-20 (критерий Манна-Уитни, корреляция Ч. Э. Спирмена).

В нашем исследовании приняли участие 40 испытуемых в возрасте от 16 до 19 лет: 20 теннисистов (из них 10 юношей и 10 девушек), занимающихся теннисом не менее 7 лет, и 20 пловцов того же возраста (из них 10 юношей и 10 девушек), занимающихся плаванием также не менее 7 лет.

При исследовании способов копинг-стратегий у девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, было выявлено следующее (см. табл. 1).

Исходя из результатов исследования способов копинг-стратегий девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, по шкале самоконтроля были обнаружены статистически значимые различия. Так, для теннисисток характерно преодоление негативных переживаний за счёт целенаправленного подавления и снижения эмоций, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию, в то время как для пловчих, наоборот, характерно придание большего значения эмоциям в преодолении негативных переживаний в связи с возникшей проблемой (р 0 0,049).

При исследовании личностных особенностей девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, было выявлено следующее (см. табл. 2).

Таблица 1

Особенности способов копинг-стратегий у девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием

Типы копинг-

стратегий Кон-фронта-ция Дистанционирова-ние Самоконтроль Поддержка Ответственность Избегание Проблемы Переоценка

Испытуемые \

Девушки,

занимающиеся настольным 9,55 9,30 7,90 9,30 9,45 10,25 10,35 9,55

теннисом

Девушки, занимающиеся 11,45 11,70 13,10 11,70 11,55 10,75 10,65 11,45

плаванием

Р 0,469 0,363 0,049* 0,358 0,423 0,849 0,909 0,470

Примечание: р < 0,05*; со значением р < 0,01** статистически значимых различий обнаружено не было.

Таблица 2

Личностные особенности девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием

Личностные особенности А В С Е F G Н I

Испытуемые

Девушки, занимающиеся настольным теннисом 10,35 8,00 8,80 7,90 8,30 10,10 8,80 11,20

Девушки, занимающиеся плаванием 10,50 13,00 12,20 13,10 12,70 10,90 12,20 9,80

Р 0,909 0,051* 0,190 0,044* 0,091~ 0,758 0,193 0,591

Личностные особенности Испытуемые L М N О Q1 Q2 Q3 Q4 MD

Девушки, занимающиеся настольным теннисом 8,70 9,50 12,45 10,60 8,20 9,55 10,15 10,30 10,50

Девушки, занимающиеся плаванием 12,30 11,50 8,55 10,40 12,80 11,45 10,85 10,70 10,50

Р 0,167 0,445 0,132 0,939 0,070~ 0,468 0,789 0,878 1,000

Примечание: А - общительность; В - интеллект; С - эмоциональная устойчивость; Е - подчинённость; F - экспрессивность; G - высокая нормативность поведения; Н - смелость; I - жестокость / чувствительность; L - доверчивость; М - практичность; N - прямолинейность; О - уверенность в себе; Q1 - радикализм; Q2 - конформизм; Q3 - высокий самоконтроль; Q4 - расслабленность; MD - адекватность самооценки; р < 0,05*; со значением р < 0,01** статистически значимых различий обнаружено не было; —* тенденция.

Исходя из результатов исследования личностных особенностей девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, по факторам интеллекта и подчинённости были обнаружены статистически значимые различия. Самоутверждающиеся и независимые теннисистки руководствуются собственными правилами поведения, они не признают авторитета, обладают абстрактностью мышления, сообразительностью и быстрой обучаемостью (р < 0,051). В то время как пловчихи характеризуются скромностью, покорностью, мягкостью, уступчивостью, стремлением к соблюдению корректности и правил; они обладают конкретностью и ригидностью мышления (р < 0,044).

При исследовании способов копинг-поведения у юношей, занимающихся настольным теннисом и плаванием, было выявлено следующее (см. табл. 3).

Исходя из результатов исследования способов копинг-стратегий у юношей, занимающихся настольным теннисом и плаванием, статистически значимых различий не обнаружено. Теннисисты и пловцы используют весь арсенал способов совладения со стрессом в зависимости от жизненных ситуаций.

При исследовании личностных особенностей юношей, занимающихся настольным теннисом и плаванием, было выявлено следующее (см. табл. 4). Исходя из результатов исследования личностных особенностей юношей, занимающихся настольным теннисом и плаванием, по факторам интеллекта и экспрессивности были обнаружены статистически значимые различия. Выявлено, что спортсмены-теннисисты импульсивно-живые, весёлые, полные энтузиазма, разговорчивые и беззаботные, они также характеризуются абстрактностью мышления, сообразительностью и быстрой обучаемостью (р < 0,036). Спортсмены-пловцы, напротив, сдержанны, осторожны, серьёзны, неторопливы, они считаются очень точными и надёжными людьми, обладают конкретностью и ригидностью мышления (р < 0,031).

Таблица 3

Особенности способов копинг-стратегий юношей, занимающихся настольным теннисом и плаванием

^\Типы копинг-^\стратегий Испытуемые Кон-фронта-ция Дистанционирова-ние Самоконтроль Поддержка Ответственность Избегание Проблемы Переоценка

Юноши,

занимающиеся настольным 11,75 10,80 9,20 10,25 9,75 10,30 9,25 11,40

теннисом

Юноши,

занимающиеся 9,25 10,20 11,80 10,75 11,25 10,70 11,75 9,60

плаванием

Р 0,338 0,816 0,320 0,848 0,560 0,879 0,493 0,969

Примечание: со значениями р < 0,05*и р < 0,01** статистически значимых различий обнаружено не было.

Таблица 4

Личностные особенности юношей, занимающихся настольным теннисом и плаванием

"~^\^Личностные особенности Испытуемые А В С Е F G Н I

Юноши, занимающиеся настольным теннисом 10,20 7,70 9,05 10,90 7,75 8,50 10,90 11,00

Юноши, занимающиеся плаванием 10,80 13,30 11,95 10,10 13,25 12,50 10,10 10,00

Р 0,816 0,031* 0,262 0,755 0,036* 0,121 0,759 0,700

Личностные особенности Испытуемые L М N О Q1 Q2 Q3 Q4 MD

Юноши, занимающиеся настольным теннисом 11,00 10,50 12,45 10,00 9,10 10,65 11,55 10,70 10,55

Юноши, занимающиеся плаванием 10,00 10,50 8,55 11,00 11,90 10,35 9,45 10,30 10,45

Р 0,703 1,000 0,136 0,703 0,282 0,907 0,423 0,874 0,969

Примечание: А - общительность; В - интеллект; С - эмоциональная устойчивость; Е - подчинённость; F - экспрессивность; G - высокая нормативность поведения; Н - смелость; I - жестокость/чувствительность; L - доверчивость; М - практичность; N - прямолинейность; О - уверенность в себе; Q1 - радикализм; Q2 - конформизм; Q3 - высокий самоконтроль; Q4 - расслабленность; MD - адекватность самооценки; р < 0,05*; со значением р < 0,01** статистически значимых различий обнаружено не было.

Проведённое исследование по установлению взаимосвязи личностных особенностей со способами копинг-стратегий у юношей и девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, позволило выявить следующее:

1) Для теннисисток с высоким уровнем интеллекта и с высоким уровнем чувствительности свойственно переживание проблемы за счёт субъективного снижения её значимости и степени эмоциональной вовлечённости в неё (р < 0,051), высокого контроля поведения и стремления к самообладанию, признания своей роли в возникновении проблемы и ответственности за её решение (р < 0,014), а также за счёт привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, социальной и действенной поддержки (р < 0,019). Кроме того, эта категория спортсменок характеризуется преодолением негативных переживаний за счёт целенаправленного подавления и снижения эмоций, высоким контролем поведения, стремлением к самообладанию (р < 0,021). Спортсменкам-теннисисткам характерны абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость. Они самоутверждающиеся, независимые личности, которые руководствуются собственными правилами поведения, не признают авторитета.

2) Практичные пловчихи переживают негативные эмоции за счёт целенаправленного анализа ситуации и выработки стратегии разрешения проблемы (р < 0,080). Они признают свою роль в возникновении проблемы и ответственности за её решение (р < 0,057), переживают проблемы за счёт целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации, а также за счёт высокого контроля поведения и стремления к самообладанию (р < 0,022). Спортсменки-пловчихи характеризуются скромностью, покорностью, мягкостью, уступчивостью. Они стремятся к соблюдению корректности и правил, им характерна конкретность и ригидность мышления. Для пловчих также свойственно придание большого значения эмоциям при преодолении негативных переживаний.

3) Спортсмены-теннисисты - эмоционально устойчивые личности; они переживают негативные эмоции и проблемы за счёт осуществления конкретных действий, направленных на изменение ситуации: положительного

переосмысления, рассмотрения её как стимула для личностного роста (p < 0,099), а также за счёт целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учётом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов (p < 0,029). Для теннисистов характерна абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость, они импульсивно-живые, весёлые, полные энтузиазма, разговорчивые и беззаботные.

4) Спортсмены-пловцы - личности общительные, доверчивые; они переживают негативные стороны жизни за счёт целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учётом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов (p < 0,042). Свои негативные эмоции и проблемы пловцы преодолевают за счёт привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки (p < 0,045). Для пловцов характерна конкретность и ригидность мышления. Они сдержанны, осторожны, серьёзны, неторопливы, считаются очень точными и надёжными людьми.

Библиографический список

1. Особенности личности спортсмена. - URL: http://diplomba.ru/work/110749 (дата обращения: 18.03.2018).

2. Эффективное совладающее поведение в спорте: что выводит из равновесия и как его снова обрести. - URL: http://psyjoumals.ru/psyclin/2016/n2/Bochaver Dovjik.shtml (дата обращения: 01.04.2018).

3. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса. - URL: http://psylab.info/ (дата обращения: 14.02.2018).

4. Опросник о способах копинга Р. Лазаруса, С. Фолкмана https://studopedia.net/3_73427_test--oprosnik-o-sposobah-kopinga-lazarus-folkman.html (дата обращения: 14.02.2018).

5. Тест Кеттелла (Кеттела). 16-факторный личностный опросник Кеттелла. Описание факторов. - URL: https://vsetesti.ru/357/ (дата обращения: 14.02.2018).

© Кленюшина В. Д., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.