Научная статья на тему 'Сравнительный анализ ведущих мотивов студентов различных специальностей с позиции соответствия профессиональным компетенциям'

Сравнительный анализ ведущих мотивов студентов различных специальностей с позиции соответствия профессиональным компетенциям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ЦВЕТОВЫХ МЕТАФОР / LEADING MOTIVES / PROFESSIONAL ACTIVITY / COLOUR METAPHORS METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хрисанфова Людмила Аркадьевна, Соколовская Светлана Владимировна, Рукавишникова Лилия Сергеевна

Статья посвящена анализу ведущих мотивов студентов разных специальностей: психология и тренерская деятельность (в спорте). Исследование проводилось при помощи метода цветовых метафор И.Л. Соломина. Испытуемые: 50 студентов ННГУ им. Н.И. Лобачевского факультета физической культуры и спорта и 42 студента факультета социальных наук (средний возраст 21 год). Обнаружено, что независимо от профессиональной ориентации у юношей ведущих мотивов значимо больше, чем у девушек. Приоритетными мотивами всех спортсменов, независимо от пола, являются мотив достижения и мотив занятия спортом. Приоритетными мотивами психологов, независимо от пола, являются мотив понимания своего актуального «Я» и мотив саморазвития. У девушек-психологов значимыми являются мотивы межличностного общения и получения удовольствия. У юношей-психологов значимыми мотивами являются мотивы межличностного общения, решения актуальных проблем, независимости и долженствования, мотивы саморазвития, карьерного роста и материального благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the leading motives of students of various specialties from a position of compliance with professional competences

The goal of this study is to compare the leading motives of different training fields' students who are professional athletes and are not. The main method of research is the method of colour metaphors by Igor' Solomin. There were 50 subjects of the experiment from the Department of Physical education and sports and 42 subjects of the Department of Social Sciences of Lobachevsky Nizhny Novgorod State University (their mean age was 21 years old). We have found that young males have significantly more leading motives compared to young females, regardless of vocational orientation. The leading motives of athletes, regardless of sex, are the motivation for success and sports activities. Significant motives of psychology students, regardless of sex, included the motive of understanding their actual “I” and the motive of self-development. Female psychology students have priority motives for interpersonal communication and enjoyment. However, males have priority motives for interpersonal communication, solving topical problems, motives of independence and obligation, motive of self-development, as well as motives for career growth and material well-being.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ ведущих мотивов студентов различных специальностей с позиции соответствия профессиональным компетенциям»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-68-71 УДК 159.9

Хрисанфова Людмила Аркадьевна

кандидат психологических наук, доцент

Соколовская Светлана Владимировна

кандидат психологических наук, доцент

Рукавишникова Лилия Сергеевна

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского [email protected], [email protected], [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ПОЗИЦИИ СООТВЕТСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

Статья посвящена анализу ведущих мотивов студентов разных специальностей: психология и тренерская деятельность (в спорте). Исследование проводилось при помощи метода цветовых метафор И.Л. Соломина. Испытуемые: 50 студентов ННГУ им. Н.И. Лобачевского факультета физической культуры и спорта и 42 студента факультета социальных наук (средний возраст 21 год). Обнаружено, что независимо от профессиональной ориентации у юношей ведущих мотивов значимо больше, чем у девушек. Приоритетными мотивами всех спортсменов, независимо от пола, являются мотив достижения и мотив занятия спортом. Приоритетными мотивами психологов, независимо от пола, являются мотив понимания своего актуального «Я» и мотив саморазвития. У девушек-психологов значимыми являются мотивы межличностного общения и получения удовольствия. У юношей-психологов значимыми мотивами являются мотивы межличностного общения, решения актуальных проблем, независимости и долженствования, мотивы саморазвития, карьерного роста и материального благополучия

Ключевые слова: ведущие мотивы, профессиональная деятельность, метод цветовых метафор.

Одной из самых важных задач современного высшего образования является развитие профессиональных компетенций выпускника, которые тесно переплетаются с личностными качествами.

С целью оптимизации процесса обучения бакалавров по направлениям подготовки 37.03.01 «Психология» и 49.03.01 «Физическая культура» был проведен теоретический анализ профессионально важных психологических качеств, которыми должны обладать выпускники по указанным специальностям. Итоговый психологический портрет специалиста, осуществляющего профессиональную деятельность в области физической культуры и спорта, включает в себя такие качества, как целеустремленность, настойчивость, сила воли, честолюбие, харизматичность, лидерские качества, проницательность, умение работать в команде и др. (условно говоря, психологическая позиция «боец» и «воспитатель»). Психологический портрет специалиста, осуществляющего профессиональную деятельность в области психологической работы, будет включать в себя такие качества, как способность к эмпатии, терпимость, коммуникативные качества, интуиция, эрудированность и др. (психологическая позиция «друг»).

В психологическом плане формирование и развитие этих важных качеств тесно связано с мотивацией самих студентов, получающих высшее профессиональное образование. Очевидно, что отсутствие или несоответствие мотивации к определенному виду деятельности сделает фактически невозможным формирование необходимых компетенций. Поэтому изучение мотивационной сферы представителей, обладающих различной профессиональной

направленностью, остается всегда актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. Проблема мотивации достаточно хорошо разработана в психологической науке. Результаты её изучения представлены в работах многих зарубежных и отечественных психологов (Ф.Ю. Тейлор, Э. Мэйо, Э. Фрейд, Г. Мюррей, Э. Эриксон, А. Адлер, Г. Ол-порт, К. Роджерс, А. Маслоу, Д. МакГрегор, С. Мад-ди, Дж. Аткинсон, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.К. Маркова, Д.И. Фель-дштейн, И.А. Джидарьян, В.И. Ковалев, В.Г. Леонтьев, М.Т. Магомедов-Эминов и др.).

Оценка мотивационной сферы личности проводилась при помощи методики цветовых метафор И.Л. Соломина. Суть методики - психосемантическая диагностика скрытой мотивации через выражение отношений испытуемого к различным занятиям, людям и событиям. Отношение человека определяется опосредованно, через обозначение ряда понятий цветовыми стимулами. В методике используется стандартный набор цветовых стимулов. В основе методики цветовых метафор лежат следующие основные принципы. Во-первых, обозначение понятия привлекательным/непривлекательным цветом свидетельствует о привлекательности/непривлекательности этого понятия. Во-вторых, обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства [5].

При обработке методики выделялись базовые потребности, индивидуальные стремления, интересы и увлечения; представления о «Я реальном» и «Я идеальном»; мотивы занятия спортом.

Список оцениваемых понятий составлялся на основе понятий, предложенных И.Л. Соломиным,

68

Вестник КГУ 2019

© Хрисанфова Л. А., Соколовская С.В., Рукавишникова Л.С., 2019

и понятий, подобранных авторами работы, исходя из предположений о возможной мотивации к спортивной или учебной деятельности у испытуемых, участвующих в исследовании. В методику цветовых метафор всего вошло 35 понятий: успех, неудача общение, радость, моё занятие спортом, свобода, мой отец, каким (какой) я хочу быть, любовь, моя работа, конфликты, угроза, моя мать, самоотдача, власть, мое настоящее, конкуренция, искусство, мой друг (подруга), семья, мое прошлое, какой (какая) я на самом деле, печаль, мой тренер, мое увлечение, неприятности, интересное занятие, страх, мои обязанности, мое будущее, творчество, материальное благополучие, раздражение, моя карьера, моя профессия.

Обработка данных заключалась в качественном анализе распределения мотивов испытуемых по методу ранжирования, используемого в процедуре МЦО Соломина, и описательной статистики, примененной для каждой категории испытуемых (юношей-спортсменов, девушек-спортсменов, юношей-психологов, девушек-психологов).

Сбор данных в различных выборках происходил по единой схеме и определялся спецификой проведения методики цветовых метафор И.Л. Соломина. Каждому испытуемому предлагался

бланк, в котором перечислялись все используемые в эксперименте мотивационные понятия. Испытуемый присваивал каждому понятию цвет, который, по его мнению, лучше всего подходил для этого понятия. Цветные карточки находились непосредственно перед испытуемым. Далее испытуемый ранжировал цвета по привлекательности. Все данные заносились в бланк. Тестирование проходило в отдельной комнате с соблюдением всех необходимых условий (хорошее освещение, индивидуальная работа с каждым испытуемым и т.д.)

В исследовании приняли участие две выборки испытуемых.

Выборка 1: студенты-спортсмены Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, обучающиеся на факультете физической культуры и спорта, в количестве 50 человек (из них 30 юношей и 20 девушек). Средний возраст 21 год.

Выборка 2: студенты-психологи Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, обучающиеся на факультете физической культуры и спорта, в количестве 42 человек (из них 7 юношей и 35 девушек). Средний возраст 21 год.

Результатом исследования мотивационной сферы студентов, обучающихся на различных фа-

Мотив %, девушки Мотив %, юноши Мотив %, девушки Мотив %, юноши

Успех 57 Успех 77 Моё настоящее 21 Радость 31

Мое занятие спортом 43 Каким (какой) я хочу быть 69 Мой тренер 21 Моё прошлое 31

Семья 43 Мое занятие спортом 62 Интересное занятие 21 Мой тренер 31

Каким (какой) я хочу быть 36 Какой (какая) я на самом деле 58 Мои обязанности 21 Интересное занятие 31

Моя работа 36 Любовь 54 Творчество 21 Общение 27

Моя мать 36 Моё настоящее 54 Моя профессия 21 Конкуренция 27

Самоотдача 36 Семья 54 Искусство 14 Творчество 27

Какой (какая) я на самом деле 36 Моё будущее 50 Печаль 14 Власть 19

Моя карьера 36 Свобода 46 Моё увлечение 14 Печаль 19

Радость 29 Мой отец 46 Угроза 7 Мои обязанности 19

Мой отец 29 Моя мать 46 Неудача 0 Искусство 15

Любовь 29 Самоотдача 46 Конфликты 0 Неудача 4

Конкуренция 29 Моя карьера 46 Власть 0 Конфликты 4

Мой друг (подруга) 29 Моя работа 42 Моё прошлое 0 Угроза 4

Моё будущее 29 Материальное благополучие 42 Неприятности 0 Неприятности 4

Материальное благополучие 29 Моя профессия 42 Страх 0 Страх 4

Общение 21 Мой друг (подруга) 35 Раздражение 0 Раздражение 4

Свобода 21 Моё увлечение 35

Таблица 1

Представленность мотивов (% от выборки), занимающих первое место в иерархии мотивов, у спортсменов-девушек и спортсменов-юношей

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

69

культетах и ориентированных на различные профессиональные деятельности, явилось выделение структуры ведущих мотивов, характерных для каждой профессиональной выборки. Результаты качественного анализа (выделение приоритетных мотивов) представлены в таблицах 1 и 2.

У девушек количество приоритетных мотивов, которые стоят на первом месте в их личностных предпочтениях, гораздо меньше, чем у юношей (Mann-Whitney U=385,000; sig=0,001). Их всего три: «успех» (57% от общей выборки девушек), «мое занятие спортом» (43%), «семья» (43%). У юношей перечень приоритетных мотивов гораздо разнообразнее - 16 наименований. Среди них «успех», так же, как и у девушек, занимает первое место, но процент юношей, выбирающих успех, больше, чем у девушек (77%). Второе место в иерархии мотивов большинства юношей занимает категория «каким я хочу быть» (69%), третье место - «мое занятие спортом» (62%). Большим количеством юношей-спортсменов, по сравнению с девушками-спортсменами, движут такие мотивы, как «любовь», «мое настоящее», «семья», «мое будущее», «свобода», «мой отец», «моя мать», «самоотдача», «моя карьера», «моя работа», «материальное благополучие», «моя профессия».

Мотивация спортивной деятельности является хорошо разработанной сферой психологических исследований. Структура мотивационной сферы спортсмена достаточно хорошо описана. Б.Дж. Кретти, как наиболее значимые, выделяет следующие мотивы занятия спортом: (а) стремление к стрессу и его преодоление, стремление к успеху; (б) мотив самосовершенствования; (в) повышение социального статуса; (г) общественный мотив (желание быть членом спортивной команды); (д) получение материальных поощрений [3]. Стоит отметить, что для выборки спортсменов ФКС не характерно наличие на ведущих позициях так называемых общественных мотивов (быть членом коллектива). Согласно исследованиям Палай-мы, наличие общественных мотивов способствует осознанному занятию спортом и характеризует увлеченных спортом людей [4]. Мотив достижения характеризует зрелых спортсменов [1]. В тоже время для студентов ФКС характерны ярко выраженные мотивы достижения и занятия спортом. Данную специфику можно объяснить тем, что данные спортсмены получают специализацию «тренерская деятельность» и сами уже не намерены продолжать свою деятельность в качестве спортсменов. Вопрос о соответствии их наличных ве-

Таблица 2

Представленность мотивов (% от выборки), занимающих первое место в иерархии мотивов, у девушек и юношей, обучающихся по специальности «психология»

Мотив %, девушки Мотив %, юноши Мотив %, девушки Мотив %, юноши

Каким (какой) я хочу быть 50 Какой (какая) я на самом деле 100 Самоотдача 16 Моя мать 20

Какой (какая) я на самом деле 50 Каким (какой) я хочу быть 80 Искусство 16 Власть 20

Общение 41 Мой друг (подруга) 80 Моя карьера 16 Искусство 20

Радость 41 Свобода 60 Мой отец 9 Семья 20

Интересное занятие 38 Моё настоящее 60 Моя работа 9 Печаль 20

Моя мать 34 Моя карьера 60 Власть 9 Моё увлечение 20

Мой друг (подруга) 34 Общение 40 Мой тренер 9 Неприятности 20

Моё будущее 34 Мое занятие спортом 40 Конкуренция 6 Интересное занятие 20

Творчество 34 Любовь 40 Мои обязанности 6 Моя профессия 20

Успех 31 Моё прошлое 40 Неудача 3 Моя работа 0

Семья 28 Мои обязанности 40 Моё прошлое 3 Конфликты 0

Моё увлечение 28 Моё будущее 40 Печаль 3 Угроза 0

Любовь 25 Творчество 40 Конфликты 0 Самоотдача 0

Свобода 22 Материальное благополучие 40 Угроза 0 Конкуренция 0

Материальное благополучие 22 Успех 20 Неприятности 0 Мой тренер 0

Моё настоящее 19 Неудача 20 Страх 0 Страх 0

Моя профессия 19 Радость 20 Раздражение 0 Раздражение 0

Мое занятие спортом 16 Мой отец 20 Моя мать 20

70

Вестник КГУ 2019

дущих мотивов мотивационной структуре профессионального спортивного тренера на данном этапе исследования является открытым и требует дальнейшей разработки. Это является общей целью нашего исследования.

У юношей-психологов, так же, как и у юношей спортсменов, категорий мотивов, занимающих первое место в иерархии мотивов, значимо больше, чем у девушек (Mann-Whitney U=367,000; sig=0,000). У девушек-психологов всего четыре мотива ярко представлены в выборке, у юношей-психологов - 16. Первые два места в иерархии у психологов занимают мотивы «каким я хочу быть» и «какой я на самом деле». Причем у девушек - на первом месте стоит мотив «какой я хочу быть», а у юношей «какой я на самом деле». Половина девушек-психологов (50%) сориентированы на образ своего будущего «Я», вторая половина женской выборки психологов заняты вопросом понимания себя настоящей, своего актуального «Я». Для всех юношей-психологов (100%) в абсолютном приоритете является вопрос понимания себя, своего актуального «Я». Ненамного меньше (80%) юношей-психологов заняты вопросом собственного саморазвития.

У девушек-психологов к лидирующим мотивам относятся мотивы «общения» (41% от общей выборки девушек), радости (41%) и интересного занятия (38%). У юношей-психологов «Мой друг (подруга)» (60% от общей выборки юношей), «Свобода» (60%), «Моё настоящее» (60%), «Моя карьера» (60%), «Общение» (40%), «Моё занятие спортом» (40%), «Любовь» (40%), «Моё прошлое» (40%), «Моё будущее» (40%), «Творчество» (40%), «Мои обязанности» (40%), «Материальное благополучие» (40%).

Анализ ведущих мотивов студентов психологов 2 года обучения свидетельствует о наличии мотива собственного саморазвития и самосовершенствования, что является непременным условием профессиональной состоятельности психолога. Кроме того, как показывают результаты исследования, для студентов-психологов достаточно актуален вопрос разрешения собственных личностных проблем, что указывает на необходимость в рамках учебного процесса в ВУЗе заниматься не только образованием студентов, но и оказывать содействие студентам в решении их собственных личностных проблем.

В связи с полученными данными представляет интерес изучить мотивационную сферу студентов, выпускников обоих факультетов, с целью проследить этапы формирования профессиональной мотивации и результативность процесса обучения студентов в ВУЗе в этом направлении.

Юноши-спортсмены имеют значимо больше сильно выраженных ведущих мотивов, по сравне-

нию с девушками-спортсменами.

Приоритетными мотивами всех спортсменов, независимо от пола, являются мотив достижения и мотив занятия спортом.

Приоритетными мотивами студентов-психологов, независимо от пола, являются мотив понимания своего актуального «Я» и мотив саморазвития.

У девушек-психологов приоритетными являются мотивы межличностного общения и получения удовольствия.

У юношей-психологов приоритетными мотивами являются мотивы межличностного общения, решения актуальных проблем, мотивы независимости и долженствования, мотив саморазвития, а также мотивы карьерного роста и материального благополучия.

Студенты второго года обучения, как спортсмены, так и психологи, не демонстрируют наличие сформированных профессиональных компетенций, но для них характерно наличие определенных видов мотивации, способствующих формированию профессиональных компетенций.

Библиографический список

1. Дмитриенкова Л. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов. - Смоленск: Знание, 1980. - 298 с.

2. Знаменская Е.Г. Некоторые социальные мотивации, воздействующие на результаты двигательной деятельности // Труды ВНИИФК. - М., 1980. - С. 23-26.

3. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.

4. Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. -1966. - № 8. - C. 33-37.

5. Соломин И.Л. Экспресс-диагностика персонала. - СПб.: Речь, 2008. - 280 с.

References

1. Dmitrienkova L.P. Sravnitel'naya harakteristika motivov dostizheniya v razlichnyh vidah sporta: Psihologicheskie aspekty podgotovki sportsmenov. -Smolensk: Znanie, 1980. - 298 s.

2. Znamenskaya E.G. Nekotorye social'nye motivacii, vozdejstvuyushchie na rezul'taty dvigatel'noj deyatel'nosti // Trudy VNIIFK. - M., 1980. - S. 23-26.

3. Kretti B.Dzh. Psihologiya v sovremennom sporte. - M.: Fizkul'tura i sport, 1978. - 224 s.

4. Palajma YU.YU. Motivy sportivnoj deyatel'nosti // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. -1966. - № 8. - C. 33-37.

5. Solomin I.L. Ekspress-diagnostika personala. -SPb.: Rech', 2008. - 280 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.