Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ TV - КОНТЕНТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ TV - КОНТЕНТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TV- КОНТЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меметова Э.Э., Капидинова С.Б.

Данная работа посвящена рассмотрению психологических особенностей влияния TV- контента на эмоциональную сферу младших школьников.This work is devoted to the consideration of psychological features of the influence of TV content on the emotional sphere of younger schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ TV - КОНТЕНТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Исследование показало, что «воздействие рекламы» является важной проблемой в современном мире.

Реклама в информационном обществе приобретает новую социальную функцию, она не просто сопровождается экономической, политической и социально-культурной жизнью, но и вовлечением в информационный жизненный стиль. Особенно данному влиянию подвержено молодое поколение.

Современная реклама ориентирована на массовое общество. Она формирует реакцию подражания какому - то «идеалу» на инстинктивном уровне, реакцию повторения (быть как все).

Сейчас общество может быть без рекламы. Значит, должны существовать другие способы снижения у молодежи рисков подражания общественного порицаемых образцов. Этими способами будут являться правительственная политика в отношении молодежи. У правительства есть и иной инструмент снижения для молодежи рисков ее встреч с рекламой. Данный инструмент предоставляет само информационное общество. Где реклама как сама по себе коммуникационная и управленческая технология встроена в более сильные и более привлекательные для молодежи компьютерные технологии, коммуникации и управления.

Использованные источники:

1.Катлип С., Сентер А., Брум Г Паблик рилейшнз. Теория и практика / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000. - 322 с

2.Квиек М. Глобализация и высшее образование // Высшее образование в Европе. - 2001. - № 1. - С. 53-61.

З.Официальный сайт Leader-web.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.leader-web.ru/blog/marketing/sravnenie_reklami/

УДК 159.942:373.3

Меметова Э.Э.

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Научный руководитель: Капидинова С.Б. преподаватель кафедры психологии

г.Симферополь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ TV -КОНТЕНТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE INFLUENCE OF THE TV CONTENT ON THE EMOTIONAL SPHERE OF YOUNG

SCHOOLCHILDREN Аннотация: Данная работа посвящена рассмотрению психологических особенностей влияния TV- контента на эмоциональную сферу младших школьников.

Abstract: This work is devoted to the consideration of psychological features of the influence of TV content on the emotional sphere of younger schoolchildren.

Ключевые слова: TV- контент, мультипликации, эмоциональная сфера, эмоции.

Keywords: TV content, animations, emotional sphere, emotion.

На современном этапе развития общества наблюдается постоянный рост информационной среды, расширяются возможности доступа к различному контенту. Особое внимание приобретает активное привлечение младших школьников к наблюдению и анализу многочисленного TV -контента. Это обстоятельство выдвигает определенные требования к конструктивному использованию TV - контента в учебно-воспитательном процессе и понимание его влияния на развитие ребенка.

Психологические особенности восприятия детьми кино- и телевизионной продукции, которые отражены в трудах Л. Баженовой, А.А. Бондаренко, Ю.М. Усова и других, показывают, что эти виды художественной деятельности по-разному влияют на их эмоциональную сферу. Также указано, что фактически революционное распространение доступа к информационной среде в последние годы упростило путь внедрения и использования мультипликации в условиях учебно-воспитательной деятельности. Как указывают исследования А.А. Смирновой, М.В. Соколовой, J. Bliss, M. Gardner, R. Larson наличие в мультипликационных произведениях различных средств эмоциогенного влияния способствует их активному восприятию, осознанию и копированию, что оказывает влияние на эмоциональную сферу детей.

Как показывает анализ литературы по проблеме эмоционального развития детей, в младшем школьном возрасте эмоциональные процессы становятся более избирательными и управляемыми в связи с выходом на первый план произвольной регуляции. Осуществляется активное развитие эмоциональной зрелости, формирование навыков контроля над собственными эмоциями и поведением.

Наиболее значимыми, для детей младшего школьного возраста выступают такие эмоции, как страх, интерес и радость. Как свидетельствуют данные различных исследований, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется такими особенностями, которые отражают эмоционально-выразительное восприятие событий, явлений, умственную и физическую деятельность; искреннее выражение собственных переживаний: радости, страха, удовольствия /неудовольствия; готовность к аффекту страха.

Ведущим в младшем школьном возрасте является аспект психологической готовности к обучению в школе, от которой зависит успешность всего школьного периода ребенка. Говоря о готовности к школе, имеется в виду сформированность комплекса базовых компетенций, которые

должны способствовать успешному овладению ребенком новой роли ученика и качеством процесса обучения. Готовность к школе состоит из нескольких компонентов: мотивационный, коммуникативный, познавательный, эмоциональный и волевой. В этом аспекте для нашего исследования особое значение имеет один из ее компонентов, то есть эмоциональная зрелость, поскольку эмоциональная сфера младшего школьника детерминирует его активность во всех видах деятельности, а также формирует отношение ко всем сферам жизни.

А. Маурер, J.Mштay указывают на то, что эмоциональная зрелость личности понимается как комплекс различных эмоциональных проявлений, присущих определенному возрастному периоду, и обеспечивают успешное осуществление деятельности. Так, общим показателем зрелости\незрелости выступает соответствие эмоционального поведения тем представлениям, которые являются нормой для определенного возраста.

Обобщенные результаты исследований специалистов различных научных знаний указывают на то, что в современных условиях большое значение приобретают особенности социальной среды, в которой осуществляется развитие ребенка. По результатам анализа эмоционального развития в младшем школьном возрасте, можно утверждать, что важными в этом развитии являются факторы объективного окружения ребенка. К последним условно можно отнести: социальное, предметное и предметно-знаковое.

К социальному окружению относят родителей, родственников, сверстников, а также учителей, которые выступают референтной группой для учеников начальной школы. Так, учитель регулирует отношения ребенка с другими взрослыми, родителями, формирует их отношение к себе как к «другому» через аппарат ежедневного оценивания. К предметному окружению младшего школьника относятся особые средства, с которыми он взаимодействует: дидактические, игровые, школьные принадлежности, игрушки, к которым ученик проявляет активность. Важнейшее значение в современном пространстве приобретает предметно знаковое окружение ребенка. К нему относят учебники, тексты, отображение социальной среды в художественной литературе, кинофильмах, мультфильмах. Пока недостаточно исследованной в психологической науке является взаимодействие ребенка со средствами мультипликации.

Известно, что для того, чтобы ребенок научился управлять своими состояниями, ему нужен пример для подражания. Доброжелательное общение в семье, сдержанность, умение прощать, определения своих чувств, сострадание - это те примеры выражения чувств, которые ребенок наследует, приобщаясь к различным жизненным ситуациям. Именно мультфильмы, с нашей точки зрения, моделируют адекватные возрастным особенностям многочисленные подобные ситуации и способствуют развитию эмоциональной зрелости ребенка. Чтобы обобщить существующие данные,

которые прямо или опосредованно раскрывали условия влияния мультипликационных фильмов на эмоциональное развитие детей, важно раскрыть содержательные их признаки. Исходя из обобщения различных исследований, следует в этом аспекте рассмотреть конгруэнтность персонажей, то есть соответствие их внутренних чувств внешнему виду, которые выполняют те или иные ролевые функции при их демонстрации. Поскольку, при просмотре мультфильмов, ребенок реагирует на определенные ситуации в соответствии с теми эмоциональными реакциями, которые демонстрируют персонажи, этот аспект становится очень важным и актуальным.

В связи с чрезвычайно активным внедрением в деятельность детей различных информационно-телекоммуникационных технологий, что по сути формируют новую социальную культуру в обществе, и благодаря которым, доступ к различным мультфильмам стал фактически масштабным как на уровне семьи и школы, возникла проблема изучения этого феномена и построения психолого-педагогических рекомендаций по оптимальному использованию с учетом влияния их содержательных признаков.

Вывод: На основании изученного материала можно сделать вывод что, эмоциональное развитие современных младших школьников находится под влиянием социально-информационных изменений, в которых они находятся, что значительно расширяет доступ детей к различным видам информации. При этом доказано, что знакомство учащихся младшего школьного возраста с различными художественными произведениями, звуковым рядом, изображениями в мультфильмах, которые демонстрируются телевидением, фактически формирует новую развивающие-воспитательную среду.

Использованные источники:

1.Анимация как феномен культуры: материалы первой всероссийской научно - практической конференции, 2005 года / сост. Н.Г. Кривуля. - М.: ВГИК, 2006. - 230с.

2.Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева - 5-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 364 с.

3.Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.: Междунар. пед. Академия, 1995. - 212 с.

4.Маурер А. Эмоциональная зрелость как критерий готовности к обучению в школе / А. Маурер // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. -Одесса, 1990. - Ч.2 - С. 67-74.

5.Обухова Л. Ф. Детская психология. Теория. Факты. Проблемы / Л. Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995. - 350 с. 169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.