Научная статья на тему 'TV - КОНТЕНТ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

TV - КОНТЕНТ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TV- КОНТЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меметова Э.Э., Капидинова С.Б.

В данной статье рассматривается TV - контент, на примере мультипликации, как один из факторов эмоционального развития в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меметова Э.Э., Капидинова С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TV CONTENT AS A FACTOR IN THE EMOTIONAL DEVELOPMENT OF YOUNGER STUDENTS

In this article TV content is considered, as an example of animation, as one of the factors of emotional development in the younger school age.

Текст научной работы на тему «TV - КОНТЕНТ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.942:373.3

Меметова Э.Э.

ГБОУВОРК

«Крымский инженерно-педагогический университет» Научный руководитель: Капидинова С.Б. преподаватель кафедры психологии Россия, г.Симферополь TV - КОНТЕНТ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ TV CONTENT AS A FACTOR IN THE EMOTIONAL DEVELOPMENT OF YOUNGER STUDENTS

Memetova E.E.

Simferopol

«Crimea Engineering Pedagogical University»

Аннотация: В данной статье рассматривается TV - контент, на примере мультипликации, как один из факторов эмоционального развития в младшем школьном возрасте.

Abstract: In this article TV content is considered, as an example of animation, as one of the factors of emotional development in the younger school age.

Ключевые слова: TV- контент, мультипликации, эмоциональная сфера, эмоции.

Keywords: TV content, animations, emotional sphere, emotion.

На современном этапе развития общества наблюдается постоянный рост информационной среды, расширяются возможности доступа к различному контенту. Особое внимание приобретает активное привлечение младших школьников к наблюдению и анализу многочисленного TV -контента. Это обстоятельство выдвигает определенные требования к конструктивному использованию TV - контента в учебно-воспитательном процессе и понимание его влияния на развитие ребенка.

Как известно, в развитии ребенка важна социальная среда и внешние факторы, которые непрерывно воздействуют на личность. В этом аспекте просмотр мультфильмов является одним из самых распространенных в познавательной деятельности детей.

Изучая проблему мультипликации и ее влияние на развитие ребенка, следует отметить, что она в основном являются предметом анализа кинематографа, в котором это искусство реализует ряд специфических черт, как: синтез различных видов искусства и комплексный характер воздействия на чувственную сферу личности; начальным пунктом является «эффект присутствия», привлечения зрителя к реальным ситуациям, моделирование и воспроизведения его психических процессов, реализующих погружение в реальность: восприятие, внимание, мышление, эмоции и т.д.

Согласно анализу данных по проблеме содержания мультипликации, известно, что важной в этом аспекте является свойство, которое называют «эффект возбуждающих ассоциаций». То есть мультипликационные произведения обладают способностью возбуждать восприятие зрителя, особенно влияя на его эмоциональную сферу при трансляции образов-символов ассоциативно-чувственного ряда. При этом зритель расширяет границы своих интеллектуальных и эмоциональных способностей. Таким образом, благодаря высокому уровню эмоционально-чувственной насыщенности мультфильмов, зритель активно привлекается к экранному миру, где на основе сочувствия и идентификации себя с героем, он усваивает различные социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентиры, и становится участником новой для себя коммуникативной ситуации, вызывает разнообразные эмоции. Поэтому важное значение приобретает анализ специфики влияния мультфильма на зрителя.

Ведущее значение имеют именно эмоциональные средства воздействия. Если возникает необходимость вызывания любого образа в сознании человека, этот процесс начинается с воздействия на эмоциональную сферу личности. В первую очередь, используется воздействие на те эмоции, которые уже присутствуют у зрителя. Главным чувством воздействия является страх, который может использоваться в качестве средства управления.

Что же касается исследования эмоциогенных эффектов мультфильмов, то, несмотря на высокую актуальность как в теоретическом, так и практическом аспекте, эта проблема недостаточно изучена. К эмоциогенным эффектам можно отнести все изменения в эмоциональной сфере, которые происходят во время различных видов деятельности. Это и возникновение напряжения, стресса, депрессии, агрессии, удовольствия, восторга, радости, любопытства, тревоги и др. Учитывая специфику нашей работы, мы выделяем наиболее существенные эмоциогенные эффекты, которые возникают у детей под влиянием мультфильмов. Во-первых, эффект эмоциональной увлеченности, который интегрирует в себе мотивационные, интеллектуальные, волевые и другие особенности психики ребенка. Во вторых, эффект ожидания от мультфильма, как правило, справедливости. Во-третьих, эффект фантазии - непосредственной сказочности, который легко понять ребенку. В-четвертых, эффект динамичности событий и движений героев.

Ребенок младшего школьного возраста при просмотре мультфильмов глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха. Не имея обратной связи, ребенок является активным приемником идей. Общаясь со всем миром через экран, он находит для себя якобы что-то ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних детей это супергерои, у других - политические, общественные деятели, у третьих -известные киноактеры, спортсмены и т. п. Кроме этого, телевизор как

таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождающееся музыкой и отрывистыми фразами. В результате постоянного взаимодействия, ребенок привыкает только пассивно воспринимать информацию.

Как известно, дети младшего школьного возраста в определенной степени уже отличают свои эмоции и чувства. Они способны называть их, иногда отмечая чувства окружающих людей и отзываются на них, сдерживают собственные эмоции, способны стерпеть неприятные состояния. То есть ведут себя достаточно адекватно и конструктивно в той или иной ситуации. Например, это происходит, когда дети исправляют ошибки, примиряясь и извиняясь. Известно, что для того, чтобы ребенок учился управлять своими состояниями, ему нужен пример для подражания. В этом аспекте важное значение приобретает процесс идентификации зрителя с любимыми персонажами мультфильма. Таким образом, все эмоции, которые транслирует этот герой, ребенок способен воспроизводить в реальной жизни и копировать поведение героя. Поэтому очень важное значение имеет адекватность поведения персонажей, их эмоциональных проявлений, соответствие эмоциональных реакций мимике и экспрессии. В результате просмотра того или иного мультфильма дети повторяют примеры поведения, которые видят на экране.

Следует выделить такие основные типы восприятия в младшем школьном возрасте, как: эмоциональное, аналитическое и образное. При этом необходимо отметить, что у младших школьников преобладает эмоциональное восприятие, последнее носит некритический характер. То есть дети младшего школьного возраста находятся под непосредственным влиянием мультфильмов и оценивают их в основном с помощью эмоций, которые испытывают в тот или иной момент сюжета.

Таким образом, выявлено, что мультипликация является эффективным средством создания различных эмоциональных состояний. Благодаря свойствам их психики, при просмотре мультфильмов дети младшего школьного возраста реализуют два важных процесса - генерализации и обобщения. Первый осуществляется самостоятельно, напрямую. В отличие от него, обобщение является процессом произвольным, рефлексивным, опосредованным. Среди мультипликационных средств, влияющих на указанные процессы, следует выделить: аудиальные, визуальные, эмоционально-гностические, имеющих свою специфику и особенности реализации в конкретных условиях познавательной деятельности. То есть мы можем говорить, что мультфильмы, которые дети смотрят в этом возрасте, вызывают различные эмоциональные проявления, формируя эмоциональную сферу, активизируют развитие гностических функций познавательной сферы, является важным для их ведущей деятельности в этом возрасте, а именно учебной. Именно через мультфильмы дети еще более воспроизводят в сознании свои эмоциональные отношения к

окружающему миру и проявляют, закрепляют в своем поведении важные моральные и этические черты, а также навыки.

Использованные источники:

1.Анимация как феномен культуры: материалы первой всероссийской научно - практической конференции, 2005 года / сост. Н.Г. Кривуля. - М.: ВГИК, 2006. - 230с.

2.Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева - 5-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 364 с.

3.Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.: Междунар. пед. Академия, 1995. - 212 с.

4.Маурер А. Эмоциональная зрелость как критерий готовности к обучению в школе / А. Маурер // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. -Одесса, 1990. - Ч.2 - С. 67-74.

5.Обухова Л. Ф. Детская психология. Теория. Факты. Проблемы / Л. Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995. - 350 с. 169

УДК 372.881.1.

Миролюбова Н.А. старший преподаватель кафедра иностранных языков Московский технологический университет

Россия, город Москва ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗАХ:

ТРЕБОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ Аннотация: в данной статье подробно рассмотрены инновационные методики и технологии, применяемые при обучении иностранным языкам в непрофильных организациях высшего образования, которые получили наиболее широкое распространение в практике преподавания и дают наиболее стойкий эффективный результат в освоении студентами иностранных языков.

Ключевые слова: инновационный подход, обучение иностранным языкам, методики, технологии, высшее образование.

Mirolyubova N. A. senior lecturer the Department of foreign languages Moscow technological University

Russia, Moscow INNOVATIVE APPROACH IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT NON-PROFILE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: REQUIREMENTS AND TECHNOLOGY Abstract: in this article considered in detail the innovative methods and technologies in teaching foreign languages at non-profile higher education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.