Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, И ИХ КОРРЕКЦИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, И ИХ КОРРЕКЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
315
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ПОДРОСТКИ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / СИСТЕМА ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ / MENTALLY RETARDED ADOLESCENTS / ADDICTIVE BEHAVIOR / ADDICTIVE BEHAVIOR OF TEENAGERS / THE SYSTEM PSYCHOCORRECTION CLASSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Надеждина Виктория Игоревна

В данной статье приводятся результаты экспериментального исследования умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению, и предлагается система психокоррекционных занятий, направленных на коррекцию психологических особенностей умственно отсталых подростков, предрасполагающих к аддиктивному поведению. В исследовании приняли участие 30 умственно отсталых подростков и 30 нормативно развивающихся сверстников.This article presents the results of an experimental study of mentally retarded adolescents who are prone to addictive behavior, and offers a system of psychocorrective classes aimed at correcting the psychological characteristics of mentally retarded adolescents who predispose to addictive behavior. The study involved 30 mentally retarded teenagers and 30 normatively developing peers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, И ИХ КОРРЕКЦИЯ»

ассертивного поведения, навыка стрессоустойчивости, который в современных социально-экономических условиях необходим каждой личности и определяет возможности целенаправленного влияния на собеседника. Проведенное нами исследование выявило значимый процент студентов, формирование уверенности которых затруднено внутренними и внешними психологическими факторами. Система, созданная в фокусе библиотренинга, учитывает все особенности личности, нацелена на осознание структуры уверенного поведения, формирования у студента неосознанных эффективных паттернов уверенного поведения и организацию самостоятельной работы учащимися дома (аутотренинги). Данная система может быть использована не только со студентами, но и в качестве образца работы с подростками и школьниками в рамках метода библиотерапии.

Литература:

1. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер. - Санкт-Петербург: Профессия, 2008. - 272 с.

2. Карабанова, О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину / О.А. Карабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2012. - № 4. - C. 73-83.

3. Колошина, Т.Ю. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование: практ. пособие для тренера / Т.Ю. Колошина, А. А. Трусь. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 189 с.

4. Наговец, Л.Ю. Уверенность личности как психологический феномен [Электронный ресурс] / Л.Ю. Наговец // Педагогическое образование в России. 2012. №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/uverennost-lichnosti-kak-psihologicheskiy-fenomen

5. Немов, Р.С. Словарь основных психологических понятий : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

6. Прангишвили, А.С. К проблеме основ уверенности в воспоминании / А.С. Прангишвили // Труды Инта психологии им. Д.Н. Узнадзе. - Санкт-Петербург: Речь, 1956. - 182 с.

7. Рогожникова, Т.М. Влияние ассертивности на эффективность педагогического воздействия / Т.М. Рогожникова // Сб. ст. межвуз. конф. «Психология сегодня». - Екатеринбург: РГППУ, 2003.

8. Рупнов, А.И. Психологическая структура уверенности личности / А.И. Рупнов // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (16-18 окт. 2003 г.). -Москва: Уникум-Центр, 2003.

9. Сеттерфилд, Д. Тринадцатая сказка: роман / Д. Сеттерфилд; пер. англ. В Дорогокупли. - Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. - 448 с.

10. Условно-рефлекторная терапия А. Сальтера [Электронный ресурс]: Учебные материалы для студентов / Студ. электрон. журн. 2017. - Режим доступа: https://studme.org/203511/psihologiya/uslovno_reflektornaya_terapiya_saltera

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант кафедры специальной педагогики и психологии Надеждина Виктория Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация. В данной статье приводятся результаты экспериментального исследования умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению, и предлагается система психокоррекционных занятий, направленных на коррекцию психологических особенностей умственно отсталых подростков, предрасполагающих к аддиктивному поведению. В исследовании приняли участие 30 умственно отсталых подростков и 30 нормативно развивающихся сверстников.

Ключевые слова: умственно отсталые подростки, аддиктивное поведение, аддиктивное поведение подростков, система психокоррекционных занятий.

Annotation. This article presents the results of an experimental study of mentally retarded adolescents who are prone to addictive behavior, and offers a system of psychocorrective classes aimed at correcting the psychological characteristics of mentally retarded adolescents who predispose to addictive behavior. The study involved 30 mentally retarded teenagers and 30 normatively developing peers.

Keywords: mentally retarded adolescents, addictive behavior, addictive behavior of teenagers, the system psychocorrection classes.

Введение. В настоящее время в нашей стране увеличилась статистика распространенности потребления психоактивных веществ в подростковой среде, а период первых проб с каждым годом начинается намного раньше. Актуальность проблемы аддиктивного поведения подростков обусловлена важностью сохранения психофизического здоровья будущего поколения, так как первостепенно именно от него зависит судьба нашего общества.

Более пристальное внимание необходимо уделить группе подростков, имеющих умственную отсталость, так как они в виду своего «особого» состояния, являются категорией подростков, наиболее подверженной усвоению и закреплению аддиктивного поведения, так как у них констатируется: интеллектуальная недостаточность; недоразвития эмоционально-личностной сферы; некритичность к своему поведению; ригидностью; повышенная внушаемость и др. [1], [2], [3], [4]. Данные личностные особенности умственно отсталых подростков обусловливают увеличение риска формирования аддиктивного поведения у рассматриваемой категории детей [5], [7].

Проведя аналитическое исследование современной дефектологической литературы на предмет изучения особенностей умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению (Н.С. Алпатова (и др.); Е.С. Гринина, Ю.О. Дергунова; В.Д. Менделевич; Т.М. Попова; А.В. Рогов; Шипова Л.В. и др.), мы приходим к выводу о том, что данная проблематика является весьма актуальной в современной науке, однако, проблема аддиктивного поведения умственно отсталых подростков освещена фрагментарно и может иметь место более детальное изучение по данному вопросу [6]. Таким образом, в научных материалах по вопросам аддиктивного поведения умственно отсталых подростков мы наблюдаем нехватку работ, которые помогают в раскрытии данной проблемы, что также подтверждает актуальность рассматриваемой нами проблематики. Ввиду этого, имеет место продолжение изучения вопросов аддиктивного поведения умственно отсталых подростков, так как аддиктивное поведение является серьезной проблемой для будущего рассматриваемого нами контингента детей.

Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования явилось изучение умственно отсталых подростков на предмет склонности к аддиктивному поведению, а также оптимизация выявленных проблем посредством специальной системы психокоррекционных занятий.

В настоящем исследовании приняли участие 30 подростков с легкой степенью умственной отсталости -обучающиеся МКОУ «Школа №107» (г. Нижний Новгород). А также 30 подростков - нормально развивающихся сверстников - обучающиеся МБОУ "Школа №109" (г. Нижний Новгород).

В данном экспериментальном исследовании был использован ряд психодиагностических методик, которые были модифицированы с учетом интеллектуальных возможностей умственно отсталых подростков: опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевича); адаптированный диагностический комплекс, направленный на изучение личностных особенностей умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению, представленный следующими методиками: «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн» (в модификации А.М. Прихожан); опросник «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) (А.Е. Личко).

Далее обратимся к результатам экспериментального исследования. Так, на основании результатов опросника «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) было выявлено, что умственно отсталые подростки имеют предрасположенность к отклоняющемуся поведению. В ходе анализа мы определили, что для них характерны высокие показатели по личностным характеристикам: склонность к аддиктивному поведению (60%), склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (50%), склонность к агрессии и насилию (50%).

В настоящем исследовании нам становится наиболее интересен результат, полученный по шкале «склонности к аддиктивному поведению». Так, у 60% умственно отсталых подростков выявлена склонность к аддиктивному поведению. Результаты испытуемых находятся в диапазоне 50-70 баллов, что дает интерпретацию о предрасположенности подростков с умственной отсталостью к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния. По данным таблицы 1 мы видим, что показатель склонности к аддитивному поведению в выборке подростков массовой школы значительно ниже (20%), чем у подростков специальной (коррекционной) школы.

Таблица 1

Сравнительная таблица особенностей отклоняющегося поведения подростков с умственной отсталостью с нормативно развивающимися сверстниками по методике СПО

Шкалы Умственно отсталые подростки Подростки с нормой

интеллектуального развития

Количество Количество испытуемых

испытуемых % %

Шкала установки на 12 40 6 20

социально желательные

ответы

Шкала склонности к 9 30 3 10

преодолению норм и правил

Шкала склонности к 18 60 6 20

аддиктивному поведению

Шкала склонности к 15 50 3 10

самоповреждающему и

саморазрушающему

поведению

Шкала склонности к агрессии 15 50 9 30

и насилию

Шкала волевого контроля 6 20 3 10

эмоциональных реакции

Шкала склонности к 12 40 9 30

делинквентному поведению

Шкала принятия женскоИ 5 50 4 25

социальной роли (только в женском варианте)

Таким образом, таблица 1 наглядно демонстрирует результаты, полученные в ходе исследования по методике СПО, позволяя сделать вывод: умственно отсталые подростки наиболее склонны к аддиктивному поведению, нежели нормативно развивающиеся сверстники. Количество умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению, по данным методики СПО равно 60%.

Далее мы проводили исследование с помощью теста «Склонность к зависимому поведению»

(В.Д. Менделевича). Полученные результаты по данной методике наглядно продемонстрированы в таблице 2. Так, низкий уровень выявлен у 10% умственно отсталых подростков, в то время как у нормально развивающихся сверстников результат низкого уровня демонстрируют 40% испытуемых. Интерпретация низкого уровня склонности к аддиктивному поведению выражается в малой вероятности развития зависимого поведения, а также неимение личностных качеств, которые способствуют формированию аддиктивного поведения.

Таблица 2

Сравнительная таблица склонности к зависимому поведению подростков с умственной отсталостью и нормативно развивающимися сверстниками

Уровень наркозависимости Умственно отсталые подростки Подростки с нормой

интеллектуального развития

Количество Количество

испытуемых % испытуемых %

Низкий уровень 3 10 12 40

Признаки тенденции 9 30 12 40

Признаки повышенной 6 20 6 20

склонности

Признаки высокой вероятности 12 40 0 0

Признаки к тенденции выявлены у 30% умственно отсталых подростков, в то время как у группы подростков массовой школы результат этого уровня демонстрируют 40% испытуемых. В группу признаков тенденции вошли подростки, имеющие средний уровень предрасположенности к аддиктивному поведению. У подростков этого уровня при определенных условиях есть риск становления аддиктивных форм поведения.

Повышенную склонность к аддиктивному поведению в одинаковой степени демонстрируют как умственно отсталые подростки, так и их нормативно развивающиеся сверстники. Процентное соотношение в количестве 20% выявлено в обеих выборках. Подростки, входящие в состав группы повышенной склонности, демонстрируют склонность к аддиктивному поведению выше среднего значения. У них преимущественно наблюдаются такие личностные качества, которые свидетельствуют об устремлении употребления психоактивных веществ, а также риск развития психологической зависимости.

Группа подростков, отнесенная к высокой вероятности формирования аддитивного поведения, среди умственно отсталых подростков составляет 40%, в то время как среди нормально развивающихся сверстников данный показатель оказался не выявленным. Умственно отсталые подростки данной категории в большей мере склонны к аддиктивному поведению. У них наблюдается высокая личностная направленность на употребление психоактивных веществ, меняющих сознание, а также присутствуют установки позитивного отношения к употреблению.

Таким образом, в ходе проведения исследования по определению подростков, склонных к аддиктивному поведению, мы получили данные, согласующиеся между собой, которые определяют объект нашего исследования. Так, 60% (18 человек) умственно отсталых подростков склонны к аддиктивному поведению, что составило выборку дальнейшего исследования.

Затем мы перешли к апробации адаптированного диагностического комплекса, с целью изучения личностных особенностей умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению. Исследование самооценки и уровня притязаний проводилось по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан).

Полученные данные сообщают, что у 24% испытуемых выявлен заниженный уровень притязаний, что является индикатором неблагоприятного развития личности. Средний уровень притязаний продемонстрировали 26% умственно отсталых подростков. Самый высокий уровень притязаний 50% диагностирован по оптимальному (высокому) критерию, что удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение подростков к собственным возможностям.

По результатам исследования, 26% испытуемых имеют низкий уровень самооценки, что указывает на заниженную самооценку и недооценку себя, что является показателем о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

У 74% умственно отсталых подростков выявлен оптимальный (высокий) уровень самооценки, что свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Таким образом, мы подтвердили неадекватность самооценки и уровня притязаний умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению.

По результатам опросника ПДО (А.Е. Личко) было выявлено 10 типов акцентуаций: эпилептоидный (7 человек), истероидный (2 человека), эпилептоидно-истероидный (2 человека), неустойчивый (1 человек), астено-невротический (1 человек), сенситивный (1 человек), шизоидный (1 человек), сенситивно-шизоидный (1 человек), лабильно-сенситивный (1 человек), шизоидно-эпилептоидный (1 человек). Среди подростков с умственной отсталостью, склонных к аддиктивному поведению, статистически значимо более выраженным явился эпилептоидный тип акцентуации. Подростки с эпилептоидным типом акцентуации характера имеют нарушения процесса социализации, подростки с типом акцентуации по эпилептоидному типу нередко испытывают негативные эмоции. Ведущий мотив, запускающий аддиктивное поведение - потребность в разрядке.

При истероидном типе акцентуации характера ключевым направлением личности является желание выделиться, попасть в центр внимания окружающих. Подросткам с истероидным типом акцентуации

характера важно нахождение рядом окружения, которым они покажут свое вычурное показательное поведение. Данный тип акцентуации характера соотносится с выявленной неадекватностью самооценки и уровня притязаний умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению.

Мотивами аддиктивного поведения умственно отсталых подростков, имеющих неустойчивый тип акцентуации, служит пристрастие к развлечениям. Так, умственно отсталые подростки, склонные к аддиктивному поведению, и имеющие акцентуацию по неустойчивому типу характеризуются тенденцией «плыть по течению», слабоволием, отсутствием настойчивости.

Результаты, полученные к ходе констатирующей части исследования, позволили нам разработать и провести апробацию системы психокоррекционных занятий, направленных на коррекцию аддиктивного поведения умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению.

Система психокоррекционных занятий направленна на коррекцию аддиктивного поведения умственно отсталых подростков, путем:

• развития способности выразить свое эмоциональное состояние адекватными способами;

• обучения навыкам релаксации;

• снятия эмоционального напряжения;

• коррекции самооценки и уровня притязаний;

• сглаживания акцентуаций характера, которые оказывают влияние на употребление психоактивных веществ;

• формирования и антинаркотических установок;

• формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;

• формирования навыков совладающего поведения при возникновении риска злоупотребления психоактивными веществами.

Организация занятий: умственно отсталые подростки, склонные к аддиктивному поведению, были разделены на 2 мини-группы. Состав первой группы - 9 человек и таков же состав второй группы. Занятия проводились в групповой форме. Частота занятий: всего было проведено 16 психокоррекционных занятий с каждой мини-группой, занятия проводились два раза в неделю, их продолжительность составила 40 минут.

Занятия состояли из 3 этапов:

• Вводный этап в количестве 1 занятия.

На данном этапе определялись и вырабатывались правила поведения на психокоррекционных занятиях. На вводном этапе происходил эмоциональный настрой на работу, а также создавалась комфортная дружеская атмосфера.

• Основной этап, состоящий из 14 психокоррекционых занятий.

Содержательное наполнение данного этапа занятий предполагало ознакомление подростков с тематическим материалом, выполнения практических игр и упражнений.

• Заключительный этап в составе 1 занятия.

Данный этап подразумевал завершение работы, подведения итогов психокоррекционных занятий.

Занятия имели следующую структуру: 1. ритуал приветствия; 2. разминка (начало работы); 3. рефлексия прошлого занятия; 4. основное содержание занятия (работа по заданной теме); 5. рефлексия прошедшего занятия (завершение работы); 6. ритуал прощания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В формирующем исследовании были выделены и такие структурные компоненты, как тематическое планирование психокоррекционных занятий, используемые игры и упражнения, тематическое планирование работы с родителями.

Результаты контрольного исследования показали положительную динамику особенностей умственно отсталых подростков, предрасполагающих к аддиктивному поведению.

Выводы. Реализация системы психокоррекционных занятий, проведенных с умственно отсталыми подростками, склонными к аддиктивному поведению, позволила решить ряд задач:

а) развить способность адекватно выражать свое эмоциональное состояние исследуемой категории подростков;

б) скорригировать самооценку и уровень притязаний умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению;

в) скорригировать акцентуации характера, влияющие на становление аддиктивного поведения;

г) обучить навыкам релаксации и приемлемым способам снятия эмоционального напряжения;

д) сформировать антинаркотические установки у умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению;

е) сформировать мотивации к ведению здорового образа жизни;

ж) сформировать и развить навыки безопасного поведения в ситуациях риска злоупотребления психоактивными веществами.

Проведенная работа с семьей умственно отсталых подростков, склонных к аддиктивному поведению, позволила решить следующие задачи:

а) расширить знания родителей о психологических особенностях ребенка подросткового возраста;

б) актуализировать и обобщить знания родителей о вредных привычка в целом, и в частности, о вреде и последствиях употребления психоактивных веществ;

в) помочь в определении направлений дальнейшей работы и в выборе стратегий осознания личностных ресурсов, способствующих преодолению проблем аддиктивного поведения.

Результативность системы психокоррекционных занятий с умственно отсталыми подростками, склонными к аддиктивному поведению, достигалась за счет внедрения комплексных специальных занятий, составленных с учетом данных констатирующего исследования; разделения группы подростков на 2 мини-группы, что дало реализовать индивидуальный подход, а также оказать адресную поддержку каждому подростку; повышения общего уровня просвещенности семьи по имеющимся проблемам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенные система психокоррекционных занятий и работа с семьей способствуют снижению склонности к аддиктивному поведению умственно отсталых подростков, формируют антинаркотические установки, а также мотивируют к соблюдению здорового образа жизни. Необходимо реализовывать систему психокоррекционных занятий с целью компенсации психологических особенностей, предрасполагающих к аддиктивному поведению умственно отсталых подростков.

Литература:

1. Алпатова Н.С., Хвастунова Е.П., Варфоломеева Т.В. Социологическое исследование проблемы аддиктивного поведения среди учащихся школы-интерната VIII вида // ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». - 2014. - №4. URL: https://science-education.ru/pdf/2014/4/46.pdf (дата обращения: 01.12.2019).

2. Гринина Е.С., Дергунова Ю.О. Изучение склонности к аддиктивному поведению у умственно отсталых подростков-сирот // Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. - 2015. - С. 139-147.

3. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Профилактика девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Современные проблемы науки и образования. 2014. - № 6. - С. 1539.

4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М., 2001. - 432 с.

5. Попова Т.М. Индивидуально-психологические предпосылки аддиктивного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4-2 (111). -С. 407-411.

6. Рогов А.В. Профилактика аддиктивного поведения у школьников с нарушением интеллекта // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №1 - С. 271-274.

7. Шипова Л.В. Особенности нарушений поведения у умственно отсталых школьников // Психология обучения. - 2015. - № 3. - С. 115-128.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Ланина Надежда Владимировна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ОСОЗНАННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития осознанности человека через работу с отрицательными эмоциями. Рассматриваются сущность и значимость переживаний, структура и функции эмоционального интеллекта. Приводятся данные изучения особенностей переживания неконструктивных эмоций и уровня развития эмоционального интеллекта среди студентов -будуших педагогов. Предлагаются направления работы по развитию осознанности через диалог с эмоциями.

Ключевые слова: осознанность, эмоции и чувства. эмоциональный интеллект, личностный рост.

Annotation. The article is devoted to the problem of developing human awareness through working with negative emotions. The essence and significance of experiences, the structure and functions of emotional intelligence are considered. The data of studying the characteristics of experiencing unconstructive emotions and the level of development of emotional intelligence among students, future teachers, are presented. The directions of work on the development of awareness through dialogue with emotions are suggested.

Keywords: awareness, emotions and feelings. emotional intelligence, personal growth.

Введение. Напряженность и непредсказуемость современной ситуации сопровождаются ростом среди людей фрустрированности, страхов и накалом неконструктивных негативных переживаний. При этом достаточное количество исследователей, рассматривая природу и механизмы эмоций, указывают на взаимосвязь эмоционально-чувственной составляюшей личности с жизненной эффективностью человека. В частности, негативные эмоции могут выполнять как функцию мобилизации (на начальном этапе стрессовой ситуации), так и дезорганизации (при длительном течении такого напряжения). Поэтому, если рассматривать отрицательно окрашенный эмоциональный фон человека как его типичное доминирующее состояние, можно прогнозировать невысокий уровень продуктивности, творчества и личностной эффективности такого человека. Таким образом, достаточно актуальной проблемой в настоящее время является проблема позитивного эмоционально-личностного развития современного человека и создание оптимальных условий для этого, включая систему образования.

Цель статьи - на основе исследования роли и смысла отрицательных эмоций для психической жизни человека рассмотреть отрицательные переживания как ресурс для развития у личности самопознания, осознанности и личностного роста.

Изложение основного материала статьи. Проблема психологии эмоций, эмоционального поведения и его регуляции рассматривается отечественными и зарубежными психологами все чаще (Д.В. Люсин, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская и другие). Тем не менее, несмотря на определенны уровень научно-теоретической разработанности данной проблемы, большинство людей, включая педагогов, не умеют на практике конструктивно переживать и регулировать эмоции, что приводит к психологическому перенапряжению и к неэффективности поведения.

Известно, что эмоции - это отражение отношения субъекта к значимым объектам окружающего мира. Эмоция является субъективной формой существования потребностей, она сигнализирует субъекту о потребностной значимости объектов и побуждает на определенную форму активности. Эмоции в форме переживаний отражают отношение субъекту к миру, к самому себе, сигнализируют об удовлетворении или неудовлетворении потребности и о возможности/невозможности их удовлетворения [6].

Число отрицательных эмоций существенно превышают число положительных. Особенно популярна классификация эмоций К. Изарда, который выделил 10 базовых эмоций, имеющих самостоятельное значение. Это интерес, радость, удивление, печаль (горе), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Удивление -это нейтральная эмоция, радость и интерес - положительные эмоции, все остальные относятся к отрицательным эмоциям.

Эмоции выполняют целый ряд функций, таких, как оценочная, побудительная, регулятивная, активирующая, коммуникативная, защитная. За любой эмоцией стоят определенные смыслы и тенденции к снятию внутренних конфликтов. Так, например, страх - отрицательное эмоциональное состояние,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.