Научная статья на тему 'Профилактика склонности к аддиктивному поведению подростков с акцентуациями характера'

Профилактика склонности к аддиктивному поведению подростков с акцентуациями характера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2431
451
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / ПОДРОСТОК / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / CHARACTER'S ACCENTUATION / ADDICTIVE BEHAVIOUR / TEENAGER / PSYCHOLOGICAL PREVENTIVE MEASURES / INTERNET ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Дмитрий Викторович

В статье рассматривается современное состояние проблемы изучения аддиктивного поведения подростков. Показано влияние акцентуаций характера на аддиктивное поведение. Определяются возможности применения различных методов психологической профилактики аддиктивного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characters’ accentuated teenagers'' addictive behaviour preventive measures

Current state of the problem of teenagers’ addictive behaviour has been handled in the article. The influence of character’s accentuations on the addictive behaviour has been shown. The possibilities of using different methods of psychological preventive measures have been displayed.

Текст научной работы на тему «Профилактика склонности к аддиктивному поведению подростков с акцентуациями характера»

УДК 159.922.8

Иванов Дмитрий Викторович

кандидат психологических наук, доцент Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

ivanov@pgsga.ru

ПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА

В статье рассматривается современное состояние проблемы изучения аддиктивного поведения подростков. Показано влияние акцентуаций характера на аддиктивное поведение. Определяются возможности применения различных методов психологической профилактики аддиктивного поведения подростков.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, акцентуация характера, подросток, психологическая профилактика, интернет-зависимость.

Сегодня в России проблема аддиктивного поведения является одной из наиболее актуальных, и имеющих серьезное общественное значение, что подтверждается увеличением числа несовершеннолетних с аддиктивным поведением. Аддиктивное поведение может проявляться в употреблении всевозможных психоактивных веществ: наркомании, токсикомании, алкоголизме, курении и пр., а также в нехимических зависимостях, например, в зависимости от сети Интернет.

Проведенный фондом «Общественное мнение» проект «Интернет в России / Россия в Интернете», показал, что по количеству пользователей интернета Россия занимает третье место в мире. Число интернет-пользователей в России стремительно растет. Каждый третий житель России является пользователем интернета, а каждый седьмой посещает интернет ежедневно [2, с. 189]. Среди пользователей интернета в России наиболее широкой является аудитория молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, то есть подростки и юноши, представляющие в основном учащуюся молодёжь. Интернет воспринимается молодежью в качестве основного средства коммуникации. Однако длительное использование сетевых информационных интернет-технологий зачастую приводит к таким отрицательным последствиям, в числе которых: сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир и развитие компьютерной и интернет-зависимости субъекта [3].

Россия долгое время находилась вне проблемы интернет-зависимости. Но внезапно открывшиеся интернет-возможности, как отмечает М.И. Дрепа, поглотили большую часть молодежи [2].

Различные аспекты проблемы интернет-зависимости получили своё раскрытие в социологии, психологии, педагогике и психиатрии. Особое место среди работ, посвященных интернет-зависимости, занимают труды К. Янг, М. Гриффитс, А. Голдбер-га, Р. Дэвиса, Дж. Грохола, Д. Гринфилда, К. Сур-рат, Дж. Морэйхэн-Мартина и П. Шумахера, Ч. Чу и ряда других авторов. В работах этих ученых раскрыто определение интернет-зависимости, обозна-

чены критерии и предложены оценочные инструменты. Данные исследования создали базу для многих специалистов-практиков и послужили основой для разработки профилактических мер.

Одно из первых исследований феноменов зависимости от интернета было проведено клиническим психологом К. Янг, которая в 1994 году разработала специальный опросник для изучения степени зависимости человека от сети Интернет. Также следует отметить работы психиатра И. Голдберга, предложившего в 1996 году термин «интернет-зависимость» для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания пользователя в глобальной информационной сети Интернет.

Американская исследовательница и медик М. Орзак одной из первых выделила признаки, характерные для патологического увлечения человека компьютером, которые возникают не только при использовании ресурсов и возможностей сети Интернет, но и при его зависимости от компьютера в целом.

Р. Девисом была предложена когнитивно-поведенческая модель использования интернета. Гипотеза о том, что интернет-аддикция (зависимость) может формироваться на базе различных форм использования сети Интернет, была выдвинута М. Гриффитс.

Дж. Морэйхан-Мартин предложил различать интернет-аддикцию, зависимость от интернета, и его излишнее применение как разные явления. Сходства и различия между химическими зависимостями и интернет-зависимостью были проанализированы М. Фенишелом. М. Шоттон разработала типологию зависимости личности человека от компьютера.

В России данный феномен изучается такими учёными-психологами, как: А.Е. Жичкина, Н.В. Чудова, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко. В исследованиях Т.С. Спиркиной было установлено, что люди, склонные к интернет-зависимости, социально и эмоционально дезадаптированы, фрустриро-ваны [9, с. 475]. В работах А.Е. Войскунского рассматриваются особенности общения людей в локальной и глобальной сети в сравнении с реаль-

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Иванов Д.В., 2014

Профилактика склонности к аддиктивному поведению подростков с акцентуациями характера

ным общением. Интернет-зависимость определяется как «навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line» [10, с. 4]. Типы интернет-зависимых личностей выделены в работах В.Д. Менделевича [8]. Культуральные особенности пользователей Интернета изучены В.А. Лоскутовой [7]. А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егоровым, Н.А. Кузнецовой, Е.А. Петровой, Н.В. Чудовой были исследованы особенности личности интернет-зависимых пользователей [4; 5; 11].

Анализ причин роста числа интернет-зависимых подростков приводит к необходимости рассмотрения особенностей личности, которые могли бы детерминировать развитие зависимости. Одной из причин зависимости от сети Интернет, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, могут являться личностные особенности подростков. Большинство авторов сходится во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности. Люди, относящиеся к такому типу, попадают в группу риска. К такой группе риска могут быть отнесены акцентуированные личности.

Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи интернет-зависимости с акцентуациями характера подростков. Раскрытие этой взаимосвязи позволяет разработать программу профилактики склонности к интернет-зависимости акцентуированных подростков. На наш взгляд, подростки с акцентуациями характера более склонны к возникновению интернет-зависимости, а, следовательно, и психологическая профилактика интернет-зависимости должна быть направлена на коррекцию черт характера акцентуированных подростков. Наше предположение базируется на исследовании, проведенном А. Егоровым, Н. Кузнецовой, Е. Петровой. Авторами показано, что среди Интернет-зависимых преобладают подростки с шизоидным, истероидным, лабильным и эпилептоидным типами акцентуации [4]. Более ранние исследования также говорят о том, что риску развития Интернет-зависимости в большей степени подвержены неустойчивые и шизоидные акцентуанты [6], а также сензитивно-шизоидные и неустойчивые [1].

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №>112 г.о. Самара. В исследовании приняли участие 52 учащихся девятых классов. На первом этапе исследования была проведена диагностика интернет-зависимости и акцентуация характера подростков. Второй этап включал в себя разработку и апробирование программы профилактики склонности к интернет-зависимости акцентуированных подростков. На третьем этапе была проведена повторная диагностика интернет-

зависимости. Для диагностики интернет-зависимости подростков использовался тест интернет-зависимости К. Янг. Для диагностики особенностей восприятия Интернета подростками использовался опросник восприятия Интернета Е.А. Щепили-ной. Для диагностики акцентуаций характера подростков использовался патохарактерологический диагностический опросник для подростков А.Е. Личко.

На первом этапе исследования были выявлены значимые различия в восприятии Интернета подростками, склонными и не склонными к интернет-зависимости. Подростки, склонные к интернет-зависимости, характеризуются большей включенностью в сетевую культуру, меньшей целенаправленностью поведения в Интернете, большей потребностью в сенсорной стимуляции по сравнению с подростками, не склонными к интернет-зависимости. Также подростки, склонные к интернет-зависимости, более мотивированы использовать Интернет как средство общения; характеризуются более выраженными изменениями состояния сознания, более выраженным восприятием Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью, более выраженным восприятием Интернета как проективной реальности, более выраженной одушевленностью Интернета, а также более выраженным стремлением перенести нормы виртуального мира в реальный по сравнению с подростками, не склонными к интернет-зависимости.

Результаты корреляционного анализа, проведенного при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена, показали, что степень интернет-зависимости прямо пропорционально связана с эпи-лептоидным и истероидным типами акцентуаций характера. Чем выше показатели эпилептоидного и истероидного типов акцентуации, тем выше уровень зависимости от Интернета. Также существует обратно пропорциональная связь между интернет-зависимостью и конформным и гипертимным типами акцентуаций характера. Чем ниже показатель конформного и гипертимного типов акцентуации, тем ниже уровень интернет-зависимости. Кроме того, у учащихся, склонных к интернет-зависимости, риск алкоголизации оказался существенно выше, чем у испытуемых, не склонных к зависимости от Интернет. Полученные взаимосвязи позволили разработать программу профилактики склонности к интернет-зависимости подростков с эпилептоидным и истероидным типами акцентуаций.

Программа профилактики интернет-зависимости была создана с учетом характерологических особенностей подростков с эпилептоидным и исте-роидным типами акцентуаций. Такой учет был произведен посредством включения в программу следующих задач: 1) формирование у подростков навыков саморегуляции; 2) развитие толерантности и способности к эмпатии; 3) развитие коммуника-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

49

тивных способностей; 4) формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; 5) повышение понимания себя других; 6) профилактика алкогольного поведения; 7) развитие умения самостоятельно ставить цели, использовать опыт, приобретенный в ходе профилактической работы.

Разработанная программа рассчитана на 11 занятий и предназначена для подростков 14-15 лет; численность группы - 10 человек; продолжительность занятия - 45 минут. Занятия можно проводить 2 раза в неделю в течение 1,5 месяцев.

Решение каждой поставленной задачи осуществлялось посредством специально подобранных упражнений. Так, например, задача формирования у подростков навыков саморегуляции решалась с помощью упражнений «Рука руку чувствует», «Дыхание через ладони», «Насос и мяч», «Лифт», «Тяжесть», «Тепло» и др. Задача формирования умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях решалась с помощью упражнений и игр «Игры животных», «Искусство разрешения конфликта», «Ковер мира», «Любовь и злость», «Пластическое изображение гнева» и др. Упражнения и игры, использованные в программе, содержат в себе элементы гуманистической, телесно-ориентированной, бихевиоральной школ, а также арт-терапии и психодрамы. Задача развития умения самостоятельно ставить цели, использовать опыт, приобретенный в ходе профилактической работы, решалась с помощью упражнений «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?», «Ставим цели», «Доброжелательное послание».

После проведения программы профилактики склонности к интернет-зависимости акцентуированных подростков нами была проведена повторная диагностика для выявления изменений степени интернет-зависимости. Был использован тот же диагностический инструментарий, что и на первом этапе эксперимента.

Анализ результатов теста К. Янг показал, что 80% подростков экспериментальной группы склонны к интернет-зависимости, 20% учащихся склонности к интернет-зависимости не имеют. Число подростков, склонных к интернет-зависимости, в контрольной группе осталось прежним.

Анализ различий особенностей восприятия Интернета контрольной и экспериментальной группами с помощью критерия Фишера показал, что между ними существуют значимые различия по принадлежности к сетевой субкультуре, а именно учащиеся контрольной группы характеризуются большей включенностью в сетевую субкультуру по сравнению с учащимися экспериментальной группы; по нецеленаправленному поведению в Интернете, а именно учащиеся контрольной группы характеризуются меньшей целенаправленностью поведения в Интернете по сравнению с учащимися экспериментальной группы; по потребности в сен-

сорной стимуляции, а именно учащиеся контрольной группы характеризуются большей потребностью в сенсорной стимуляции по сравнению учащимися экспериментальной группы; по восприятию Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью, а именно учащиеся контрольной группы характеризуются более выраженным восприятием Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью по сравнению с учащимися экспериментальной группы; по восприятию Интернета как проективной реальности, а именно учащиеся контрольной группы характеризуются более выраженным восприятием Интернета как проективной реальности по сравнению с учащимися экспериментальной группы.

Таким образом, в экспериментальной группе подростков наблюдается положительная динамика снижения уровня интернет-зависимости, что подтверждает эффективность разработанной программы. Проведенное исследование показывает, что подростки с акцентуациями характера действительно более склонны к возникновению интернет-зависимости. Следовательно, психологическая профилактика интернет-зависимости должна быть направлена на коррекцию черт характера акцентуированных подростков. Проведенное исследование открывает перспективы дальнейшего изучения проблемы интернет-зависимости в других возрастных группах для своевременного выявления интернет-зависимых лиц и проведения с ними психологической профилактики. Личностные изменения интернет-зависимых подростков требует дальнейшего изучения с разработкой психокоррекционных программ для подростков со средней и высокой степенью зависимости.

Библиографический список

1. Андреев А.С., Анцыборов А.В. Интернет-ад-дикция как форма зависимого поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.narcom.ru/cabinet/online/45.html (дата обращения: 25.06.2014).

2. Дрепа М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2. -С. 189-193.

3. Дрепа М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2010. - 254 с.

4. Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - Т.5. - № 2. - С. 20-27.

5. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в интернете пользователей юношеского возраста: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. -199 с.

50

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Особенности критического самовосприятия в структуре самосознания младших школьников..,

6. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социоди-намическая психиатрия. - М.: Академический Проект, 2000. - 460 с.

7. Короленко Ц.П., Лоскутова В.А. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе интернета // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2004. - №2 3. - С. 45-51.

8. Менделевич В.Д. Особенности девиантного поведения в интернет-пространстве // Практическая медицина. - 2013. - № 1 (66). - С. 143-146.

9. Спиркина Т.С. Личностные особенности

пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 60. - С. 473-478.

10. Фролов В.А. Педагогические условия профилактики виртуальной аддикции старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 24 с.

11. Чудова Н.В. Особенности образа Я «Жителя интернета» // Психологический журнал. -2002. - Т. 23. - № 1. - С. 113.-117.

УДК 159.922.7

Князева Татьяна Николаевна

доктор психологических наук, профессор Нижегородский государственный педагогический университет

Софронова Елена Владимировна

Средняя общеобразовательная школа № 28, г. Муром, Владимирская область tnknyazeva@mail.ru, elena.sofronova1986@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО САМОВОСПРИЯТИЯ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Представлены результаты исследования критического отношения к себе и осознания этих качеств младшими школьниками с дефицитом внимания и гиперактивности. Показана роль когнитивных механизмов самосознания этих детей для развития контрольных функций сознания и регуляции поведения в этом возрасте.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, младший школьник, Я-концепция, самоотношение, критическое восприятие.

Современная образовательная система ориентирована на формирование активного субъекта учебной деятельности и общения, творческую личность, способную к саморазвитию и самообразованию. Особое значение в этом процессе имеет механизм развития самосознания личности учащегося.

Развитие самосознания в детском возрасте может быть осложнено различными дисфункциями центральной нервной системы, в частности, нарушениями механизмов внимания и контроля деятельности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ; англ. Attention-deficit/hyperactivity disorder - ADHD) - неврологическо-поведенческое расстройство развития, проявляющееся в детском возрасте. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, обусловленный нарушением функций центральной нервной системы ребенка, следствием чего является слабость концентрации и устойчивости внимания, неусидчивость, гипепактивность и импульсивность ребенка.

СДВГ является серьезной социальной проблемой, по данным различных исследований, им страдают от 2,2 до 18 процентов малышей. Кроме того, эти дети входят в группу риска по развитию девиаций и зависимого поведения; известно, что СДВГ встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек [1].

Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения. Гиперактивные крайне «неудобны» для воспитателей, учителей и даже родителей. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего, самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольного поведения и самосознания.

Проблема самосознания является недостаточно изученной областью коррекционной психологии. Наиболее изучен эмоционально-оценочный компонент развития самосознания гиперактивных учащихся младшего школьного возраста. Ряд авторов указывают на низкий уровень самооценки гиперактивных учащихся младшего школьного возраста. В качестве вторичного нарушения гиперактивности в поведенческом компоненте структуры «Я-кон-цепции» рассматривается появление протестных реакций, деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения [2; 5].

При нормальном, неосложненном течении онтогенеза в младшем школьном возрасте самосознание интенсивно развивается, а его структура расширяется, формируются ценностные ориентации. Младший школьник способен осознать свои психические качества и свойства: развиваются высшие чувства - совесть, чувство долга, стыда, ответствен-

© Князева Т.Н., Софронова Е.В., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.