УДК 159.922.8
Иванов Дмитрий Викторович
кандидат психологических наук, доцент Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара
ivanov@pgsga.ru
ПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА
В статье рассматривается современное состояние проблемы изучения аддиктивного поведения подростков. Показано влияние акцентуаций характера на аддиктивное поведение. Определяются возможности применения различных методов психологической профилактики аддиктивного поведения подростков.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, акцентуация характера, подросток, психологическая профилактика, интернет-зависимость.
Сегодня в России проблема аддиктивного поведения является одной из наиболее актуальных, и имеющих серьезное общественное значение, что подтверждается увеличением числа несовершеннолетних с аддиктивным поведением. Аддиктивное поведение может проявляться в употреблении всевозможных психоактивных веществ: наркомании, токсикомании, алкоголизме, курении и пр., а также в нехимических зависимостях, например, в зависимости от сети Интернет.
Проведенный фондом «Общественное мнение» проект «Интернет в России / Россия в Интернете», показал, что по количеству пользователей интернета Россия занимает третье место в мире. Число интернет-пользователей в России стремительно растет. Каждый третий житель России является пользователем интернета, а каждый седьмой посещает интернет ежедневно [2, с. 189]. Среди пользователей интернета в России наиболее широкой является аудитория молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, то есть подростки и юноши, представляющие в основном учащуюся молодёжь. Интернет воспринимается молодежью в качестве основного средства коммуникации. Однако длительное использование сетевых информационных интернет-технологий зачастую приводит к таким отрицательным последствиям, в числе которых: сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир и развитие компьютерной и интернет-зависимости субъекта [3].
Россия долгое время находилась вне проблемы интернет-зависимости. Но внезапно открывшиеся интернет-возможности, как отмечает М.И. Дрепа, поглотили большую часть молодежи [2].
Различные аспекты проблемы интернет-зависимости получили своё раскрытие в социологии, психологии, педагогике и психиатрии. Особое место среди работ, посвященных интернет-зависимости, занимают труды К. Янг, М. Гриффитс, А. Голдбер-га, Р. Дэвиса, Дж. Грохола, Д. Гринфилда, К. Сур-рат, Дж. Морэйхэн-Мартина и П. Шумахера, Ч. Чу и ряда других авторов. В работах этих ученых раскрыто определение интернет-зависимости, обозна-
чены критерии и предложены оценочные инструменты. Данные исследования создали базу для многих специалистов-практиков и послужили основой для разработки профилактических мер.
Одно из первых исследований феноменов зависимости от интернета было проведено клиническим психологом К. Янг, которая в 1994 году разработала специальный опросник для изучения степени зависимости человека от сети Интернет. Также следует отметить работы психиатра И. Голдберга, предложившего в 1996 году термин «интернет-зависимость» для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания пользователя в глобальной информационной сети Интернет.
Американская исследовательница и медик М. Орзак одной из первых выделила признаки, характерные для патологического увлечения человека компьютером, которые возникают не только при использовании ресурсов и возможностей сети Интернет, но и при его зависимости от компьютера в целом.
Р. Девисом была предложена когнитивно-поведенческая модель использования интернета. Гипотеза о том, что интернет-аддикция (зависимость) может формироваться на базе различных форм использования сети Интернет, была выдвинута М. Гриффитс.
Дж. Морэйхан-Мартин предложил различать интернет-аддикцию, зависимость от интернета, и его излишнее применение как разные явления. Сходства и различия между химическими зависимостями и интернет-зависимостью были проанализированы М. Фенишелом. М. Шоттон разработала типологию зависимости личности человека от компьютера.
В России данный феномен изучается такими учёными-психологами, как: А.Е. Жичкина, Н.В. Чудова, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко. В исследованиях Т.С. Спиркиной было установлено, что люди, склонные к интернет-зависимости, социально и эмоционально дезадаптированы, фрустриро-ваны [9, с. 475]. В работах А.Е. Войскунского рассматриваются особенности общения людей в локальной и глобальной сети в сравнении с реаль-
48
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Иванов Д.В., 2014
Профилактика склонности к аддиктивному поведению подростков с акцентуациями характера
ным общением. Интернет-зависимость определяется как «навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line» [10, с. 4]. Типы интернет-зависимых личностей выделены в работах В.Д. Менделевича [8]. Культуральные особенности пользователей Интернета изучены В.А. Лоскутовой [7]. А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егоровым, Н.А. Кузнецовой, Е.А. Петровой, Н.В. Чудовой были исследованы особенности личности интернет-зависимых пользователей [4; 5; 11].
Анализ причин роста числа интернет-зависимых подростков приводит к необходимости рассмотрения особенностей личности, которые могли бы детерминировать развитие зависимости. Одной из причин зависимости от сети Интернет, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, могут являться личностные особенности подростков. Большинство авторов сходится во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности. Люди, относящиеся к такому типу, попадают в группу риска. К такой группе риска могут быть отнесены акцентуированные личности.
Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи интернет-зависимости с акцентуациями характера подростков. Раскрытие этой взаимосвязи позволяет разработать программу профилактики склонности к интернет-зависимости акцентуированных подростков. На наш взгляд, подростки с акцентуациями характера более склонны к возникновению интернет-зависимости, а, следовательно, и психологическая профилактика интернет-зависимости должна быть направлена на коррекцию черт характера акцентуированных подростков. Наше предположение базируется на исследовании, проведенном А. Егоровым, Н. Кузнецовой, Е. Петровой. Авторами показано, что среди Интернет-зависимых преобладают подростки с шизоидным, истероидным, лабильным и эпилептоидным типами акцентуации [4]. Более ранние исследования также говорят о том, что риску развития Интернет-зависимости в большей степени подвержены неустойчивые и шизоидные акцентуанты [6], а также сензитивно-шизоидные и неустойчивые [1].
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №>112 г.о. Самара. В исследовании приняли участие 52 учащихся девятых классов. На первом этапе исследования была проведена диагностика интернет-зависимости и акцентуация характера подростков. Второй этап включал в себя разработку и апробирование программы профилактики склонности к интернет-зависимости акцентуированных подростков. На третьем этапе была проведена повторная диагностика интернет-
зависимости. Для диагностики интернет-зависимости подростков использовался тест интернет-зависимости К. Янг. Для диагностики особенностей восприятия Интернета подростками использовался опросник восприятия Интернета Е.А. Щепили-ной. Для диагностики акцентуаций характера подростков использовался патохарактерологический диагностический опросник для подростков А.Е. Личко.
На первом этапе исследования были выявлены значимые различия в восприятии Интернета подростками, склонными и не склонными к интернет-зависимости. Подростки, склонные к интернет-зависимости, характеризуются большей включенностью в сетевую культуру, меньшей целенаправленностью поведения в Интернете, большей потребностью в сенсорной стимуляции по сравнению с подростками, не склонными к интернет-зависимости. Также подростки, склонные к интернет-зависимости, более мотивированы использовать Интернет как средство общения; характеризуются более выраженными изменениями состояния сознания, более выраженным восприятием Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью, более выраженным восприятием Интернета как проективной реальности, более выраженной одушевленностью Интернета, а также более выраженным стремлением перенести нормы виртуального мира в реальный по сравнению с подростками, не склонными к интернет-зависимости.
Результаты корреляционного анализа, проведенного при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена, показали, что степень интернет-зависимости прямо пропорционально связана с эпи-лептоидным и истероидным типами акцентуаций характера. Чем выше показатели эпилептоидного и истероидного типов акцентуации, тем выше уровень зависимости от Интернета. Также существует обратно пропорциональная связь между интернет-зависимостью и конформным и гипертимным типами акцентуаций характера. Чем ниже показатель конформного и гипертимного типов акцентуации, тем ниже уровень интернет-зависимости. Кроме того, у учащихся, склонных к интернет-зависимости, риск алкоголизации оказался существенно выше, чем у испытуемых, не склонных к зависимости от Интернет. Полученные взаимосвязи позволили разработать программу профилактики склонности к интернет-зависимости подростков с эпилептоидным и истероидным типами акцентуаций.
Программа профилактики интернет-зависимости была создана с учетом характерологических особенностей подростков с эпилептоидным и исте-роидным типами акцентуаций. Такой учет был произведен посредством включения в программу следующих задач: 1) формирование у подростков навыков саморегуляции; 2) развитие толерантности и способности к эмпатии; 3) развитие коммуника-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
49
тивных способностей; 4) формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; 5) повышение понимания себя других; 6) профилактика алкогольного поведения; 7) развитие умения самостоятельно ставить цели, использовать опыт, приобретенный в ходе профилактической работы.
Разработанная программа рассчитана на 11 занятий и предназначена для подростков 14-15 лет; численность группы - 10 человек; продолжительность занятия - 45 минут. Занятия можно проводить 2 раза в неделю в течение 1,5 месяцев.
Решение каждой поставленной задачи осуществлялось посредством специально подобранных упражнений. Так, например, задача формирования у подростков навыков саморегуляции решалась с помощью упражнений «Рука руку чувствует», «Дыхание через ладони», «Насос и мяч», «Лифт», «Тяжесть», «Тепло» и др. Задача формирования умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях решалась с помощью упражнений и игр «Игры животных», «Искусство разрешения конфликта», «Ковер мира», «Любовь и злость», «Пластическое изображение гнева» и др. Упражнения и игры, использованные в программе, содержат в себе элементы гуманистической, телесно-ориентированной, бихевиоральной школ, а также арт-терапии и психодрамы. Задача развития умения самостоятельно ставить цели, использовать опыт, приобретенный в ходе профилактической работы, решалась с помощью упражнений «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?», «Ставим цели», «Доброжелательное послание».
После проведения программы профилактики склонности к интернет-зависимости акцентуированных подростков нами была проведена повторная диагностика для выявления изменений степени интернет-зависимости. Был использован тот же диагностический инструментарий, что и на первом этапе эксперимента.
Анализ результатов теста К. Янг показал, что 80% подростков экспериментальной группы склонны к интернет-зависимости, 20% учащихся склонности к интернет-зависимости не имеют. Число подростков, склонных к интернет-зависимости, в контрольной группе осталось прежним.
Анализ различий особенностей восприятия Интернета контрольной и экспериментальной группами с помощью критерия Фишера показал, что между ними существуют значимые различия по принадлежности к сетевой субкультуре, а именно учащиеся контрольной группы характеризуются большей включенностью в сетевую субкультуру по сравнению с учащимися экспериментальной группы; по нецеленаправленному поведению в Интернете, а именно учащиеся контрольной группы характеризуются меньшей целенаправленностью поведения в Интернете по сравнению с учащимися экспериментальной группы; по потребности в сен-
сорной стимуляции, а именно учащиеся контрольной группы характеризуются большей потребностью в сенсорной стимуляции по сравнению учащимися экспериментальной группы; по восприятию Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью, а именно учащиеся контрольной группы характеризуются более выраженным восприятием Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью по сравнению с учащимися экспериментальной группы; по восприятию Интернета как проективной реальности, а именно учащиеся контрольной группы характеризуются более выраженным восприятием Интернета как проективной реальности по сравнению с учащимися экспериментальной группы.
Таким образом, в экспериментальной группе подростков наблюдается положительная динамика снижения уровня интернет-зависимости, что подтверждает эффективность разработанной программы. Проведенное исследование показывает, что подростки с акцентуациями характера действительно более склонны к возникновению интернет-зависимости. Следовательно, психологическая профилактика интернет-зависимости должна быть направлена на коррекцию черт характера акцентуированных подростков. Проведенное исследование открывает перспективы дальнейшего изучения проблемы интернет-зависимости в других возрастных группах для своевременного выявления интернет-зависимых лиц и проведения с ними психологической профилактики. Личностные изменения интернет-зависимых подростков требует дальнейшего изучения с разработкой психокоррекционных программ для подростков со средней и высокой степенью зависимости.
Библиографический список
1. Андреев А.С., Анцыборов А.В. Интернет-ад-дикция как форма зависимого поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.narcom.ru/cabinet/online/45.html (дата обращения: 25.06.2014).
2. Дрепа М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2. -С. 189-193.
3. Дрепа М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2010. - 254 с.
4. Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - Т.5. - № 2. - С. 20-27.
5. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в интернете пользователей юношеского возраста: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. -199 с.
50
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Особенности критического самовосприятия в структуре самосознания младших школьников..,
6. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социоди-намическая психиатрия. - М.: Академический Проект, 2000. - 460 с.
7. Короленко Ц.П., Лоскутова В.А. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе интернета // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2004. - №2 3. - С. 45-51.
8. Менделевич В.Д. Особенности девиантного поведения в интернет-пространстве // Практическая медицина. - 2013. - № 1 (66). - С. 143-146.
9. Спиркина Т.С. Личностные особенности
пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 60. - С. 473-478.
10. Фролов В.А. Педагогические условия профилактики виртуальной аддикции старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 24 с.
11. Чудова Н.В. Особенности образа Я «Жителя интернета» // Психологический журнал. -2002. - Т. 23. - № 1. - С. 113.-117.
УДК 159.922.7
Князева Татьяна Николаевна
доктор психологических наук, профессор Нижегородский государственный педагогический университет
Софронова Елена Владимировна
Средняя общеобразовательная школа № 28, г. Муром, Владимирская область tnknyazeva@mail.ru, elena.sofronova1986@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО САМОВОСПРИЯТИЯ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Представлены результаты исследования критического отношения к себе и осознания этих качеств младшими школьниками с дефицитом внимания и гиперактивности. Показана роль когнитивных механизмов самосознания этих детей для развития контрольных функций сознания и регуляции поведения в этом возрасте.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, младший школьник, Я-концепция, самоотношение, критическое восприятие.
Современная образовательная система ориентирована на формирование активного субъекта учебной деятельности и общения, творческую личность, способную к саморазвитию и самообразованию. Особое значение в этом процессе имеет механизм развития самосознания личности учащегося.
Развитие самосознания в детском возрасте может быть осложнено различными дисфункциями центральной нервной системы, в частности, нарушениями механизмов внимания и контроля деятельности.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ; англ. Attention-deficit/hyperactivity disorder - ADHD) - неврологическо-поведенческое расстройство развития, проявляющееся в детском возрасте. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, обусловленный нарушением функций центральной нервной системы ребенка, следствием чего является слабость концентрации и устойчивости внимания, неусидчивость, гипепактивность и импульсивность ребенка.
СДВГ является серьезной социальной проблемой, по данным различных исследований, им страдают от 2,2 до 18 процентов малышей. Кроме того, эти дети входят в группу риска по развитию девиаций и зависимого поведения; известно, что СДВГ встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек [1].
Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения. Гиперактивные крайне «неудобны» для воспитателей, учителей и даже родителей. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего, самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольного поведения и самосознания.
Проблема самосознания является недостаточно изученной областью коррекционной психологии. Наиболее изучен эмоционально-оценочный компонент развития самосознания гиперактивных учащихся младшего школьного возраста. Ряд авторов указывают на низкий уровень самооценки гиперактивных учащихся младшего школьного возраста. В качестве вторичного нарушения гиперактивности в поведенческом компоненте структуры «Я-кон-цепции» рассматривается появление протестных реакций, деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения [2; 5].
При нормальном, неосложненном течении онтогенеза в младшем школьном возрасте самосознание интенсивно развивается, а его структура расширяется, формируются ценностные ориентации. Младший школьник способен осознать свои психические качества и свойства: развиваются высшие чувства - совесть, чувство долга, стыда, ответствен-
© Князева Т.Н., Софронова Е.В., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
51