УДК 376 III
А.С. Григорьева,
Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга (г. Санкт-Петербург)
Факторы дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков
Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга
В последние годы одной из значимых проблем современной психологии, которая вызывает беспокойство педагогов, родителей, воспитателей и интерес среди исследователей, является отклоняющееся поведение подростков. С каждым годом растет число несовершеннолетних с дезадаптив-ным поведением, проявляющимся в асоциальных, конфликтных и агрессивных действиях. Значительно выросло количество преступлений среди молодежи. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Сегодня эта про-
© Григорьева A.C., 2014
блема приобретает все большую остроту и разноаспектность.
Что же означает дезадаптив-ное поведение?
Теоретически такое поведение, с одной стороны, можно понимать как общую характеристику личности девианта, состоящую в низкой способности к адаптации в новых условиях, а с другой - как конкретное поведение в конкретной ситуации, в которой индивид не проявил достаточной способности к адаптации и не сумел адекватно с этой ситуацией справиться [4].
Основу дезадаптивного поведения составляет конфликт. Под
его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении, как, например, реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Началом этого процесса является дезориентация ребенка: он теряется, не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование; и он либо никак не реагирует на это, либо реагирует первым попавшимся способом. Если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к возникновению стойкого внутреннего (недовольству собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликтов, которые ведут к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, деза-даптивному поведению.
Этой точки зрения придерживаются многие отечественные психологи (Б.Н. Алмазов, И.А. Невский, А.С. Белкин, К.С. Лебединская и др.) В основе их исследований лежит теория, рассматривающая компенсаторные возможности организма, где под социально-психологической дез-адаптированностью личности понимается психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей, выражающе-
АННА СЕРГЕЕВНА ГРИГОРЬЕВА
старший преподаватель кафедры специальной психологии Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленбер-га (г. Санкт-Петербург). Сфера научных интересов: агрессивное и дезадаптивное поведение умственно отсталых подростков. Автор 11 публикаций
Рассматриваются актуальные вопросы изучения дезадаптивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости. Освещаются факторы формирования дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков. Приводятся особенности структуры дезадаптивного поведения умственно отсталых старшеклассников, которые помогают в организации их психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, умственная отсталость, агрессия, дезадаптивное поведение, факторный анализ.
The article deals with the study of current issues maladaptive behavior in adolescents with mild mental retardation. Detailed empirical material allowed to reveal the formation factors of maladaptive behavior of mentally retarded adolescents. Identified personality structure revealed features of maladaptive behavior will help in the organization of psycho-pedagogical support adolescents in this category.
Key words: adaptation, maladaptation, mental retardation, aggression, maladaptive behavior, factor analysis.
Умственно отсталые подростки-сироты
Компенсация тревожности
J" I
Негативизм (0,78)
Директивность (0,84)
Зависимость (-0,93)
Личностная тревожность (0,82)
Вспыльчивость
Раздражительность (0,79)
Тревога за принятие взрослыми
J" I
Тревога за принятие взрослыми (0,78)
Обида (-0,81)
Физическая агрессия (0,86)
Агрессия (0,81)
Конфликтность со сверстниками (0,85)
Рис. 1. Факторная структура дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков-сирот
еся в недостаточной активности индивида, затруднении реализации его основных социальных потребностей (в общении, признании, самовыражении), нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, искажении социального статуса дезадаптированного ребенка.
Цель нашего исследования состояла в выявлении факторов
формирования дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков, воспитывающихся в разных условиях.
В эксперименте участвовали 125 человек в возрасте 15-17 лет. Это воспитанники детского дома VIII вида с умственной отсталостью легкой степени, учащиеся коррекционной школы VIII вида, воспитывающиеся в семье, и учащиеся общеобразовательной
школы, воспитывающиеся в условиях детского дома и в семье.
Эксперимент в нашем исследовании носил констатирующий характер и был проведен с помощью следующих экспериментально-психологических методик: опросника выявления форм агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки, личностного опросника Г. Айзенка (подростковый вариант), методики «Тест руки» (Напс1-тест) Э. Вагнера и других, адаптированной Т.Н. Курбатовой, шкалы самооценки тревожности Ч. Спил-бергера, Ю.Л. Ханина, карты наблюдения Стотта.
Для выявления наиболее значимых факторов и, как следствие, факторной структуры дезадаптивного поведения подростков использовался метод факторного анализа.
Для воспитанников детского дома, имеющих умственные нарушения, предпочтительна трехфак-торная модель признаков: компенсация тревожности, вспыльчивость и тревога за принятие взрослыми (рис. 1).
Фактор «компенсация тревожности» представлен положительными значениями таких показателей, как «негативизм», «директивность», «личностная тревожность», и отрицательным значением показателя «зависимость». Смысл этого фактора можно объяснить следующим образом: большинство тревожных людей в общении проявляют директивный стиль, то есть подчиняют других своим желаниям, тем самым они остаются менее уязвимыми и не дают собеседнику возможности себя обидеть. Это обстоятельство является характерным для подростков, воспитывающихся в интернатах. В свою очередь, негативизм, актуальный для подросткового возраста, также выступает в роли защитного механизма личности подростков-сирот. В общем, можно сказать, что проявления в поведении подростков директивности и негативизма позволяют компенсировать им тревожность.
Вспыльчивость в группе подростков-сирот проявляется склонностью к раздражению, которая при малейшем возбуждении подростка выражается в различных формах агрессивного поведения, в частности с использованием физической силы по отношению к окружающим.
Фактор «тревога за принятие взрослыми», который представлен показателем «тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны» по карте наблюдения Стотта, отражает беспокойство и неуверенность подростка относительно того, интересуются ли им взрослые и любят ли его [2]. Значения по данному симптомо-комплексу в группе подростков-сирот находятся в диапазоне от 7 до 10. Это свидетельство того, что подросток пытается обратить на себя внимание и усиленно добивается любви взрослого.
Представим результаты факторного анализа в группе умственно отсталых подростков, воспитывающихся в семьях (рис. 2).
Для умственно отсталых подростков, воспитывающихся в се-
Рис. 2. Факторная структура дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков, воспитывающихся в семьях
мьях, характерна двухфакторная модель признаков: миролюбие и стремление к общению.
Фактор «миролюбие» в группе умственно отсталых подростков, воспитывающихся в семьях, представлен отрицательными значениями показателей агрессии. Согласно «Толковому словарю русского языка» Д.Н. Ушакова, миролюбие, например, дает силу противостоять злу, не прибегая к насилию [3]. Это стремление к сохранению мирных отношений. По данным нашего исследования умственно отсталые подростки, воспитывающиеся в семьях, испытывают чувство вины, что отражает степень убеждения подростка в том, что он является нехорошим человеком и совершает плохие поступки. Тем самым в данном конкретном случае угрызение совести является сдерживающим фактором проявления различных форм агрессивного поведения.
Фактор «стремление к общению» представлен отрицательным значением показателя «уход в себя» по карте наблюдения Стотта, что говорит о направленности подростков этой группы на общение. Умственно отсталые подростки, воспитывающиеся в семьях, в силу своих возможно-
Рис. 3. Факторная структура дезадаптивного поведения нормально развивающихся подростков, воспитывающихся в семьях
стей пытаются найти общий язык с окружающими их людьми, но пути нахождения этого взаимодействия не совсем понятны и не всегда принимаются обществом, что зачастую вызывает недоверие к окружающим и трудности коммуникации. Не обладая высокоразвитыми коммуникативными способностями в силу ряда личностных особенностей, такими как повышенная тревожность, недостаток активности, отсутствие демонстративности, большинство подростков этой группы тем не менее отличаются направленностью на общение и стремятся к построению открытых доверительных отношений со сверстниками и значимыми взрослыми.
Результаты факторного анализа нормально развивающихся подростов, воспитывающихся в семьях, представлены на рис. 3.
Для нормально развивающихся подростков, воспитывающихся в семьях, предпочтительна двух-факторная модель признаков: спокойствие и вербальная агрессия.
Фактор «спокойствие» представлен отрицательными значениями показателей «обида» и «личностная тревожность». Противоположное значение слова «обида» - «отходчивость, способность быстро успокаиваться после раздражения, незлопамятность». В этом конкретном случае отходчивость говорит также об умении подростка управлять своими эмоциями. Спокойствие у нормально развивающихся подростков выражается в уверенности в себе и своих силах, а так как подростки этой группы укладываются в промежуток среднего значения по шкале «личностная тревожность», мы можем сделать предположение о том, что тревожными подростки станут только в ситуациях, которые действительно вызывают беспокойство.
Фактор «вербальная агрессия» представлен положительным значением этого показателя. По ре-
Ослабленность (0,75)
Непринятие взрослых _(0,86)
Конфликтность с детьми
(0,78)
Коэффициент дезадаптации
(0,70)
Рис. 4. Факторная структура дезадаптивного поведения нормально развивающихся подростков, воспитывающихся в детских домах
зультатам нашего исследования в группе подростков с нормальным интеллектом вербальная агрессия доминирует среди других проявлений агрессии, поэтому при возникновении конфликтной ситуации подростки будут решать ее с помощью слов без применения физической силы. Развитие интеллектуальной сферы подростков с нормальным интеллектом обеспечивает контроль над поведением, поэтому негативные чувства чаще выражаются подростками словесно.
Представим результаты факторного анализа нормально развивающихся подростов, воспитывающихся в детских домах (рис. 4).
Для нормально развивающихся подростов, воспитывающихся
в детских домах, предпочтительна двухфакторная модель признаков: компенсация дезадаптации, экс-травертность.
Фактор «компенсация дезадаптации» представлен положительными значениями таких показателей, как «ослабленность», «непринятие взрослых», «конфликтность с детьми», и отрицательным значением показателя «нейротизм». По результатам, полученным в ходе исследования, у подростков-сирот с нормальным интеллектом показания по шкале «нейротизм» принимают средние значения, что соответствует эмоциональной стабильности и говорит о том, что в привычных для себя условиях подростки сохраняют эмоциональное равновесие. Компенсация, с точки зрения А. Адлера, - это защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке уравновесить некое чувство с помощью отношения или поведения, которое кажется уничтожающим это чувство [1]. В этом случае мы представляем понятие «компенсация» как функциональное уравновешивание и саморегулирование психического аппарата. Мы понимаем, что дезадаптация подростков-сирот с нормальным интеллектом по таким симптомо-комплексам, как ослабленность, непринятие взрослых и конфликтность с детьми, оказывает влияние на общий коэффициент дезадаптации, полученный в результате суммирования изучаемых фрагментов поведения. А проявление таких особенностей в структуре личности, как отходчивость и эмоциональная стабильность, уравновешивает психический аппарат подростков-сирот. Поэтому в отношении дезадаптации подростков-сирот с нормальным интеллектом скорее можно говорить о ситуативных проявлениях, чем
об устойчивых личностных обусловленностях.
Фактор «экстравертность» представлен положительным значением показателя «экстраверсия» по опроснику Г. Айзенка. Он говорит нам о том, что у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в общении отмечается тенденция к экстраверсии. Экстравертированный тип характеризуется прежде всего направленностью личности на окружающий мир. Таким людям свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, высокая двигательная и речевая активность. Наличие этих качеств у данной категории подростков говорит об их высокой социальной адаптированности. Ведь известно, что именно в общении происходит усвоение социальных норм, удовлетворяется потребность в признании со стороны сверстников, взрослых и отмечается стремление к самоутверждению.
Выявленные особенности структуры дезадаптивного поведения умственно отсталых старшеклассников должны быть учтены при организации психолого-педагогического сопровождения подростков с целью улучшения их социально-психологической адаптации.
Литература
1. Адлер А. Понять природу человека / пер. Е.А. Цыпина. СПб.: Академический проект, 1997.
2. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.
3. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940.
4. ХомичА.В. Психология девиант-ного поведения. Ростов н/Д, 2006.