Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРЕСС-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ И НЕАДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ СТРЕСС-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ И НЕАДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / ADDICTIVE BEHAVIOR / PERSONALITY FEATURES / COPYING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усцева Мария Николаевна

В статье рассмотрены условия подростковой аддикции. Представлен анализ стресс-совладающего поведения подростков с аддиктивным и неаддиктивным поведением (в том числе, в зависимости от типа семьи и характеристик отцовского образа).The article considers the conditions of teenage addiction. An analysis of stress-controlling behavior of teenagers with addictive and non-addictive behavior (including, depending on the type of family and characteristics of the paternal image) is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРЕСС-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ И НЕАДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

чертами учеников школы с целью стать «шефами» ребят из классов помладше. Особое внимание - тем, кто переходит на новую образовательную ступень (1 класс, 5 класс, 9 класс) и всем новеньким. Старшеклассники лучше адаптированы к школе и, конечно, смогут помочь почти во всех проблемах. И о возможной травле они узнают первыми. В школах, где есть шефство, затяжной травли практически не бывает. Курирует «Команду связей» школьный психолог, который организует обучение и работу членов команды.

Скрытая методика Фарста - следующий эффективный инструмент профилактики травли. Для работы с этой методикой нужна подготовка. Особенно нужен опыт работы с сопротивлениями, иначе легко угодить в сети буллера, который будет постоянно пытаться оправдаться, т.е. сопротивляться и стараться нас запутать. Фарст предлагает 4 этапа работы со случаем буллинга. Первый - информационный - сбор информации от очевидцев и жертвы; второй подготовительный - готовим коллег, с кем будем работать со случаем, подготавливаем место для встречи; третий - сама встреча, где беседуем с буллером по методике Фарста. Данная технология работы рекомендована только обученным педагогам и психологам.

Выводы. Таким образом, в современных условиях образовательной среды возникла необходимость разработки психокоррекционных и профилактических программ, направленных на предотвращение буллинга в классе или его профилактику. Подобные программы должны найти свое применение на начальных этапах формирования коллектива и основываться на системном подходе, а именно включать в себя работу не только с детьми непосредственно, но и с педагогическим, административным составом школы, а также с родителями. Программы, направленные на профилактику факторов возникновения буллинга, будут способствовать качественному и долгосрочному результату. Следовательно, основными принципами деятельности администрации школы, классного руководителя по профилактике буллинга являются:

• опора на личные силы и потенциальные возможности личности ребенка;

• ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

• совместность, сотрудничество, содействие;

• безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

• принцип движения коллектива;

• принцип параллельного действия.

Конечная цель: содействие подросткам, обучающимся в общеобразовательной школе, в предупреждении и преодолении групповых факторов появления и проявления буллинга путем создания условий, которые способствуют формированию и укреплению гуманистических ценностей; развитие толерантности; развитие умений конструктивного мышления.

Литература:

1. Гребенникова О.А., Добролюбова М.И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников [Текст] / О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 59. - 1-6 с.

2. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде [Текст] / В.Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - 151-154 с.

3. Пономарева Е.А. Буллинг как социально-педагогическая проблема взаимоотношений в подростковой среде: профилактика, преодоление и предотвращение [Текст] / Е.А. Пономарева // Социальная безопасность семьи и детства. - 2014. - 254 с.

4. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. - М., 2012. - 264 с.

5. Тимерьянова Л.Н. Буллинг: понятие, причины, алгоритм действия.// Основные направления профилактики буллинга в образовательной среде, аутоагрессивное поведение и жестокое обращение с несовершеннолетними в семье: Методические рекомендации / Сост. Ижбулатова Э.А., Казбан Н.В. - Уфа, Изд-во ИРО РБ, 2017. - С. 59-68.

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук Усцева Мария Николаевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г.Орехово-Зуево)

ОСОБЕННОСТИ СТРЕСС-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ И НЕАДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. В статье рассмотрены условия подростковой аддикции. Представлен анализ стресс-совладающего поведения подростков с аддиктивным и неаддиктивным поведением (в том числе, в зависимости от типа семьи и характеристик отцовского образа).

Ключевые слова: аддиктивное поведение, личностные особенности, копинг-поведение. Annotation. The article considers the conditions of teenage addiction. An analysis of stress-controlling behavior of teenagers with addictive and non-addictive behavior (including, depending on the type of family and characteristics of the paternal image) is presented.

Keywords: addictive behavior, personality features, copying behavior.

Введение. Причины деструктивного поведения, к которым относится и аддиктивное (addiction -зависимость, пагубная привычка) поведение, многообразны; чаще всего аддикция детерминируется совместным действием различных факторов и условий. Существенную роль в появлении, развитии и закреплении зависимости от психоактивных веществ принадлежит психологическим особенностям. Зависимое поведение рассматривается как результат малоэффективного или неэффективного использования стресс-совладающих копингов [4].

Изложение основного содержания статьи. Известно, что у каждого человека формируются определенные копинг-стратегии или стратегии поведения, используемые в ситуациях совладания со стрессом. Данные копинги основываются на личностных или средовых копинг- ресурсах [7]. Личностные копинг ресурсы характеризуются Я-концепцией, локусом контроля и эмпатией. Средовые социальные копинги представлены потенциально необходимым ресурсом - социальной поддержкой, которая

обеспечивается значимыми другими, семьей и друзьями. Копинговое поведения рассматривается как способ совладания со стрессом, как актуальный ответ на воспринимаемую угрозу.

Согласно данным различных исследователей, различают активное и пассивное копинг-поведение. Активное копинговое поведение направлено на изменение или элиминацию стрессорных факторов. Пассивное копинг-поведение характеризуется использованием защитных механизмов для снятия эмоционального напряжения, однако, без изменения самой ситуации [4].

Среди основных копингов различают активные стратегии: проблемно-разрешающий копинг, стратегию поиска социальной поддержки; и пассивную - избегающий копинг.

Стратегия «решения проблем» (проблемно-разрешающий копинг) детерминируется продуктивным использованием ресурсов личности для эффективного разрешения трудностей.

Другая активная стратегия «поиск социальной поддержки» характеризуется необходимостью использования поддержки окружающих для продуктивного решения проблемных ситуаций.

Пассивная стратегия «избегания» выражается стремлением избегания взаимодействия с окружающей действительностью и уходом от напряженных ситуаций [3, 4].

В зависимости от преобладания той или иной выбранной стратегии, могут развиваться как адаптивные, так и дезадаптивные формы поведения. Считается, что именно подростковый возраст сензитивен для развития копинг-поведения. На данном этапе закладываются и развиваются как базисные копинги, так и ситуационно-специфические. По мере взросления данные стратегии формируют индивидуальное копинг-поведение личности, которое затем становится основой жизненного стиля [3].

Существует мнение, что нередко подростки с аддиктивным поведением используют не свойственные возрасту «детские» копинги, которые способствуют развитию дисфункций в поведении.

Согласно модели дезадаптивного дисфункционального копинг-поведения условием риска появления аддикции является:

- отсутствие или недостаток навыков эффективного использования проблемно-разрешающих копингов, а также замена их на пассивные стратегии поведения;

- недостаточная интенсивность использования стратегии «поиск социальной поддержки».

Невысокий уровень восприятия социальной поддержки нередко приводит к тому, что подростки с

аддиктивным поведением защищаются от влияния стрессогенной социальной среды путем самоизоляции.

Аддикция подростков, как попытка ухода от проблем и совладания со стрессом, также связана и с неадекватной соцальной поддержкой или её отсутствием [4].

Итак, аддикцию подростков можно рассматривать как дезадаптивное или малоадаптивное поведение, которое определяется дефицитом навыков проблемно-разрешающих копингов и активного использования социальной поддержки, а также преобладанием стратегии избегания жизненных трудностей и ухода от реальности.

Следует отметить, что потребность в употреблении психоактивных веществ у подростков детерминирует патологическую направленность когнитивного и поведенческого аспектов решения проблем [3].

Измененное «болезненной» мотивацией копинг-поведение аддиктивных подростков становится преимущественно пассивным, избегающим, или, что еще более осложняет их взаимодействие с социальным окружением, манипулятивным [3, 4]. Это еще более усугубляется определенными особенностями личностной сферы подростков с аддикцией, а именно, эмоциональной нестабильностью, дефицитом навыков саморегуляции, недостаточной способностью контроля над импульсами, преобладанием экстернального локус контроля [1, 2, 4, 5, 6].

Субъективный контроль собственного поведения - локус контроля - личностный ресурс, формирующий поведение человека. Проявляется в способности находить и обосновывать управление своей жизнью преимущественно в самом себе или склонности видеть причины управления во внешней среде. Определенная склонность восприятия человеком событий, зависящих от его собственного поведения - это интернальный локус контроля; внешних обстоятельств: судьбы, удачи, поведения других людей - экстернальный локус контроля.

Важно отметить, что аддикция подростков связана с высокой экстернальностью. Подростки же без признаков аддиктивного поведения имеют высокую интернальность; проявляя когнитивную гибкость и активность, они более эффективно адаптируются, справляясь со стрессом, по сравнению с аддиктивными экстерналами [4].

Подростки с зависимостью также характеризуются дефицитом контроля над социальными ситуациями и собственным поведением. При этом негативный опыт неудач, который накапливается при непродуктивном решении проблемных ситуаций, способствует росту убежденности подростков, с аддикцией, в невозможности справиться с ситуацией, что делает последнюю еще более стрессогенной [3, 4].

Такие подростки используют психоактивные вещества как способ защиты от непереносимых аффективных реакций переживания враждебности и депрессии, от дискомфорта переживаний, связанных с низкой самооценкой.

При этом нередко низкая самооценка и неудовлетворительная способность выражать словами собственные намерения и переживания у подростков с аддиктивным поведением скрывается демонстративной уверенностью. В некоторых случаях подростки с аддикцией характеризуются не только низкой или неустойчивой самооценкой, но также уступчивостью, меньшим стремлением к независимости и самостоятельности по сравнению с подростками без признаков аддикции [1]. Противоречия структурных компонентов самооценки подростков-аддиктов связаны не только с отставанием когнитивного развития, с негативным опытом деятельности в условиях зависимости, но и с тем, что по мере развития аддикции из-за невозможности и неспособности достичь желаемого у подростка создается стрессовая ситуация. Редуцирует напряжение возникшей кризисной ситуации и психический дискомфорт, особенно в условиях отсутствия социальной поддержки, подросток путем употребления психоактивных веществ [4].

Исследование особенностей стресс-совладающего поведения проводилось на подростках мужского пола, средний возраст которых 14 лет. Экспериментальная группа представлена 45 подростками, находившимися на лечении в детском наркологическом отделении по поводу зависимости от психоактивных веществ. Контрольная группа представлена 50 подростками без признаков аддикции. Для диагностики копинг-поведения применялся опросник «Индикатор стратегий преодоления стресса» Д. Амирхана, для исследования эмпатийных тенденций - методика «Способность к эмпатии» И.М. Юсупова и методика ADOR

«Подростки о родителях» (ПоР) Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной. Статистическая обработка данных проводилась с помощью непараметрического и-критерия различий Манна-Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена (ге).

Сравнивались преобладающие стратегии и показатели копингового поведения у подростков экспериментальной и контрольной групп. В ходе анализа результатов исследования получено, что подростки с аддиктивным поведением характеризуются более выраженными показателями стратегии «поиск социальной поддержки» (р<0,01).

Таблица 1

Показатели стратегий преодоления стресса у подростков

Тип стратегии Экспериментальная Контрольная группа Достоверность

группа различий

Мх о Мх о (и-критерий)

Планирование решения проблемы 25,45 3,84 24,95 3,94 _

Поиск социальной поддержки 22,48 4,88 19,71 4,295 р<0,01

Избегание 21,09 4,02 20 3,86

Это свидетельствует о стремлении подростков, зависимых от психоактивных веществ, получать поддержку, о ее необходимости; возможно, такие подростки чувствуют изоляцию и одиночество. Следует отметить, что данные показатели выражены у аддиктивных подростков вне зависимости от структуры семьи (как в неполных, так и полных семьях) [5].

Таблица2

Сравнение показателей стратегии поведения у подростков с признаками и без признаков

аддикции

Тип стратегии Экспериментальная группа Контрольная группа Достоверность различий

Мх о Мх о

В полных семьях

Планирование решение проблемы 24,71 3 24,96 3,74 -

Поиск социальной поддержки 23,57 4,988 20,57 4,19 р<0,05

Избегание 21,43 3,61 20 3,79 -

В неполных семьях

Планирование решение проблемы 26 3,93 24,86 4,57 -

Поиск социальной поддержки 21,68 4,77 18 4,11 р<0,05

Избегание 20,84 4,39 20,21 4,19 -

Возможно, у подростков с аддикцией из полных семей социально поддерживающая функция семьи выполняется не в полном объеме, что косвенно указывает на её дисфункциональность. На необходимость поддержки указывают и результаты исследования уровня развития эмпатии подростков. Так, в полных семьях более выраженные показатели эмпатии обнаружены у подростков с аддиктивным поведением по сравнению с подростками без признаков аддикции (р<0,01). Не исключено, что из-за дисфункциональности семьи подростки, зависимые от психоактивных веществ, вынуждены настраиваться на эмоциональное состояние родителей и подростки «используют» эмпатию как своеобразный копинг, чтобы избежать конфликтов с родителями и связанных с этим стрессов [5].

Наличие выраженных показателей уровня развития эмпатии и копинга «поиск социальной поддержки» у подростков с аддикцией, возможно, указывает и на то, что склонность к принятию психоактивных веществ, скорее, обнаруживается у чувствительных подростков, ожидающих проявления глубоких эмоций от окружающих. Не исключено, что выраженный показатель «поиска социальной поддержки» характеризует недостаток эффективной социальной поддержки в стрессовых и проблемных ситуациях, поскольку аддикция, ограничивает получение такой поддержки, оказывая деструктивное влияние на социальные сети подростков [3].

В ходе проведенного исследования также обнаружено, что если структура семьи (наличие или отсутствие отца) прямо не влияет на выраженность показателей «поиск социальной поддержки», то характеристики отцовского образа имеют связь с выраженностью данной стратегии у подростков, имеющих зависимость от психоактивных веществ.

В группе подростков с аддиктивным поведением из полных семей обнаружена корреляция между показателями стратегии «поиск социальной поддержки» и «позитивным интересом» в образе отца (р<0,01). Это свидетельствует о том, что в таких семьях положительный образ отца стимулирует подростка на желание получать поддержку в проблемных ситуациях, как от отца, так и от других людей [5].

Следует отметить, что аналогичная значимая корреляция получена и для подростков без признаков аддикции. Объясняя взаимосвязь между показателями стратегии «поиск социальной поддержки» и «позитивного интереса» (р<0,05) в образе отца можно предположить, что в семьях подростков без признаков аддикции, образ позитивного и дружественного отца формирует у подростка представление, что в стрессовых ситуациях к отцу можно обратиться за поддержкой и помощью. Возможно, через положительный образ отца у подростка складывается и позитивный образ окружающего социального мира, что расширяет социальные сети подростков и стимулирует желание искать поддержку не только у отца, но и у других людей [5].

Выводы:

1. Развитию аддикции способствует дисфункциональное копинг-поведение: дефицит навыков использования стратегии «разрешения проблем» и замена её на стратегию «избегания», а также низкий уровень восприятия социальной поддержки.

2. Подростки с аддиктивным поведением характеризуются более выраженными показателями стратегии «поиск социальной поддержки» вне зависимости от структуры семьи (присутствия или отсутствия отца в семье).

3. В полных семьях подростки, зависимые от психоактивных веществ, имеют более выраженные показатели эмпатии, которую аддикты «используют» как своеобразный копинг по сравнению с подростками без признаков аддикции.

4. В группе подростков с аддиктивным и неаддиктивным поведением обнаружена корреляция между показателями «поиск социальной поддержки» и характеристикой «позитивный интерес» отцовского образа, что указывает на желание подростков получать поддержку.

5. Подростки экспериментальной группы, характеризуются дефицитом социальной поддержки, как от отца, так и от семьи, в целом, что указывает на дисфункциональность семьи и невыполнение ей социально-поддерживающей функции.

Результаты исследования могут быть использованы в профилактике, диагностике и коррекции аддиктивного поведения подростков. Своевременная диагностика позволит прогнозировать формирование определенных личностных особенностей, в том числе копингов поведения, способствующих появлению зависимости.

Полученные в исследовании данные могут представлять интерес в работе, как с подростками, так и с их с семьями.

Важным в профилактике подростковой аддикции является формирование копинг-поведения, эффективного в преодолении стресса. Умение подростка преодолевать стресс и выполнение семьей, в которой подросток воспитывается, социально-поддерживающей функции - важные условия, препятствующие формированию подростковой аддикции.

Литература:

1. Березин С.В., Лисецкий К.С., Серебрякова М.Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. Самара: Самарский университет, 2001.

2. Москаленко В.Д., Шибакова Т.Л. Аддиктивное поведение в семьях больных алкоголизмом //Наркология. - 2003. - №9. - С. 14-17.

3. Семёнов С.Ю. Сравнительный анализ стилей защитно-совладающего поведения у лиц с аддиктивным и неаддиктивным поведением: Дис. ... канд. псих. наук. - М., 2008. - 216 с.

4. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

5. Усцева М.Н. Личностные особенности подростков с аддиктивным поведением в семьях с нарушением отцовской функции: Дис. .канд. псих. наук. - М., 2011. - 187 с.

6. Holmgerg M.B. Longitudial studies of drug abuse in a fifteen-year-old population: V. Prognostic factors. Psychological abstracts. 1986. V.73 (2). P. 443.

7. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984.

Психология

УДК 159.922

кандидат биологических наук, доцент Хурамшин Илнур Гумерович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Шашкин Николай Геннадьевич Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Тагирова Наталья Петровна Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Набережные Челны)

КРИТЕРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Авторами представлены результаты теоретического исследования содержания критериев социализации личности обучающегося. В качестве критериев социализации личности обучающегося выделены: развитие коммуникативных навыков, сформированность самооценки и Я-концепции, отношение к значимой деятельности. Для каждого критерия определены три уровня развития в процессе освоения деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: критерии и уровни социализации, коммуникативные навыки, самооценка, значимая деятельность, обучающиеся.

Annotation. The authors present the results of a theoretical study of the content of the criteria for socialization of the student's personality. The criteria for socialization of the student's personality are: development of communication skills, formation of self-esteem and Self-concept, attitude to significant activities. For each criterion, three levels of development are defined in the process of mastering the activity.

Keywords: criteria and levels of socialization, communication skills, self-esteem, meaningful activities, students.

Введение. Необходимой предпосылкой формирования личности является общение, так как помимо физиологических потребностей у человека также существуют фундаментальные социальные потребности, удовлетворение которых столь же необходимо человеку. Б.Г. Ананьев отмечал, что общение как компонент любой общественной деятельности субъектов определяет характер социальной детерминации развития индивида и, таким образом, влияет на развитие психической организации человека [8, 15, 24].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.