УДК 616.72-002.77-053.67:615.015.22:615.851.82
И.Н. Кабатова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У БОЛЬНЫХ ЮВЕНИЛЬНЫМ АРТРИТОМ
И ИХ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
ГУ «Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского», г. Симферополь
РЕЗЮМЕ
В статье представлены психологические особенности и уровень социального функционирования у 42 больных, находящихся на стационарном лечении. Обоснована необходимость включения элементов психокоррекции в комплексную программу реабилитации данного контингента больных. Ключевые слова: ювенильный ревматоидный артрит, психологические особенности, социальное функционирование, психокоррекция.
SUMMARY
The article presents the psychological characteristics and level of social functioning in 42 patients who are hospitalized. The necessity of incorporating elements of a comprehensive program of psychological correction in the rehabilitation of this group of patients. Keywords: juvenile rheumatoid arthritis, psychological characteristics, social functioning , psychological correction.
Ювенильный ревматоидный артрит (ЮРА) характеризуется высокой частотой и интенсивностью болевого синдрома, нарушением функции суставов, что приводит к серьезным психологическим проблемам и социальной дезадаптации [1]. Согласно данным Э.Ю. Соловьевой, Н.С. Крижа-новской и Р.М. Балабановой, психопатологические расстройства при ЮРА включают сложные психопатологические формы, к которым относят невротические реакции, расстройства адаптации, невро-зоподобные нарушения [2,3]. К наиболее типичным психическим нарушениям при данной патологии современные исследователи относят астеническую симптоматику, депрессивные, ипохондрические, тревожные и фобические расстройства, наличие которых приводит к снижению болевого порога и усилению восприятия боли [4-6]. Согласно наблюдениям A.G. Billings и соавт. [7], сравнение психосоциальной адаптации у детей с серьезной ревматологической патологией и пациентов с ревматическими заболеваниями в состоянии ремиссии, а также со здоровыми детьми выявило серьезные проблемы в первой группе. У выросших пациентов с ЮРА имелись физические и психосоциальные проблемы [8]. Несмотря на вышесказанное, на сегодняшний день остается недостаточно изученным вопрос особенностей психологического состояния и уровня социального функционирования у детей, страдающих ЮРА, знание которых позволит обеспечить выход на конкретные и наиболее эффективные методы фармакологического и психологического воздействия для профилактики и реабилитации данной категории пациентов.
Цель исследования - изучение психологических особенностей и уровня социального функционирования у больных ювенильным ревматоидным артритом на стационарном этапе лечения.
Материалы и методы
С позиций системного междисциплинарного подхода осуществлено комплексное обследование 42 детей (из них девочки - 52,4%, мальчики - 47,6%) в возрасте от 7 до 15 лет с различными вариантами ювенильного ревматоидного артрита: 45,2% - олигоартикулярный, 35,7% - полиартикулярный, 19,1% - системный. Средняя продолжительность заболевания составила 4,3±3,8 лет. Базисные противовоспалительные препараты (БПВП) получали 86% больных, системные глюкокортикоиды (ГК) - 38%, БПВП в сочетании с ГК (системно или внутрисуставно) - 68%. Психологическое исследование проводили
при удовлетворительном самочувствии пациента с соблюдением норм биоэтики и деонтологии. В рамках психодиагностического метода для изучения уровня тревожности у обследованных использовали методику «Выявление уровня тревожности у подростков», включающую шкалу школьной, самооценочной и межличностной тревожности. С целью диагностики наличия депрессивных расстройств и степени их выраженности «Опросник дифференциальной диагностики депрессивных состояний» В.Д. Зунге, содержащий 20 пунктов: десять положительно сформулированных и десять негативно сформулированных вопросов, каждый из которых оценивался по шкале от 1 до 4 баллов (на основе ответов: «редко», «время от времени», «достаточно часто», «большую часть времени») и позволял провести анализ по семи факторам, содержащим группы симптомов, отражающих чувство душевной опустошенности, расстройство настроения, общие специфические и соматические симптомы, симптомы психомоторных нарушений, суицидальные мысли и раздражительность-нерешительность. Уровень СФ, т. е. удовлетворенность или неудовлетворенность соответствующей сферой жизни, отношение ребенка к своему здоровью, степень адаптации к болезни и возможность выполнения им привычных функций проводили с использованием адаптированного для детей опросника MOS SF-36 (J.Ware). Все шкалы опросника объединены в два суммарных измерения -физический компонент здоровья (1-4 шкалы) и психический - (5-8 шкалы).
В процессе исследования психоэмоционального статуса больных ЮРА у всех 100,0% обследованных в клинической картине наряду с проявлениями основного заболевания выявлены аффективные расстройства тревожного и депрессивного спектра.
У 30,2±4,6% пациентов по методике «Выявление уровня тревожности у подростков» фиксировались несколько повышенные показатели по школьной, самооценочной и межличностной тревожности (средний балл составил - 19,5±1,3, 23,8±1,2, 21,8±1,1), у 49,2±5% - несколько повышенный уровень школьной, высокий самооценочной и межличностной (средний балл был равен -20,4±1,1, 29,3±1,1, 24,8±1,3) и у 17,5±3,8 - очень высокие показатели по школьной и межличностной шкалам тревожности, высокие - по самооценочной (средний балл составил - 31,0±1,1, 28,5±1,2 37,2±1,1). По методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге у 46% пациентов регистрировалось истинное депрессивное расстройство (74,3±1,2 балла), у 32% обследованных - субклиническая депрессия (65,5±1,2 балла) и у 22% - легкое депрессивное состояние невротического генеза (53,7±1,3, балла), соответственно.
Анализ данных результатов изучения особенностей СФ исследованных с использованием адапти-
рованного для детей опросника MOS SF-36 показал значительное снижение по всем шкалам КЖ: показатель физического функционирования, отражающий уровень, в котором физическое состояние организма ограничивает выполнение физических нагрузок составил 53,2±0,4 балла; ролевого функционирования, обусловленный физическим состоянием и отражающий его влияние на повседневную ролевую деятельность - 48,3±0,2 балла, соответственно; показатель интенсивности боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома в группе был равен 56,8±0,3 балла; общего состояния здоровья, отражающий состояние здоровья в настоящий момент - 50,9±0,4 балла, соответственно; показатель жизненной активности, который отражает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным составил 35,2±0,1 балла. Показатель СФ, определяющий уровень, в котором физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность -30,6±0,2 балла, соответственно; ролевого функционирования, обусловленный эмоциональным состоянием и определяющий уровень, в котором эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности был равен 32,5±0,5 балла; показатель психического здоровья, характеризующий настроение, наличие депрессии, тревоги, положительных эмоций -28,0±0,1 балла, соответственно.
Оценка «физического компонента КЖ» была достоверно выше (р<0,001) «психического компонента КЖ». Так, «физический компонент» составил 52,3±0,3 балла, «психический» - 31,5±0,2 балла, соответственно. В ходе детального анализа результатов оценки компонентов КЖ наименьшие значения выявлены по показателям «психическое здоровье» - средний балл был равен 28,0±0,1 балла, «социальное функционирование» - 30,6±0,2 балла, соответственно и «эмоциональное функционирование» - средний балл составил 32,5±0,5, наибольшее - «боль» - 56,8±0,3 балла, соответственно. Таким образом, низкий уровень КЖ у больных ЮРА был обусловлен преимущественно снижением психологического компонента здоровья (р<0,001).
Статистически достоверной разницы в особенностях психологического состояния и уровня социального функционирования среди пациентов, отличающихся по полу, варианту течения, активности заболевания не регистрировалось.
В зависимости от уровня проявлений психоэмоциональной дезадаптации и уровня социального функционирования у больных ЮРА выделены низкий, умеренный и высокий дезадаптационный уровень.
Выводы
Для повышения эффективности реабилитации на стационарном этапе в ревматологическом отделении необходимо анализировать не только функциональный статус больного, но и психологические особенности пациента. Основной целью реабилитационного лечения является улучшение качества жизни.
Высокий процент психологических нарушений у больных ЮРА и нарушение уровня социального функционирования свидетельствует о необходимости включения в комплексную программу реабилитации данного контингента больных элементов психологической коррекции. В условиях детского ревматологического стационара целесообразно использовать арт-терапию и психообразовательные программы.
Перспективы дальнейших исследований. Разработка системы комплексного медико-психологического сопровождения (СМПС) данной категории пациентов с дифференцированным использованием комплекса психотерапевтических методик, включающей в себя сочетанную групповую и индивидуальную формы работы с доминирующими эффектами группового взаимодействия, цель которой: активация мотивационной сферы, ценностных ориентаций личности; совладание с болезнью и смена актуальной жизненной позиции пациентов. Данная система должна учитывать особенности организации лечебного процесса в учреждении; течение основного заболевания; «мишени» психотерапевтического процесса; сохранные звенья мотивационной сферы и использование личностно значимых целей.
Литература
1. Оценка качества жизни как критерий эффективности восстановительного лечения при ревматоидном артрите / [Р.А.Грехов, А.В.Александров, В.Л.Кедров и др..] // Клиническая медицина. -2008. - Т. 86, № 7. - С. 39-42.
2. Насонов Е.Л. Вопросы оказания медицинской помощи больным с ревматическими заболеваниями. Качество жизни. Медицина. 2008; 5 (28): 7-10.
3. Крижановская Н.С. Ревматоидный артрит в свете психологических проблем / Н.С. Крижановская , Р.М. Балабанова // Терапевт. арх. - 2000. - Т. 72, № 5. - С. 79-82.
4. Чахава К.О., Ершова Е.М. Хроническая боль и депрессия. Качество жизни. Медицина. 2006; 1: 26-31.
5. Noll RB, Koslowski K. Social emotional and behavioral functioning of children with juvenile rheumatoid arthritis. Arth. Rheum. 2000; 43 (6): 1387-1396.
6. Яльцева Н.В., Коршунов Н.И., Слезина И.Г. Исследование аффективных расстройств у больных ревматоидным артритом. V Северо-западная конференция по ревматологии. Санкт-Петербург., 2005: 126-127.
7. Billings AG, Moos RH. Psychosocial adaptation in juvenile rheumatic disease a controlled evaluation. Health. Psychol.
8. Peterson LS, Mason T. Psychosocial outcomes health status of adults who have juvenile rheumatoid arthritis a controlled.
© КАБАТОВА И.Н., 2014
Поступила 28.11.2013