УДК 159.9
Жихарева Л.В.
Рачек О. С. студент 5 курса психолого - педагогического факультета ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
РФ, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ВОСПИТАННИКОВ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ Аннотация. Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы подростков воспитанников реабилитационных центров приобретает особую актуальность в последнее время. Это связано с присущей современному обществу ценностно-смысловым кризисом, который пронизывает все сферы человеческого бытия и приводит к проявлениям жизненной дезориентации молодежи. В условиях существенных изменений в обществе, отражают переориентацию ценностей, коммерциализацию жизни и плюрализм идей, происходит распространение молодежных субкультур. Коммуникативный опыт подростка, полученный в результате активного участия в деятельности неформальных группировок влияет на его осмысление жизни, определяет структурную организацию и содержательное наполнение его ценностно-смысловой сферы.
Ключевые слова: подростковый возраст, смыслообразующий мотив, ценностно-смысловая сфера.
Zhikhareva L. V.
GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University "
RF, Simferopol Rachek O.S.
student 5th year ofpsychological and pedagogical faculty GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"
RF,
Simferopol
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF VALUABLE AND SEMANTIC SPHERE OF ADOLESCENTS OF PUPILS OF REHABILITATION
CENTERS
Annotation. The study of the peculiarities of the value-semantic sphere of adolescents' pupils at rehabilitation centers has acquired particular relevance in recent times. This is due to the value-semantic crisis inherent in modern society, which permeates all spheres of human existence and leads to manifestations of the vital disorientation of young people. In conditions of significant changes in society, reflect the reorientation of values, the commercialization of life and the pluralism of ideas, there is a proliferation of youth subcultures. The communicative experience of a teenager, obtained as a result of active participation in the activities of informal groups, influences his understanding of
life, determines the structural organization and content of his value-semantic sphere.
Keywords: adolescence, sense-forming motive, value-semantic sphere.
Ценностно-смысловая проблематика нашла свое отражение в работах исследователей различных отраслей знания: психологии, социологии, философии, педагогики и тому подобное. Существенный исследовательский интерес обусловил существование значительного количества толкований ее структуры, которая бесспорно влияет на исследования ценностно-смысловой сферы. Указанная сфера является смысловым регулятором поведения и деятельности подростков, формируется в ходе социализации и подвергается воздействию следующих социальных факторов как стратификационные процессы в обществе, культурные, семейные традиции, этнические, национальные особенности, и тому подобное.
Существование различных взглядов на сущность ценностно-смысловой сферы подростков и ее компонентов вызывает трудности как в выборе конкретного методологического подхода, так и выборе психодиагностического инструментария ее изучения.
Рассмотрим компоненты, которые являются составными ценностно-смысловой сферы личности. Отметим, что в психологических исследованиях авторы используют разные понятия, сходные по содержанию с "ценностями", "смыслом", а именно: смыслообразующий мотив (А. Леонтьев), основная жизненная направленность (Б. Ананьев), диспозиция (В. Ядов), внутренняя позиция личности или направленность (Л. Божович), смысл (Д. Леонтьев) и др.
Так, Д.А. Леонтьев утверждает, что содержание ценностно-смысловой сферы является определяющим фактором в выборе центральной позиции личности, влияет на направленность и составляющие социальной активности, является рычагом в подходе к окружающему миру и самому себе, предоставляет смысл и направленность деятельности человека, определяет его поведение и поступки [5].
А.Н. Леонтьев [5] реально действующие мотивы разделяет на мотивы стимулы и смыслообразующие (мотивы, побуждающие деятельность и вместе с этим придают ей личностный смысл). Соотношение мотивов является важным иерархическим подчинением. Смыслообразующие мотивы «всегда занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой эффективностью».
Б.Г. Ананьев указывает: «Статус и социальные функции - роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, основную жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития» [1, с. 261].
В диспозиционные концепции личности, разработанные В.А. Ядовой в качестве системообразующие признаки личностной структуры определяется
il в ТСЯ
многообразие отношений индивида к условиям его деятельности, при этом отношения рассматриваются в виде определенной системы или целостности. Диспозиции личности представляют собой продукт «столкновения» потребностей и ситуаций (условий), в которых соответствующие потребности могут быть удовлетворены. Так как диспозиции закрепляются (фиксируются) в личностной структуре в результате онтогенеза, их можно рассмотреть в виде иерархии.
В современных психологических исследованиях определяются различные факторы становления ценностно-смысловой сферы подростков. Так, И.С. Булах [3] рассматривает становление ценностных ориентаций подростков в контексте становления их личностной позиции, которая формируется на пересечении «внешнего положения» и «внутренней позиции» подростка. Исследователи Л.В. Гончар, Т.В. Кравченко акцентируют внимание на значимости семейного общения для становления ценностей подростков, их ценностного отношения к взаимопониманию, что отражает свойственное подросткам стремление к психологическому единению с окружающими.
В исследовании Ю.М. Сошиной отмечается единое влияние поло-ролевого самоопределения, социальной идентификации и дифференциации, актуальных социально-политических изменений общества в становлении ценностных ориентаций подростков.
В модели развития ценностно-смысловой сферы подростка, предложенной И.В. Пустоваловым, подчеркивается единство механизмов идентификации, интериоризации и экстериоризации, что объединяет мотивационно-потребностный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты психики подростка и реализуются через ценность его взаимодействия с окружающими и развитие механизмов смыслообразования.
Среди преобладающих ценностей современных подростков определяются значимость: интимного общения и признания со стороны окружающих; свободы, независимости, смелости в отстаивании собственного мнения, развлечений, активной жизни и отзывчивости.
Г.А. Вайзер [4] отмечает, что процесс психического развития личности подростка имеет признаки начала становления психологической зрелости, характеризуется иерархизация мотивов, формированием обобщенного отношения к жизни, восстановлением единой жизненной линии. На основе присущих подросткам ценностно-смысловых ориентаций формируется их мировоззрение, по И. Титовым [8], обеспечивает миропонимания, направленность активности субъекта на соотнесение и согласование своей человеческой сущности со смысловой строением реального мира. Весомым показателем зрелости ценностно-смысловых ориентаций подростков является согласованность их жизненной перспективы. По словам М. М. Ревы [6], подростки часто имеют деформированные представления о своей жизненной перспективе, демонстрируют безразличие к будущему
ей у.
Отсутствие развитой временной перспективы в подростковом возрасте составляет причину чувство безнадежности, одиночества. Бессодержательность существования подростков выступает детерминантой их вхождения в неформальные группировки различной направленности.
Итак, понятие ценностно-смысловой сферы подростков как многоуровневой структуры, имеет свою особую иерархическую структуру и содержит взаимосвязанную совокупность ценностей, ценностных ориентаций, личностных смыслов, которые в своем взаимодействии влияют на базовые аспекты ведущей деятельности подросткового возраста; при том личностные смыслы определено как следствие процесса осознания и включения в структуру отдельной личности ценностей, присущих определенному обществу и его ведущим институтам (семья, школа и др.).
Подростковый возраст представляет собой сложный и критический этап в становлении личности, когда особенно активно развивается ценностно-смысловая сфера. Качественные показатели становления смысловой сферы подростков определяются характером их самооценки, рефлексии, успешности реализации социальных контактов, обобщаются в ценностно-смысловых ориентациях, очерчивании идентичности, личностной позиции, мировоззрения и жизненном проектировании подростков. В становлении смысловой сферы подростков особую роль играет самооценка.
Главной спецификой подросткового периода является то, что он характеризуется сложным сплетением противоречивых тенденций личностного и социального развития, когда общественные и семейные ценности и личностные смыслы начинают формироваться в сложную иерархически структурированную систему; происходит интенсивное формирование системы ценностных ориентаций, которые влияют на становление личности в целом; складывается новая смысловая окраска отношений с окружающими. Этот процесс стимулируется интимно-межличностным общением как ведущей деятельностью данного возрастного периода, что приводит разнообразию форм восприятия подростками как собственного внутреннего мира, так и окружающей среды. В то же время показано, что эта система находится еще в стадии становления и является неустойчивой.
Исследователи отмечают, что ценностно-смысловая сфера подростков, как объект психологического исследования, не может быть ограничена системой ценностей и личных смыслов в узком их понимании и должен включать изучение особенностей мотивационно-потребностной сферы, структур самосознания, социально-психологических условий ее формирования.
Воспитанники реабилитационных центров - дети, которые находятся в них стационарно, и те, которые не утратили связи с семьей, но получают в центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь. Социальный статус большинства подростков крайне тяжел, так как они не имели возможности полноценно освоить социальную роль члена
ак на
семьи и значительная часть детей, находящихся в стационарах центров, -социальные сироты. Воспитательная работа с подростками в центрах реабилитации предусматривает приобретение жизненно необходимых навыков, коррекции эмоциональной и волевой сфер, содействие личностному развитию, самоактуализации и самореализации подростка.
Подросткам с субкультур различной направленности свойственны структурные и содержательные различия смысловой сферы. Проявления этих различий объединяют особенности типовых механизмов построения смысловой системы в подростковом возрасте (интериоризации и интернализации ценностей и смыслов, осуществления рефлексии и качество самооценки и т.д.) и влияние дискурсов субкультуры на становление смысловой сферы ее участников через заданные «смысловые шаблоны». Подросткам с субкультур агрессивной направленности свойственны большая осмысленность жизни, его смысловая регуляция, отсутствие смысложизненного кризиса сочетается с низкой степенью дифференцированности их смысловой сферы. Для них субкультура дает чувство психологического единства и силы, задаются ее типичными «смысловыми шаблонами». Преобладающие смысловые конструкты таких подростков охватывают семантику силы, стремление к противостоянию и самоутверждению, успешности, компетентности в различных сферах деятельности, выраженных волевых качеств, сформированных в соответствии со смысловыми установками субкультуры на противостояние, четкое следование идеологическим постулатам и проявления силы личности.
Смысловая сфера подростков ориентированных на уход от реальной жизни, которые имеют собственные философские системы (хиппи, толкиенисты, индианисты и т.п.) характеризуется низким уровнем осмысленности процесса жизни, отсутствием его цели и результативности, выраженной смысложизненным кризисом. Этим подросткам свойственна достаточно разветвленная система личностных смыслов, которые, однако, не сводятся к единым смысловым категориям и не обеспечивают смысловую регуляцию поведения. Их осмысление жизни происходит с учетом «смысловых шаблонов» субкультуры, которые направлены на культивирование бессодержательности человеческого существования, невозможности найти смысл жизни и, как следствие, необходимости постоянного страдания. Для этих подростков субкультура является способом бегства от проблем и группой, дает поддержку в рефлексивном постижении мира и собственного Я.
В контексте изучения влияния активности на становление ценностно-смысловой сферы подростков воспитанников реабилитационных центров особое значение приобретает необходимость дифференцирования представителей субкультур по направленности. В частности, речь идет о необходимости учета субкультурных дискурсов, выступают основой для осмысления жизни подростками.
Использованные источники
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: «Просвещение», 1968, 464 с.
3. Булах И. С. Ценностные ориентации в контексте личностной позиции современного подростка / И. С. Булах // Международный научный форум: социология, психология, педагогика, менеджмент. - 2009. - Вып. 1. - С. 115131.
4. Вайзер Г. А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека / Г. А. Вайзер // Психологический журнал. - Т 19. - № 5. - 1998. - С. 3-14.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
6. Рева М. М. Особенности жизненной перспективы в подростковом и юношеском возрасте / М. М. Рева // Психология и личность. - 2015. - N0 2. -М 1. - С. 126-139.
7. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. -Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
8. Титов И. Г. Место и роль мировоззрения в структуре сознания / И. Г. Титов // Психология и личность. - 2015. - № 2. - М 1. - С. 45-57.
А
Г98