Научная статья на тему 'ДЕФОРМАЦИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ДЕФОРМАЦИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДЕФОРМАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гизатуллина А.Ю.

В статье раскрывается сущность понятия «смысложизненные ориентации». В статье дается обзор взглядов на ценности, ценностные ориентации ведущих специалистов в этой области, описываются особенности формирования смысложизненных ориентаций личности подростка и причины деформации смысловой сферы подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гизатуллина А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕФОРМАЦИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 316.6

А.Ю. Гизатуллина

ДЕФОРМАЦИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье раскрывается сущность понятия «смысложизненные ориентации». В статье дается обзор взглядов на ценности, ценностные ориентации ведущих специалистов в этой области, описываются особенности формирования смысложизненных ориентаций личности подростка и причины деформации смысловой сферы подростка.

Ключевые слова: ценностные ориентации, личностный смысл, смыс-ложизненные ориентации, деформация, личность подростка, стиль семейного воспитания.

В условиях социальных изменений, происходящих в России, когда у людей формируются новые стандарты жизни, обретаются новые смыслы и ценности, изучение ценностных ориентаций и их трансформаций является актуальной проблемой.

Исторически проблеме смысла и ценности отводилось центральное место в работах как отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.), так и зарубежных (А. Маслоу, М. Рокич, Ш. Шварц и др.).

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М. Рокича, в которой он определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный

способ поведения либо конечная цель существования» [7, с. 8].

А.Г. Здравомыслов писал: «Ценностные ориентации не существуют в сознании каждого человека как отдельные категории, они объединяются в структуры, имеющие строгую иерархию. При этом важно, какие именно ценностные ориентации оказываются доминирующими, центральными, системообразующими. Система ценностных ориентаций представляет собой совокупность, упорядоченную по степени важности [4, с. 241].

Близким по смыслу понятию ценностных ориентаций, является понятие личностных смыслов. В отечественной психологии одним из первых заговорили о понятии смыслов Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Серый.

Обобщил и развил представления о смыслах Д.А. Леонтьев. Он определяет смысловую сферу личности - главную основополагающую подструктуру - как «.. .особым образом организованную совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах» [8]. Здесь можно увидеть некоторое сходство с ценностными ориентациями (по Д.А. Леонтьеву, личностными ценностями), которые также несут в себе регулятивную функцию жизни человека.

Ценностно - смысловые ориентации личности так же формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно - историческими условиями.

Роль ценностей и смыслов в процессе социализации раскрыта в работах Е.Е. Сапоговой и А.Н. Сухова.

По мнению А.Н. Сухова (1998) «вплетение ценностей в процесс социального познания мира существует на всем протяжении социализации человека, и роль ценностей в этом процессе особенно значима» [3]. Ученый указывает, что система ценностей человека - стержень его личности. Окружающие оценивают человека как личность в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, т.е. каковы его ценностные ориентации, насколько его система ценностей совпадает с теми, которые общество признает в качестве наиважнейших. Прежде всего, это этические и религиозные ценности, которые занимают верхнюю часть шкалы ценностей [12, с. 12-45].

В целом в отечественной психологии ценностные образования рассматриваются в качестве основы направленности личности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский).

© Гизатуллина А.Ю., 2017.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2017. № 2-2(65)

Как пишет В.Э. Чудновский, смысложизненные ориентации - проявление высокого уровня сфор-мированности направленности личности, иными словами - «смысложизненной направленности личности», то есть такой структуры личности, в которой ведущее место занимают мотивы поиска человеком смысла своего существования, построения своей судьбы [13].

Несмотря на некоторые различия в определении смысложизненных ориентаций, большинство современных исследователей сходятся во взгляде на ценности и смыслы как иерархически организованные, системные образования, выступающие как важнейшая детерминанта поведения и имеющие свою специфическую динамику на каждом этапе индивидуального развития. Эта мысль подводит нас к необходимости анализа специфических особенностей развития ценностно - смысловой сферы и ее деформации в подростковом возрасте.

Подростковый возраст - один из самых трудных детских возрастов, представляющий собой важнейший период становления личности.

Мы видим, что уже к подростковому возрасту начинается складываться смысложизненная концепция личности, т.е. стержневая направленность, ее смысл жизни. Она содержит в себе те ценности, которые и составляют основу личности.

Несовершеннолетний период развития несет всю нагрузку оформления ценностных компонентов поведения, поиска смысла жизни, становления самосознания, является наиболее значимым периодом для оформления

ценностного ядра личности как устойчивого образования.

Деформация ценностно-смысловой сферы подростков склонных к правонарушениям, является одним из значимых факторов склонности несовершеннолетних к совершению противоправных действий.

Согласно исследованиям Д.А. Леонтьева и Ю.А. Васильевой, у несовершеннолетних правонарушителей не интериоризированны большинство общечеловеческих ценностей, в мотивации подростков с де-виантным поведением преобладают потребности, а не ценности. Поведение не детерминируется ценностями, носит ситуативный характер, девиантный подросток поступает «от случая к случаю»; девиантные подростки ориентированы на настоящее, у них отсутствует временная перспектива, они не способны ставить перед собой цели [5, с. 89].

Д.А. Леонтьев и Ю.А. Васильева полагают, что причиной нарушения в развитии смысловой регуляции поведения может быть несформированность в младенческом возрасте базовой установки на доверие к обществу, ценности которого ребенок должен интериоризировать. Уже на первом году жизни поведение ребенка регулируется его формирующейся системой смыслов, после трехлетнего возраста смысловая регуляция начинает устойчиво влиять на поведение. Соответственно, если на ранних этапах онтогенеза произошел сбой в формировании смысловой регуляции поведения, то личность пойдет по девиантному пути развития.

По мнению Д.И. Фельдштейна, подростки с нормативным поведением, имеют четкий образ будущего, все поступки и цели носят перспективный характер, а подростки с отклоняющимся поведением имеют «ретроспективную временную ориентацию», т.е. обращены в прошлое [10, с. 67].

В подростковом возрасте интенсивно формируется не только система ценностных ориентаций, но и характер, который отличается чрезмерным заострением отдельных черт, появлением акцентуаций [6,9].

По мнению Б.Г. Ананьева, ценностные ориентации наряду со статусом и ролями образуют первичный класс личностных свойств, определяя особенности структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, характер и склонности человека [1].

Вместе с тем отечественные и зарубежные психологи признают значение характера в процессе формирования устойчивых особенностей поведения человека, ценностно-смысловой сферы, в которой различные стороны действительности, по мнению А.А. Бодалева, имеют для него субъективную неодинаковую значимость, поскольку они по-разному служат удовлетворению имеющихся у него материальных и духовных потребностей [2, с.15].

Социальное окружение (или среда) оказывает сильное воздействие на подростка, влияет на его поведение, привычки, формирует его взгляды, характер, систему ценностей. Ближняя (домашняя) среда -семья, родственники, друзья, оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ценностные ориентации, которые сформировались у подростка в семье, переносятся им и на взаимоотношения его со сверстниками.

Стиль семейного воспитания является значительным фактором становления личности в подростковом возрасте - в сущности, стиль семейного воспитания является транслятором ценностей, которые в подростковом возрасте усваиваются особенно глубоко и прочно.

Характер и степень влияния стиля воспитания на ребенка определяется множеством факторов и личностью самого родителя как субъекта взаимодействия: его полом, возрастом, темпераментом и особенностями характера, религиозностью, национально-культурной принадлежностью, социальным положением, профессиональной принадлежностью, уровнем общей и педагогической культуры, а также ценностями [11].

Таким образом, система ценностных ориентаций личности формируется среди ценностей общества, имеющих значение образцов, однако личность не пассивна в этом процессе. Процесс формирования ценностных ориентаций всегда протекает совершенно индивидуально и неповторимо, в зависимости от конкретных условий, от принадлежности личности к той или иной среде, ее индивидуальных особенностей.

Но если подросток попадает в обедненную духовно-нравственную среду, то существует вероятность, что развитие его личности пойдет по отрицательной линии, поведение будет характеризоваться отклонениями от нравственных и правовых норм, что в итоге приведёт к девиациям и деформации ценностных ориентаций.

Библиографический список

¡.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

2.Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.

3. Бодров В.А., Бессонова Ю.В., Сыркина А. Л. Исследование содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы профессионала методом репертуарных решёто / под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлёва // Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 353-374.

4.Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. С. 223.

5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности: пер. с нем. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.

7. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. M.: Смысл, 1992. 17 с.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003, 488с., стр. 160.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

10. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.

11. Степанов С.С. Нормальные проблемы нормального ребенка. М.: Генезис, 2002. 143 с.

12. Сухов А.Н. Реальная социальная психология. М. 2004. 345 с.

13.Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности / В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев, Г.А. Вайзер и др // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №1.

ГИЗАТУЛЛИНА АНЖЕЛИКА ЮРЬЕВНА - магистрант, кафедра социальной психологии и социальной работы, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.