Выводы. Мы рассмотрели некоторые техники нейролингвистического программирования, представляющие педагогическую инновацию, которые можно эффективно использовать в образовательном процессе. Действительно, преподавание - это очень сложный, многосторонний и поистине творческий процесс. Используя же некоторые техники нейролингвистического программирования (НЛП), не вдаваясь в глубинные основы психологической науки, педагог может сэкономить свои внутренние силы на форме проведения занятия, для того, чтобы перенаправить их на содержательную сторону и наполнить процесс обучения наиболее яркими и запоминающимися для обучающихся моментами.
Литература:
1. Барыбина Е.Б. Полимодальность восприятия как фактор развития перцептивных способностей учителя начальных классов: Автореферат дисс. ... 19.00.07 - Педагогическая психология. - Курск, 2005. - 24 с.
2. Боденхамер Б.Г., Холл М. НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП. -СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 272 с.
3. Бубличенко М.М. Гипнотические приёмы в общении. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 112 с.
4. Гордеев М.Н. Гипноз: Практическое руководство. 3-е изд. — М. Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 240 с.
5. Горин С., Котлячков А. Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью.. - М.: «Твои книги», 2018. - 352 с.
6. Горин С.А вы пробовали гипноз? Плюс часть II: по письмам читателей. -М.: «Эксмо», 2018. - 416 с.
7. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. Пер. с англ. В.П. Чурсина. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997. - 192 с.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: «Питер», 2011. - 508 с.
9. Клюшникова Р. НЛП в образовании. - Режим доступа: https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/nlp/1415-centr-nlp-v-obrazovanii-dlya-chego-on-i-nuzhen-li.html
10. О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. - М.: Издательство «Гранд-Фаир», 2008. - 288 с. - Режим доступа: https://www.rulit.me/books/vvedenie-v-nejrolingvisticheskoe-programmirovanie-novejshaya-psihologiya-lichnogo-masterstva-read-144019-1 .html
11. Олдер Г., Хэзер Б. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство./ Пер. с англ. К. Семенова - К.: «София», 2000. - 224 с.
12. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП.- М: «Совершенство», 1997. - 223 с.
13. Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1 (17). - С. 123-127.
14. Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. - М: Издательство «Т8 Издательские технологии», 2012. -300 с. - Режим доступа: https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_6/858/012.htm
15. Холл М., Боденхамер Б. Полный курс НЛП. - М: Издательство АСТ, 2018. - 640 с.
Психология
УДК 59
кандидат психологических наук, доцент кафедры
психолого-педагогического образования, директор Гусейнов Руслан Джангирович
Дербентский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Дербент); кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Гусейнова Ираде Сафаратдиновна
Институт социально-гуманитарного образования,
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Дербент); кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования Пирмагомедова Эльмира Абудиновна
Дербентский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Дербент)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА
Аннотация. В настоящей статье изучаются ключевые психологические особенности современного российского студенчества. Рассматриваются наиболее значимые возрастные и социально-психологические особенности его представителей, ряд наиболее характерных изменений, происходящих в этот период в сфере мотивации и системы ценностных ориентации индивида. При этом особое внимание уделяется интенсификации процесса формирования специальных способностей в связи с профессионализацией. Внимание, кроме того, уделяется важнейшим проблемам, связанным с особенностями психологического портрета современного студента, и имеющим определённое негативное влияние на формирование его личностных и профессиональных качеств. Исследуются также наиболее эффективные пути их решения.
Ключевые слова: студент, преподаватель, возрастные особенности, профессиональные качества, личностные качества, познавательная деятельность, активизация.
Annotation. This article examines the key psychological features of modern Russian students. We consider its representatives' most significant age and socio-psychological characteristics, a number of the most important changes that occur during this period in the motivation sphere and the system of personal value orientations. At the same time, special attention is paid to the intensification of forming special abilities process in connection with professionalization. In addition, attention is paid to the most important problems related to the features of modern student psychological portrait, which have a certain negative impact on the formation of his personal and professional qualities. The most effective ways to solve them are also studied.
Keywords: student, teacher, age characteristics, professional qualities, personal qualities, cognitive activity, activation.
Введение. Одной из ключевых черт современных психологических исследований является смещение акцента на изучение индивида, в т.ч. студента вуза, как активного субъекта, а также на эффекты разнообразных проявлений субъектности как по отношению к развитию психики в целом, так и отдельным её характеристикам [2; 4; 6-7; 9; 12; 19]. С другой стороны, в отечественной науке психология зрелых возрастов, к каковым относится и студенческий возраст, — переходный от юности к зрелости, стала предметом исследований лишь сравнительно недавно [1; 3; 10; 21]. В виду наличия данных тенденций в современной российской психологии проблема психологических особенностей студенчества приобретает особый интерес.
Изложение основного материала статьи. В качестве особой возрастной и социально-психологической категории период студенчества соотносится с этапами развития взрослого человека. Он определяется как своего рода переходная ступень между поздней юностью и ранней взрослостью [3, С. 52]. Понимая студенчество в качестве особой социальной категории, специфической общности людей, объединенных учёбой в организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования, представляется возможным выделить основные характеристики студенческого возраста. В их числе можно назвать:
• высокий образовательный уровень;
• высокую познавательную мотивацию;
• повышенную социальную активность;
• гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости [10, С. 46].
В смысле влияния на ход общепсихического развития индивида период студенчества характеризуется:
• его интенсивной социализацией;
• развитием высших психических функций;
• становлением интеллектуальной системы и личности в целом [3, С. 53].
С учётом охарактеризованных выше особенностей студент как личность и человек определенного возраста может характеризоваться с трех сторон. Представим их в виде таблицы.
Таблица 1
Стороны, с позиции которых, может осуществляться психологическая характеристика
современного студента
Сторона Краткое описание
Психологическая Представляет собой единство процессов, состояний и свойств личности студента. Ключевую роль в психологической стороне играют психические свойства, такие, как темперамент, направленность, способности и характер. От них зависит протекание психических процессов, возникновение состояний, проявление образований
Социальная Воплощает общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к социальной группе
Биологическая Включает такие характеристики, как тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу или телосложение. Предопределяется преимущественно наследственностью и врожденными задатками. Может претерпевать определённые метаморфозы под влиянием условий жизни
Изучение данных сторон позволяет раскрыть качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности [17, С. 35]. Если рассматривать студента как человека определенного возраста, то для него будут характерны:
• наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы;
• оптимум чувствительности анализаторов, разностной и абсолютной;
• значительная в сравнении с другими возрастами пластичность в образовании сложных психомоторных навыков;
• наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач [3, С. 55].
Как видим, студенческий возраст характеризуется достижением «пиковых» по сравнению с другими стадиями психологического и биологического развития индивида результатов [8, С. 19-20].
В случае же, если мы будем исследовать современного студента как личность, то возраст 18-20 лет характеризуется:
• наиболее активным развитием нравственных и эстетических чувств;
• становлением и стабилизацией характера;
• овладением полным комплексом профессионально-трудовых, гражданских и иных социальных ролей взрослого человека [18, С. 663].
Метаморфозы, происходящие в интересующий нас период в сфере мотивации и системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсификация процесса формирования специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют студенческий возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта [10, С. 55].
Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением оптимумов развития интеллектуальных и физических сил индивида [11, С. 49]. Эта его особенность создаёт иллюзии того, что подобный рост будет продолжаться и в ходе дальнейшей жизни индивида. Во многом отсюда проистекает та сложность становления личностных черт, которую исследователи, как правило, связывают с интересующим нас периодом [6-9; 16-17; 19-20].
Далее, немаловажной чертой нравственного развития, характерной для данного возраста, является усиление сознательных мотивов поведения. Фиксируется укрепление тех качеств, недостаток которых можно наблюдать у старшеклассников:
• целеустремленность;
• решительность;
• настойчивость;
• самостоятельность;
• инициатива;
• умение владеть собой [18, С. 664].
Кроме того, именно в этот период повышается интерес к некоторым моральным проблемам. В их числе можно назвать:
• цель и образ жизни;
• долг;
• любовь и верность [3, С. 54].
При этом ряд специалистов в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере [1; 5; 10; 15; 18]. В этот период нередки случаи проявления немотивированного риска или неумения предвидеть последствия собственных поступков.
Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности — учебной, направленной на получение профессионального образования. У них, кроме того, фиксируется наличие единых целей и мотивов [16, С. 126]. Возраст членов этой общности примерно одинаков и составляет от 18 до 25 лет. Отметим также наличие у них единого образовательного уровня. Период существования подобных объединений ограничен во времени и составляет в среднем 5 лет [1, С. 97-98]. Для большей наглядности представим отличительные черты студенчества в виде таблицы.
Таблица 2
Отличительные черты студенчества
Черты Характеристика
Характер труда Систематическое усвоение и овладение новыми знаниями, действиями и способами учебной деятельности, осуществление самостоятельного поиска знаний
Основные социальные роли Принадлежит к большой социальной группе — молодежи в качестве наиболее передовой и многочисленной части
Специфичность студенчества как социальной группы Одинаковое отношение ко всем общественным формам собственности, роль в общественной организации труда и частичное участие в производительном и непроизводительном труде. Особые условия жизни, труда и быта, социальное поведение и система ценностных ориентации. Высокий социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям
Далее, студенческие годы также представляют собой период интенсивного формирования системы ценностных ориентаций [13, С. 234]. В этом возрасте молодые люди стремятся определить важнейшие цели, идеалы, жизненные смыслы, в соответствии с которыми планируют осуществлять будущую жизнедеятельность. Тогда же происходит выбор средств для реализации этих планов. Немалое влияние на этот процесс имеют проблемы, обусловленные духовно-нравственной обстановкой, в которой находится современная российская, в т.ч. студенческая молодежь [12, С. 13].
На фоне фиксирующейся на протяжении трёх последних десятилетий мировоззренческой неопределенности экспансия массовой коммерческой культуры, а равно агрессивное насаждение психологии потребительства, создают опасность нравственной деградации личности. Таким образом могут стимулироваться асоциальные и противоправные формы самореализации. В подобных условиях в молодёжной среде фиксируется широкое распространение мистических учений, движений и нетрадиционных культов. Последние представляют определённую опасность для нравственного здоровья молодого человека, ослабляя и разрушая механизмы культурной преемственности, угрожая при этом сохранению культурной самобытности [20, С. 13].
Роль негативного фактора в формировании ряда личностных качеств современного студента играют также результаты преобразований, фиксирующихся в сфере отечественного школьного образования на протяжении последних 10-15 лет [14, С. 18]. Выпускники современной средней школы приучены не к конспектированию и чтению учебников, а к поиску информации в сети «Интернет» и выполнению заданий в тестовой форме. Таким образом, метаморфозы в сфере среднего образования привели к низкому уровню готовности большинства современных первокурсников к вузовскому формату обучения [14, С. 20].
В подобных условиях для интенсификации, повышения продуктивности процесса формирования личностной идентичности молодого поколения преподавателю следует возможно более подробно изучить потребности, стремления и смысложизненные ценности современной молодежи. На основе полученной информации необходимо построить образовательный процесс с учетом современных реалий [12, С. 145]. В современных условиях важно направлять учебную деятельность студентов на скорейшую адаптацию к самостоятельной работе. Это, в свою очередь, взаимосвязано с развитием познавательной деятельности. Надо дать понять студенту, что последняя важна, прежде всего, в смысле овладения необходимыми в будущей профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками, а не только для успешного завершения форм промежуточной и итоговой аттестации [9, С. 19-20]. Необходимо также оказание позитивного влияния на процесс формирования у молодежи базовых личностных смыслов во время профессионального обучения по программам высшего профессионального образования [13, С. 148].
Для большинства студентов обучение в вузе выступает как судьбоносное событие, имеющее определяющее влияние на ход предыдущего и последующего психического развития. Такое значительное влияние на личностное развитие молодежи во многом связано с тем, что студенческий возраст имеет весьма специфическое положение:
• студенчество находится под патронажем государства в плане образования;
• способно принимать активное участие в процессах производства и политике [18, С. 664].
Подобной пограничностью детерминируется потенциальная изменчивость ценностных ориентаций
современных студентов. Вузовская среда оказывает большое влияние на формирование у них гражданственности, ценностных ориентиров и духовности [20, С. 14]. Высшее образование является тем культурным стержнем, в котором конденсируется вся культурная память социума. В свою очередь, немаловажным его элементом является система идеалов и ценностей народа. Следовательно, студенчество несет в себе историю социального мира в виде совокупности теоретических знаний, а равно перспективы его развития в качестве потенциала их реализации на практике [21, С. 72].
Выводы. На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что в период студенчества, как возрастная категория, стоит на стыке поздней юности и ранней взрослости.
В качестве социальной категории оно представляет собой специфическую общность людей, объединенных учёбой в вузе.
Студенческий возраст характеризуется достижением «пиковых» результатов большинства процессов социального, психологического и биологического развития индивида.
Кроме того, метаморфозы, фиксирующиеся в этот период в сфере мотивации и системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсификация формирования специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют студенческий возраст в качестве центрального в смысле становления характера и интеллекта.
Характерная черта нравственного развития, свойственная этому возрасту, — усиление сознательных мотивов поведения. При этом фиксируется укрепление тех качеств, недостаток которых зачастую наблюдается у обучающихся старшей школы.
Кроме того, в рассматриваемый период повышается интерес к некоторым моральным проблемам. При этом, однако, с определённой долей уверенности можно говорить о незавершённости развития способности человека к сознательной регуляции своего поведения в этом возрасте.
Студенческие годы представляют собой период интенсивного формирования системы ценностных ориентаций. При этом значительное негативное влияние на этот процесс имеют проблемы, обусловленные духовно-нравственным хаосом, в котором сегодня находится российская молодежь.
Фактором, негативно влияющим на процесс формирования ряда личностных качеств современного студента являются результаты преобразований, фиксирующихся в сфере отечественного школьного образования на протяжении последних 10-15 лет.
В этих условиях преподавателю следует возможно более подробно изучить потребности, стремления и смысложизненные ценности современной молодежи. На основе полученной информации необходимо построить образовательный процесс с учетом современных реалий Необходимо также направлять учебную деятельность студентов на скорейшую адаптацию к самостоятельной работе.
Литература:
1. Абдулина О.А Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3. С. 90-98
2. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 3-21
3. Алиева М.Б. К проблеме современного студенчества // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2014. № 39. С. 51-55
4. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005.
6. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. Пермь: Изд-во Пермского гос. пед. Унт-та, 2007.
7. Волочков А.А. Активность субъекта сферы жизни: теоретическая модель и эмпирика (на примере профессиональной активности учителя) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 1. С. 12-45
8. Волочков А.А. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». 2017. № 4. С. 18-26
9. Газалиев А.М., Егоров В.В., Огольцова Е.Г. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 8. С. 19-23
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999.
11. Кобзева Н.И. Социально-психологичекий портрет современного студента. // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 4. С. 48-57
12. Кустова Е.И. Индивидуально-личностные свойства студентов как фактор развития профессиональных компетенций // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Педагогика. 2014. Т. 3. № 1. С. 140-149
13. Кустова Е.И. Психологические особенности личностных жизненных смыслов современного студенчества // Царскосельские чтения. 2016. Т. 2. С. 232-235
14. Лумпиева Т.П., Волков А.Ф. Поколение Z: психологические особенности современных студентов // Проблеми i шляхи вдосконалення науково-методично та навчально-вйховноГ робота в ДонНТУ [Електронний ресурс]: матерiалй V наук.-метод, конф., Донецьк, 20 лют. 2013 р. Донецк: Донецький нацюнальнйй техшчнйй ушверсйтет, 2013. С. 15-21
15. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2000. №1. С. 48-55
16. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. Изд. 3. СПб.: Питер, 2003.
17. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003.
18. Сорокоумова Е.С., Катанова В.Г. Особенности личностного развития студентов в высшей школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1. С. 662-665
19. Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2009.
20. Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях улучшения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 12-16
21. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.: Институт психологии РАН, 1994.
Психология
УДК 159.9.072
кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Находкин Василий Васильевич
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
Аннотация. Статья посвящена вопросам интеллектуальной готовности детей разного пола к обучению в школе. Раскрываются понятия «готовность» и «интеллектуальная готовность» к обучению в школе. Также вопрос о содержательных составляющих интеллектуальной готовности. Рассматриваются особенности интеллектуальной готовности к обучению в школе детей разного пола у разных исследователей. Описываются результаты исследования А.Н. Веракса, И.А. Криволапчук, С.А. Кесель и др. и на основании результатов исследований различных ученых сформулированы выводы.
Ключевые слова: интеллектуальная готовность, готовность к школьному обучению, познавательная деятельность, гендерные особенности, познавательные процессы.
Annotation. The article is devoted to the issues of intellectual readiness of children of different sexes to study at school. The concepts of "readiness" and "intellectual readiness" to study at school are revealed. Also a question on the content components of intellectual readiness. Features of intellectual readiness are considered to school children of different genders from different researchers. The research results of A.N. Verax, I. A. Krivolapchuk, S.A. Kisel and others are described. conclusions are formulated based on the research results of various scientists.
Keywords: intellectual readiness, school readiness, cognitive activity, gender characteristics, cognitive processes.
Введение. Проблема интеллекта, его функционирования относится к числу исследовательских проблем, интерес к которым не уменьшается вот уже на протяжении нескольких столетий. Знание динамики интеллектуального развития на разных этапах онтогенеза нужно для организации психолого-педагогического сопровождения детей с целью увеличения их способностей, регуляции несформированных или измененных интеллектуальных функций.
Выявленные половые различия в структуре интеллектуальной готовности детей 6 лет к обучению в школе, главным образом, обуславливаются особенностями роста и развития девочек и мальчиков на данном этапе онтогенеза. Так, в исследованиях, непосредственно направленных на исследование воздействия условий развивающего обучения на организм дошкольников, отмечается влияние половой принадлежности на количественные и качественные показатели умственной работоспособности детей шестого года жизни [3].
По исследованиям И.А. Криволапчук, С.А. Кесель показано, что мальчики и девочки этого возраста существенно отличается по вкладу рассматриваемых факторов в обобщенную дисперсию выборки, числу показателей, входящих в их состав и величине факторных коэффициентов. Обнаруженные различия, по-видимому, обусловлены отличительными особенностями функционирования генетических систем, обуславливающих процессы роста и развития мальчиков и девочек на данном этапе развития. Несовпадение факторной структуры интеллектуальной готовности мальчиков и девочек 5-6 лет обуславливает необходимость выборки разработки диагностических инструментариев и организации процесса подготовки к школе с учетом половых особенностей детей данного возраста [3, с. 85].
У девочек на начальных этапах онтогенеза гораздо лучше развит так называемый вербальный интеллект и речь формируется в более раннем возрасте. Более стремительное развитие речи у девочек связывается с ускоренными темпами их физического созревания. Известно, что девочки по темпам биологического развития опережают в среднем мальчиков в течение всего периода роста, начиная с момента рождения и до взрослого состояния. Девочки в начальный период обучения в школе обгоняют мальчиков по степени физиологической зрелости приблизительно на 1-1,5 года. Имеет место гипотеза, о том, что существует связь раннего физического созревания девочек и быстрого развития коры левого полушария, что приводит также к раннему развитию речи у девочек, чем у мальчиков [2].
У мальчиков являются более развитыми математические и зрительно-пространственные способности, уже в дошкольном возрасте они лучше справляются с заданиями, которые требуют понимания пространственных соотношений.
Изложение основного материала статьи. Изучение гендерных эффектов в отношении проявления математических способностей, показывает различия в решении пространственных задач, по итогам, которых мальчики существенно превосходят девочек. Довольно отчетливые различия в решении пространственных задач проявляются у девочек и мальчиков, начиная с 4-летнего возраста. Помимо этого, исследование функционального состояния мозга при решении задач, которые требуют умственного вращения трехмерных объектов, обнаруживает гендерные различия в паттернах корковой активации. Ряд исследователей придерживается точки зрения, что эти различия имеют под собой генетическую основу, в первую очередь связанную, с уровнем мужских половых гормонов. Считается, что пренатальное действие этих гормонов, значительно усиливая работу правого полушария мозга, отражается на развитии пространственных способностей. В поддержку данной гипотезы выступают сведения о том, что правое полушарие мозга у мальчиков развивается быстрее, нежели у девочек. Таким образом, можно полагать, что обнаруженные половые различия, в существенной мере, обусловлены особенностями функционирования генетических систем, которые контролируют процессы развития и роста [3, с. 83].
По исследованиям А.Н. Веракса успешность выполнения заданий на произвольность также тесно связана с созреванием мозговых структур, которое носит индивидуальный вариативный характер. Полученные