национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (справка о внедрении № 23/1880 от 27.09.2013 г.), Черниговского национального педагогического университета имени Т. Г. Шевченко (справка о внедрении № 29 от 01.10.2013 г.).
Введение разработанной системы развития электронной библиотеки высшего учебного заведения обеспечивает полноценное использование нормативно-правового, материально- финансового, кадрового потенциала и полученного опыта организации электронной библиотеки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айламазян, А. К. Модели и методы управления проектами на рынке образовательных услуг / А. К. Айла-мазян, В. А. Стась. - М.: МОДЭК, 2003. - 348 с.
2. Калшша, Л. М. Система шформацшного забезпечення управлшня загальноосвггшм навчальним закладом: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.06 / Людмила Миколаïвна Калшша; Держ. вищий навч. закл. «Ун-т менеджменту освпи». - Киев, 2009. - 472 с.
3. Хачванкян, В. В. Менеджмент предприятия : учеб. пособие / В. В. Хачванкян. - Киев: Знання, 2005. -422 с.
4. Хриков, С. М. Управлшня навчальним закладом : навч. поаб. / С. М. Хриков. - Киев: Знание, 2006. - 364 с.
УДК 371 ББК 74.26
Н. В. Фоменко
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ КАК НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Аннотация. В статье рассматриваются особенности подросткового возраста, характерные черты современных подростков. Описаны физиологические, психологические и социально -психологические причины трудностей детей этого возраста.
Ключевые слова: иодростковый возраст; физиологические, психологические, социально-психологические причины трудностей.
N. V. Fomenko
THE TEENAGE PERIOD AS MOST COMPLEX DEVELOPMENT STAGE OF THE CHILD
Abstract. In the article are examined the special features of the teenage period, the characteristic features of contemporary adolescents. The physiological, psychological and sociopsychological reasons for the difficulties of the children of this age are described.
Key word: the teenage period; the physiological, psychological, sociopsychological reasons for difficulties.
Подростковый возраст - это период в жизни человека от детства к юности. В традиционной классификации он начинается в 11-12 лет и заканчивается в 14-15 лет. Границы возраста можно рассмотреть максимально широко, тогда подростковый возраст - это период от 11 до 17 лет. Внутри он разделяется на собственно подростковый (11-15 лет) и раннюю юность (15-17 лет) [4; 6].
В этот самый короткий, по астрологическому времени, период подросток проходит великий путь в своем развитии. Через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он становится личностью.
Отрочество - это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. Человек приобретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление особого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в отношениях, которые связывают его с окружающим миром. В этом возрасте часто меняются интересы. Это годы критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к себе, и к учебе, и к людям.
Подростковый возраст протекает очень бурно. Можно говорить о трех кризисах, которые переживаются подростками. Выделим три группы причин, которые могут лежать в основе кризиса.
Во-первых, это физиологические причины, которые связаны с бурным ростом и половым созреванием организма. В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, поэтому подростки часто жалуются на головную боль, быстро утомляются. Возрастает контроль над инстинктами, эмоциями. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, характерна повышенная возбудимость. Бы-
стрый рост и половое созревание организма делают психику подростка очень неустойчивой. В связи с физиологическими особенностями развития девочки-подростки выглядят старше мальчиков-подростков.
Во-вторых, это психологические причины. Связаны со становлением нравственности. Происходит открытие своего «я», приобретается новая социальная позиция. Это период потери детского образа жизни. Пора мучительно-тревожных сомнений в себе, в своих возможностях, поиски правды в себе и других. Не всегда адекватно оцениваются свои возможности, нет четкого различия между «хотеть» и «мочь». В поведении в связи с этим наблюдаются подозрительность, озлобленность, раздражительность. Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеют прошлое и будущее. Мир его понятий и представлений переполнен не оформленными до конца знаниями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества. У подростков выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он мучительно ищет ответы на вопросы: «Кто я есть? Какой я в сравнении с другими людьми? Что я хочу? На что я способен?»
В-третьих, социально-психологические причины. Связаны с усвоением социума, общих признаков устройства мира. Мир подростка насыщен идеальными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни, взаимоотношений с другими людьми. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, которые связаны с ним лично: выбор профессии, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами. У подростка появляется так называемое чувство взрослости: потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, стать независимым от опеки и контроля, обрести взрослые права.
Основное противоречие данного возраста - это желание подростка быть взрослым, чтобы окружающие считали его таковым и относились к нему соответственно. Однако у него самого отсутствует ощущение подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции: к независимости (дайте мне все взрослые права и позвольте жить своим умом) и к зависимости от взрослых (взрослые обязанности мне пока что не к чему, я не в состоянии их исполнять, и вообще я рассчитываю на то, что вы не позволите мне совершать никаких ошибок, вся ответственность за мое поведение лежит на вас).
Таким образом, подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Его традиционно называют опасным, переходным, трудным.
Не смотря на общие характеристики этого возраста, современные подростки обладают отличительными особенностями. Они по-другому воспринимают мир, мыслят по-другому, проявляют агрессию, когда их заставляют что-то делать, не хотят выполнять указания взрослых, часто требовательны и настойчивы. Психологи отмечают чрезмерную подвижность и гиперактивность детей этого возраста.
С одной стороны, современные подростки демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко обращаются с информационными носителями (компьютером, игровыми приставками, плеерами и пр.), с другой стороны, за последнее время резко увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, ММД (минимальной мозговой дисфункцией - замедленным развитием отделов мозга), с синдромом нарушенного внимания или гиперактивностью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Подростки - это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Современные подростки живут в очень сложном мире, который отличается от того, в котором жили их родители в таком же возрасте.
Подростковый возраст рожденных, например, в 60-70-е годы ХХ века проходил в иных условиях. Формирование системы нравственных ориентиров, ценностных ориентаций реализовыва-лось в границах социума, в котором существовало достаточно определенное понимание «правильного» и «неправильного», добра и зла. Не вдаваясь в обсуждение «правильности» тогдашнего «правильного», отметим лишь, что понимание существовало. А это давало своеобразную точку отчета для формирования собственного мировоззрения, собственной системы ориентиров. Сегодняшние подростки социально и нравственно дезориентированы.
Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных критериев. Среди подростков распространены пессимизм, неверие в светлые жизненные перспективы.
Эти особенности характерны не только для российских подростков. Во Франции, например, из 5 тысяч опрошенных подростков каждый второй заявил о разочаровании в таких ценностях, как гуманизм и прогресс. Из опрошенных 12 тысяч японских школьников 39 % увидели будущее в сером цвете, 15 % - в черном [5, 67-68].
В условиях советского прошлого функции встраивания подростка в общество выполняли пионерская и комсомольская организации, которые были частью мощной государственной машины, повторяя ее бюрократическое устройство. Участвуя в выборах совета отряда, в пионерских сборах, комсомольских собраниях, сдавая планы и рапорты, получая поощрения и взыскания, подростки в деятельности осваивали устройство взрослого общества, его социальных институтов.
Развитие современных подростков осуществляется в сложной информационной ситуации, которая обрушивается на их головы через различные СМИ. Эта «технологическая» реальность дает подросткам взаимодействовать с социумом. Поэтому современный подросток находится под влиянием различных культурных стимулов, которых не имели представители старших поколений.
Немаловажным фактором является то, что современный подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше. Сегодняшние фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Многие подростки видят насилие не только в кино и средствах массовой информации, но и испытывали его на личном опыте. Они видят сцены насилия в семье или их самих обижали отцы, отчимы и другие взрослые. Большая часть подростков признается, что они часто наблюдают сцены насилия в школе. Некоторые подростки сами совершают акты насилия, в том числе убийства. Уровень убийств среди молодежи постоянно растет. Насилие становится частью нашей жизни, и современный подросток интеллектуально и эмоционально вовлечен в него больше, чем предыдущие поколения.
Опасность дегуманизации подрастающего поколения нарастает. Мир переживает вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди подростков. Многие школы захлестнула волна насилия. Эти тревожные явления - следствие роста нечувствительности многих подростков, что опустошает их внутренний духовный мир. Жертвами издевательств обычно оказываются наиболее умственно развитые дети, что отражает специфику детских отношений, в которых часто присутствует болезненно-нервозная реакция при контактах различающихся по уровню развития интеллекта подростков.
Следующий немаловажный фактор, который отрицательно влияет на подростка, - это непрочность современной семьи. Недавние исследования показали, что четверо из десяти подростков живут с одним из родителей. В восьми случаях из десяти отсутствует отец. 20 % подростков в нашей стране живут с отчимами или взрослыми мужчиной, сожительствующим с матерью. Сегодня подростки редко живут в большой семье: с бабушками, дедушками, дядями и тетями. Ввиду возрастания мобильности людей, семьи часто живут очень далеко от старших поколений. Раньше соседи могли заменить родителей, присматривать за детьми, но сегодня редко кто поддерживает тесные взаимоотношения с соседями. Современные дети лишены такого присмотра. В прошлом подростки могли положиться на родственников, соседей и общественные организации. Сегодня они лишены такой поддержки.
Современный подросток живет в мире, который можно назвать пострелигиозным. В области религии и морали сегодня все подвергается сомнению. Если в прошлом большинство людей могли отличить нравственное от безнравственного, то сейчас целое поколение растет без определенных моральных ценностей. Они размыты. Подростку часто говорят, что он может делать то, что нравится. Понятие зла относительно. Современное поколение не представляет себе четко, что такое хорошо, а что такое плохо [5].
В личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности. Это не случайно, поскольку в современной постсоветской педагогике сохранились прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений. Этот же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в большинстве семей. Надо отметить, что большинство подростков сталкиваются с неприглядными сторонами жизни родителей: усталостью, раздражительностью, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.
Современные подростки отмечают, что в семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Поразительны данные о том, что каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. В наше время взрослым не хватает ни материальных, ни физических сил на то, чтобы быть родителями собственным детям [1].
В исследовании К. Мурашевой подтверждается гипотеза о том, что современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, отчего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся [3].
В эксперименте принямали участие 68 подростков от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Условия были таковы: подростки должны были провести восемь часов в одиночестве. В это время им было запрещено пользоваться телефоном, они не могли включать компьютер или другие гад-жеты, радио и телевизор. Им разрешалось читать, играть, рисовать, лепить, петь, музицировать, гулять, то есть заниматься обычными делами.
Только трое подростков (два мальчика и девочка) довели эксперимент до конца. Семеро выдержали пять часов, остальные - меньше. Подростки объяснили причины прерывания эксперимента однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня лопнет голова».
К. Мурашева приводит такие данные: у двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы (приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове). Почти все испытывали беспокойство, страх. У пятерых этот страх дошел до острой «панической атаки». У троих участников эксперимента возникли «суицидные мысли».
После прекращения эксперимента 14 подростков вошли в социальные сети, 20 - позвонили приятелям по мобильному телефону, 3 - позвонили родителям, 5 - пошли к друзьям домой или гулять. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Почти все сразу включили музыку [3].
В последние 40 лет средний школьник весьма вырос; более ранним становится половое созревание подростков. Заметна физическая акселерация детей во всем мире. Например, рост выпускника младшей средней школы с 1970 по 2012 год увеличился на 17,7 см, средний вес соответственно - на 15 кг [5].
Так как у школьников взросление души не поспевает за физическим развитием тела, возникает разлад между переполняющие душу энергией и общепринятыми нормами поведения.
Среди подростков усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни. Например, в Японии 46 % школьников не встают по утрам самостоятельно, 56 % - не убирают свою комнату. Из 1 тысячи школьников средних учебных заведений около 35 % никогда не готовили себе еду. Дети часто не умеют затачивать карандаш перочинным ножом, не могут хорошо отжать мокрую тряпку и пр. [5].
Как отмечает А. В. Кондрашкин, «современные дети - это дети информационного века, информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному. Главная их особенность состоит в том, что они обладают новым типом сознания - системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века» [2].
В связи с этим современных детей интересует не причинно-следственная зависимость объектов и явлений, а смысл поступков и действий. Они задают вопрос «зачем?», а не «почему?».
С каждым годом все больше подростков подключаются к Интернету и используют его все более и более интенсивно. Такая тенденция наблюдается во всем мире. А.В. Кондрашкин отмечает, что «количество подростков - пользователей Интернета в США в 2009 году достигло 93 % от общего числа подростков, а в 2013 году составило 95 %» [2].
По данным исследовательской группы PewInternet, частота использования Интернета под-ростаками также увеличивается за последние несколько лет [7].
Наибольшей популярностью у подростковой аудитории России пользуются сайты, предоставляющие возможности для выстраивания отношений с другими людьми, поиска новой информации различной тематической направленности, просмотра видео и заработка денег онлайн.
Игровая активность в Интернете также занимает большое место в жизни подростка. По данным исследовательской группы PewInternet, 97 % подростков играют в компьютерные игры. Игровая активность для них - это социальная активность, которая включает в себя общение с другими людьми (76 % случаев). 42 % подростков играют в онлайн-игры с людьми, с которыми они познакомились в обычной жизни, 27 % подростков играют с людьми, с которыми познакомились онлайн, 23 % играют и с теми, и с другими [2].
Итак, социальные условия, в которых живут современные подростки, значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления представителей старшего поколения. Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше на счастливую и обеспеченную семейную жизнь, любят «активной жизни», не понимают смысл слов «творчество», «познание», их попытки размышлять о будущем после школы вызывают всплеск личностной тревожности. В этих условиях особую ценность приобретают умения взрослых выстраивать систему отношений с подростками.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горлова, Н. А. Современные дети и их возможности // Инновации в воспитании и обучении современных детей в контексте мультилингвального образования: обмен опытом: сб. науч. тр. - М.: Изд-во Москов. пед. гос. ун-та, 2010.
2. Кондрашкин, А. В. Интернет в развитии современных подростков // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 2.
3. Мурашова, К. Кого боятся подростки [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http ://www. snob.ru/ selekted/ entry/45522.
4. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, практика, проблемы / Л. Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995.
5. Педагогика: учеб. пособие / Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК «Велби»: Проспект, 2006.
6. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие / К. Н. Поливанова. - М.: Изд. центр, 2000.
7. Nhe Pew Research Center's Internet & American Life Project: Teens and Technology. 2013 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: ttp://www.pewinternet.org/Report/2013/Nttns-and-Tech-Main-Findings/Teens-and-Technology.aspx.
УДК 378.17 ББК 74.480.26
П. В. Хало, Ю. Ю. Щеткин, Г. В. Хвалебо
ПРАКТИКИ ФЕХТОВАНИЯ И ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА КАК ВНЕАУДИТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. В статье обосновывается применение практик фехтования на шпагах и туристических походов в условиях средне и высокогорья как методов формирования оптимальных психофизиологических состояний организма, способствующих более качественному освоению профессиональных компетенций.
Ключевые слова: адаптация, полимодальное внимание, функциональные системы, психофизиологическое состояние, компетенции.
P. V. Halo, Yu. Yu. Shchetkin, G. V. Khvalebo
PRACTICE FENCING AND TOURISM IN PROGRESS AS OUT-OF-CLASS METHODS
TO IMPROVE THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS
Abstract. This article deals with the application of the practices of fencing on swords and tourist trips in conditions of medium and high mountains as methods of formation of the optimal psychophysiological state of the organism, which contribute the quality development of professional competencies.
Key words: adaptation, the attention of many modalities, functional systems, physiological status, competence.
На современном этапе развития общества, особую актуальность приобретает разработка эффективных методов повышения профессиональной компетентности будущих бакалавров с применением новых технологий и системно-структурного подхода. Однако при этом существенно увеличивается комплекс стрессогенных нагрузок, сопровождающих процесс обучения в вузе становясь серьёзной проблемой для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Процесс адаптации к этим стрессогенным факторам представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс, сопровождающийся значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма (Э. М. Казин, 2005). Функциональное состояние организма могут усугублять: острый временной цейтнот, социально-бытовые проблемы, межличностные конфликты и пр. Кроме того, для студентов, обучающихся по профилю «физическая культура» характерно совмещение учебных занятий с увлечением спортом, а рост объема и интенсивности тренировочных нагрузок в современном спорте, как известно, в настоящее время приближается к границам психофизиологических норм, что еще больше повышает риск нарушения здоровья (Р. М. Баевский, 2006). Как заинтересованная сторона, ВУЗ очевидно должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенческого контингента. Правильно организованный процесс физического воспитания студентов - общепризнанный и неоспоримый способ укрепления здоровья. По мнению В. С. Быкова, С. А. Никифорова, В. Ю. Кокина (2005), построение учебно-образовательного процесса с использованием личностно-ориентированного выбора спортивной деятельности способствует реализации основных задач физического воспитания в вузе. Вместе с тем поиск методов сопровождения успешной адаптации студентов к комплексу специфичных для вуза факторов остается по-прежнему актуальным для обучающихся, их родителей, администрации вуза, педагогов и государства.
Студенческие годы совпадают с периодом окончательного формирования важнейших физиологических функций организма. В ряде исследований было показано, что снижение динамики показателей оперативной и долговременной памяти, подвижности нервных процессов, устойчивости внимания, снижение функциональности рефлекторных механизмов регуляции гемодинамики, свидетельствующие о переутомлении особенно характерно для студентов первокурстников, т.е. фактически в период начальной фазы адаптации к стрессогенным факторам обучения в вузе. Очевидно, что в первые годы обучения резкий переход вчерашних школьников к новым специфиче-