Научная статья на тему 'Психологические особенности сопровождения осужденных, больных туберкулезом'

Психологические особенности сопровождения осужденных, больных туберкулезом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности сопровождения осужденных, больных туберкулезом»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Н. ЖИГУНОВА начальник психологической лаборатории

ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, подполковник внутренней службы

психологические особенности сопровождения осужденных, больных туберкулезом

ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области (далее - ЛИУ-19) расположено в южной части Калининского административного округа города Тюмени и предназначено для отбывания уголовного наказания и лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза (стационарно и амбулаторно). Режим содержания - смешанный (строгий, общий). По состоянию на начало 2014 года в учреждении под охраной содержалось более четырехсот осужденных.

Туберкулез известен с древнейших времен и является одной из важнейших проблем человечества. «Чахотка» - так прозвали болезнь в XIX веке в России. Болели и умерли от туберкулеза В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, А. П. Чехов, Ф. Шопен и многие другие известные люди.

Туберкулез передается преимущественно воздушно-капельным путем. Возбудитель -микобактерия туберкулеза. Данная болезнь имеет всевозможные формы, при которых поражаются различные органы и ткани: плевра, лимфатические узлы, глаза, кости, почки, оболочки мозга и др., но наиболее распространенной считается туберкулез легких. Наиболее частые симптомы - это кашель, который может сопровождаться кровохарканием, потливость, легкая лихорадка. Лечить туберкулез самостоятельно невозможно.

В ЛИУ-19 созданы все необходимые условия для лечения осужденных с данным заболеванием: терапия проводится систематично, врачи производят индивидуальный подбор препаратов, в зависимости от динамики заболевания. Для больных соблюдается необходи-

мый режим труда, отдыха и покоя, организовано рациональное питание - составная часть терапии туберкулеза.

Восприимчивость к туберкулезу определяется особенностями работы иммунной системы, на которую, в свою очередь, влияют социальная ситуация и личность самого человека.

В качестве психологических причин возникновения болезни указывается постоянно изнуряющие напряжения и конфликты, разочарования, длительный страх и сильные переживания. Как правило, это можно сказать о людях, отбывающих наказания в местах лишения свободы.

В ЛИУ-19 вся проводимая работа в учреждении построена с учетом того, что осужденные, больные открытой формой туберкулеза, подлежат обязательному лечению, а трудовая деятельность организуется в строгом оответ-ствии с медицинскими показаниями, степенью трудоспособности и возможностью их трудои-спользования в условиях лечебного исправительного учреждения.

Необходимо отметить, что осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа, ЕПКТ, одиночные камеры, запираемые помещения, получают необходимое лечение.

Психологическое сопровождение осужденных ЛИУ-19 также осуществляется с учетом наличия у них данного заболевания. Психологическая реакция личности на болезнь может быть различной. Все зависит от характера заболевания, остроты и темпа его развития, от характера лечения и психотерапевтической

психологическое обеспечение

обстановки, от личности больного и отношения к болезни со стороны общества. По Л. Л. Рохлину («Сознание болезни и его значение в клинической практике») различают следующие типы психологического реагирования на заболевание: депрессивно-астеническое (эмоциональная невыносливость, разбитость, подавленность); психастеническое (пессимизм, суицидальные мысли); ипохондрическое (депрессия, тревога, беспокойство); истерическое (чрезмерная эмоциональность, трагичность, театральность); эйфорически-анозогнозичес-кое (игнорирование заболевания, нарушение режима, вред здоровью).

Например, вновь прибывшие осужденные могут вести себя вызывающе: отказываться от психологической помощи, игнорировать посещения занятий психолога, режимные мероприятия, манипулировать состоянием здоровья.

Психологу лечебного учреждения необходимо быть готовым к трудностям в установлении взаимоотношений с осужденными, учитывать специфику работы с данной категорией лиц. В связи с этим психологами учреждения большое внимание уделяется проведению индивидуальных консультаций по запросу осужденных по таким темам как: «Приверженность к лечению», «Ощущение себя полноценной личностью», «Повышение жизненного тонуса», «Бесконфликтное общение» и др.

Отметим, что методы групповой коррек-ционной работы, требующие большой физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки, подходят не для всех осужденных, больных туберкулезом.

В связи с этим основным направлением деятельности психологов ЛИУ-19 в групповой работе является метод релаксации, так как у осужденных, в основном, преобладает подавленное настроение, пессимистическое отношение к жизни, а данное воздействие направлено на снятие тревожности и эмоциональной напряженности.

Больные осваивают индивидуальную аутогенную тренировку, что дает возможность в дальнейшем определенным образом влиять на свое состояние. Они чувствует себя подготовленными для закрепления результатов лечения, достигнутых в процессе групповой психотерапии.

Так, в 2013 году в групповой коррекцион-ной работе приняли участие 84 осужденных, из них у 65 после применения данной психотерапевтической методики появилась мотивация на борьбу с туберкулезом, были сняты не только невротические наслоения, но и произошла перестройка личности в сфере его взглядов на болезнь, будущее, отношение к противоправной деятельности.

В своей работе специалисты психологической лаборатории учреждения используют различные методы в данном направлении, которые нацелены на воздействие с помощью психических средств на психику осужденного, больного туберкулезом легких, а через нее - на весь организм с целью устранения негативного отношения к себе, своему состоянию, поведению, окружающей среде.

Так, одним из эффективных в психологическом сопровождении больного является метод прогрессивной мышечной релаксации. Он был впервые предложен Джекобсоном в Чикаго в 1922 году. Наблюдая за лицами, находившимися в состоянии умственного напряжения или душевного волнения, Джекобсон подметил, что у них всегда имеется напряжение поперечно-полосатых мышц, иначе говоря, умственному напряжению всегда сопутствует мышечное. Если мышцы расслаблены, то всегда оказывалось, что люди в это время находились в состоянии душевного покоя. Отсюда родилась мысль прибегнуть к мышечному расслаблению (релаксации) для борьбы с состоянием тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения.

Техника релаксации по Джекобсону сводится к проведению систематического курса тренировки. Данный метод используется психологами учреждения в качестве симптоматического средства для борьбы с состоянием тревоги, страха, в частности, при неврозе страха и других фобиях, а также для преодоления реакции смущения, снятия эмоционального напряжения, депрессии вызванной состоянием здоровья.

Для проведения таких занятий в учреждении оборудован кабинет для групповой работы с осужденными, где имеется видеопроектор, проекционный экран для использования музыкального и визуального оформления.

организация служебной деятельности

Метод Джекобсона показал свою эффективность и успешно применяется в лечебно-исправительной колонии с группой осужденных в количестве не более 8-10 человек, уже в течение трех лет. Продолжительность данного курса составляет 24 занятия в течение трех месяцев два раза в неделю.

Кроме того, с учетом физического состояния (выраженная положительная динамика в процессе лечения), психологической готовности и по запросам осужденных в учреждении проводится коррекционная работа. Из арсенала психологических методов коррекцион-ной работы используются именно те, которые оптимально соответствуют личностным ресурсам осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ и оказывающих наиболее значимое воздействие на участников группы.

В ЛИУ-19, при проведении коррекционных занятий с осужденными, наибольшую эффективность показали следующие упражнения: «Фасоль», «Река», «Картина идеального мира». Данные упражнения направлены на самоанализ, формирование образа будущего.

Так, например, при упражнении «Фасоль» осужденные выполняют действия с помощью белой и красной фасоли (белая обозначает положительные черты личности, красная - отрицательные черты). Многие люди думают, что знают себя, но не всегда это соответствует действительности.

В процессе одного из занятий с осужденными, содержащимися в лечебно-исправительном учреждении, было выявлено, что после проведения упражнения «Фасоль», когда участники сами решают, сколько у них положительных качеств (белая фасоль), а сколько отрицательных (красная фасоль), происходит переосмысление поступков, поведения, а в дальнейшем и всей жизни. После проведения занятия большая часть осужденных отметили удовлетворенность своим участием в групповой работе, полезность получаемой психологической информации и определенные позитивные изменения в себе и характере межличностных отношений в группе.

Выше было отмечено, что отбывание наказания, особенно в условиях ЛИУ, предполагает эмоциональную нестабильность, тревожность, возникновение конфликтных ситуаций. Для

конструктивной и плодотворной деятельности, нормального и бесконфликтного взаимодействия с окружающими, для полноценной ресоциализации человеку, находящемуся в местах лишения свободы, необходимо работать над собой, в том числе над эмоциональным состоянием. Для этого психологи предлагают осужденным читать литературу, выбрать для себя какое-либо занятие по душе и в свободное время, согласно режиму, заниматься любимым делом, хобби. Рекомендуют специалисты и общение с родными и близкими, прослушивание музыки и звуков природы. Такие занятия необходимы для того, чтобы дать возможность человеку, который находится в закрытом учреждении, прислушаться к себе, своим ощущениям, чувствам, мыслям.

Данные психологические методы имеют своей целью как коррекцию, так и релаксацию осужденных и позволяют в доступной форме решить поставленные перед специалистом психологической лаборатории задачи. Стоит подчеркнуть, что используемые в организации работы методы не оказывают негативного влияния на участников группы, учитывая их физическое и психологическое состояние.

Опыт изучения личности преступника, больного туберкулезом, свидетельствует о том, что среди них довольно часто встречаются лица, как правило, имеющие следующие типы психологического реагирования на заболевание и на окружающий мир в целом, а именно: депрессивно-астеническое, психастеническое, ипохондрическое, истерическое реагирование. Это выливается в эмоциональную невыносливость, разбитость, подавленность, пессимизм, суицидальные мысли, депрессию, тревогу, беспокойство, чрезмерную эмоциональность, трагичность, театральность нарушение режима, и, как следствие, нанесение вреда здоровью. В связи с этим, психологам лечебного учреждения для работы с такими осужденными необходимо учитывать все особенности их психологического состояния, знать основы психологического консультирования, учитывать индивидуальные особенности для построения правильных взаимоотношений.

Психокоррекционное воздействие при использовании вышеизложенных методов работы

вопросы взаимодействия

в ЛИУ-19 предстает как одновременный процесс изменения психических состояний осужденных. В результате проведенных психологических мероприятий активизируются адекватные способы реагирования личности в социуме, происходят изменения психических состояний.

В связи с тем что изучение личностных особенностей сопряжено с определенными трудностями и требует специальных познаний, многое в профилактической работе зависит от тесного взаимодействия заинтересованных служб лечебно-исправительного учреждения, например, психологов и медицинских работников. Медицинские работники несут также ответственность за своевременное устранение различных обострений, связанных с психическим здоровьем осужденных, в условиях социальной дезадаптации.

Специалисту, осуществляющему психологическое сопровождение осужденных, больных туберкулезом, очень важно понимать природу заболевания и психические изменения, к которым приводит данная патология, для того чтобы избежать ответной агрессии на поведение такого человека.

В 2013 году в ЛИУ-19 при психологическом сопровождении осужденных, больных туберкулезом, было обследовано 420 человек. В групповых коррекционных и релаксационных мероприятиях приняло участие 280 осужденных, из них у 265 человек при использовании в работе специалистами психологической лаборатории лечебно-исправительного учреждения различных методов психологии наблюдалась положительная динамика и нормализация психоэмоционального состояния. ■

Л. В. МАЙОРОВА

начальник отдела воспитательной работы с осужденными ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, подполковник внутренней службы

Опыт взаимодействия воспитательной и производственной служб в исправительном учреждении

Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях представляет собой весьма сложную систему мер, применяемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, и имеет своей целью их исправление и перевоспитание. Одно из главных направлений совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы - укрепление производственного сектора за счет более широкого вовлечения осужденных в трудовую деятельность.

Многолетний опыт работы женской исправительной колонии № 5 УФСИН России по Чувашской Республике (далее - ИК-5) показывает, что только при применении по отношению к осужденным комплекса различных педагогических и воспитательных методов, правильной организации работы и взаимодействия между службами можно добиться положительных результатов. С этой целью в ИК-5 решают вопросы обеспечения максимальной загрузки производственных мощностей Центра тру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.