Научная статья на тему 'Опыт взаимодействия воспитательной и производственной служб в исправительном учреждении'

Опыт взаимодействия воспитательной и производственной служб в исправительном учреждении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт взаимодействия воспитательной и производственной служб в исправительном учреждении»

вопросы взаимодействия

в ЛИУ-19 предстает как одновременный процесс изменения психических состояний осужденных. В результате проведенных психологических мероприятий активизируются адекватные способы реагирования личности в социуме, происходят изменения психических состояний.

В связи с тем что изучение личностных особенностей сопряжено с определенными трудностями и требует специальных познаний, многое в профилактической работе зависит от тесного взаимодействия заинтересованных служб лечебно-исправительного учреждения, например, психологов и медицинских работников. Медицинские работники несут также ответственность за своевременное устранение различных обострений, связанных с психическим здоровьем осужденных, в условиях социальной дезадаптации.

Специалисту, осуществляющему психологическое сопровождение осужденных, больных туберкулезом, очень важно понимать природу заболевания и психические изменения, к которым приводит данная патология, для того чтобы избежать ответной агрессии на поведение такого человека.

В 2013 году в ЛИУ-19 при психологическом сопровождении осужденных, больных туберкулезом, было обследовано 420 человек. В групповых коррекционных и релаксационных мероприятиях приняло участие 280 осужденных, из них у 265 человек при использовании в работе специалистами психологической лаборатории лечебно-исправительного учреждения различных методов психологии наблюдалась положительная динамика и нормализация психоэмоционального состояния. ■

Л. В. МАЙОРОВА

начальник отдела воспитательной работы с осужденными ФКУ ИК-5 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, подполковник внутренней службы

Опыт взаимодействия воспитательной и производственной служб в исправительном учреждении

Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях представляет собой весьма сложную систему мер, применяемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, и имеет своей целью их исправление и перевоспитание. Одно из главных направлений совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы - укрепление производственного сектора за счет более широкого вовлечения осужденных в трудовую деятельность.

Многолетний опыт работы женской исправительной колонии № 5 УФСИН России по Чувашской Республике (далее - ИК-5) показывает, что только при применении по отношению к осужденным комплекса различных педагогических и воспитательных методов, правильной организации работы и взаимодействия между службами можно добиться положительных результатов. С этой целью в ИК-5 решают вопросы обеспечения максимальной загрузки производственных мощностей Центра тру-

23 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2014

организация служебной деятельности

довой адаптации осужденных. Основной вид производственной деятельности учреждения -швейное производство. Предприятие является одним из базовых в структуре промышленного сектора ФСИН России и ориентировано на выпуск форменного обмундирования для нужд УИС и силовых структур. На швейных потоках установлено современное оборудование. Созданы все условия, позволяющие выпускать изделия высокого качества. По итогам производственно-хозяйственной деятельности за 2013 год и первый квартал 2014 года Центр трудовой адаптации осужденных учреждения занял первое место среди территориальных подразделений УИС.

Там, где сотрудники не являются сплоченным коллективом, не имеют единого подхода к работе с осужденными, воспитательный процесс не может достичь своей цели. Взаимодействие воспитательной и производственной служб осуществляется поэтапно: от организации обучения и производственной деятельности до обеспечения занятости в свободное время и предоставления возможности развития личности (и наоборот).

В целях раскрытия творческого потенциала, повышения культурного и эстетического уровня осужденных, организации полезной занятости в свободное от работы время в учреждении проводятся мероприятия, в которых женщины могут проявить свой творческий потенциал. Массовые формы работы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера, развлекательные программы, спортивные соревнования) используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех осужденных или их значительной части. Интересен опыт проведения различных конкурсов моделирования одежды и головных уборов, художественно-прикладного творчества.

Для проведения воспитательной работы в учреждении имеется необходимая материально-техническая база: клуб, комнаты воспитательной работы в отрядах, библиотека, система кабельного телевидения, студия для создания видеороликов и новостных блоков. Воспитательные мероприятия предусмотрены распо-

рядком дня и являются обязательными для всех осужденных, участие которых в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении их степени исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

Приказом начальника учреждения в каждом отряде создан Совет воспитателей из наиболее подготовленных сотрудников. Воспитательный процесс многогранен, именно в отрядном звене под руководством начальника отряда осужденным разъясняют необходимость получения общего и профессионального образования, правила поведения в быту и на производстве.

В целях стимулирования правопослушного поведения осужденных в учреждении ежеквартально торжественно проводится «Слет передовиков труда» с подведением итогов трудового соревнования среди бригад осужденных. В этот день в колонии поздравляют осужденных, отличившихся добросовестным трудом и хорошим поведением. Памятные подарки получают бригады, занявшие в трудовом соревновании призовые места, и передовики производства. Таковых в учреждении более девяноста человек.

В учреждении созданы все условия для обеспечения трудовой занятости и профессионального обучения осужденных. На выполнение этой задачи нацелен и воспитательный процесс, так как наличие специальности и профессиональных навыков является залогом успешного трудоустройства женщин после освобождения. В ИК-5 можно получить профессию швеи, оператора швейного оборудования, повара. С 1 сентября 2014 года началась подготовка пекарей.

Трудовое воспитание осужденных в настоящее время представляет собой формирование у них трудовых навыков и умений, развитие психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Отрадно, что многие из женщин, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии № 5, постепенно осознают, что честно трудиться - единственно правильный образ жизни. ■

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.