Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ К ЭКСТРЕМИЗМУ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ К ЭКСТРЕМИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
380
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ / ДЕЗОРГАНИЗОВАННОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марьясис Ирина Борисовна, Гончарова Елизавета Михайловна

В ходе рассмотрения психологических особенностей склонности подростков к экстремизму представлены статистические данные по совершенным преступлениям экстремистского характера, описаны механизмы возникновения экстремисткой направленности среди молодежи, проведен анализ экспериментального исследования среди подростков с целью изучения уровня экстремистских настроений среди подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS' PROPENSITY TO EXTREMISM

The article is devoted to the study of the psychological characteristics of the propensity of adolescents to extremism, it presents statistical data on committed crimes of an extremist nature, describes the mechanisms of the emergence of an extremist orientation among young people, analyzes an experimental study among adolescents in order to study the level of extremist sentiments among adolescents.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ К ЭКСТРЕМИЗМУ»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-54-63 NIION: 2018-0077-3/22-173 MOSURED: 77/27-024-2022-03-372

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология Психологические науки

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Психологические особенности склонности подростков

к экстремизму

Ирина Борисовна Марьясис1, Елизавета Михайловна Гончарова2

1 talismm@mail.ru

2 goncharova_e_79@mail.ru

Аннотация. В ходе рассмотрения психологических особенностей склонности подростков к экстремизму представлены статистические данные по совершенным преступлениям экстремистского характера, описаны механизмы возникновения экстремисткой направленности среди молодежи, проведен анализ экспериментального исследования среди подростков с целью изучения уровня экстремистских настроений среди подростков.

Ключевые слова: подростки, экстремизм, молодежная среда, социальные девиации, дезорганизованность, деструктивное поведение

Для цитирования: Марьясис И. Б., Гончарова Е. М. Психологические особенности склонности подростков к экстремизму // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 54-63. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-3 -54-63.

Original article

Psychological features of teenagers' propensity to extremism

Irina B. Maryasis1, Elizaveta M. Goncharova2

1 talismm@mail.ru

2 goncharova_e_79@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the psychological characteristics of the propensity of adolescents to extremism, it presents statistical data on committed crimes of an extremist nature, describes the mechanisms of the emergence of an extremist orientation among young people, analyzes an experimental study among adolescents in order to study the level of extremist sentiments among adolescents.

Keywords: teenagers, extremism, youth environment, social deviations, disorganization, destructive behavior

For citation: Maryasis I. B., Goncharova E. M. Psychological features of teenagers' propensity to extremism // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(3):54-63. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-54-63.

Актуальность темы исследования определяется наличием ряда глобальных проблем, среди которых особе место занимает проблема экстремизма. На рубеже ХХ-ХХ1 веков, политический, националистический и религиозный экстремизм стал обычным проявлением «свободы слова», особенно в подростковой среде. Проявления пропаганды и применения насилия, попытки отдельных медийных личностей и оппозиционных общественных объединений использовать экстремистские методы для достижения определенных целей, находя особый отклик в протестующем сознании подростков.

Так, например, в феврале 2022 года, общество активно обсуждало судебный процесс с участием трех

четырнадцатилетних подростках в городе Канске. Выездная коллегия Восточного окружного военного суда признала виновным и приговорила к пяти годам лишения свободы школьника Никиту Уварова, который хотел взорвать здание ФСБ в Мшесгай [13].

По данным МВД РФ, в январе-декабре 2021 года зарегистрировано 2136 преступлений террористического характера (-8,8 %) и 1057 преступлений экстремистской направленности (+26,9 %). Из них было раскрыто 908 преступлений экстремистского характера (+34 %) и 1094 террористического характера (+20,2 %)'.

1 МВД РФ сообщило о росте на 27 % за год числа преступлений экстремистской направленности // Интерфакс. 2022.

18 января.

© Марьясис И. Б., Гончарова Е. М., 2022

54 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

В этой связи, в феврале 2022 года на расширенной коллегии года МВД В. В. Путин заявил: «Особое внимание следует уделять нейтрализации экстремистов и разного рода радикалов, использующих сеть интернет для разжигания межнациональной и религиозной, и социальной вражды» [14].

Несмотря на незначительную долю зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, рассматриваемая проблема имеет системный характер, поскольку является посягательством на мир и согласие между различными социальными группами (социальными, национальными, религиозными), а так же на политическую стабильность и правовую свободу.

В современной правовой и психологической литературе вопросам определения склонности к экстремизму и его развитию посвящено достаточное количество исследований, среди которых можно выделить диссертацию М. Н. Солнцева «Педагогические условия профилактики подросткового экстремизма в социально-культурной деятельности общеобразовательной школы» [15], где автор предлагает для внедрения авторскую педагогическую программу по предупреждению экстремистских настроений в подростковой среде. Предлагаемая автором программа должна педагогически обеспечивать субъект-субъектное взаимодействие участников профилактики, включая и представителей правоохранительных органов, и педагогов образовательных учреждений, и лидеров Школьных объединений, и Совета родительских комитетов, а также широкого круга специалистов по социально-культурной работе и т. д. Автором предлагается к использованию специальный диагностический инструментарий определения уровня экстремистских настроений подростков - учащихся общеобразовательной школы, позволяющий осуществлять объективную процессуальную оценку процесса профилактики подросткового экстремизма.

Современная дезорганизованность молодежных групп, вызывает внутри сообщества стремления попасть под влияние неформальных организаций/объединений/сообществ, высказывающих противоположные общепринятым (оппозиционные) мнения. Зачастую под влияние экстремистских групп попадают и подростки, не объединенные в молодежные сообщества, пытаясь найти внутри способы самореализации. Такие объединения способствуют формированию у подростков установок, отрицающих многие ценности существующего общества.

В современном обществе наряду с позитивным социокультурным опытом подросток сталкивается и с деструктивным влиянием различных групп и сообществ, может попасть под влияние экстремистской

группировки. Экстремизм как форма радикального (крайнего) отрицания существующих социальных норм и правил со стороны отдельных лиц или групп, представляет существенную угрозу национальной и личной безопасности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, говорится, что стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В настоящее время достаточно развита система нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по профилактике экстремизма:

1. Конституция Российской Федерации [1].

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

3. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» [2].

4. Уголовный кодекс Российской Федерации.

5. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная указом Президента Российской Федерации 2 июля 2021 года № 400 [3].

6. «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», утвержденная Президентом России 28 ноября 2014 года № Пр-2753 [5] и др.

Действующая Стратегия противодействия экстремизму называет экстремизм одной из наиболее сложных проблем современного российского общества и угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Особое внимание в документе обращено на опасность распространения экстремистской идеологии среди молодежи.

Молодое поколение (подростки) в силу своих социально-психологических особенностей, наиболее склонна к различного рода радикальным проявлениям, усиливающимся в периоды наиболее значимых социальных потрясений [11, 18].

При анализе статистических данных по количеству экстремистских преступлений в России, опубликованных на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, возможно проследить следующую тенденцию (рис. 1).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

55

Рис. 1. Статистика преступлений экстремисткой направленности в России [4].

Как видно на диаграмме, количество преступлений экстремисткой направленности огромно. Количество преступлений экстремисткой направленности возрастало в годы, в течение которых страна испытывала кризисы, в моменты которых население претерпевает множество проблем.

Экстремизм сопровождается социальной дезорганизацией населения. Сильнейшее расслоение общества, приводящее к социальному неравенству, лишает людей общих целей и интересов, сплоченности, планов на равноценное будущее, и чем разрозненнее общество, тем, соответственно, проще проникнуть в него хаосу, но опаснее всего, когда экстремистские убеждения поселяются в разумах подростков, которые поглощают любую информацию, порой не осознавая ее опасность.

В ходе анализа источников было установлено, что проявления экстремизма в современном обществе распространены не только среди взрослых, но и среди подрастающего поколения. Особо остро проблема вовлечения подростков в экстремистскую деятельность стоит в подростковом возрасте в силу возрастных особенностей подростков.

Среди особенностей подросткового возраста предопределяющих уязвимость подростка к вовлечению в экстремистскую деятельность следует назвать: - максимализм;

- стремление к взрослости и автономизации от родителей;

- повышенный интерес к интернет коммуникации, наряду с отсутствием навыков безопасного поведения в интернете;

- частое вхождение подростка в различные неформальные течения и группы;

- подражание сверстникам и кумирам;

- стремление к острым ощущениям; отсутствие навыков критичной оценки информации;

- стремление подростков отстаивать собственную позицию, протестовать против общепринятых правил поведения [8].

Оценивая факторы личности и среды в процессе формирования экстремистских установок, Н. Г. Инсарова подчеркивает, что экстремизм среди подростков отличается высокой степенью личностной включенности, сниженной критикой к совершаемому поступку и возможностью повторения подобного поведения. Сами подростки, по оценке исследователей, проступок часто оценивают такое поведение как самостоятельность и «геройство» [12].

Экстремизм и его проявления в молодежной и подростковой среде имеет свои особенности. Среди видов экстремизма, распространенных в подростковой среде, выделяются его формы, связанные с высокой вовлечен-

ностью современного подростка в интернет пространство: распространение информации экстремистского характера (разнообразные публикации, репосты, создание групп, производящих запрещенный контент и др.); организация деятельности деструктивных сообществ сети интернет экстремисткой направленности и др. Как справедливо отмечает М. П. Баранов, экстремизм в киберпространстве лидирует среди видов экстремизма подростков [9].

Рассматривая причины появления экстремизма в России, а также его распространение и развитие приверженности к экстремистскому поведению, необходимо обратиться к правоприменительной практике последних трех лет. Так, в 2020-2021 гг. представители различных национальностей и религиозных конфессий были привлечены к административной и уголовной ответственности за распространение экстремистских материалов. География таких дел отличается разнообразием, это подростки и молодые люди из городов Москвы, Смоленска, Брянска, Самары, Владикавказа, Калуги, Тамбова, Мордовии и др. [6].

В последние годы в ряде регионов России наблюдается увеличение числа смертей в результате насилия со стороны националистически мотивированного насилия. Эти тенденции стремятся использовать представителей партий и движений, которые активно разыгрывают «национальную карту» и пытаются привлечь на свою сторону скинхедов и членов групп футбольных фанатов. Как правило, такие подростки имеют хорошую физическую подготовку и навыки рукопашного боя, в том числе с применением холодного оружия и подручных средств.

2021 год и начало 2022 года, показали массовость влияния на сознание подростков и молодежи различных социальных групп, неформальных молодежных групп «антифашистов», которые включают в себя представителей различных молодежных субкультур (как правило, основанных на общности увлечений музыкой, спортом и так далее). Такие движения, называемые скинхедами или движение «Антифа» в качестве одного из основных видов деятельности называют искоренение фашизма и неонацизма. Однако и их методы такого искоренения, часто носят откровенно экстремистский характер.

Таким образом, возможно сделать следующие выводы, относительно определения основных черт, присущих подростковому экстремизму, как противоправному социальному феномену, направленному на разрушение социальных устоев:

- проявление экстремизма в подростковой среде, чаще всего формируется в маргинальной среде. Где неопределенность собственного положения и будущего двигает неокрепшую психику подростка на изменение сложившихся правил и общественных систем,

- наиболее частые проявления поведения экстремистской направленности встречается в общественных группах и объединениях, у членов которых в подавляющем большинстве проявляется низкая самооценка, имеется ощущение отсутствия индивидуальных прав или набора базовых социальных возможностей,

- экстремистское поведение характерно для подростков и их объединений с «слабым уровнем культурного развития и мировосприятия». Члены таких объединений имеют искаженное представление о целостности системы мироустройства, не воспринимают общественные устои в взаимосвязи с имеющимися благами и удовлетворением насущных потребностей членов общества,

- наибольшая подверженность экстремизму встречается у групп подростков, придерживающихся идеологии насильственного воздействия на систему для достижения собственных целей. Подростки, склонные проявлять агрессию и нетерпимость, чаще других становятся активными членами объединений, имеющих экстремистскую направленность.

К причинам увеличения подросткового экстремизма возможно отнести следующие факторы:

- наличие и усиление определенной социальной напряженности в подростковой и молодежной среде (наличие проблем доступности образовательных средств и средств развития собственных возможностей, «выживание» на рынке труда, усиление проявлений социального неравенства, снижения авторитета органов правопорядка и т. д.),

- значимое снижение уровня и комфорта жизни, подталкивающее подростков (в отсутствие необходимого образовательного уровня или отсутствия трудовых навыков), на путь криминализации собственного поведения,

- негативная трансформация ценностных ориента-ций (вызванных влиянием иностранных средств массовой информации, распространяемой чуждой идеологией, религией). Подрывающее влияние на сознание подростков, оказывают оправдание насилия, терроризма и экстремизма, путем противостояния традиционным нормам поведения, применяемым конституционным установлениям и обязательствам,

- влияние многонационального фактора на общественное устройство страны. Так, значительное количество экстремистки настроенных подростков были подвержены воздействию со стороны «исламского фактора» (проведению пропаганды среди молодежи, исповедующей ислам и т. д.),

- рост национализма и сепаратизма в подростковой среде вызвана влиянием деятельности молодежных националистических движений, которые в разной степени вовлекаются в политические процессы (митинги, демонстрации, флэш-мобы) отдельными социально-политическими (зачастую оппозиционными) силами в деятельность для достижения целей собственных целей,

- использование средств массовой информации, сети Интернет, социальных сетей и мессенджеров в целях трансляции радикальных (экстремистских) взглядов на возможное политическое и социальное устройство государства.

Современное поветрие по проведению несанкционированных протестных акций, шествий, митингов, перфомансов и так далее, особенно интенсивно распространяется в молодежно-подростковой среде.

ЕСКИЕ НАУКИ 57

Как устанавливается правоохранительными органами, значительное влияние на протестные настроения оказывают распространяемые печатные издания, признанные в Российской Федерации иностранными агентами, а также издания с откровенно экстремистскими, националистическими, сепаратистскими материалами [7].

Наиболее существенное воздействие на протестные настроения подростков оказывают такие средства информации как телекоммуникационные сети - Интернет, мессенджеры, телевизионные передачи экстремистского толка и т. д. [16].

При организации работы по профилактике экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1. Социальная общность, представленная молодым населением и подростками, проживающими на территории страны.

2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»).

С целью определения уровня экстремистских настроений среди подростков, мы присоединились к исследованию, проводимому в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.

Выборка составила 130 обучающихся 8, 10 классов.

Использованные методики:

- Опросник Басса-Дарки (в адаптации Л. Г. Поче-

бут);

- Тест «Насколько Вы терпимы?» (О. И. Тушкано-

ва);

- Анкета по изучению ценностных ориентаций и личностных установок несовершеннолетних относительно понятия «экстремизм».

Суммарное количество респондентов за 2019/2020, 2020/2021, 2021/2022 учебные годы составило 330 обучающихся (табл. 1).

Таблица 1

Статистика респондентов исследования, 2019-2022 гг., чел.

№ Учебный год Класс Девочек Мальчики Всего

1 2019-2020 8 38 38 76

2 2019-2020 10 18 8 26

3 2020-2021 8 38 39 77

4 2020-2021 10 8 13 21

5 2021-2022 8 45 47 92

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 2021-2022 10 21 17 38

7 За три года 6 168 162 330

80% 60% 40% 20% 0%

72%

53%

47%

■ осведомлены и правильно понимают I путаются в определении

2019/2020

2020/2021

Рис. 2. Ответы на вопрос «С моей точки зрения, экстремизм - это...», % (2019/2020 - 2020/2021 учебные годы)

52% 51% 50% 49% 48%

51%

1 осведомлены и правильно понимают

¡путаются в определении

2021/2022

Исходя из анализа проведенного опроса, респонденты выделили наиболее опасные, на их взгляд, проявления экстремизма: агрессия, направленная на других людей, отличающихся по половому, национальному, религиозному и иным признакам; противозаконные действия, выраженные в попытке причинения физических страданий лицам, отличающимся от них и т. д.

Динамику можно проследить на рисунках 2 и 3 «С моей точки зрения, экстремизм - это...».

Рис. 3. Ответы на вопрос «С моей точки зрения, экстремизм - это.», % (2021/2022 учебный год)

В результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что настоящее исследование актуально в настоящий период времени, поскольку учащиеся проявляют особенную информированность в данном направлении.

Однако в 2020/2021 учебном году 72 % респондентов не интересовались темой экстремизма, путались в определениях и не могли сформулировать определение понятия. Большинство из опрошенных не ассоциировали проявления экстремизма с уголовно наказуемым или общественно опасным деянием.

Респондентам был задан вопрос: «Насколько остро стоит проблема молодежного экстремизма в России?». Распределение ответов представлено ниже.

2021-2022 учебный год - Достаточно остро. 54 % респондентов указали, что в последнее время все чаще слышат новости о подростковом экстремизме. 28% опрошенных подростков, говорят о том, что слышат новости или получают информацию из иных источников об экстремистских проявлениях, но не считают это серьезной проблемой. Остальные респонденты (18 %), отрицают наличие проблемы подросткового экстремизма в России.

2020/2021 учебный год. - Достаточно остро. 21 % опрошенных подростков сообщает о том, что в последнее время стали чаще получать информацию о различных проявлениях молодежного экстремизма. Для 59 % опрошенных учащихся 8 и 10 классов саратовской средней общеобразовательной школы, тема экстремизма не кажется популярной. По их мнению, в регионе экстремистские настроения появляются, время от времени. Для оставшейся части опрашиваемых (20 %), тема экстремизма в России кажется надуманной и не имеет под собой достаточной фактической подтвержденности.

2019/2020 учебный год. Достаточно остро. Для 23 % старшеклассников тема об остроте проблем

темой. 34 % обучающихся, в ходе проведенного опроса. 20 % не считают проблему молодежного экстремизма и терроризма характерной для России.

Графические данные распределения ответов на вопрос «Насколько остро стоит проблема молодежного экстремизма в России?», можно проследить на рисунках 4 и 5.

экстремизма в регионе проживания стоит достаточно остро. Они или сами сталкивались с проявлениями экстремизма, или слышали об этом от друзей и узнавали из средств массовой информации. 43 % респондентов-подростков утверждают, что для Саратовской области не характерны экстремистские проявления. Они не часто слышат об этом и зачастую не интересуются данной

Достаточно остро - всё чаще слышу о случаях молодёжного экстремизма Время от времени слышу об

акциях экстремистов, но серьёзной проблемой это...

Проблема молодёжного экстремизма и терроризма не характерна для.

Рис. 4. Ответы на вопрос «На Ваш взгляд, насколько остро стоит проблема молодежного экстремизма в России?»

(2019/2020 - 2020/2021 учебные годы)

В 2019/2020 В 2020/2021

Из диаграммы, представленной на рис. 4 видим (по мнению обучающихся), что в настоящее время проблема молодежного экстремизма в России возросла.

Отношение к экстремизму выяснялось посредством предложенных утверждений, которые дали следующие результаты. Определяя отношение подростков к исследуемой проблеме в период с 2019 г. по 2021 г. было определено, что в качестве косвенного вывода на уровне прогноза может выступить следующее определение: «В России в среднесрочной и ближайшей перспективе возможно увеличение экстремистских проявлений в сфере межнациональных отношений в среде подростков и молодежи».

Проведя анализ распределения ответов на предложенные вопросы, нами было установлено, что подростки проявляют наибольшую предрасположенность к ответам о цели экстремизма в подростковой среде к следующим положениям: противозаконные (экстремистские) силовые действия приносят больше вреда, чем пользы (78 %).

По мнению респондентов, утверждающих, что цель оправдывает средства (73 %), молодые люди в возрасте от 16 до 20 лет в большей степени, чем иные группы населения, могут проявлять экстремальные и экстремистские действия (70 %).

На рис. 5 данный вопрос прозрачно прослеживается за последние три года.

Цель оправдывает средства

Жизнь отдельного человека - не самая главная ценность в мире

Силовые методы решения проблемы наиболее эффективны

Противозаконные действия приносят больше вреда, чем пользы

Представители некоторых национальностей лучше, чем другие

Молодые люди (16-20 лет) в большей степени, чем другие группы.

Ради всеобщего блага можно нарушить права отдельной личности

В 2019/2020 в 2020/2021 В 2021/2022

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рис. 5. Согласие респондентов с утверждениями

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Результаты ответа на вопрос «Случалось ли Вам быть свидетелем нетерпимости, по отношению к представителям не славянской внешности?», распределились следующим образом:

- стали свидетелями негативного отношения к представителям не славянской внешности - 42 %,

- выражение нетерпимости проявлялось в: сло-

вестных оскорблениях (39 %), унизительных намеках (40,3 %), физическом насилии (избиении) (24,6 %).

Динамика трансформации наблюдений за проявлениями экстремизма в подростковой среде за 2019/2020, 2020/2021, 2021/2022 учебные годы представлена на рис. 6 и 7.

2019/2020 2020/2021

Рис. 6. Выражение нетерпимости

0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

41% 37%

В

;1%

ш В словесных оскорблениях

в В избиении

и В унизительных намёках

2021/2022

Рис. 7. Выражение нетерпимости (2021/2022 учебный год)

При ответе на вопрос «Если бы в Вашем присутствии стали оскорблять человека за его национальную или религиозную принадлежность, как бы Вы поступили?» респонденты распределились следующим образом:

- 52,3 % встали бы на защиту потерпевшего,

- 22,3 % не стали бы подвергать себя опасности и не вмешались бы в происходящее,

- 19,3 % респондентов затруднились с ответом на поставленной вопрос.

Особую обеспокоенность вызывают ответы на поставленный вопрос о присоединении к нападавшему (3 %).

40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

(2019/2020 - 2020/2021 учебные годы)

При ответе на вопрос «Если бы Вы не стали вмешиваться, то объясните, почему?» ответы за весь период исследования, распределились следующим образом:

- 27,6 % подростков сообщили, что могут пострадать и не к этому не готовы;

- 23,3 % - сочли, что в данной ситуации их помощь окажется бесполезной и бессмысленной;

- 28,6 % опрошенных, в качестве вмешательства в ситуацию агрессии сообщили, что готовы привлечь к оказанию помощи третьих лиц;

- 17 % респондентов объяснили свой отказ в помощи тем, что не готовы оказывать сопротивление незнакомым людям и в целом не собираются вмешиваться в то, что к ним напрямую не относится;

- 4 % подростков объяснили отказ в помощи личной неприязнью.

За исследуемый период (с 2019 по 2022 год) прослеживается общая отрицательная динамика по вопросу оказания помощи человеку/людям, попавшим в ситуации проявления агрессии и насилия. Увеличивающееся количество ситуация «могу пострадать» и «позову на помощь» свидетельствует о том, что дети опасаются за свою жизнь (рис.8).

М 2019/2020

У 2020/2021 У 2021/2022

Могу пострадать, могут убить

Не поможет Личная Позову других Не буду лезть на

неприязнь на помощь незнакомого

Рис. 8. Ответ на вопрос «Если бы Вы не стали вмешиваться, то объясните, почему?»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Исследуя общее отношение подростков к представителям другой национальности в общем виде можно охарактеризовать положительно. Ответы на вопрос о причинах беспокойства по поводу про-

живания в городе представителей иных национальностей распределились следующим образом (респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов) (рис. 9):

50,00% 45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

46,00%

42,00%4,00%

27,50% 27,50%

и 2019/2020 и 2020/2021 и 2021/2022

Рис. 9. Причины беспокойства по проживанию в городе других национальностей.

- фактор отличающейся внешности оказывает влияние на 14,8 % респондентов,

- языковой барьер мешает 12,5 % подростков,

- межрасовое смешение кровей не нравится 95 % опрошенных,

- превалирование лиц иной национальности на руководящих постах и в бизнесе, вызывает отрицательное отношение у 18,3 % подростков,

- непринятие отличной культуры и принципов поведения не нравится 11,3 % опрошенных,

- страх, связанный с угрозой терроризма и иных насильственных действий высказали 14,3 % респондентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог, необходимо отметить, что имеющееся отрицательное отношение к представителям иной национальности и вероисповедания в большинстве случаев связан с отсутствием знаний о культуре и обычаях народа, о неточности сведений об их численности и отношении к представителям коренного населения. Именно указанные факторы определяют необходимость применения профилактических мероприятий, направленных на повышение информированности о культуре, обычаях и особенностях национальных меньшинств, населяющих определенную территорию. Ответы на вопрос о том, «Как Вам представляется Ваше будущее», были получены данные, представленные в динамике за три года (рис. 10).

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

1В жизни у меня всё получится 1Не уверен, что смогу добиться всего, чего хотел бы.

и В жизни так много проблем, что трудно на что-то рассчитывать.

1 Другое

л Открою своё дело И Много вариантов, поэтому я не знаю, как может получиться в жизни дальше

Рис. 10. Ответы на вопрос «Как Вам представляется Ваше будущее?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наблюдается увеличение школьников в уверенности в себе, что у них в жизни все получится. Но и следует отметить, что увеличилось количество детей, которые видят вокруг себя много проблем, с которыми трудно на что-то рассчитывать.

Проведя аналитический анализ данных, полученных в ходе проведения исследования отношения подростков к такому проявлению как «экстремизм», был сделан вывод о необходимости продолжение проведения профилактической работы, направленной на снижение склонности подростков к экстремизму и формировании у старшеклассников толерантного сознания, правового поведения и развития общечеловеческих ценностей.

В этом контексте мероприятия по предотвращению экстремистских проявлений среди молодежи должны быть направлены на молодых людей, жизненная ситуация которых предполагает, что они могут быть включены в сферу экстремистской деятельности. К этим категориям можно отнести: выходцев из социально дезориентированных семей с низким социально-экономическим статусом, отсутствием доступа к образованию, склонные к распространению девиациям (алкоголизм, наркомания, физическое и психологическое насилие); «молодые люди», склонные к безнаказанности и вседозволенности, экстремизму и экстремистскому участию в качестве хобби; дети, подростки, молодые люди, склонные к агрессии, которые знают единственный способ решения проблем - психологическое насилие; подростки с недостаточно развитыми навыками мышления и саморегуляции; носители молодежных субкультур, неформальные групп, ассоциаций и подростки, склонные к отклонению от нормы [10].

При организации профилактической работы учителям образовательных организаций среднего образования, педагогическим работникам образовательных организаций высшего образования, социальным педагогам, сотрудникам правоохранительных органов, всем заинтересованным ведомствам и лицам важно учитывать социально-экономические и психолого-педагогические особенности разных периодов, в которых пребывают подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет [17].

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года: в ред. закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 1 4 мата 2020 года № 1-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (ред. от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 13. Ст. 1127.

3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27. Ч. II. Ст. 5351.

4. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения 20.02.2022).

5. Стратегия противодействия экстремизму Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года № Пр-2753) (ред. от 29.05.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Экстремистские проявления в образовательных организациях Российской Федерации. Мониторинг ситуации // Центр профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации. URL: https://cpeeo.ru/monitoring (дата обращения 08.02.2022).

7. Авдеев Ю. И. Политический экстремизм в современной России. Реформирование России: от мифов к реальности : монография / под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова. М. : ИСПИ РАН, 2001. Том 1.

8. Балашова В. А. Особенности рефлексии проблемы экстремизма в молодежной среде / В. А. Балашова, И. Р. Чернышева // Юридическая психология. 2021. № 3. С. 23-27.

9. Баранов М. П. Экстремизм в киберпространстве: проблемы противодействия и профилактика среди детей и подростков // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2018. № 1 (34). С. 92-94.

10. Добреньков В. Причина молодежного экстремизма в России - вакуум духовного воспитания. URL: http:www.nakanune.ru/articles/13779 (дата обращения: 06.02.2022).

11. Довгяло В. К. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 1. С. 25.

12. Инсарова Н. Г. Факторы личности и среды при формировании экстремистских установок у молодежи // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1. С. 77-84.

13. Микуляк Л. Канского подростка-террориста поставили на учет склонных к экстремизму в СИЗО. URL: https://lenta.ru/news/2022/02/18/kkansk/?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 19.02.2022).

14. Нараева А. Путин заявил о росте числа экстремистских преступлений. URL: https://www.vedomosti. ru/society/articles/2022/02/17/909863 -putin-roste-ekstremistskih (дата обращения 21.02.2022).

15. Солнцев М. И. Педагогические условия профилактики подросткового экстремизма в социально-культурной деятельности общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук. Казань : ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», 2018. 197 с.

16. Филимонов О. В. Экстремистский дискурс в современной информационной среде // Полицейская деятельность. 2016. № 4. С. 102.

17. Халифаева О. А. Особенности проявления креативности в ситуации ролевого конфликта в юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2.

18. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. C. 42.

Bibliographic list

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993: as amended. The Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated 03/14/2020 No. 1-FKZ // Rossiyskaya Gazeta. 1993. December 25.

2. Decree of the President of the Russian Federation of 23.03.1995 № 310 (ed. of 03.11.2004) «On measures to ensure coordinated actions of state authorities in the fight against manifestations of fascism and other forms of political extremism in the Russian Federation»// Collection of Legislation of the Russian Federation.1995, N 13, art. 1127.

3. Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» //Collection of Legislation of the Russian Federation, 05.07.2021, № 27 (Part II), Article 5351.

4. Official website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Portal of legal statistics. URL:http:// crimestat.ru/offenses_chart (accessed 20.02.2022)

5. Strategy of countering extremism in the Russian Federation until 2025 (approved by the President of the Russian Federation on 28.11.2014 № Pr-2753) (ed. from 29.05.2020) // SPS «ConsultantPlus».

6. Extremist manifestations in educational organizations of the Russian Federation. Monitoring the situation // Center for the Prevention of Religious and Ethnic Extremism in educational organizations of the Russian Federation. URL: https://cpeeo.ru/monitoring (accessed 08.02.2022).

7. Avdeev Yu. I. Political extremism in modern Russia. Reforming Russia: from myths to reality: monograph / edited by G. V. Osipov, V. K. Levashov. M. : ISPI RAS, 2001. Volume 1.

8. Balashova, V. A. Features of reflection on the problem of extremism in the youth environment / V. A. Balashova, I. R. Chernysheva // Legal psychology. 2021. No. 3. PP. 23-27.

9. Baranov M. P. Extremism in cyberspace: problems of counteraction and prevention among children and adolescents // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 1 (34). PP. 92-94.

10. Dobrenkov V. The reason for youth extremism in Russia is the vacuum of spiritual education. URL: http:www. nakanune.ru/articles/13779 (date of address: 06.02.2022).

11. Dovgyalo V. K. Prevention of extremism in the youth environment // Vestnik PGGPU. Series No. 3. Humanities and Social Sciences. 2018. No. 1. P. 25.

12. Insarova N. G. Factors of personality and environment in the formation of extremist attitudes among young people // Psychological science and education. 2014. Vol. 6. No. 1. PP. 77-84.

13. Mikulyak, L. Kansky, a teenage terrorist was put on the register of those prone to extremism in a pre-trial detention center. URL: https://lenta.ru/news/2022/02/18/ kkansk/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (accessed 19.02.2022).

14. Narayeva A. Putin announced an increase in the number of extremist crimes. URL: https://www.vedomosti. ru/society/articles/2022/02/17/909863 -putin-roste-ekstremistskih (accessed 21.02.2022).

15. Solntsev, M. I. Pedagogical conditions for the prevention of adolescent extremism in the socio-cultural activities of secondary schools: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Kazan : Kazan State Institute of Culture, 2018. 197 p.

16. Filimonov O.V. Extremist discourse in the modern information environment // Police activity. 2016. No. 4. P. 102.

17. Khalifaeva O. A. Features of creativity in the situation of role conflict in adolescence // Psychological science and education. 2017. Volume 22. No. 2.

18. Zubok Yu. A., Chuprov V. I. Youth extremism. The essence and features of the manifestation // Sociological research. 2008. No. 5. P. 42.

Информация об авторах И. Б. Марьясис - кандидат психологических наук, доцент; Е. М. Гончарова - кандидат психологических наук.

Information about the authors I. B. Maryasis - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor; E. M. Goncharova - candidate of psychological sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.05.2022; одобрена после рецензирования 12.06.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 30.05.2022; approved after reviewing 12.06.2022; accepted for publication 15.08.2022.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.