Актуальные проблемы молодёжного экстремизма: юридический анализ, современные способы противодействия
Алхастов Алихан Муслимович,
аспирант, кафедра конституционного и международного права, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина (РАНХиГС) E-mail: [email protected]
В современном мире экстремизм является одним из действенных инструментов, влияющих на геополитику и имеет различные сферы влияния. В последние годы скорость распространения экстремистской идеологии в молодёжной среде значительно увеличилась. Причина роста экстремистского поведения среди молодёжи низкий маргинальный статус. Де-виантное поведение молодых людей обусловлено проблемами в самореализации и в социальной дифференциации, отсутствием личного материального благополучия, нормальных жилищно-бытовых условий, условий проведения свободного времени, досуга, возможностей трудоустройства, влиянием СМИ и т.д. Таким образом, социальная девиация, со временем, порождает у юношей и девушек пренебрежение к действующим в обществе нормам поведения.
В статье сформулированы предложения по реализации мер, нацеленных на борьбу с молодёжным экстремизмом, в том числе говорится о необходимости развития социально-контрольных механизмов со стороны государства. Обосновывается необходимость развития мероприятий в данном направлении, а также предлагаются некоторые пути решения имеющихся проблем по избранной проблематике.
Ключевые слова: государство, молодёжь, молодёжный экстремизм, законодательство, экстремизм, профилактика.
S2
см
В современном мире угрозы национальным интересам и безопасности человека обсуждаются не только на научных площадках и форумах, заботят первых лиц государств, но и вызывают неоднозначную реакцию у различных представителей социума. Проблема профилактики противодействия экстремизму, граничащему с преступлениями террористического характера в нынешней политической ситуации приобрела максимально актуальный характер. В условиях глобализации и стремительных политических процессов важно сохранить баланс в отношениях «общество - государство». Как известно, будущее любой сильной державы находится в руках молодого, амбициозного, здравого в моральном и физическом плане поколения. Российская молодёжь - это потомки, родившееся и сформировавшееся в период коренных преобразований в нашей стране. Сегодня, в связи с военной ситуацией на Украине в СМИ всё чаще можно услышать о вовлечении в ряды неонацистов молодых людей, готовых совершать жестокие расправы над мирным населением и военнослужащими. Военная подготовка и воспитание, направленное на разжигание ненависти к России - современные реалии, на которых базируется идеология новоиспечённых молодых экстремистов в некогда братком государстве. Среди учёных существует единое мнение о том, что экстремистки настроенные молодые люди, подпитанные социальной несправедливостью, несогласием с политическим режимом, сталкивающиеся с беззаконием и просто склонные к агрессивному поведению в дальнейшем легко вливаются в ряды террористических группировок. Поэтому сейчас как никогда со стороны государства должны быть активированы все инструменты и способы превентивного характера, которые способны остановить молодых людей от совершения таких серьёзных преступлений, как экстремизм и терроризм.
Молодёжная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той уязвимой частью общества, в которой наиболее стремительно происходит накопление и реализация негативного про-тестного потенциала. Справедлива точка зрения Н.Б. Бааль в том, что «экстремизм является практической деятельностью с использованием крайних, преимущественно насильственных средств политической борьбы. Люди, исповедующие экстремистские взгляды, принадлежат главным образом к радикальным и запрещённым организациям. Этот феномен в любой форме может идентифицироваться как фашизм, этнорелигиозный радика-
лизм, захватывающий общество постепенно и всеобъемлюще» [4].
Благодатной почвой для возникновения экстремистских настроений является обострение межнациональных и межэтнических конфликтов в молодёжной среде. Нестабильное состояние институтов семьи и образования обостряют проблему борьбы с молодёжным экстремизмом. Надо сказать, что институту семьи требуется уделять наиболее пристальное внимание со стороны социальных служб и инстанций. Набирающий обороты экономический кризис порождает напряжённость, провоцирует на агрессию, и в целом вызывает массовые негативные эмоции у неокрепших молодых умов, готовых идти на крайние противозаконные меры ради собственного блага. В век потребительского отношения к окружающему миру молодёжь ставит во главу угла материальные ценности, собственное благополучие и иногда благополучие своей семьи. Ради своих политических убеждений молодёжь способна совершать любые противоправные действия, оправдывая подобное поведение собственным мнением. Благодаря оперативной реакции сотрудников правоохранительной системы и специальных служб удаётся предотвратить значительные потери среди мирного населения. Так, в мае текущего 2022 года ученик колледжа г. Твери готовился совершить теракт во время празднования Дня Победы. Будучи приверженцем экс-тремисткой идеологии националистического характера, испытывал неприязнь к представителям «не белой расы».
Идеология экстремизма набирает силу в виртуальном пространстве. Причиной увеличения числа экстремистов в России можно считать излишне свободный интернет, продвижение западных либеральных ценностей, коронавирус, трудовых мигрантов, коррупцию местных властей, своеволие, пробелы воспитания и недостатки в деятельности социальных институтов, учебных заведений. Количество осуждённых за экстремизм в России в 2021 году увеличилось с 325 человек до 606 человек. Согласно данным приведённым Министерством внутренних дел РФ, «за 2021 год было зарегистрировано 1057 преступлений экстремистской направленности, что на 27% больше, чем годом ранее. В основном их раскрывали сотрудники министерства внутренних дел (567 преступлений, рост на 13%). Почти двойной прирост выявленных преступлений произошёл благодаря сотрудникам ФСБ (437 преступлений, рост на 48,6%)» [7]. Молодежный экстремизм - для Российской Федерации явление сравнительно новое, молодёжные группы, активно отстаивающие свою гражданскую позицию и взгляды заметно прогрессируют. Возраст молодых экстремистов противоположно разный, но как правило он не превышает 30 лет, в ряды неформальных экстремистских группировок вступают и несовершеннолетние. Как уже отмечалось ранее, молодые люди, не имеющие конструктивно-правильной гражданской позиции и неспособные мыслить самостоятельно в большинстве случаев
попадают под влияние различного рода экстремистских организаций.
В сложившейся ситуации представляется правильным сосредоточиться на правовых механизмах предупреждения и профилактики экстремист-кой деятельности молодёжи. 25 июля 2002 года в России вступил в силу Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2], это важнейший этап в формировании национального антиэкстремистского законодательства. На сегодняшний день это базовый правовой источник, регламентирующий основы государственной политики в области борьбы с экстремизмом на территории Российской Федерации. В мае 2020 года Президент Российской Федерации подписал Указ в котором сформулированы приоритетные направления государственной политики России в сфере противодействия экстремизму до 2025 года. Обращаясь к правоохранителем и представителям власти на федеральном и региональном уровнях глава государства всегда акцентирует внимание на молодёжи. Эффективность молодёжной политики проявляется в обеспечении устойчивого роста количества молодых людей, ориентированных на позитивную активность, разделяющих национальные и общечеловеческие нравственные ценности. Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» целью государственной политики является: «формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям» [3]. Как известно экстремизм в своих проявлениях весьма многообразен. В нашей стране в последние годы наблюдается рост националистических, политически враждебных настроений среди молодёжи. Профилактика экстремизма невозможна без целенаправленной работы по формированию межнациональных отношений в молодёжной среде. Значительная часть экстремистских проявлений в молодёжной среде происходит на межнациональной и религиозной почве. В последнее время экстремистские настроения значительно усилились и в студенческой среде. В действующем законодательстве в сфере борьбы с молодёжным экстремизмом обозначены цель и задачи согласно которым государственные органы власти, работники социальной сферы, образовательных учреждений и учреждений культуры обязаны осуществлять профилактическую работу с молодым поколением. Полагаем, что корни молодёжного экстремизма кроются гораздо глубже, на уровне неустойчи- р вого психоэмоциального состояния. Нередко обе- Д спеченные материально, обучающиеся в престиж- Ч
т
ных учебных заведениях молодые люди вступают К в ряды экстремистских группировок по своим соб- ё ственным религиозным или, наоборот атеистиче- у ским, политическим, ксенофобским убеждениям А
и совершают тяжкие и особо тяжкие преступления. Кроме того, отбывшие наказания за подобные преступления совершают их повторно и редко раскаиваются в содеянном. Очевидно, что профилактика молодёжного экстремизма становится основным методом борьбы с распространением самой идеологии экстремизма, так как только воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности способны дать наилучшие результаты.
Искоренить экстремизм среди молодёжи только посредством ужесточения мер государственного принуждения не представляется возможным. С каждым из них целесообразно вести конструктивные диалоги, использовать те же методы убеждения, по подобию лиц, вовлекающих их в экстремистскую деятельность. Со стороны государства такая обязанность вменена образовательным учреждениям, однако, нужно понимать, что экстремизм явление коварное и прогрессирующее во многом, зависящее от настроения потенциального экстремиста. Результативность профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Психологическая помощь иногда оказывает гораздо больший эффект, нежели чем угрозы быть наказанным, отчисленным, отвергнутым, изгнанным, непонятым. Научное сообщество считает, что именно в отношении молодёжи метод репрессий должен применяться в последнюю очередь. При работе с молодёжью необходимо учитывать специфику различных субкультур и неформальных организаций, а также оценивать их потенциальную опасность. Регулярные беседы о пагубности экстремизма в кругу семьи, в учебных заведениях, в рамках научных мероприятий, акций, приуроченных к борьбе с экстремизмом возымеют своё действие. С группами, у которых уже сформировано экстремистское мировоззрение профилактическая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке. В таких случаях социальным педагогам и в целом представителям системы образования нужно, используя свой профессионализм руководствоваться индивидуальными, нестандартными методами работы с подопечными.
Полагаем, что в равной степени ответственность за деяния экстремистского характера лежат и на семье правонарушителя. Институт семьи играет важную роль в минимизации криминогенных ситуаций. Многие преступления, совершённые молодыми преступниками, обусловлены дефектами семейного воспитания, дисфункциями семьи. Анализ судебной практики также показывает, что, как правило отбывают наказание за преступления экстремистского характера юноши и девушки из так называемых неблагополучных семей или воспи-^ танные в государственных учреждениях социальна ного характера, детских домах. Кроме того, многие й их них на момент совершения преступления стоят еЗ на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетии них, наркодиспансерах или привлекались за адми-
нистративные правонарушения, связанные с нарушением правил общественного правопорядка, либо понесли административное и уголовное наказание по мотивам ненависти и вражды по отношению к лицам кавказской, азиатской, цыганской национальности, в том числе это и правонарушения, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Семья, в которой прививается неприязнь к лицам другой веры и поддерживается нацистская идеология является благодатной почвой для формирования ксенофобских взглядов. Подростки чаще всего поддерживают идеи взрослых, которые разделяют расистские и крайне экстремистские взгляды. Грубость и жестокость родителей могут сформировать внешне послушного и исполнительного человека, который на уровне подсознания имеет колоссальный заряд обиды и агрессивности.
Стоит отметить, в числе действенных мер профилактики экстремизма в молодёжной среде следует считать организацию досуга молодёжи. Развитие спорта, в том числе строительство спортивных залов, иная организация досуга, где молодёжь сможет направить свою энергию в нужное русло должно быть гарантировано со стороны государства, органов местного самоуправления. Необходимо развивать молодежные общественные организации, пишет А.Б. Храмцов, «молодежные организации следует использовать как канал борьбы с экстремизмом, обеспечения занятости молодежи, организованного досуга, противодействия трудностям жизни» [7]. Самореализация в творчестве, спорте, науке, музыке, искусстве значительно снижает риски вовлечения молодёжи в экстремистскую деятельность, обладает огромным воспитательным потенциалом. Большой популярностью среди молодёжи пользуются модные, зачастую не так давно возникшие виды досуга, создающие альтернативу антисоциальным экстремистским группировкам. Основной профилактической задачей молодёжного экстремизма, как и прежде видится выявление и предупреждение совершения преступлений экстремистского характера.
Примечательно, что антиэкстремисткое законодательство России за последние три года менялось в части именно националистических угроз распространения экстремизма. Статистика в свою очередь говорит о том, что среди молодёжи число группировок националистического толка выросло в два раза. Как известно, в России законодательство об иностранных агентах в течение 2021-2022 годов интенсивно подвергалось изменениям. Это связано с тем, что в мировой сети Интернет российская молодёжь подпадает под влияние иностранных СМИ, настроенных антироссий-ски, поэтому некоторые иностранные юридические и физические лица признаны в нашей стране иностранными агентами. Термин «иностранные СМИ -иностранные агенты» содержится в ст. 6 Закона Российской Федерации № 2124-1 и таковыми могут быть признаны «иностранные средствами мас-
совой информации, выполняющие функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников» [1]. Роском-надзор осуществляет проверку материалов, размещённых в сети Интернет на предмет пропаганды оправдания экстремизма, призыва к свержению власти и проч. Такие правила не распространяются на студентов, волонтёров, молодых людей, состоящих в молодёжных организациях и в патриотических движениях. Инагенты обязаны предоставлять в Минюст России сведения не только о членах организации, но и о работниках НКО-инагенте. Изначально согласно проекту поправок в законодательство о СМИ предполагалась, что правила об иностранных агентах коснутся только отдельных медийных лиц, тем не менее, сейчас очевидно, что иностранным агентом может быть признан любой журналист, эксперт, блогер. Корректировку закона о СМИ исходя из логики его содержания, скорее, можно назвать способом борьбы и мерой профилактики экстремизма, в том числе в молодёжной среде. Следует согласиться с мнением Н.Г. Канун-никовой о том, что «получивший широкое распространение в последние годы молодежный экстремизм, исследованию противодействия которому посвящено множество научных работ, до настоящего времени не получил единого понимания ни среди представителей юридической доктрины, ни среди политологов. Не вносит ясности и законодатель, не закрепляя дефиниции исследуемого понятия, хотя неоднократно упоминает в нормативных правовых актах, в том числе стратегического характера, о рассматриваемом явлении» [5].
Статьёй 54 Федерального закона «О СМИ» запрещено распространять продукцию зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации, если таковая содержит сведения экстремистского характера. Такие правила распространяются и на граждан Российской Федерации. Если речь идёт о материалах, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, об экстремистских материалах, а также о материалах, пропагандирующих культ насилия и жестокости, материалах, содержащих нецензурную брань, то в таких случаях применяют меры уголовно-правового воздействия. Подростковый экстремизм в контексте привлечения в уголовной ответственности отличают определённые трудности, потому как в экстремистские преступные группировки опытными вербовщиками могут быть вовлечены и лица, не достигшие возраста уголовной ответственности. Очевидно, что большинство мер по борьбе с экстремизмом в нашем государстве носят репрессивный характер. Министерство юстиции Российской Федерации не-
однократно выступало с инициативой ужесточить меры по некоторым статьям Кодекса об административных правонарушениях в части увеличения сроков, их продления по некоторым видам административного наказания. Представляется, что такая инициатива вполне оправдана, так как согласно нормам административного законодательства правонарушения в сфере экстремисткой деятельности считаются малозначительными и не являются грубыми. Вполне очевидно каковы их пагубные последствия для общества. Ответственность за такие правонарушения должна была соразмерна причиненному вреду.
Реализация стратегических целей государства в вопросах минимизации преступлений экстремистского толка среди молодого поколения подразумевает «стабилизацию общественно-политической ситуации в стране, сокращение случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, повышение уровня общественной безопасности, укрепление межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, развитие духовного и гражданского единства многонационального народа Российской Федерации» [8]. Российское антиэкстремистское законодательство содержит стратегические цели и в ряде других нормативно-правовых актов.
Таким образом, масштабы проявлений экстремизма в современном мире ставят перед социальной, законодательной и правоприменительной практикой трудноразрешимые задачи. Ряд стран, в том числе и Россия, столкнулись с проблемой недостаточности, фрагментарности законодательной базы в сфере борьбы с экстремизмом, очевидно, что в одиночку с мировым злом под названием экстремизм державам не справиться. Не имеет смысла решать экономические, социальные, политические вопросы, не спросив представителя нации, этнической общности, конфессии о его предпочтениях, взглядах, нуждах. Необходимо учитывать особенности быта, традиции, обычаи, культуру наций, населяющих наше государство. Только заботливое отношение к обществу, конкретной личности может искоренить все негативные явления, происходящие в многополярном мире. Социальное неравенство, религия, и навязанные политические взгляды не должны и не могут быть инструментом противостояния, призывать к насилию, массовым убийствам, разрушению. Думается, что в текущем законодательстве должны быть обозначены стратегические цели борьбы с молодёжным экстремизмом националистического характера. Важно оптимизировать процесс унификации и гармонизации законодательств государств, что позволит устранить препятствующие факторы правового характера, сформировать единые подходы к основам по- р литики государств в сфере противодействия моло- ИД дёжному экстремизму. Ч
т
В заключение, хотелось отметить, что реше- К ние проблем молодёжного экстремизма требу- ё ет реализации целого комплекса мероприятий у результатом, которых станет устранение причин А
и факторов, способствующих развитию такого негативного явления. Не стоит в борьбе с молодёжным экстремизмом прибегать только к крайним радикальным мерам, недооценивать важность социальных институтов и прочих инструментов воздействия на сбившихся с правильного пути молодых экстремистов. Изучение и поиск путей решения проблемы молодёжного экстремизма приобрело в настоящее время особенно значимый и неотложный характер. Основная проблема состоит в том, что молодые люди попросту не осознают тяжесть последствий как для окружающих, так и для самих себя. Очевидно, чтобы борьба со всеми проявлениями экстремистского толка в молодёжной среде не является проблемой одного государства, потому как экстремизм паразитирует все институты гражданского общества. Именно поэтому борьба с этим явлением на международной уровне должна носить консолидированный характер. Пора декларативных документов и заявлений давно должна уйти в прошлое. Общество ждёт конкретных действий и комплекса мер, направленных на стабилизацию политического, экономического и социального уклада.
Литература
1. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; 2021. № 24. Ст. 4188.
2. Федеральный закон от 25.07.2002 года № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; 2021. № 27. Ст. 5108.
3. Федеральный закон от 30.12.2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 1. Ст. 28.
4. Бааль Н.Б. Экстремизм как угроза национальной безопасности государства // Российский следователь. 2020. № 12. С. 43-47.
5. Канунникова Н.Г. К вопросу об административно-правовых средствах противодействия молодежному экстремизму в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2022. № 3. С. 61-63.
6. Храмцов А.Б. Профилактика экстремизма и обеспечение межконфессионального согласия как направление работы органов государственной власти и общественных объединений в субъектах России (опыт Тюменской области) // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 1. С. 17-21.
сч см о см I—
7. Экстремизм в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 19.05.2022).
8. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) (ред. от 29.05.2020) // Документ опубликован не был. СПСКонсультант (дата обращения: 19.05.2022).
ACTUAL PROBLEMS OF YOUTH EXTREMISM: LEGAL ANALYSIS, MODERN METHODS OF COUNTERACTION
Alkhastov A.M.
Volga Region Institute of Management named after P.A. Stolypin (RANEPA G. Moscow)
In the modern world, extremism is one of the most effective tools influencing geopolitics and has various spheres of influence. In recent years, the rate of spread of extremist ideology among young people has increased significantly. The reason for the growth of extremist behavior among young people is a low marginal status. Deviant behavior of young people is caused by problems in self-realization and social differentiation, lack of personal material well-being, normal living conditions, conditions for spending free time, leisure, employment opportunities, the influence of the media, etc. Thus, social deviation over time generates in boys and girls disregard for the norms of behavior in society.
The article formulates proposals for the implementation of measures aimed at combating youth extremism, including the need for the development of social control mechanisms on the part of the state. The necessity of the development of measures is justified.
Keywords: state, youth, youth extremism, legislation, extremism, prevention.
References
1. Law of the Russian Federation of December 27, 1991 No. 2124-1 (as amended on July 1, 2021) "On the Mass Media" (as amended and supplemented, effective from March 1, 2022) // Vedomosti SND i RF Armed Forces. 1992. No. 7. Art. 300; 2021. No. 24. Art. 4188.
2. Federal Law No. 114-FZ of July 25, 2002 (as amended on July 1, 2021) "On counteracting extremist activity" // SZ RF. 2002. No. 30. Art. 3031; 2021. No. 27. Art. 5108.
3. Federal Law of December 30, 2020 No. 489-FZ "On Youth Policy in the Russian Federation" // SZ RF. 2021. No. 1. Art. 28.
4. Baal N.B. Extremism as a threat to the national security of the state // Russian investigator. 2020. No. 12. P. 43-47.
5. Kanunnikova N.G. On the issue of administrative and legal means of countering youth extremism in the Russian Federation // Administrative law and process. 2022. No. 3. P. 61-63.
6. Khramtsov A.B. Prevention of extremism and ensuring interfaith harmony as a direction of work of state authorities and public associations in the constituent entities of Russia (the experience of the Tyumen region) // State power and local self-government. 2021. No. 1. P. 17-21.
7. Extremism in Russia [Electronic resource]. URL: https://www. tadviser.ru/index.php (date of access: 05/19/2022).
8. Strategy for countering extremism in the Russian Federation until 2025, approved. President of the Russian Federation on November 28, 2014 No. Pr-2753) (as amended on May 29, 2020) // The document was not published. SPSConsultant (date of access: 05/19/2022).