Научная статья на тему 'Дети и молодежь как объект киберэкстремизма'

Дети и молодежь как объект киберэкстремизма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремизм / молодежный экстремизм / преступления экстремистской направленности / информационно-телекоммуникационные сети / Интернет / компьютер / мобильная телефония / школьники / кадеты / студенты / курсанты / опрос / анкетирование / профилактика / меры предупреждения / extremism / youth extremism / extremist crimes / information and telecommunication networks / Internet / computer / mobile telephony / schoolchildren / cadets / students / cadets / survey / questionnaire / prevention / preventive measures

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Василий Васильевич Бычков

Приводятся результаты анонимного анкетирования школьников, студентов гражданских вузов, кадетов и курсантов вузов в системе МВД России и СК России, проведенного Московской академией Следственного комитета Российской Федерации в рамках научного исследования по теме «Противодействие преступлениям экстремистской направленности, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета». Определена степень компьютерной грамотности детей и молодежи. Проанализировано влияние киберэкстремистов на опрошенных, их возможность вовлечения в деяния экстремистского характера и отношение к экстремистским деяниям, совершаемым с использованием Интернета и мобильной телефонии. Сформулированы меры профилактики молодежного экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Василий Васильевич Бычков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children and youth as an object of cyber extremism

The results of an anonymous survey of schoolchildren, students of civil universities, cadets and cadets of universities in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the IC of Russia conducted by the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation as part of a scientific study on the topic «Countering extremist crimes committed using information and telecommunications networks, including the Internet» are presented. The degree of computer literacy of children and youth is determined. The influence of cyber-extremists on the respondents, their possibility of involvement in acts of an extremist nature and attitude to extremist acts committed using the Internet and mobile telephony are analyzed. Measures for the prevention of youth extremism are formulated.

Текст научной работы на тему «Дети и молодежь как объект киберэкстремизма»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-48-53 NIION: 2003-0059-3/22-279 MOSURED: 77/27-003-2022-03-478

Дети и молодежь как объект киберэкстремизма

Василий Васильевич Бычков

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Москва, Россия,

bychlcov_vasilij@bk.m

Аннотация. Приводятся результаты анонимного анкетирования школьников, студентов гражданских вузов, кадетов и курсантов вузов в системе МВД России и СК России, проведенного Московской академией Следственного комитета Российской Федерации в рамках научного исследования по теме «Противодействие преступлениям экстремистской направленности, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета». Определена степень компьютерной грамотности детей и молодежи. Проанализировано влияние киберэкстремистов на опрошенных, их возможность вовлечения в деяния экстремистского характера и отношение к экстремистским деяниям, совершаемым с использованием Интернета и мобильной телефонии. Сформулированы меры профилактики молодежного экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм, молодежный экстремизм, преступления экстремистской направленности, информационно-телекоммуникационные сети, Интернет, компьютер, мобильная телефония, школьники, кадеты, студенты, курсанты, опрос, анкетирование, профилактика, меры предупреждения

Для цитирования: Бычков В. В. Дети и молодежь как объект киберэкстремизма // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 48-53. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-48-53.

Original article

Children and youth as an object of cyber extremism

Vasily V. Bychkov

Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Moscow, Russia,

bychkov_vasilij@bk.m

Abstract. The results of an anonymous survey of schoolchildren, students of civil universities, cadets and cadets of universities in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the IC of Russia conducted by the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation as part of a scientific study on the topic «Countering extremist crimes committed using information and telecommunications networks, including the Internet» are presented. The degree of computer literacy of children and youth is determined. The influence of cyber-extremists on the respondents, their possibility of involvement in acts of an extremist nature and attitude to extremist acts committed using the Internet and mobile telephony are analyzed. Measures for the prevention of youth extremism are formulated.

Keywords: extremism, youth extremism, extremist crimes, information and telecommunication networks, Internet, computer, mobile telephony, schoolchildren, cadets, students, cadets, survey, questionnaire, prevention, preventive measures

For citation: Bychkov V. V. Children and youth as an object of cyber extremism. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):48-53. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-48-53.

В Российской Федерации с начала XXI в. фиксируется усиление экстремистских проявлений. С 2004 по 2017 гг. количество преступлений экстремисткой направленности увеличилось почти в 12 раз — со 130 до 15211. В 2018 г. было отмечено некоторое снижение — до 1265, а в 2019 г. этот показатель еще

© Бычков В. В., 2022

больше сократился, в связи с декриминализацией впервые совершенных деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 282 УК РФ, — до 585. Однако последние годы

1 Здесь и далее информация с официального сайта МВД России // URL://https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics.

JURISPRUDENCE

опять фиксируется тенденция увеличения количества этих преступлений: если в 2020 г. было зафиксировано 833 преступления [4], то в 2021 г. — уже 1057.

В последние годы отмечается резкий рост совершения преступлений данного вида с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и мобильной телефонии [5].

В стране в результате всеобщей компьютеризации на начало 2021 г. количество интернет-пользователей составило 124 млн (118 на начало 2020 г.) или 86 % граждан2. При этом численность аудитории социальных сетей составила 99 млн пользователей (70 на начало 2020 г.) — 53 % от всего населения страны. В январе 2021 г. насчитывалось 228,6 млн мобильных устройств с выходом в Интернет. Количество мобильных подключений по отношению к общей численности населения России составило 156,7 %. При этом у многих людей более одного мобильного устройства с выходом в Интернет, поэтому количество мобильных подключений может превышать 100 % от общей численности населения.

Цифровизация населения привела к быстрому росту преступности с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий. Если в 2017 г. было отмечено 90,587 преступлений данного вида, то в следующем, 2018 г. — уже 174,674 (рост 92,8 %), в 2019 г. — 294,409 (увеличение на 68,5 %), в 2020 г. — 510,396 (+42,4 %), в 2021 г. — 517,722 (+1,4 %); т. е., за пять лет произошел рост преступности данного вида более чем в пять раз. Растет и количество выявленных лиц, совершивших данные преступления: в 2018 г. — 24 002 человек, в 2019 г. — 44 148 (рост 84 %), в 2020 г. — 65,665 (+48,7 %), в 2021 г. — уже 86,696.

К сожалению, противодействие экстремистским проявлениям до настоящего времени остается неэффективным. А в последние годы сложность борьбы с данным явлением усугубляется все большим вовлечением в эту противоправную деятельность детей3 и молодежи4, при этом с использованием экстремистами Интернета и мобильной телефонии.

Ни у кого не вызывает сомнения, что эффективность противодействия экстремизму и, в частности, преступлениям экстремистской направленности, повысится в случае устранения подпитывающей их базы из числа подростков и молодежи [2; 10; 7; 1, с. 147; 8; 9].

Одной из целей молодежной политики является формирование системы нравственных и смысловых

ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям5.

При этом для достижения целей государственной молодежной политики необходимо решить приоритетные задачи по системной поддержке программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями; по созданию условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам6.

А одним из основных направлений реализации молодежной политики является обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, профилактика и предупреждение проявлений экстремизма в деятельности молодежных объединений7.

Выработка мер профилактики детско-молодеж-ного экстремизма будет более плодотворна, если основана на анализе владения детьми и молодыми людьми информации в данной сфере.

В рамках научного исследования по теме «Противодействие преступлениям экстремистской направленности, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета», проводимого Московской академией

2 Здесь и далее: Интернет и соцсети в России в 2021 г. — вся статистика // URL://https://www.web-canape.ru/busmess/mter-net-i-socseti-v-rossii-v-2021 -godu-vsya-statistika.

3 Социально-демографическая группа лиц в возрасте до 14 лет (Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р // СЗ РФ. 2014. № 50. Ст. 7185).

4 Молодежь, молодые граждане — социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 1 (ч. I). Ст. 28).

5 Пункт 5 ст. 4 Закона о молодежной политике.

6 Основы государственной молодежной политики.

7 Пункт 2 ст. 6 Закона о молодежной политике.

Следственного комитета Российской Федерации, осуществлено анонимное анкетирование детей и молодежи страны.

В анкетировании приняли участие 1206 детей и молодых людей: школьники, с 4 (10-11 лет) по 11 класс, студенты гражданских вузов, кадеты и курсанты вузов МВД и СК России из городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Сочи, Екатеринбурга, Челябинска, Оренбурга, Новосибирска, Хабаровска.

В возрастном отношении: до 14 лет — 5 %, от

15 до 18 лет — 40 %, от 19 до 25 лет — 54 %, свыше 25 лет — 1 %. Из которых: школьники — 5 %, кадеты — 25 %, студенты гражданских вузов — 26 % и курсанты правоохранительных вузов — 44 %. Школьники: 5 класс — 5 %, 6 — 0,5 %, 7 — 2,5 %, 8 — 9 %, 9 — 15 %, 10 — 29 %, 11 класс — 39 %. Студенты и курсанты: 1 курс — 21 %, 2 — 31 %, 3 — 22 %, 4 —

16 %, 5 курс — 10 %.

Почти у всех опрошенных детей и молодых людей имеется в наличии компьютер (92 %). При этом подавляющее большинство из опрошенных не умеют составлять компьютерные программы (85 %), а компьютер используется в основном для учебы (95 %) и поиска информации (89 %). Чуть больше половины опрошенных используют его для отправки-получения информации и материалов на электронную почту (67 %) и переписки (с друзьями, одноклассниками, одногрупп-никами и др. — 62 %). Менее половины — для заказов (товаров, продуктов, услуг — 43 %) и игр (39 %).

Больше трети знают, что такое информационно-телекоммуникационные сети (79 %) и свой мобильный телефон используют как компьютер (77 %).

Большинство знают, что такое поисковые системы, социальные сети и мессенджеры, умело ориентируются в них.

Чаще всего используются поисковые системы: Яндекс (89 %) и Google (85 %). Незначительным количеством опрошенных используются и другие системы: Научная электронная библиотека eLIBRA-RY.RU (19 %), Поиск@Май.т (13 %), Академия Google (Google scholar) (4 %) и Yahoo! (2 %).

Такими же поисковыми системами, со слов опрошенных, пользуются их друзья (одноклассники, однокурсники): Google (72 %), Яндекс (71 %), Поиск@Май.ги (6 %), Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (4,5 %), Академия Google (Google scholar) (2 %) и Yahoo! (1,5 %).

В ходе пользования компьютеров чаще всего обращаются к следующим иностранным социальным сетям: WhatsApp (91 %), YouTube (87 %), Instagram (79 %), TikTok (52 %), Facebook (16,5 %), Twitter (14,5 %), Facebook Messenger (4 %) и Weixin/WeChat (1,5 %).

Таким же иностранным социальным сетям, со слов опрошенных, отдают предпочтение их друзья (одноклассники, однокурсники) с небольшой разницей: Instagram (74 %), YouTube (73,5 %), WhatsApp (65 %), TikTok (59,5 %), Facebook (16 %), Twitter (12,5 %) и Facebook Messenger (4 %).

Из отечественных чаще используют социальную сеть ВКонтакте (Vkontakte.ru, vk.com) — 95 % и незначительно: Одноклассники (odnoklassniki.ru) — 8 %, МойМир@Mail.ru — 8 % и MoiKrug (Яндекс) — 2 %.

Аналогичная картина по пользованию отечественными социальными сетями их друзей (одноклассников, однокурсников) — ВКонтакте (Vkontakte.ru, vk.com) — 86 %, Одноклассники (odnoklassniki.ru) — 8 %, МойМир@Mail.ru — 4 % и MoiKrug (Яндекс) — 1,5 %.

Относительно мессенджеров в подавляющем большинстве дети и молодежь используют WhatsApp (92 %), несколько больше половины пользуются Telegram (67 %), треть опрошенных — Viber (26,5 %) и незначительное количество — Skype (10 %), Face-book Messenger (4 %), Mail.Ru Агент (3,5 %) и Ян-декс.Мессенджер (3 %).

Аналогичное соотношение по использованию мессенджеров их друзьями (одноклассниками, однокурсниками): WhatsApp (74 %), Telegram (66 %), Viber (27 %), Skype (10 %), Facebook Messenger (3,5 %), Ян-декс.Мессенджер (2,5 %), Mail.Ru Агент (1,5 %).

Большинство опрошенных (87 %) обсуждают со своими друзьями (одноклассниками, однокурсниками) в социальных сетях и на мессенджерах какую-либо информацию.

Почти две трети опрошенных (70 %) знают, что такое «протестная акция».

Подавляющее большинство (93,5 %) заявили, что не приглашались через социальную сеть или мессенджер принять участие в протестной акции.

Однако нашлись и такие, которые признались, что их приглашали на собрания (3 %), митинги (2,5 %), флешмобы (2,5 %), просто выйти вместе с другими на улицу в определенные время и место (3 %), и даже принять участие в забастовке (0,6 %), массовых бес-

JURISPRUDENCE

порядках (0,6 %), голодовке (0,5 %), бойкоте (0,3 %), перекрытии дорог (0,3 %) и захвате зданий (0,2 %).

Небольшая часть призналась, что участвовали в протестных акциях: митинге (1,2 %), флешмобе (0,9 %), собрании (0,7 %), демонстрации (0,6 %), шествии (0,5 %), забастовке (0,3 %), массовых беспорядках (0,3 %), бойкоте (0,2 %), голодовке (0,2 %), перекрытии дорог (0,2 %), захвате зданий (0,2 %).

Причем были и такие, которые признались, что в ходе протестных акций совершали противоправные действия (0,5 %).

Почти все опрошенные дети и молодые люди ориентируются в понятиях «политика» (98 %), «раса» (97 %), «идеология» (95 %), «национализм» (97 %), «религия» (99 %), «социальная группа» (98 %). При этом некоторые имели конфликты с представителями социальных групп: учителями (преподавателями) (4,5 %), малолетними (4 %), пенсионерами (3 %), медицинскими работниками (2,5 %), лицами без определенного места жительства (БОМЖами) — 2,5 % и полицейскими (1 %).

Большинство детей и молодых людей знают, что такое «экстремизм» (94 %) и понимают сущность экстремистского преступления (90 %). При этом знают, что экстремистские преступления могут совершаться с использованием Интернета и мобильных телефонов (87,5 %).

Понимают, что такое экстремистская ненависть и вражда (80 %), при этом различают ненависть и вражду: политическую (89 %), расовую (92,5 %), идеологическую (86 %), национальную (91 %), религиозную (91,5 %), в отношении социальных групп (89,5 %), а также понимают термин «молодежный экстремизм» (79 %).

Небольшое количество опрошенных испытало на себе экстремистские проявления (7 %), а с их слов такое испытали 4,5 % их родственников (друзей, одноклассников, одногруппников).

Около трети опрошенных встречали в социальных сетях или мессенджерах информацию об экстремизме: политическом (29 %), идеологическом (25 %), расистском (32,5 %), национальном (28,5 %), религиозном (26,5 %), в отношении какой-либо социальной группы (25 %).

Причем две трети опрошенных (75 %) игнорируют информацию экстремистского характера, полученную в социальных сетях или мессенджерах, 16 % стремятся узнать детали для выработки собствен-

ного мнения, а 5 % воспринимают информацию как фейк. Только 10 % опрошенных обсуждают со своими друзьями (одноклассниками, одногруппниками) в социальных сетях и на мессенджерах информацию об экстремизме.

Таким образом, анонимный опрос школьников и кадетов, студентов и курсантов свидетельствует, что почти все не просто имеют в личном пользовании электронно-вычислительную технику, т. е. компьютеры и мобильные телефоны, но и умело используют ее, при этом опрошенные не только знают, что такое информационно-телекоммуникационные сети, но и прекрасно ориентируются в поисковых системах, социальных сетях и мессенджерах, используя их и для общения, и для получения информации.

Почти все опрошенные дети и молодые люди ориентируются в социально-правовых понятиях «политика», «раса», «идеология», «национализм», «религия», «социальная группа», «экстремизм», «молодежный экстремизм» и понимают сущность экстремистского преступления и различают ненависть и вражду: политическую, расовую, идеологическую, национальную, религиозную, в отношении социальных групп.

При этом опрос показал, что опрошенные не только сталкиваются с информацией экстремистского характера, но подвергаются воздействию с целью их вовлечения в противоправные действия, от незаконных акций протеста [6] до участия в массовых беспорядках [3]. Подавляющее большинство детей и молодых людей, понимая противоправность акций, отказывалось от участия в них. Можно утверждать, что правдивость опрошенных подтверждается их полной анонимностью. Тем более, что незначительная часть опрошенных призналась, что не только откликнулась на призывы и участвовала в незаконных мероприятиях, но и совершали противоправные действия.

В заключении необходимо акцентировать, что и ребенок, и молодой человек — это личность свободолюбивая, со своим эго8, и чем старше, тем труднее воздействовать на нее. Любые необъяснимые запреты для них, например, пользоваться иностранными поисковыми системами, социальными сетями

8 Эго — согласно психоаналитической теории, часть человеческой личности, которая осознается как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

и мессенджерами, или введение тотального контроля или цензуры, могут не только пробудить в них ниги-лизм9, но подвести к активному воспрепятствованию антиэкстремистской пропаганде и даже толкнуть в ряды экстремистов.

В ходе опроса сверх ответов высказывалось возмущение, что «взрослые» считают молодежь глупой, и «ее следует как малое дитя вести за ручку и показывать пальцем на что смотреть и что делать». При этом молодые люди согласны с тем, чтобы их учили старшие, «но к этому процессу им стоит подходить аккуратно, ведь надави они на молодежь чуть сильнее чем нужно в нравоучении или введи они цензуру и контроль, то молодежь тут же решит, что ее хотят подчинить чужой воле и навязать мнение, а так как молодежь очень свободолюбива, то она может воспринять эти указания в негативном ключе и начнет активно препятствовать пропаганде всего хорошего и поддерживать все плохое на зло обидчикам».

По мнению опрошенных детей и молодых людей, наиболее эффективна профилактика молодежного экстремизма в следующих мероприятиях:

• проведение педагогических советов, классных часов и родительских собраний с приглашением сотрудников правоохранительных органов, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности (52 %);

• пропаганда среди молодежи здорового и культурного образа жизни (41 %);

• создание условий для снижения агрессии, напряженности у несовершеннолетних (45,5 %);

• обучение несовершеннолетних в плане уважения достоинств каждого человека (43,5 %);

• развитие толерантности у несовершеннолетних, повышение их социальной компетентности (43 %);

• проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию несовершеннолетних (37,5 %);

• снижение у несовершеннолетних предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения (36 %);

• информирование молодежи об экстремизме через средства массовой информации (34,5 %);

• контроль посещения несовершеннолетними сайтов Интернета (34, 5%);

• введение цензуры (31,5 %).

Кроме того, меньше трети опрошенных предложили следующие меры профилактики молодежного экстремизма:

• переход на отечественные социальные сети и мессенджеры;

• обнаружение данной пропаганды в социальных сетях и мессенджерах с последующим ее удалением оттуда;

• бороться с источниками, а не ограничивать людей;

• воспитание детей родителями;

• воспитание в несовершеннолетних добра, патриотизма, уважения к другим и к старшим;

• создание условий для снижения агрессии, напряженности у молодежи;

• учить мыслить критически, анализировать получаемую информацию, а также развивать способность мыслить самостоятельно;

• блокировать экстремистскую информацию;

• выявление и устранение лиц, которые пытаются оказать влияние на молодежь

• развивать уголовное законодательство в сфере экстремизма;

• работа с детьми, проведение профилактических мероприятий, работа психологов с молодежью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Бочкарева Е. В. Распространение криминальной антикультуры в молодежной среде // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 8. С. 144-150.

2. Багмет А. М., Бычков В. В. и др. Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие / под ред. А. М. Багмета. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020.

3. Багмет А. М., Бычков В. В. Расследование массовых беспорядков, в том числе с участием несовершеннолетних, и вовлечения в них несовершеннолетних: учеб. пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

4. Бычков В. В. Идентификация признаков и расследование преступлений экстремистского характера: моногр. М. : Московская академия СК России, 2020.

9 Нигилизм — философия, которая ставит под сомнение (в крайней своей форме — абсолютно отрицает) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры или фундаментальные понятия, такие как знание, существование и смысл жизни.

5. Бычков В. В. Информационно-телекоммуникационные сети как средство совершения преступлений экстремисткой направленности // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 3. С. 43-46.

6. Бычков В. В. Протестные акции как форма проявления экстремизма // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2021. № 4. С. 57-62.

7. Мусаелян М. Ф. О личности экстремиста // Военно-юридический журнал. 2010. № 2. С. 20-23.

8. Нечевин Д. К., Колодкин Л. М. Молодежный экстремизм и превентивные возможности этики ненасилия // Административное право и процесс. 2019. № 7. С. 53-60.

9. Ситникова М. П. Криминологическая характеристика личности преступника в сфере экстремистской деятельности молодежи // Российский юридический журнал. 2018. № 1. С. 84-92.

10. Фридинский С. Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир. 2008. № 6. С. 23-25.

References

1. Bochkareva E. V. The spread of criminal anti-culture in the youth environment // Actual problems of Russian law. 2019. No. 8. Р. 144-150.

2. Bagmet A. M., Bychkov V. V. et al. Youth extremism. Concept and counteraction: studies. manual / edited by A. M. Bagmet. M. : UNITY-DANA, 2020.

3. Bagmet A. M., Bychkov V. V. Investigation of mass riots, including with the participation of minors, and the involvement of minors in them: studies. manual. M. : UNITY-DANA, 2021.

4. Bychkov V. V. Identification of signs and investigation of extremist crimes: monograph. M. : Moscow Academy of the IC of Russia, 2020.

5. Bychkov V. V. Information and telecommunication networks as a means of committing extremist crimes // Bulletin of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2020. No. 3. P. 43-46.

6. Bychkov V. V. Protest actions as a form of extremism // Bulletin of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russia. 2021. No. 4. P. 57-62.

7. Musaelyan M. F. On the identity of an extremist // Military Law Journal. 2010. No. 2. P. 20-23.

8. Nechevin D. K., Kolodkin L. M. Youth extremism and preventive possibilities of ethics of nonviolence // Administrative law and process. 2019. No. 7. P. 53-60.

9. Sitnikova M. P. Criminological characteristics of a criminal's personality in the sphere of extremist activity of youth // Russian Legal Journal. 2018. No. 1. P. 84-92.

10. Fridinsky S. N. Youth extremism as a particularly dangerous form of manifestation of extremist activity // Legal World. 2008. No. 6. P. 23-25.

Информация об авторе

В. В. Бычков — декан факультета повышения квалификации Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

V. V. Bychkov — Dean of the Faculty of Advanced Training of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 25.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 25.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.