ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34; ББК 67
DOI 10.24412/2687-0185-2021-2-26-32
NIION: 2007-0083-2/21-004 MOSURED: 77/27-005-2021-02-203
© Богданов А.В., Ильинский ИИ, Хазов Е.Н., 2021
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫЕ ОБЪЕКТЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
Анатолий Васильевич Богданов,
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент
117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 Игорь Иванович Ильинский, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук
Е-таД: 2527314@gmail.com 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 Евгений Николаевич Хазов, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор
117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 Е-таД: evg.hazow@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы террористических и экстремистских проявлений в образовательных учреждениях как наиболее уязвимых объектах в современной России. Анализируются причины и условий террористических и экстремистских проявлений в образовательных учреждениях. Предлагаются основные направления профилактических мероприятий по предупреждению и противодействию совершения террористических и экстремистских проявлений на территории образовательных учреждений России.
Ключевые слова: оперативные подразделения, органы внутренних дел, полиция, образовательные учреждения, профилактика, противодействие, терроризм, экстремизм, преступность, организованная преступность.
EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS THE MOST POPULAR VULNERABLE OBJECTS OF TERRORIST AND EXTREMIST MANIFESTATIONS
Anatoliy V. Bogdanov,
associate Professor of the Department of operational-investigative activities and special equipment of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of law, associate professor,
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, 12 Academika Volgina St.)
Igor I. Ilinskiy, associate professor of the Department of operational-investigative activities and special equipment of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of law
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (12 Academika Volgina Str., Moscow, 117997)
Evgeniy N. Khazov,
professor of the Department of constitutional and municipal law of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', doctor of law, professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (12 Academika Volgina Str., Moscow, 117997)
Abstract. The article deals with the issues of terrorist and extremist manifestations in educational institutions as the most vulnerable objects in modern Russia. The article analyzes the causes and conditions of terrorist and extremist manifestations in educational institutions. The main directions of preventive measures to prevent and counteract the commission of terrorist and extremist manifestations on the territory of educational institutions in Russia are proposed.
Keywords: operational units, internal affairs bodies, police, educational institutions, prevention, counteraction, terrorism, extremism, crime, organized crime.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: А.В. Богданов, И.И. Ильинский, Е.Н. Хазов. Образовательные учреждения как наиболее уязвимые объекты террористических и экстремистских проявлений. Криминологический журнал. 2021;(2):26-32.
Согласно п. 17 статьи 12 Закона «О полиции» на посягательств и мест массового пребывания граждан,
полицию возлагается участвовать в мероприятиях по в проведении экспертной оценки состояния антитер-противодействию терроризму, а также в обеспечении рористической защищенности и безопасности объек-
защиты потенциальных объектов террористических тов[1].
Центральное место среди проблем, связанных с преступностью молодежи, занимает проблема совершения преступлений в образовательных учреждениях. Общественная безопасность и безопасность личности являются основными, первичными. Предметом обеспечения общественной безопасности являются граждане, в том числе учебные заведения. И одним из основных источников угроз общественной безопасности является террористическая и экстремистская деятельность, в различных ее проявлениях[2].
Последние ужасные события в Казани и Керчи показали, что от безопасности школьной территории напрямую зависит жизнь детей и учителей. Внимание органов власти и органов местного самоуправления должно быть направлено на ограждение учебных заведений, возможность свободно войти или выйти из школы детям и взрослым, на готовность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, умение проводить эвакуацию[3].
Подростки на сегодня являются наиболее уязвимой категорией детского мира, так как в их возрасте, в период взросления, встраивается процесс социального сравнения от реального до идеального и Интернет играет для них важную роль, который может послужить как положительным, так и отрицательным воздействием на детскую психику[4].
И раннее подростки были агрессивными. Это свойство подростковой психики, физиологии, и от этого никуда не деться. Подросток не понимает, чего он хочет, что ему в жизни надо, при этом он остро нуждается в поддержке, опоре, сочувствии родителей, учителей, взрослых, а ничего этого в нужный момент нет. И тогда интернет оказывается самым доступным. Вот и получается, что у несовершеннолетнего внутри такая пустота, которую проще всего заполнить информационным потоком из Интернета. Преступность молодежи стала носить более опасный характер, чем за все прошлые годы существования государства. Преступность несовершеннолетних характеризуется своими специфическими признаками, связанными прежде всего, с их возрастом, уровнем психического и общеобразовательного развития, условиями жизни, увлечениями, и воспитания в семье, социальной и информационно-телекоммуникационной средой и многими другими факторами современной жизни[5].
Деструктивные ARG, кибербуллинг, онлайн — груминг. Большинство современных родителей не знает этих терминов и того, что за ними скрывается. А это одни из наиболее актуальных информационных угроз, с которыми наши дети могут столкнуться в глобальной сети. Необходимо защитить детей от опасной инфор-
мации в сети Интернет. Основные средства влияния на человека — СМИ, интернет, литература, искусство, кинематограф. Дети ведут другой образ жизни, чуждый нам, все это усугубляется закономерностью и провоцированием социальных сетей к насилию, депрессии и тревогам. Психологи утверждают, что активное использование социальных сетей негативно сказывается на самочувствии и самооценке молодых людей[6].
Сегодняшние дети расту во время экономического, экологического, социально-психологического кризисов, да еще и во время COVID -19, и это отражается на их жизни. Юное поколение предпочитает переписываться и разговаривать с друзьями, близкими и незнакомыми им людьми в онлайн -формате, и учить их необходимо правилам поведения в виртуальном пространстве. В «Интернете», как и в жизни, есть полезное и вредное. На компьютерах для детей необходимо создать отдельную ограниченную учетную запись. С несовершеннолетними происходит дереализация. Психиатрический термин, который обозначает, что, постоянно находясь в виртуальном мире социальных сетей или игр, молодой человек теряет связь с реальностью и начинает воспринимать законы игры как законы реального мира. В игре можно умереть, а затем появляется новая жизнь. Молодой человек перестает видеть грань между выдуманным миром и настоящей реальностью. Без компонента игр и фильмов людям и в голову не приходит такое делать. Жестокие стрелялки, насилие, драки, боевики, постепенно становятся нормой обыденной жизни. И мы полагаем, есть высокая вероятность того, что игры — стрелялки, могут привести к жестокости, насилию, убийствам в обычной жизни и это уже факт[7].
Особую озабоченность и тревогу вызывает распространение экстремистских настроений в молодежной среде. Члены международных экстремистских организаций активно используют новые технологии, а особенно информационно — телекоммуникационную сеть Интернет, для распространения террористических и экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности. Угрозы общественной и государственной безопасности становятся самыми разнообразными не только военными, но это также проблемы как экономики, экологии, и культуры, экстремизм, терроризм, наркотики, оружие, незаконная миграция, организованная преступность и другие[8].
Террористические и экстремистские организации на современном этапе также осуществляют деструктивную деятельность в цифровом и информационном пространстве. В рамках этой деятельности осущест-
вляется распространение идей, позволяющих консолидировать отдельные социальные группы, и перевести их активность в противоправное экстремистское и террористическое русло. Идеологи терроризма и экстремизма свою деятельность осуществляют в информационном пространстве с использованием информационных методов. Помимо идеологии обязательным элементом, обуславливающим террористическую и экстремистскую активность, являются структуры и ресурсы. В свою очередь информационное противодействие терроризму и экстремизму — это деятельность правоохранительных органов, осуществляемая в информационном пространстве оперативными методами, основанными на применение информационно — коммуникационных и информационно-психологических технологий направленное на противодействие террористическим и экстремистским организациям, иным общественным организациям и отдельным лицам с использованием форм и методов по объекту и целевым установкам[9].
В настоящее время к любой опасности надо быть готовым. Должен быть алгоритм, как действовать в той или иной ситуации ребенку, будь то вооруженное нападение, дорожно-транспортное происшествие, свора собак и так далее. Обязательно должна быть основательно пересмотрена программа обучения в школах, учебных заведениях по обеспечению жизнедеятельности, и проводиться занятия, тренировки. Как правило на этих занятиях обычно рассказывают, как вести себя при пожаре, грозе, наводнение, тайфуне, с незнакомыми людьми и так далее, но нет отработки вооруженного нападения. Несовершеннолетние, играя в игры, часто переносят виртуальные правила в реальную жизнь, только они думают, что можно со второго, третьего этажа спрыгнуть, подняться и побежать дальше, а не получить травмы и погибнуть. В каждой школе, в учебном заведении есть пожарные шкафы с пожарными рукавами, огнетушителями, веревочным лестницами, по которым можно спуститься с любого этажа, но об этом многие не знают. Есть три стратегии выживания: прятаться, убегать, сражаться. Если нет возможность убежать, надо затаиться и не привлекать к себе внимание, никак не отвечать на агрессию, потому что человек с оружием ищет эту агрессию. Когда происходят такие случаи, они все равно становятся известны всем[10].
Подросток, задумавший прийти в школу с оружием, ведет себя не так, как его сверстник, идущий на учебу. Есть выбор одежды, характерный для так называемых «колумбайнеров» определенные особенности поведения, он не придет вместе с основным потоком, он будет среди опоздавших, как это случилось в Казани. Нужно
понимать, что охранник — это последний рубеж.
Охранники контактируют с участковыми уполномоченными полиции и сотрудниками ПДН. Охранник, находясь на посту, оценивает обстановку с точки зрения безопасности, замечает странности в поведении несовершеннолетних, подозрительных людей у школы и может дать сотрудникам полиции и Росгвардии очень ценную информацию[11].
Необходимо хорошее взаимодействие частных охранных предприятий, которые обеспечивают охрану образовательных организаций, и правоохранительных органов. После каждой такой трагедией слышен целый хор мнений различных людей, от различных органов власти и правоохранительных органов. И раз за разом они грозятся не допустить, найти, вычислить, проверить и наказать. Так бесконечно множатся запреты: аниме, закрытие сайтов, мониторинг контента. Надо думать не о запретах, надо думать и знать что у человека в голове.
Все эти трагические случаи содержали психологическое неблагополучие, обиды, недовольство и игрома-ния в сети Интернет. Главную озабоченность, конечно, вызывают несовершеннолетние. По статистике почти 90 % людей в возрасте от 13 до 17 лет имеют доступ к смартфону, используют социальные сети. 45 % сидят в Интернете «почти постоянно». Родителям самим надо переставать быть в Интернете и ограничивать время на игру у подростков.
Все несовершеннолетние проходят разные стадии и уровни конфликтов. С одними несовершеннолетними оказываются умные родители, педагоги, взрослые, который помогают эти конфликты преодолеть и, как правило, все проходит благополучно. А с другими — нет. И эти личные психологические особенности либо позволяют преодолеть конфликты и неудачи, либо не позволяют, в этом случае мы получаем источник такого поведения, которое приводит к современным правонарушениям, преступлениям, суициду. Воспитание детей — это родительская функция, с детьми нужно разговаривать абсолютно обо всем, именно от родителей и педагогов дети получают образец мышления и поведения.
Одним из важных и, в то же время наиболее сложных направлений деятельности социально-психологических служб муниципальных образований является работа с «трудными» подростками, которых называют по разному: «дети группы риска», «проблемные дети», «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «дезадаптированные».
Проблемы и трудности в поведении несовершен-
нолетних всегда актуальны. Рост количества несовершеннолетних с проблемами в поведении указывает на необходимость социально-психологического сопровождения. Профилактика девиантного поведения у несовершеннолетних возможна посредством реализации комплексной работы всех образовательных учреждений муниципалитетов в тесном взаимодействии с учреждениями -субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. У каждой семьи проблемы свои, а особенно в неблаго-получной[12].
Проблема так называемого скулшутинга[13] или каждая такая трагедия в России повторяется с тревожной регулярностью. Практически каждый день в одной из школ или детских садов охранник вмешивается в ту или иную ситуацию, которая иначе могла бы представлять опасность для жизни и здоровья детей.
За прошлый год было пресечено более ста попыток проникновения на объекты образования. А это не просто случайно забредшие люди, которые не представляют опасности. Эти лица в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, психически неуравнове-шенные[14].
Все ранее «школьные стрелки» обычно говорили, что готовят преступление. «Школьные стрелки» действуют отнюдь не беспорядочно, всегда есть закономерность и причина их действий. Вот и казанский стрелок тоже заявлял об этом в сети Интернет, говорил, что всех ненавидит и хочет убить, и вымещение обиды произошло просто во внешнюю среду в невинных людей. В таких ситуациях почти все жертвы случайны, стреляют в кого попадется. Все преступления объединяет то, что это почти история про демонстративность, про неполноценность и попытку доказать, что я крутой, такими насильственными идиотскими средствами.
Необходим мониторинг социальных сетей. Ведь именно ради привлечения внимания в социальных сетях психически неуравновешенные молодые люди пишут сообщение о том, что собираются совершить террористические проявления. Их можно вычислить по ключевым словам — тексты они используют понятные для всех: «взорвать», «застрелить», «убить», «распылить газ». Это достаточно сложная система, но гипотетически она возможна. Следящая система очень дорогая и она должна быть у правоохранительных органов. Возможно, не все социальные сети надо отслеживать, а только популярные, такие как «Telegram», «WhatsApp», «Instagram»[15].
В России нет обязательного диагностирования у психиатра. Мы считаем необходимо включить в обязательный скрининг. Сейчас это добровольно, по жела-
нию родителей заболевание можно выявить и в детском саду, и в школе — нарушения в поведении, какие-то странности. Мы много говорим про физическую безопасность, при этом забывая о психологическом здоровье. Психологи давно говорят о необходимости реформы психиатрической помощи и диагностики. Родители и взрослые должны знать о признаках расстройства детей и о том, куда обратиться за помощью. Чем раньше заболевание обнаружено, тем легче его скорректировать. Школьный психолог не может поставить диагноз, он только отслеживает эмоциональное состояние, уровень интеллекта, но он как раз может рекомендовать родителям сходить к психиатру. Если заболевание хроническое, излечиться нельзя. Но благодаря медицинским препаратам можно отдалить рецидив и жить нормальной жизнью[16].
Поэтому родителям и особенно в обществе нельзя нагнетать обстановку, надо объяснить ребенку, что в школе он в безопасности. Если у подростка есть страхи, то нужно дать ему возможность проговорить их и опровергнуть. Любой педагог должен сказать, что в школе хорошая охрана, все под камерами, под наблюдением и школьники находятся в безопасности. В рамках реализации Приказа Минобрнауки России от 25 апреля 2019 года №247 «Об организации работы в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по обеспечению условий для формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма» [17].
Главарями международных экстремистских и террористических организаций, в первую очередь международной террористической организации (МТО) «Исламское государство» продолжают предприниматься попытки совершения террористических актов и экстремистских проявлений в России, с задействованием ячеек, состоящих из жителей субъектов Федерации, а также прибывшие по каналам миграции, в том числе прошедших подготовку в лагерях террористов и экстремистов и получивших боевой опыт за рубежом. По-прежнему, члены МТО и их сторонники проявляют устремления к потенциальным объектам террористических посягательств в местах массового пребывания людей [18].
Правоохранительными органами (МВД, ФСБ, Ро-сгвардии, ФСИН) проводится значительное количество совместных мероприятий по противодействию террористическим проявлениям и профилактике терроризма, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и профилактике экстремизма и терроризма[19]. В то же время необходимо продолжение совершенствования механизмов взаимодействия и
совместного решения наиболее важных вопросов террористической защищенности на отдельных направлениях работы, в том числе по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в образовательных учреждениях, совершенствованию системы профилактической, воспитательной и учебной работы[20].
Возможности Интернета широко задействовались и задействуются в отношении несовершеннолетних. Идеологи используют различные проблемы для социальных конфликтов, играют на незащищенности и не-реализованности прав и свобод, как молодежи, так и отдельных групп населения, ищут надломы, промахи, противоречия, конфликты и используют их в своих ин-тересах[21].
Существенные изменения произошли в сфере использования Интернет технологий идеологами экстремизма и терроризма в сфере вербовки адептов в их ряды[22]. Информация, размещаемая на форумах, в социальных сетях должна контролироваться, что необходимо в целях пресечения попыток размещения недостоверной информации различными радикальными лицами. Если мы будем отстраняться от проблем детей и заниматься только их образованием, а не воспитанием, тогда получим то, что произошло в Казани[23]. Нужна система воспитательной работы. К сожалению, трагедия может произойти в любом городе, в любой точке мира, будь то Россия, Китай или Израиль, и к этому необходимо быть готовым. Можно сделать вывод, что это необходимость создания комплексной системы без-опасности[24].
Дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитания у них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим говорится в статье 67 Конституции Российской Федерации[25].
Экстремистская и террористическая преступность несовершеннолетних в России всегда относилась и относится к числу особой важности, а задачи ее минимизации, своевременного предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования составляют в настоящее время основную стратегию борьбы с ней.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О полиции» «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900, http:// pravo.gov.ru.
2. Лобзов К.М., Богданов А.В., Ильинский И.И.,
Лагуточкин А.В., Померлян А.Н., Санин В.Е., Хазов Е.Н. Экстремистские организации: сущность, идеология, тактика их деятельности. Новосибирск, 2021.
3. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Терроризм и экстремизм — угроза современной цивилизации. Вестник экономической безопасности. 2021. № 1. С. 181-187.
4. Богданов А.В., Зинченко Е.Ю., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Соблюдение охраны и защиты прав и свобод несовершеннолетних в России. Защити меня. 2020. № 2. С. 6-13.
5. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Причины и условия появления и распространения преступности в молодежной среде экстремистской и террористической направленности. Криминологический журнал. 2019. № 2. С. 1822.
6. Богданов А.В., Румянцев Н.В., Хазов Е.Н. Роль и значение семьи, общества и государства в правовом воспитании несовершеннолетних. Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 66-70.
7. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Озеров И.Н., Озеров К.И. Профилактика правонарушений как один из элементов правового воспитания несовершеннолетних. Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 3. С. 43-48.
8. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Информационно-телекоммуникационная сеть интернет как один из наиболее востребованных ресурсов в противодействии незаконному обороту наркотиков. Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 173-179.
9. Лобзов К.М., Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н., Абакумов О.Б., Балацкий Д.Ю. Исламский экстремизм: сущность, идеология, организация и тактика их деятельности. Хабаровск, 2018.
10. Хазов Е.Н., Волченков В.В., Эриашви-ли Н.Д., Мартынюк В.М., Михайлов Б.П., Богданов А.В., Ильинский И.И., Китайгородский Е.А., Тюренков В.Н. Противодействие преступлениям террористической и экстремистской направленности. Вопросы теории и практики оперативно-разыскной деятельности / Москва, 2013.
11. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вестник Московского уни-
верситета МВД России. 2015. № 1. С. 158-161.
12. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Причины и условия совершения правонарушений несовершеннолетними и профилактическая деятельность полиции по их предупреждению. Вестник экономической безопасности. 2019. № 2. С. 91-96.
13. Скулшутинг — (от англ. school shooting — «школьная стрельба») — применение вооруженного насилия на территории образовательных учреждений (главным образом к учащимся), очень часто перерастающее в массовые убийства.
14. Газета Главного управления МВД России по городу Москве «Петровка 38» «Как сегодня охраняют школы в Москве?» с. 10 №12 от 12.04.2021 г.
15. Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С., и др. Оперативно-разыскная деятельность. Учебник / Москва, 2019. (4-е издание, переработанное и дополненное).
16. Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В. и др. Криминальная среда. Понятие, генезис, оперативно-разыскное воздействие. Научная специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право», 12.00.12 «Криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность» / Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть I.
17. Приказ Минобрнауки России от 25.04.2019 № 247 «Об организации работы в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по обеспечению условий для формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма» http://pravo.gov.ru.
18. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Терроризм и экстремизм как одна из мировых проблем борьбы с преступностью. Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 231-236.
19. Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-разыскная характеристика. Вестник экономической безопасности. 2015. № 6. С. 95-99
20. Богданов А.В., Бычков В.В., Данилкин В.Н. и др. Оперативно-разыскная деятельность. Москва, 2021. (6-е издание, переработанное и дополненное).
21. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Комахин Б.Н. Преступность несовершеннолетних: новые решения и новые проблемы. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 4. С. 3438.
22. Богданов А.В., Завьялов И.А., Закурдаев А.Н., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Шаламов Р.Г., Яковец Е.Н. Противодействие органов внутренних дел кибер-преступности. Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации. / Учебно-методическое пособие под ред. профессора Михайлова Б.П.. Москва, 2015.
23. Богданов А.В., Комахин Б.Н., Хазов Е.Н. Профилактические мероприятия, проводимые полицейскими подразделениями, по пресечению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 202-208.
24. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Теоретико-правовые аспекты обеспечения государственной и общественной безопасности России. В сборнике: Войска национальной гвардии в системе обеспечения государственной и общественной безопасности 2019. С. 75-80.
25. Воробьев В.Ф., Зинченко Е.Ю., Кикоть-Глухо-дедова Т.В. и др. Конституционное право России. учебно-методическое пособие по очной форме обучения для курсантов и слушателей системы МВД, обучающихся по направлению Правоохранительная деятельность и Правовое обеспечение национальной безопасности / Москва, 2021.
Bibliographic list
1. Federal Law of 02/07/2011 N 3-FZ (as amended on 04/05/2021) "On the Police" "Collected Legislation of the Russian Federation", 02/14/2011, N 7, art. 900, http://pravo.gov.ru.
2. Lobzov K.M., Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Lagutochkin A.V., Pomerlyan A.N., Sanin V.E., Khazov E.N. Extremist organizations: essence, ideology, tactics of their activities. Novosibirsk, 2021.
3. Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N.
Terrorism and extremism are a threat to modern civilization. Economic security bulletin. 2021. No. 1. P. 181-187.
4. Bogdanov A.V., Zinchenko E.Yu., Ilyinsky I.I., Khazov E.N. Compliance with the protection and protection of the rights and freedoms of minors in Russia. Protect me. 2020. No. 2. P. 6-13.
5. Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N. Reasons and conditions for the emergence and spread of crime among youth of extremist and terrorist orientation. Criminological journal. 2019. No. 2.P. 18-22.
6. Bogdanov A.V., Rumyantsev N.V., Khazov E.N. The role and importance of the family, society and the state in the legal education of minors. Economic security bulletin. 2020. No. 2. P. 66-70.
7. Bogdanov A.V., Khazov E.N., Ozerov I.N., Ozerov K.I. Prevention of offenses as one of the elements of legal education of minors. Law enforcement problems. 2020. No. 3. P. 43-48.
8. Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N. Information and telecommunication network Internet as one of the most demanded resources in countering drug trafficking. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018.No. 3.P. 173-179.
9. Lobzov K.M., Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N., Abakumov O.B., Balatsky D.Yu. Islamic extremism: essence, ideology, organization and tactics of their activities. Khabarovsk, 2018.
10. Khazov E.N., Volchenkov V.V., Eriashvili N.D., Martynyuk V.M., Mikhailov B.P., Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Kitaygorodsky E.A., V. N. Tyurenkov Countering terrorist and extremist crimes. Questions of theory and practice of operational-search activity / Moscow, 2013.
11. Bogdanov A.V., Khazov E.N. The main directions of the police activity on the prevention of neglect and delinquency among minors. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 1. P. 158-161.
12. Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N. The reasons and conditions for the commission of delinquency by minors and the preventive activities of the police to prevent them. Economic security bulletin. 2019.No. 2.P. 91-96.
13. School shooting — (from the English school shooting — "school shooting") — the use of armed violence on the territory of educational institutions (mainly against students), very often developing into mass murders.
14. Newspaper of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Moscow "Petrovka 38" "How are schools in Moscow guarded today?" from. 10 No. 12 dated 04/12/2021
15. Klimov IA, Tuzov LL, Dubonosov ES, and others. Operational-search activity. Textbook / Moscow, 2019. (4th edition, revised and enlarged).
16. Bogdanov A.V., Volchenkov V.V., Vorontsov A.V. and others. Criminal environment. Concept, genesis, operational investigative influence. Scientific specialty 12.00.08 "Criminal law and criminology, penal law", 12.00.12 "Criminalistics, operational investigative activity, forensic expert activity" / Moscow, 2015. Ser. Scientific publications for lawyers Volume Part I.
17. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 25.04.2019 N 247 "On the organization of work in the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation to provide conditions for the formation of a civic position among young people, countering the ideology of terrorism and extremism" http://pravo.gov.ru.
18. Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N. Terrorism and extremism as one of the world's problems in the fight against crime. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 5. P. 231-236.
19. Bogdanov A.V., Dorozhko F.L., Khazov E.N. Threats and challenges of extremism and terrorism in the modern world: operational-search characteristics. Economic security bulletin. 2015. No. 6. P. 95-99
20. Bogdanov A.V., Bychkov V.V., Danilkin V.N. and other Operational-search activity. Moscow, 2021. (6th edition, revised and enlarged).
21. Bogdanov A.V., Khazov E.N., Komakhin B.N. Juvenile delinquency: new solutions and new problems. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 4. P. 34-38.
22. Bogdanov A.V., Zavyalov I.A., Zakurdaev A.N., Ilinsky I.I., Mikhailov B.P., Khazov E.N., Chikova Ya.N., Shalamov R.G., Yakovets E.N. Countering cybercrime by law enforcement bodies. The training manual is intended for cadets, students, adjuncts, teachers of educational institutions of internal affairs bodies and practitioners of law enforcement agencies specializing in the fight against crime in the field of computer information. / Study guide, ed. Professor Mikhailov B.P .. Moscow, 2015.
23. Bogdanov A.V., Komakhin B.N., Khazov E.N. Prophylactically