18. Камалова О.Н. Эстетическое освоение действительности в контексте философских идей Шеллинга // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 1. - С. 67-69.
19. Камалова О.Н. «Созерцание» в философско-культурологических построениях И. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2012. - № 6. - С. 29-31.
20. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. 4. -С. 396-408.
21. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2011. - № 2. - С. 152-154.
22. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. Актуальны ли мысли Аристотеля о «хорошем» обществе»? // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 3. - С. 11-18.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ КУРСАНТОВ ФСИН РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
© Самойлик Н.А.*
Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк
В статье рассматривается психологические характеристики становления ценностно-смысловой сферы курсантов ФСИН России на начальном этапе обучения. Отмечено, что успешное профессиональное становление во многом обусловлено формированием ценностно-смысловой сферы, связанной с особенностями пенитенциарной системы.
Ключевые слова уголовно-исполнительная система, ценностно-смысловая сфера, обучение в вузе, профессиональное становление, профессиональная деятельность.
Реформирование системы правоохранительных органов в современном обществе значительно отражается на содержательной характеристике процесса профессиональной подготовки будущих сотрудников. Выражая потребности социума в соблюдении общественного порядка, сотрудники правоохранительных органов зачастую оказываются в экстремальных, несовместимых с жизнью, ситуациях. Специфика поведения в подобных условиях во многом
* Преподаватель кафедры Пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук.
обусловлена уровнем профессиональной подготовки и развитой системой личностных характеристик, центральное место среди которых занимает ценностно-смысловая сфера. Наиболее актуально данная проблема встает перед сотрудниками уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).
Ведущими целями профессиональной деятельности сотрудников выступают: реализация функций принудительной изоляции от общества лиц, совершивших уголовные преступления различной степени тяжести, их исправление и профилактику рецидивных поступков. Выполняя данные функции, сотрудники УИС сталкиваются с постоянными физическими и психическими перегрузками, существенно осложняющими качественное выполнение служебных задач.
Исправление и перевоспитание «спецконтингента» невозможно без учета специфики поведения личности осужденного, его «опыта» пребывания в исправительном учреждении и влияния на личность шаблонов криминальной среды и тюремной субкультуры. Ежедневное взаимодействие с осужденными в пенитенциарных учреждениях, приводит к формированию у сотрудников поведенческих и эмоциональных нарушений, личностным девиациям, и как следствие, к профессиональной деформации.
Рассмотренные выше особенности профессиональной деятельности должны учитываться в процессе профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений на начальном этапе обучения.
Начальный этап обучения в вузе сопровождается переживанием кризиса «соответствия профессии» и формированием профессиональной идентичности будущих сотрудников УИС.
Динамика становления профессиональной идентичности в течение обучения у студентов вуза предложена Ю.П. Поваренковым [6]. В процессе обучения происходит поэтапное становление профессиональной идентичности: на первом курсе обучения юноши и девушки до определенного момента продолжают ощущать себя школьниками, что психологически проявляется в неспособности вчерашнего ученика осознать себя студентом и существенно тормозит ход профессионализации. Рефлексия всего происходящего осуществляется с позиции предыдущего эмпирического опыта.
Согласно авторской позиции УС. Родыгиной [7], для студентов на начальном этапе обучения, эмоциональный кризис проявляется после первой сессии и связан со снижением положительных эмоций относительно выбранной профессии. Подобную точку зрения высказывает Б.С. Волков [2], замечая, что студенты первого курса в большинстве своем опираются на идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реальностью резко изменяются и способствуют дестабилизации личностных показателей.
В качестве содержательного (личностно устойчивого) компонента профессионального становления курсантов на начальном этапе обучения в вузе следует рассматривать ценностно-смысловую сферу.
Обучение в вузах ФСИН России имеет существенные особенности, принципиально отличающие подготовку в гражданских вузах и влияющие на становление ценностно-смысловой сферы курсантов. Аксенова П.Ю. [1] выделяет такие характеристики профессиональной подготовки, как: совмещение учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей (наряды, строевые и пр.); регламентация учебной деятельности распорядком дня; учебный процесс, как и вся деятельность курсантов, строится на принципах подчинения и субординации; учебная и служебная деятельность курсанта находится под постоянным контролем соответствующих должностных лиц, однако, предоставляется полная самостоятельность в плане организации учебы и быта; преобладание групповых видов деятельности.
Подобные условия обучения в вузе способствуют формированию особой структуры личности курсанта - ценностно-смысловой, опосредованной спецификой будущей служебной деятельностью. Не следует забывать, что профессиональная деятельность сотрудников УИС аксиологична по своей сути, т.к. ориентирована на исправление лиц и включении в содержание их личности новой системы ценностей и смыслов, принятых и пропагандируемых в социуме.
Ценностно-смысловая сфера во все времена находилась в центре внимания ученых разных научных течений. Начиная с работ Аристотеля и Платона исследователи доказали, что ценностно-смысловая сфера личности определяет жизненные перспективы человека, интегрируя в единую целостную структуру личность и социум и выступают важнейшими регуляторами поведения.
Являясь центральным механизмом личностного роста и саморазвития, ценностно-смысловая сфера способствует более продуктивному овладению профессиональной деятельности сотрудников УИС. Как справедливо замечает Н.А. Журавлева, «ценности являются основанием выбора субъектом целей, средств, способа, результатов и условий деятельности и других видов социальной активности» [3, с. 46].
Необходимость развития ценностно-смысловой сферы при подготовке сотрудников УИС обусловлена так же тесной взаимосвязью с самореализацией. В процессе профессионализации, реализуя уже имеющиеся ценности-цели, определяемые психологической спецификой той или иной личности, через значимое отношение к объектам окружающего мира, специалист получает возможность самореализации в плане профессиональной деятельности. Так, в процессе профессионального становления именно ценностные ориентации играют важную роль в принятии решения о направлении и мотивации реализации профессионального стиля деятельности сотрудников УИС.
На начальном этапе обучения будущие сотрудники, ориентируясь на личностную систему смыслов и ориентаций, прогнозируют образ своего будущего и выстраивают перспективы развития личности в профессиональной деятельности.
В литературе отмечается, что основным содержанием ценностных ори-ентаций выступают мировоззренческие и духовно-нравственные убеждения человека, которые способствуют совершенствованию целевой детерминации личности, а значит, и ориентируют будущих сотрудников УИС на выполнение социально значимых задач.
Содержание служебной деятельности сотрудников УИС во многом связано с действиями, требующими оперативных решений в относительно короткое время, эмоциональной устойчивости, развития навыков саморегуляции и самоконтроля, толерантного отношения к той категории, с которой необходимо вступать в межличностные отношения с дезадаптированными личностями, имеющими криминальные ценности, каждодневно. Одним из ведущих способов исправления и перевоспитания осужденных является общение, которое «из фактора сопровождающего ее, превращается в категорию профессионально значимую» [4, с. 5].
Работа по стабилизации ценностно-смысловой сферы курсантов ФСИН России на начальном этапе обучения необходимо проводить поэтапно и реа-лизовывать на всех учебных дисциплинах. Кирьяковой А.В. были разработаны и проанализированы этапы интериоризации личностных ценностных ориентаций в профессионально значимые ценности. На первом этапе, называемом автором «фаза присвоения личностью ценностей общества», происходит систематизация и иерархизация имеющихся на данный момент ценностей. Второй этап, «фаза преобразования», основывается на трансформации собственного образа в результате взаимодействия «Я-реального» и «Я-идеального». На «фазе прогноза», являющейся заключительной, формирование жизненной перспективы стабилизируется и выступает в качестве центрального критерия ценностных ориентаций [5]. Данные этапы следует учитывать в процессе профессиональной подготовки сотрудников УИС.
Результатом теоретико-практического обучения должны стать такие ценности, как целенаправленность, осмысленность жизненной позиции, ориентация на успех, позитивное видение мира, стремление к эффективному взаимодействию с сокурсниками и прогнозирование отношений с осужденными. Ценностно-смысловая сфера, выступая в качестве предпосылки овладения профессиональной деятельностью, совершенствуется в процессе освоения будущей профессией. Однако, успешность профессиональной деятельности сотрудника УИС зависит не только от уровня профессиональной знаний, умений и навыков, но и от степени сформированное™ его ценностно-смысловой сферы. Поэтому, ценностно-смысловая сфера и профессиональное развитие- понятия взаимозависимые и взаимообусловленные.
Таким образом, специфика становления ценностно-смысловой сферы курсантов ФСИН России должна основываться на имеющейся системе ценностей и смыслов. В процессе профессионального становления сотрудников УИС необходимо включать в образовательный процесс специально разработанные интерактивные занятия, способствующие стабилизации личност-
ной сферы курсантов и формированию у них профессионально-ценностных ориентиров будущей деятельности. В результате подобной работы система ценностно-смысловых ориентаций сотрудников УИС должна стать внутренним миром, мотивирующим на готовность активного взаимодействия с лицами, преступившими закон, с целью их исправления и перевоспитания.
Список литературы:
1. Аксенова П.Ю. Особенности адаптации курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития: сб. докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 22-23 нояб. 2012 г.). Т. 4: Доклады участников круглых столов. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 17-21.
2. Волков Б.С. Психология юности и молодости. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с.
3. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 524 с.
4. Качкина Л.С. Особенности становления социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2011. - № 13. - С. 55-57.
5. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. - Оренбург: Изд-во ИПК «Юж.Урал», 1996. - 190 с.
6. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. - 2006. - № 24. -С. 53-58.
7. Родыгина УС. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. -С. 39-51.
CONTEMPORARY CHALLENGES OF BUILDING COMPETENCES THROUGH LIFELONG LEARNING IN MOUNTAIN REGIONS
© Terziev V.K.*, Arabska E.*
Vasil Levski National Military University, Bulgaria, Veliko Tarnovo University of Agribusiness and Rural Development, Bulgaria, Plovdiv
The paper examines life-long strategies in international and national scope and opportunities to adopt their priorities in regional strategies for improving
* Prof. D.Sc Ph.D Dipl. Eng. Vasil Levski National Military University.
* Assist. Prof. University of Agribusiness and Rural Development.