УДК 159.99
Н. А. Самойлик ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ИНВАРИАНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИНРОССИИ
N. A. Samoylik
VALUABLE AND SEMANTIC INVARIANTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
OF FPS OF RUSSIA
Воздействие пенитенциарного социума на личность сотрудника выражается прежде всего в раннем профессиональном выгорании, выраженном в отсутствии мотивации выполнять свои служебные обязанности в работе с осужденными, и подверженности профессиональной деформации, представляющей полную идентификацию с криминальной субкультурой. В подобной ситуации достаточно своевременными являются вопросы поиска внутренней основы в структуре личности сотрудника исправительного учреждения, позволяющей противостоять негативному влиянию среды осужденных и эффективно реали-зовывать поставленные профессиональные задачи. С нашей точки зрения, такой основой может стать ценностно-смысловая сфера, являющаяся одним из критериев личностного развития человека.
На основе выделенных критериев профессионального становления, разработанных Т. М. Буякас, и динамики учебной деятельности, предложенной П .Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызиной, предлагается анализ становления ценностно-смысловой сферы курсантов в процессе учебной деятельности. Затронуты вопросы значения ценностно-смысловой сферы не только для развития личности, но и для профессионализации.
Impact of penitentiary society on the identity of the employee is expressed first of all in the early professional burning out expressed in absence of motivation to carry out the office duties in work with condemned, and susceptibility of the professional deformation representing full identification with criminal subculture. In a similar situation questions of search of an internal basis in structure of the identity of the employee of correctional facility allowing to resist to negative influence of the environment condemned are rather timely and effectively to realize the set professional tasks. From our point of view, the valuable and semantic sphere which is one of criteria of personal development of the person can become such basis.
On the basis of selected criteria ofprofessional development, developed by T. M. Buyakas and dynamics of learning activities proposed by P. J. Galperin and N. F. Talyzina, offered analysis of the formation of value-semantic sphere of students in the process of educational activity. Issues of
© Самойлик Н. А., 2015.
value of value-semantic sphere not only for personal development but also for professionalization.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; профессиональная деятельность; учебная деятельность; курсанты; ценностно-смысловая сфера; профессиональное обучение.
Keywords: criminal-еxecutive system; professional activity; educational activity; cadets; value-semantic sphere of vocational training.
Современный этап реформирования уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) детерминирован качественно новыми процессами, происходящими в политической, экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни. Наряду с выработкой гуманной стратегии взаимодействия с различными категориями осужденных, закрепленной в Концепции развития УИС России до 2020 года, особенно актуальными становятся проблемы, связанные с формированием и развитием ценностно-смысловой сферы курсантов ФСИН России в процессе обучения в вузе.
Профессиональная деятельность сотрудника исправительного учреждения реализуется в достаточно специфичных условиях. Во-первых, осужденные — люди, совершившие преступления, а значит, преступившие не только правовые законы, но и нормы морали и нравственности. Во-вторых, на процесс исправления осужденных значительно влияет криминальный социум, имеющий, по мнению И. В. Потапова, следующие отличительные признаки [4]: пенитенциарное сообщество представляет собой коллектив закрытого типа, поэтому оно не уполномочено выступать от собственного имени и ограничено в сношениях с другими социумами. Пенитенциарное сообщество характеризуется строгой регламентацией жизни в виде необходимости выполнения требований режима независимо от каких-либо обстоятельств. Для пенитенциарного сообщества свойственна неоднородность ее структуры, зависящая от таких критериев, как возраст, профессиональные навыки, национальная и религиозная принадлежность, моральные качества, наличие и особенности криминального опыта индивида. Названные выше характеристики неизбежно влияют и на качественное выполнение своих служебных задач, и на особенности личности сотрудника исправительного учреждения.
Воздействие пенитенциарного социума на личность сотрудника выражается прежде всего в раннем профессиональном выгорании, выраженном в отсутствии мотивации выполнять свои служебные обязанности в работе с осужденными, и подверженности профессиональной деформации, представляющей полную идентификацию с криминальной субкультурой.
В подобной ситуации достаточно своевременными являются вопросы поиска внутренней основы в структуре личности сотрудника исправительного учреждения, позволяющей противостоять негативному
влиянию среды осужденных и эффективно реализовывать поставленные профессиональные задачи. С нашей точки зрения, такой основой может стать ценностно-смысловая сфера, являющаяся одним из критериев личностного развития человека.
Вопросы изучения ценностно-смысловой сферы неоднократно поднимались как в западной (Г. Оллпорт, К. Роджерс, М. Рокич, Д. Сьюперт), так и в отечественной науке (Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Н. А. Журавлева, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, Д. А. Леонтьев, А. В. Серый, М. С. Яницкий). Работы ученых из разных научных областей позволили выявить специфику ценностно-смысловой сферы человека, однако до настоящего времени нерешенной остается проблема ин-териоризации ценностно-смысловых характеристик в процессе учебной деятельности в период обучения в вузе.
Каждая профессия предъявляет определенные требования к тому, кто ее реализует. При совпадении требований профессиональной деятельности и особенностей личности появляется специалист. В то же время, согласно авторской позиции В. М. Статного, констатирующего, что «размытость ценностей, недостаточное уяснение смысла своей деятельности — это проблемы, которые, в первую очередь, являются актуальными для молодых сотрудников правоохранительных органов» [4]. Возникает противоречие, обусловленное качественной подготовкой специалиста для уголовно-исполнительной системы и отсутствием такового на начальном этапе профессиональной деятельности. Подобное противоречие возможно разрешить, если в процессе профессиональной подготовки в вузе ориентироваться на ценностно-смысловую сферу, выступающей в качестве инварианта учебной деятельности курсантов. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой инвариант определяется как «величина, остающаяся неизменяемой при тех или иных преобразованиях» [3, с. 365].
Включение в процесс профессионального становления ценностно-смысловой сферы обусловлено несколькими факторами. Многочисленные исследования феномена ценностно-смысловой сферы позволяют констатировать, что она является связующим звеном между внутренним миром личности и окружающим миром. Формируясь практически с момента рождения человека, ценностно-смысловая сфера накапливает в себе опыт социального, нравственного, духовного, морального, межличностного взаимодействия. Развитие личности соотносится с теми особенностями ценностно-смысловой сферы, которые уже имеются в структуре личности либо находятся в процессе развития. Интернируясь со всеми видами деятельности, ценностно-смысловая сфера влияет на направленность жизнедеятельности человека в целом.
Наиболее характерные особенности ценностно-смысловой сферы можно наблюдать в период ранней молодости, совпадающий с началом обучения в вузе и переосмыслением ценностно-смысловой сферы в
связи с начальной стадией профессионализации в процессе учебной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Формирование ценностно-смысловой сферы курсантов _в учебной деятельности_
Этапы становления учебной деятельности Критерии профессионального становления (по Т. М. Буякас) Элементы учебной деятельности Ценностно-смысловая сфера
Ориентировочный этап Интерес Мотивация, учебная цель Общечеловеческие и личностные ценности и смыслы
Исполнительный этап Мотивация Учебная задача или ситуация, учебные действия, учебные операции Личностные и профессиональные ценности и смыслы
Контрольный этап Профессиональные ценности и смыслы Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка Профессионально-ценностные ориентации
В качестве основы для рассмотрения ценностно-смысловых инвариантов учебной деятельности курсантов ФСИН России используем критерии профессионального становления, предложенные Т. М. Буякас [1].
Автор рекомендует в процессе профессиональной учебной деятельности выделять три этапа. На первом, творческом этапе, «профессионал непрерывно рождается внутри самой работы, на каждом ее этапе. Внутренним средством и основанным условием профессионального успеха и мастерства является полная вовлеченность в то, что делаешь здесь и сейчас» [1, с. 8]. Прохождение данного этапа совпадает с ориентировочным этапом учебной деятельности по П. Я. Гальперину [2] и Н. Ф. Талызиной [6]. Таким образом, на первом этапе профессионального становления детерминирующим становится интерес к осуществлению учебной деятельности и будущей профессии. Для продуктивной реализации учебной деятельности у курсантов должны быть сформированы общечеловеческие и личностные ценности и смыслы, через которые они смогут овладеть мотивацией обучения и умением ставить учебную цель.
В ходе второго этапа происходит взаимодействие процесса профессионализации и жизнедеятельности, что выражает «потребность в воплощении самого себя в своем деле и видится нам базовым условием становления стойкого интереса к профессиональной деятельности,
выступающего главным свойством мотивации профессионала» [6, с. 9]. На втором этапе учебной деятельности у курсантов соединяются в единое целое уже имеющиеся личностные ценности и ценности профессии, которой они овладевают.
Развитие ценностно-смысловой сферы характеризует третий этап профессионального становления в процессе учебной деятельности. На третьем этапе у курсантов должны сформироваться профессионально-ценностные ориентации, состоящие из принятия ценностей служебной деятельности в УИС и осознание смысловой направленности своей деятельности.
В процессе становления профессионально-ценностных ориентаций на третьем этапе учебной деятельности в ведомственных вузах следует опираться на следующие психолого-педагогические аспекты:
- включение курсантов в социально-значимую деятельность в качестве активных субъектов образовательного процесса;
- повышение уровня профессионально-педагогической и психологической культуры офицеров, работающих на каждом курсе;
- развитие качеств, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса с курсантами;
- организация и проведение мероприятий, повышающих престижность и социальную значимость профессии сотрудника УИС;
- диагностика и коррекция целеполагания курсантов через повышения уровня профессиональной мотивации.
Таким образом, в процессе учебной деятельности курсантов ФСИН России большое внимание необходимо уделять ценностно-смысловой сфере. Данный факт детерминирован, во-первых, специфичными условиями профессиональной деятельности, во-вторых, влиянием особых условий службы на психическое состояние сотрудников УИС. В основе эффективности данной деятельности у курсантов образовательных организаций ФСИН России должны находиться ценностно-смысловые ориентиры, формируемые в учебной деятельности на всех стадиях получения профессионального образования.
Литература
1. Буякас Т. М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2005. — № 2. — С. 7-18.
2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М.: Книжный дом «Университет». — 336 с.
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: ООО «А-темп», 2006. — 994 с.
4. Потапов И. В. Пенитенциарная стратификация личности // Вестник Челябинского государственного университета. Право. — 2014. — № 19 (348). — С. 51-54.
5. Статный В. М. Целевой, ценностно-смысловой и предметный генезис правоохранительной деятельности // Психология и право. — 2011. — № 3. Режим доступа: www.psyandlaw.ru (дата обращения: 27.05.2015 г.).
6. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: МГУ, 1984. — 344 с.