Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Балакина Алина Павловна

В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения мнемической деятельности дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития. В дошкольном возрасте закладывается основа всех психических функций, в том числе и памяти. В этот период появляется произвольное запоминание, совершенствуются средства и приемы запоминания, к концу дошкольного детства память выделяется в особую психическую функцию, которой ребенок может независимо управлять. Особенностями развития памяти у дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью является нарушения воспроизведения, целенаправленности при заучивании и позднее формирование произвольного запоминания. В целом мнемическая деятельность характеризуется сниженной продуктивностью и неустойчивостью. Для изучения особенностей мнемической деятельности дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью используется обучающий эксперимент А.Я. Ивановой, так как данная методика позволяет выявить не только реальные, но и потенциальные возможности детей. Результаты сравнительного экспериментального исследования свидетельствуют о несформированности мотивационного, целевого, операционно-технического компонентов мнемической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Балакина Алина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MNEMIC ACTIVITY OF OLDER PRESCHOOLERS WITH DISABILITIES

The article presents the results of a theoretical and experimental study of the mnemic activity of preschoolers with mental retardation. At preschool age, the foundation of all mental functions, including memory, is laid. During this period, arbitrary memorization appears, the means and techniques of memorization are improved, by the end of preschool childhood, memory is allocated to a special mental function that the child can independently control. The peculiarities of memory development in preschoolers with mental retardation are violations of reproduction, purposefulness during memorization and later formation of arbitrary memorization. In general, mnemic activity is characterized by reduced productivity and instability. To study the features of mnemic activity of preschoolers with and mental retardation, a training experiment by Ivanova is used, since this technique allows us to identify not only the real, but also the potential capabilities of children. The results of a comparative experimental study indicate the lack of formation of motivational, target, operational and technical components of mnemic activity.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 376.42

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

кандидат психологических наук доцент Кисова Вероника Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студент Балакина Алина Павловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Мнемическая деятельность представляет собой активную деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение материала. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, образующие мнемическую систему, играют ключевую роль в развитии памяти: именно они обеспечивают работу памяти как системы. Память, в свою очередь, участвует в реализации многих психических процессов, подобно другим психическим функциям, ее основа закладывается именно в дошкольном возрасте. В этот период появляется произвольность запоминания, развивается опосредованная память и совершенствуются средства и приемы запоминания [11. Так, к концу дошкольного детства память выделяется в особую психическую функцию, которой ребенок может независимо управлять.

Проблема изучения такой важнейшей психической функции, как память у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью является особенно актуальной [31. У детей данных категорий наблюдается нарушения воспроизведения [21, целенаправленности при заучивании и позднее формирование произвольного запоминания, в целом запоминание характеризуется сниженной продуктивностью и неустойчивостью [51. Однако большинство работ по данной теме посвящено изучению младших школьников. Это связано с тем, что именно к школьному возрасту мнемическая функция начинает приобретать первостепенное значение, ведь учебная деятельность, в которой происходит повышение требований к эффективности запоминания, становится в этом возрасте ведущей. Однако изучение памяти у детей дошкольного возраста крайне важно, ведь, как было отмечено ранее, именно в этот период закладывается ее основа. От того, как развиваются мнемические способности в дошкольном возрасте во многом зависит их последующее формирование.

Изложение основного материала исследования. Целью предпринятого нами исследования являлось исследование особенностей и разработка программы коррекции мнемической деятельности дошкольников с умственной отсталостью и ЗПР.

Задачи исследования:

1. Изучить исследования по проблеме мнемической деятельности дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития в психологической литературе.

2. Провести экспериментальное исследование особенностей мнемической деятельности у старших дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

3. Разработать и апробировать программу по коррекции и развитию мнемической деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.

В эксперименте участвовало 35 дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития в возрасте от 5 до 8 лет (20 дошкольников с ЗПР и 15 дошкольников с умственной отсталостью), 25 дошкольников с нормативным развитием в возрасте от 5 до 6 лет.

Методология исследования опирается на обучающий эксперимент А.Я. Ивановой [4], данная методика позволяет выявить не только реальные, но и потенциальные возможности детей, что способствует более точному определению направлений последующей коррекционной работы. Диагностируемыми показателями являлись: умение дошкольников оперировать средствами запоминания в процессе мнемической деятельности, мотивация и направленность на процесс запоминания, преобладающий тип запоминания. Так же дополнительно изучалось стремление дошкольников улучшить свои результаты, для этого сравнивались показатели преобладания правильных ответов в первой и второй серии методик.

Методы исследования:

1. «Исследование зрительной памяти» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.

2. «Изучение памяти дошкольников» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.

3. «Диагностика уровня развития памяти у детей 3-7лет» Истратова О.Н.

4. «Диагностика смысловой памяти» Л.Ф. Тихомировой.

По результатам первой методики в экспериментальной группе 7% испытуемых продемонстрировали высокий уровень запоминания, 53% продемонстрировали средний уровень, 40% - низкий. Только 7% испытуемых начали использовать предложенное им средство запоминания (Рис. 1).

60%

40%

20%

0%

высокий уровень средний уровень низкий уровень

экспериментальная группа контрольная группа

дети с нормативным развитием

Рисунок 1. Результаты методики «Исследование зрительной памяти» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго

Демонстрируемые результаты позволяют сделать вывод о том, что зрительная память у дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития достаточно развита, но при этом высокие результаты испытуемые не демонстрируют, это связано, в том числе, и с тем, что они не используют предложенный прием запоминания в своей мнемической деятельности. Нельзя не отметить влияние отвлекаемости и сниженной мотивации на результаты данной методики, низкие показатели могут быть обусловлены в том числе и отсутствием направленности на процесс запоминания.

Результаты детей группы с нормативным развитием значительно отличаются от результатов контрольной и экспериментальной групп: наблюдается выраженное преобладание высокого уровня запоминания, также почти все испытуемые используют предложенный прием ассоциаций, что и отражается на высокой результативности.

По результатам методики «Изучение памяти дошкольников» в экспериментальной группе одинаково выражен средний и низкий уровень запоминания (Рис. 2).

80%

00%

10%

20%

выижий уровень средний уровень низкий уровень

экспериментальная группа контрольная группа

I руппа снормашвным разви шем

Рисунок 2. Результаты методики «Изучение памяти дошкольников» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.

В данной методике также предложенный мнемичекий прием детьми с умственной отсталостью и задержкой психического развития не используется, в результате чего при запоминании большего количества зрительных стимулов показатели несколько ухудшаются: мы видим преобладание низкого уровня, в то время как в предыдущей методике наблюдалось ярко выраженное преобладание среднего.

Дети с нормативным развитием также демонстрируют преобладающе высокие показатели, и большая часть из них использует предложенное средство запоминания.

По результатам методики «Диагностика уровня развития памяти у детей 3-7 лет» было выявлено, что в экспериментальной группе у 60% преобладает непроизвольное запоминания, в то время как произвольная - у 40% (Рис. 3).

яо% 60% 40% 20% 0%

произвольная непроизвольная

экспериментальная группа контрольная группа

группа с нормативным развитием

Рисунок 3. Результаты методики «Диагностика уровня развития памяти у детей 3-7лет» Истратова О.Н.

В дошкольном возрасте у детей начинает преобладать произвольное запоминание, что и демонстрируют показатели детей с нормативным развитием, тогда как у дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития произвольное запоминание слабо выражено, что и подтверждают результаты данной методики: меньше половины испытуемых в обеих группах демонстрируют преобладание произвольного запоминания, в то время как показатели непроизвольного запоминания достаточно высокие.

По результатам последней методики преобладающее количество испытуемых экспериментальной группы продемонстрировали низкий уровень, его показатели составили 60%, показатели среднего уровня составили 40%. Высокий уровень не был выявлен (Рис. 4).

Рисунок 4. Результаты методики «Диагностика смысловой памяти» Л.Ф. Тихомировой

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что словесно-логическое запоминание у дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития слабо развито, что в первую очередь связано с особенностями их мышления. В целом, запоминание словесного материала оказывается более сложным, в частности, по сравнению с запоминанием наглядного.

Для детей в группе с нормативным развитием характерен высокий уровень запоминания и словесного материла. Высокие результаты также связаны с более развитой способностью устанавливать логические связи, так как запоминание облегчало то, что вторые слова можно было подобрать, установив характер их связи с первыми.

Для оценки преобладания правильных ответов в первой и второй серии были выбраны методики «Изучение памяти дошкольников» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А и «Диагностика смысловой памяти» Л.Ф. Тихомировой.

В экспериментальной группе наблюдается преобладание правильных ответов в первой серии, их продемонстрировало 45% испытуемых. В четвертой методике наблюдается преобладание правильных ответов в первой серии, оно было выявлено у 53% испытуемых.

В контрольной группе во второй методике больший процент испытуемых, а именно 45%, продемонстрировали преобладание правильных ответов в первой серии. По результатам четвертой методики преобладающим показателем являлся одинаковый результат в обеих сериях, он был выявлен у 50% испытуемых.

Данные результаты могут быть следствием сниженной мотивации и направленности дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития на процесс запоминания: они не стремятся запомнить как можно больше слов во второй серии, а демонстрируют либо точно такие же, либо более низкие результаты, чем изначально. Связано это не только со сниженной мотивацией, но и особенностями внимания, мышления и быстрой утомляемостью.

В группе с нормативным развитием во второй методике наблюдается преобладание правильных ответов во второй серии, его продемонстрировали 60%. В четвертой методике преобладание во второй серии демонстрирует 40%. Большинство детей группы с нормативным развитием стремятся улучшить результат во второй серии, что демонстрируют их показатели. В контрольной и экспериментальной группах такого не наблюдается. Можно сказать, что мотивация к запоминанию у дошкольников с нормативным развитием выше.

Выводы. Таким образом, мы можем заметить, что по результатам большинства методик дошкольники с умственной отсталостью и задержкой психического развития демонстрируют низкие показатели. Преобладающее количество испытуемых не используют способы запоминания в процессе мнемической деятельности. В частности, предложенные методы ассоциации и классификации не были использованы детьми при запоминании стимулов даже после подробной демонстрации. При этом зрительный материал запоминается дошкольниками с умственной отсталостью и задержкой психического развития легче, чем словесный, так как показатели методик, в которых использовались зрительные стимулы немного выше.

Было также выявлено преобладание непроизвольного запоминания, в то время как для детей дошкольного возраста в норме характерно преобладание произвольного, что подтверждают результаты группы детей с нормативным развитием.

Важно отметить, что во время проведения всех методик испытуемые в экспериментальной группе проявляли меньше внимания к заданию, часто отвлекались, в некоторых заданиях требовалось повторение инструкции, были применены все виды обучающей помощи, в то время как в группе детей с нормативным развитием было достаточно первого, стимулирующего, вида помощи.

Исходя из показателей преобладания правильных ответов, можно сделать вывод о том, что у дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития снижена целенаправленность и мотивация к запоминанию. Показатели преобладания были больше, либо в первой, либо одинаковые в обоих сериях. Испытуемые не проявляли стремления запомнить как можно больше во второй раз. В то время как в группе детей с нормативным развитием наблюдается преобладание правильных ответов во второй серии. Данные показатели могут являться следствием нескольких факторов: использование приемов запоминания, направленность на результат и мотивация к запоминанию большего количества стимулов при выполнении следующего задания в совокупности позволили большинству испытуемых группы с нормативным развитием дать больше правильных ответов во второй серии.

Исходя из всех вышеописанного можно сказать, что у дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического действительно наблюдается несформированность мотивационного, целевого, операционно-технического компонентов мнемической деятельности.

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения мнемической деятельности дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития. В дошкольном возрасте закладывается основа всех психических функций, в том числе и памяти. В этот период появляется произвольное запоминание, совершенствуются средства и приемы запоминания, к концу дошкольного детства память выделяется в особую психическую функцию, которой ребенок может независимо управлять. Особенностями развития памяти у дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью является нарушения воспроизведения, целенаправленности при заучивании и позднее формирование произвольного запоминания. В целом мнемическая деятельность характеризуется сниженной продуктивностью и неустойчивостью. Для изучения особенностей мнемической деятельности дошкольников с ЗПР и

умственной отсталостью используется обучающий эксперимент А.Я. Ивановой, так как данная методика позволяет выявить не только реальные, но и потенциальные возможности детей. Результаты сравнительного экспериментального исследования свидетельствуют о несформированности мотивационного, целевого, операционно-технического компонентов мнемической деятельности.

Ключевые слова: мнемическая деятельность, дошкольники, задержка психического развития, умственная отсталость, обучающий эксперимент.

Annotation. The article presents the results of a theoretical and experimental study of the mnemic activity of preschoolers with mental retardation. At preschool age, the foundation of all mental functions, including memory, is laid. During this period, arbitrary memorization appears, the means and techniques of memorization are improved, by the end of preschool childhood, memory is allocated to a special mental function that the child can independently control. The peculiarities of memory development in preschoolers with mental retardation are violations of reproduction, purposefulness during memorization and later formation of arbitrary memorization. In general, mnemic activity is characterized by reduced productivity and instability. To study the features of mnemic activity of preschoolers with and mental retardation, a training experiment by Ivanova is used, since this technique allows us to identify not only the real, but also the potential capabilities of children. The results of a comparative experimental study indicate the lack of formation of motivational, target, operational and technical components of mnemic activity.

Key words: mnemic activity, memory, preschoolers, mental retardation, educational experiment.

Литература:

1. Быкова, О.Н. Мнемическая деятельность дошкольника: сущность, структура, особенности развития / О.Н. Быкова. -Чебоксары. - 2014. - 134 с.

2. Лутонян, Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.Г. Лутонян. - М.: 1977. - 23 с.

3. Минаева, Е.В. Особенности развития внутреннего плана действий на разных возрастных этапах/ Е.В. Минаева, М.В. Казакова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 4. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/535 (дата обращения 27.04.2022)

4. Правило, Е.С. Применение метода обучающего эксперимента в работе с детьми / Е.С. Правило, В.Ф. Кузнецова // Психология. Психофизиология. - 2013. - №1. - С. 78-81.

5. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 224 с.

УДК 378.046

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Кочеткова Татьяна Николаевна Лесосибирский педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);

кандидат биологических наук, доцент Шеломенцева Ольга Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» (г. Красноярск);

старший методист Галкина Анжелика Петровна Муниципальное бюджетное учреждение «Межшкольный информационно-методический центр» (г. Лесосибирск)

Постановка проблемы. Социально-экономические трудности современного периода, разрушение традиционных ценностей, падение статуса семьи, коммерциализация деятельности молодёжных физкультурно-спортивных организаций приводит к росту различных видов и стеротипов девиантного поведения. Это может выражаться в форме как наркомания и алкоголизм. А также в демонстрировании жестокости и агрессивности, криминального и антиобщественного поведения.

Для коррекции социопатического поведения подростков может быть результативным применения средств и методов физической культуры и спорта. То, что средства и методы физической культуры приводит к ощутимому результату, говорит и тот факт, что заинтересованность в построении коррекции приводящих к нарушению аморальных поступков подростков, занятия физической культурой и спортом занимают одно из ведущих мест.

Процедура исправления у подростков их антисоциального отношения к обществу можно диагностировать при совместной деятельности всех работников физической культуры и спорта. Их коллективная работа направлена на конструирование душевного равновесия и моральных особенностей подростков с противообщественным поведением. Проведение урочных форм и тренировок по физической культуре и спорту служат поддержкой к поводу жизнедеятельности конкретных доминирующих хороших особенностей личного характера индивидуума.

Вследствие корректировки в работе с индивидуумами антиобщественного поведения при применении методов и средств физической культуры и спорта мы пришли к выводу, что деятельность всех работников физической культуры и спорта направлена не только на формирование физических качеств, и нравственно - волевых и психологических качеств. Всё вместе способствует к действию положительных мотиваций личности подростка [1, С. 2].

При проведении экспериментальной работы для коррекции антиобщественного поведения трудных подростков мы подобрали комплекс психолога-педагогических условий с применением средств и методов физической культуры и спорта. В процессе работы этот подобранный комплекс выявил свою эффективность в формировании адекватного поведения и позитивного отношения подростков к общественной жизни. Весь эксперимент осуществлялся на основе индивидуального подхода к подросткам девиантного поведения.

Применяли в ходе эксперимента индивидуальный подход с подростками девиантного поведения. Учитывая мотивы, которые влияли на их поведение, а также условия, которые формировали их дальнейшие поступки. Мотивы, которые определяли дальнейшие действия индивидов, зависели от воспитательных мероприятий, которые применялись к таким подросткам. Эти мероприятия должны были осуществляться в зависимости от их произведённых поступков [2, С. 87].

Личко А.Е. после экспериментальной своей работы предложил, что надо разделить девиантных подростков на четыре типа, которые будут отличаться между собой: отличающихся друг от друга типа: 1) активный; 2) замкнутый; 3) взрывной; 4) зависимый [3, С. 12-14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.