УДК [78.087.68:78.071.2]:159.9
В. Л. Добровольская
Психологические особенности профессиональной деятельности
хорового дирижера
Психологические особенности деятельности дирижера обуславливают успешность межличностного взаимодействия с хоровым коллективом, влияют на эффективность использования методов, необходимых для решения художественно-творческих задач. У каждого дирижера формируется свой стиль управления хоровым коллективом, который тесно связан с индивидуально-личностными качествами и представлениями дирижера. Освещены вопросы, связанные с психологическими особенностями деятельности хорового дирижера, которые помогут молодым специалистам успешно освоить профессию.
Ключевые слова: хоровой дирижер, психологические особенности, стиль руководства, волевые качества, мотивация, авторитет.
Victoria L. Dobrovolskaya Psychological features of the professional activity of a choral conductor
The psychological characteristics of the conductor's activity determine the success of interpersonal interaction with the choral collective, affect the effectiveness of using the methods necessary for solving artistic and creative problems. Each conductor develops his own style of managing the choir, which is closely related to the individual qualities and performances of the conductor. The issues covered in the article related to the psychological characteristics of the choral conductor's activity will help young specialists to successfully master the profession.
Keywords: choral conductor, psychological characteristics, leadership style, volitional qualities, motivation, authority.
Руководитель хорового коллектива в наши дни должен обладать обширным комплексом профессионально значимых качеств. Многофункциональный характер деятельности дирижера, включающий исполнительские и психолого-педагогические аспекты профессии, обуславливает сложную многоуровневую структуру таких качеств. В современной практике хормейстеру недостаточно обладать необходимыми музыкально-теоретическими знаниями и музыкально-исполнительскими навыками. Высокий художественный уровень профессиональной деятельности дирижера во многом связан с продуктивным межличностным взаимодействием с коллективом, обусловленным психологическими качествами дирижера. Между тем, психологические особенности деятельности хорового дирижера до сих пор не получили должного освящения в исследовательской литературе. Некоторые аспекты данной проблемы
Психологические особенности профессиональной деятельности хорового дирижера освящены в работах Н. В. Губской-Борисовой, Г. Л. Ержемского, В. Л. Живова, Е. Е. Романович, Л. Д. Сапожниковой, В. Ф. Чабанного.
Целью работы является выявление психологических аспектов специфики профессиональной деятельности хорового дирижера. Данная цель определила ряд задач:
• определить возможности дирижера находить контакт с хоровым коллективом, основанный на определенном стиле управления;
• рассмотреть способность дирижера, связанную с волевыми качествами и выражающуюся в воздействии на участников хора;
• осветить основные психологические качества дирижера, относящиеся к его личностным характеристикам.
Успех деятельности хорового дирижера во многом определяется психологическими качествами, которыми он должен обладать. Такими психологическими качествами являются: умение найти контакт с коллективом и наладить с ним творческое общение, способность внушать, воздействовать и убеждать людей. Налаженные межличностные отношения с коллективом помогают его руководителю и музыкантам быть в хорошем контакте и увлеченно служить своему искусству.
Психологические особенности дирижерской деятельности также обусловлены тем, что дирижеру приходится работать с коллективом музыкантов, и каждый из них является личностью, а каждая личность имеет собственные психологические особенности (такие как характер, темперамент и т. п.) и определенный уровень профессиональной подготовки1. Вследствие этого одним из главных качеств личности, которыми должен обладать успешный дирижер хора, является способность к коммуникации - умение выстраивать профессиональные взаимоотношения с музыкантами. Очень важным является умение корректно делать критические замечания членам коллектива, так как многие реагируют на них довольно болезненно. Личные качества дирижера и его авторитет - основа психологического воздействия на членов хорового коллектива. В случае, если воздействие на хористов оказывает руководитель, пользующийся авторитетом и внушающий доверие, то каждое его замечание и предложение становится веским и убедительным, заражает желанием работать и, таким образом, подчиняет своему влиянию. Неслучайно К. П. Кондрашин отмечает, что дирижер должен оказывать «продуктивное воздействие» на свой коллектив, которое является комплексным воздействием «всей личности дирижера»2.
Взаимодействие с хоровым коллективом выявляет множество социально-психологических особенностей дирижера. Многие из них могут оказаться несущественными, кратковременными или не влия-
ющими на творческую деятельность. Но в то же время каждый руководитель наделен индивидуально-психологическими чертами, проявляющимися в стиле управления хором и влияющими на организацию деятельности хормейстера.
Зачастую хоровые дирижеры ставят знак равенства между правом власти над людьми и умением властно добиваться слияния различных индивидуальностей в единое хоровое целое. Однако такой взгляд на дирижерскую деятельность неверен. Создание единого творческого коллектива возможно только тогда, когда профессия дирижера является не стилем руководства и исполнительства, а образом жизни человека культуры, служащего музыке, стремящегося к высокому идеалу. Именно поэтому дирижер должен обладать необходимыми личностными качествами, чтобы реализовать себя в своей сфере деятельности.
Воспитание сплоченного музыкального коллектива - одна из задач, которая встает перед хормейстерами. Она включает в себя не только музыкальные проблемы, но и психологические, связанные с закономерностями общения людей друг с другом. Для успешной деятельности дирижера важно, чтобы он совмещал в себе функции руководителя и психологические качества лидера.
В процессе профессиональной деятельности у каждого дирижера формируется индивидуальный стиль руководства коллективом. Под стилем управления психологами подразумевается «устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив)»3. Е. Е. Романович определяет стиль руководства хорового дирижера как «совокупность устойчивых и взаимосвязанных черт профессиональной дирижерской деятельности, которые отражают его способность, умение и готовность управления хоровым коллективом, а также обеспечивают единство творческого, педагогического и нравственного процессов в решении поставленных исполнительских задач»4. Стиль управления хоровым коллективом во многом зависит от типа нервной системы дирижера и его темперамента. Отталкиваясь от данных личностных качеств, В. Л. Живов ввел понятие «исполнительского типа»5. Делая классификацию исполнительских типов хоровых дирижеров, автор основывается на учении И. П. Павлова о типах нервной деятельности и теории исполнительских стилей. В. Л. Живов выделил следующие типы хоровых дирижеров: эмоциональный, рационалистический, интеллектуальный.
В исполнительской деятельности хормейстеров эмоционального типа на первый план выступает эмоциональное начало. Представители
Психологические особенности профессиональной деятельности хорового дирижера этого типа больше опираются не на теоретические знания дирижерской техники, а на субъективные ощущения, интуицию, их исполнительская манера часто импульсивна, стихийна, им присуща творческая смелость. Дирижеры рационалистического типа, напротив, отличаются объективизмом, строгой логикой исполнительского замысла. Они умеют сооружать из тщательно отделанных деталей прочные и монолитные конструкции. Во время их концерта импровизационность практически отсутствует. Исполнение дирижеров интеллектуального типа, как правило, обоснованно и логично, отличается глубокой и проникновенной интерпретацией, а также отсутствием стихийности.
Иногда фактором, определяющим выбор дирижером того или иного стиля руководства, является уровень подготовки и развития коллектива. Рассмотрим данную проблему на примере общепринятого в психологии разделения стилей руководства на авторитарный, безразличный и демократический типы. Если члены хорового коллектива обладают недостаточной квалификацией или низкой сознательностью, в таком случае лучших результатов дирижеру можно добиться при помощи авторитарного управления, так как он четко определяет функции каждого члена коллектива и предусматривает строгий контроль за действиями каждого из них. С другой стороны, для таких хоров характерно полное и безоговорочное присвоение всех функций управления дирижером. Певцы в таком случае ориентируются только на дирижера, и исключается какая-либо внутренняя самоорганизация в хоре. Певцов может сбить любая дирижерская ошибка, так как они привыкли петь исключительно «по руке».
Попустительский тип управления приводит к тому, что и руководитель, и подчиненные отказываются от обсуждения и участия в поступательном развитии коллектива. Перспективы его развития не намечаются. Следствием отсутствия целенаправленного руководства становятся низкие результаты деятельности коллектива. Прежде всего, если со стороны дирижера отсутствует единая исполнительская перспектива, возрастает нетребовательность, неуверенность в трактовке, а также неизбежно снижается художественный уровень исполнения.
Если в коллективе имеются разветвленные горизонтальные и вертикальные связи, то здесь лучше прибегнуть к демократическому стилю руководства. Как правило, в таком коллективе певцы имеют высокую профессиональную подготовку и всегда ответственны за выполняемое дело. Поэтому их деятельность контролируется не только дирижером, но и самими артистами хора. В основе таких принципов лежит право подчиненных участвовать в выработке решений. Также в демократических коллективах приветствуется проявление инициативы и самостоятельности.
Если авторитарный стиль управления сочетается с высокой долей эмоционального начала, то дирижер способен сильно увлечь коллектив художественно-исполнительской идеей, создать в коллективе творческую атмосферу. Работа дирижера с хором отличается в таком случае эмоциональностью, импульсивностью и непредсказуемостью, зачастую дирижеру свойственны даже эмоциональные вспышки в ответ на ошибки, допущенные участниками хора. Такие дирижеры могут проявлять неоправданную властность. Как правило, они имеют развитые профессиональные способности, а потому технические, вокальные и художественно-выразительные требования, которые они предъявляют хоровому коллективу, завышены. Все это, как следствие, приводит к нервозности во взаимоотношениях дирижера и хора.
Деятельность дирижера является музыкально-исполнительской, она немыслима без творческого начала. Поэтому демократический стиль управления должен сочетать и черты, отражающие творческий потенциал дирижера. Такой стиль управления должен быть основан на органичном сочетании мышления и чувства, развитости воображения, представлений и ассоциаций, на высоком коммуникативном начале. Таким дирижерам присущи артистичность, педагогическая гибкость, многообразие приемов управления коллективом. Их образная выразительная речь и яркий вокальный показ музыкального материала поддерживают творческий тонус участников хора. В деятельности таких дирижеров творческий, педагогический и нравственный процессы слиты воедино. Отношения дирижера с хором доброжелательны, уважительны и деликатны. Между руководителем и коллективом устанавливается демократическая атмосфера, при которой сохраняется между ними необходимая дистанция и высокий авторитет дирижера. Создаются возможность продуктивного руководства хором и благоприятные психолого-педагогические условия творческой деятельности.
Необходимым условием деятельности дирижера являются волевые качества. С их помощью дирижер доносит до хора свою музыкально-художественную интерпретацию произведения и добивается воплощения стоящих перед хором задач. Дирижеру должны быть присущи большая воля, настойчивость, выдержка и умение добиваться того, чтобы его указания выполнялись точно и безоговорочно. В процессе работы над музыкальными произведениями дирижеру нельзя пропускать ни одной малейшей интонационной, ритмической или динамической неточности. И основным механизмом психологического воздействия дирижера на коллектив, помогающий получить желаемый художественный результат, выступает активный побуждающий волевой
Психологические особенности профессиональной деятельности хорового дирижера эмоциональный импульс. Проявлением отсутствия волевых качеств у дирижера становится отсутствие или снижение требовательности к себе и, как следствие, к исполнителям. Конечно, все это приводит к невыразительным штрихам, однообразной динамке, статичным темпам, отсутствию кульминаций при исполнении произведения. Кроме того, волевые качества связаны со стилем управления дирижера хоровым коллективом. Как указывает В. Ф. Чабанный, дирижеры либерально-безвольного стиля управления обладают слабо выраженной волей, а волевое воздействие на участников хора руководителя авторитарно-рационального стиля управления малоэффективно, не оказывает нужного воспитательного воздействия6.
В волевом акте дирижерских действий Л. Д. Сапожникова выделяет ряд последовательных элементов7. Определяется цель - выбирается произведение, составляется концертная программа, обдумываются пути реализации творческой концепции, разрабатывается репетиционный план, подготавливается хоровая партитура, подбираются солисты. После этого принимается решение о воплощении поставленных целей, и его непосредственное исполнение является завершающим звеном волевого действия дирижера.
Рассмотрим основные волевые качества дирижера, и то, как они проявляются в его деятельности. Дирижер должен подчинять свои действия поставленной цели, должен находить оптимальные пути и средства ее достижения, в чем проявляется такое качество как целеустремленность. Принятие дирижером необходимого решения должно быть быстрым и уверенным, кроме того, дирижер должен дать убедительное обоснование своему творческому замыслу: в этом проявляется решительность действий. Инициативность позволяет дирижеру продуцировать новые творческие идеи, находить нужные интерпре-таторские решения. Благодаря качеству самостоятельности волевые действия становятся обоснованными, а принятие художественного решения - независимым. Для преодоления трудностей в работе с хоровым коллективом и при длительном движении к поставленной цели требуется такое качество как настойчивость. Большое значение для дирижера имеет и выдержка - владение собой и способность к урегулированию противодействия, которое исходит от коллектива. Важным качеством дирижера является оценка и анализ своих действий - хормейстер должен реально оценивать результаты своей работы. Зачастую это умение проявляется достаточно субъективно, так как далеко не все критически подходят к оценке своей деятельности и не все делают правильные выводы.
Чувство уверенности в себе сильно влияет на хоровой коллектив и играет большую роль в позитивном восприятии дирижера музыкантами. Поведение человека, который уверен в себе, внешне выражено. Это проявляется в положении головы и корпуса, в походке, мимике, речевой интонации, движении и положении рук, отсутствии суетливости. Уверенный вид является свидетельством внутренней силы человека.
Дирижерам с высоким уровнем результативности профессиональной деятельности присущи хорошо развитая мотивация к достижению успеха и самоконтроль, что доказывает в своем исследовании Н. В. Губская-Бори-сова8. Так, если у дирижера-хоровика с высоким уровнем результативности будет высокая мотивация к достижению успеха, наилучшего результата добьется дирижер, которому присуще стремление улучшить свои результаты, неудовлетворенность достигнутым и настойчивость в достижении своих целей. У дирижеров с высокой результативностью также выше выраженность самоконтроля. Они хорошо контролируют себя, подчиняют себя правилам в отличие от тех, у кого низкая результативность и повышенные неорганизованность и импульсивность.
Свой музыкальный замысел дирижеру, как правило, приходится пояснять вербально. В его задачу входит донесение до исполнителей логики и структуры исполняемого произведения. В этом отношении важны именно вербальные и интеллектуальные способности дирижера. В основе управления хоровым коллективом лежат визуальные средства коммуникации, а само дирижерское искусство базируется на музыкальном звуке и дирижерском жесте, поэтому возникают также высокие требования к невербальным жестам дирижера. Руки дирижера являются аналогом человеческого языка. В исполнительской практике руки совершают определенные речевые и информационные действия. Коммуникативная деятельность дирижера строится на определенных взаимосвязанных процессах. Руки дирижера действуют не сами по себе, а являются отражением переходящих друг в друга элементов: в сознании дирижера создается образ желаемого результата, который переходит во внутреннюю исполнительскую речь, а затем непроизвольно проявляется в знаковой внешней информации. Жесты дирижера - это все лишь внешнее проявление смысловых целенаправленных действий. Технологию дирижирования схематически можно определить как «процесс именно непроизвольного перевода с языка внутренних, предметных, исполнительских образов на внешний информативный, символический, импульсный язык»9. Деятельность дирижера основана на информативном общении и творческом взаимодействии с коллективом, поэтому язык жестов дирижера несет не только регулировочные функции,
Психологические особенности профессиональной деятельности хорового дирижера но и осуществляет созидательные, внутренние смысловые функции. При этом некоторые элементы речевого языка дирижера функционируют без участия сознания, а осуществляются автоматически, на уровне психомоторики.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что психологические особенности деятельности хорового дирижера обуславливает ряд аспектов. Главным из них является стиль управления хоровым коллективом, который зависит от типа нервной системы дирижера, его темперамента, уровень подготовки и развития коллектива. Наиболее эффективными являются демократический стиль руководства, рационалистический исполнительский тип, которые тесно связаны с такими профессионально важными качествами как эмоционально-волевые (целеустремленность, решительность и др.), организаторские, психолого-педагогические и личностные (авторитет, мотивация, вербальная и невербальная направленность и др.). У каждого хорового дирижера в процессе профессиональной деятельности формируется свой собственный способ управления хоровым коллективом, и осведомленность молодого специалиста в данном вопросе поможет ему развить необходимые качества.
Примечания
1 Сапожникова Л. Д. Психологические закономерности организации профессиональной деятельности дирижера академического хора: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. Ярославль, 2007. С. 12.
2 Кондрашин К. П. Мир дирижера. Технология вдохновления. Л.: Музыка, 1976. С. 12.
3 Акмеологический словарь / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. С. 161.
4 Романович Е. Е. Аспекты дирижерско-хоровой деятельности будущего учителя музыки // Вестник Брянского государственного ун-та. 2013. № 1. С. 238.
5 Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 240.
6 Чабанный В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством. СПб., 1999. С. 102.
7 Сапожникова Л. Д. Эмоционально-волевая составляющая профессионального дискурса дирижера // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2007. № 9. С. 66.
8 Губская-Борисова Н. В. Психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности вокальных ансамблей: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Тверь, 2011. С. 23.
9 Ержемский Г. Л. Дирижеру XXI века. Психолингвистика профессии. Санкт-Петербург: ДЕАН, 2007. С. 60.