Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
533
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ADAPTATION / PROFESSIONAL ADAPTATION / FUTURE LAWYERS / PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPETENCES / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / YOUNG SPECIALISTS / DETERMINANTS OF PROFESSIONAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мирзоян Лусине Арутюновна

В статье рассматриваются проблемы адаптации к профессии будущих юристов. Профессиональная адаптация рассматривается как многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду, включающий физиологические, личностно-психологические, поведенческие и социальные компоненты. В качестве детерминант профессиональной адаптации выделяются профессионально значимые качества личности, самооценка, индивидуально-типологические свойства, характер общения студентов. Была выявлена закономерность: чем сложнее субъектные качества личности, тем менее однозначно они связаны с эффективностью процесса адаптации. В структуру личностных компетенций, необходимых для успешной адаптации в профессии будущих юристов автор включает следующие компоненты: сформированность потребностно-мотивационных, личностно-профессиональных качеств, готовность к их проявлению (мотивационно-ценностный аспект); владение знанием теоретических основ юридической деятельности, а также психолого-педагогических, методических, технологических знаний (когнитивный аспект); наличие позиционно-поведенческих, коммуникативных, деловых качеств и умений, опыт проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (конативный аспект); наличие организаторских, управленческих умений, эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления (личностный аспект). Выявлено, что эффективность адаптации зависит не только от структурированности отдельно взятых категорий субъектных детерминант, но и от характера соотнесенности этих категорий между собой. Среди мероприятий адаптационной программы особо важными автор считает развитие моделей взаимодействия вуза и организаций, так как они во многом определяют эффективность современной системы управления профессиональной адаптацией будущих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мирзоян Лусине Арутюновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF FUTURE LAWYERS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article deals with the problems of adaptation to the profession of future lawyers. Professional adaptation is considered as a multilevel, functionally determined process of adaptation to work, including physiological, personal-psychological, behavioral and social components. As the determinants of professional adaptation are professionally significant qualities of personality, self-esteem, individual-typological properties, the nature of communication of students. Identified a pattern: the more complicated the subject the quality of the person, the less clearly they relate to the efficiency of the process of adaptation. In the structure of personal competencies required for successful adaptation in the profession of future lawyers, the author includes the following components: the well-formedness requirement of motivational, personal and professional qualities, commitment to their manifestation (motivational-value aspect); possession of knowledge of the theoretical foundations of legal activities, as well as psycho-pedagogical, methodological, technological knowledge (cognitive aspect); the presence of positional and behavioral, communicative, business qualities and skills, experience of manifestation in a variety of standard and non-standard situations (conative aspect); the presence of organizational, managerial skills, emotional and volitional regulation of the process and the result of manifestation (personal aspect). It is revealed that the effectiveness of adaptation depends not only on the structure of individual categories of subjective determinants, but also on the nature of the correlation between these categories. Among the activities of the adaptation program is particularly important the author considers the development of models of interaction between the University and organizations, as they largely determine the effectiveness of the modern management system of professional adaptation of future lawyers.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

психологические науки

Мирзоян Лусине Арутюновна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ...

УДК 159.9.01

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0081

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

© 2019

Мирзоян Лусине Арутюновна, соискатель

Астраханский государственный университет (445020, Россия, Астрахань, улица Татищева, 20А, e-mail: nauka1111@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы адаптации к профессии будущих юристов. Профессиональная адаптация рассматривается как многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду, включающий физиологические, личностно-психологические, поведенческие и социальные компоненты. В качестве детерминант профессиональной адаптации выделяются профессионально значимые качества личности, самооценка, индивидуально-типологические свойства, характер общения студентов. Была выявлена закономерность: чем сложнее субъектные качества личности, тем менее однозначно они связаны с эффективностью процесса адаптации. В структуру личностных компетенций, необходимых для успешной адаптации в профессии будущих юристов автор включает следующие компоненты: сформированность потребностно-мотивационных, личностно-профессиональ-ных качеств, готовность к их проявлению (мотивационно-ценностный аспект); владение знанием теоретических основ юридической деятельности, а также психолого-педагогических, методических, технологических знаний (когнитивный аспект); наличие позиционно-поведенческих, коммуникативных, деловых качеств и умений, опыт проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (конативный аспект); наличие организаторских, управленческих умений, эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления (личностный аспект). Выявлено, что эффективность адаптации зависит не только от структурированности отдельно взятых категорий субъектных детерминант, но и от характера соотнесенности этих категорий между собой. Среди мероприятий адаптационной программы особо важными автор считает развитие моделей взаимодействия вуза и организаций, так как они во многом определяют эффективность современной системы управления профессиональной адаптацией будущих юристов.

Ключевые слова: адаптация, профессиональная адаптация, будущие юристы, профессиональная деятельность, компетенции, профессионально-значимые качества, молодые специалисты, детерминанты профессиональной адаптации.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF FUTURE LAWYERS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

© 2019

Mirzoyan Lusine Arutyunova, applicant

Astrakhan State University (445020, Russia, Astrakhan, Tatishcheva street, 20A, e-mail: nauka1111@yandex.ru)

Abstract. The article deals with the problems of adaptation to the profession of future lawyers. Professional adaptation is considered as a multilevel, functionally determined process of adaptation to work, including physiological, personal-psychological, behavioral and social components. As the determinants of professional adaptation are professionally significant qualities of personality, self-esteem, individual-typological properties, the nature of communication of students. Identified a pattern: the more complicated the subject the quality of the person, the less clearly they relate to the efficiency of the process of adaptation. In the structure of personal competencies required for successful adaptation in the profession of future lawyers, the author includes the following components: the well-formedness requirement of motivational, personal and professional qualities, commitment to their manifestation (motivational-value aspect); possession of knowledge of the theoretical foundations of legal activities, as well as psycho-pedagogical, methodological, technological knowledge (cognitive aspect); the presence of positional and behavioral, communicative, business qualities and skills, experience of manifestation in a variety of standard and non-standard situations (conative aspect); the presence of organizational, managerial skills, emotional and volitional regulation of the process and the result of manifestation (personal aspect). It is revealed that the effectiveness of adaptation depends not only on the structure of individual categories of subjective determinants, but also on the nature of the correlation between these categories. Among the activities of the adaptation program is particularly important the author considers the development of models of interaction between the University and organizations, as they largely determine the effectiveness of the modern management system of professional adaptation of future lawyers.

Keywords: adaptation, professional adaptation, future lawyers, professional activity, competences, professionally significant qualities, young specialists, determinants of professional adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация современного высшего образования направлена на подготовку специалистов, которые могут достаточно быстро адаптироваться к социальным институтам, обуславливающих успешность их профессиональной карьеры. К таким институтам относятся предприятия, организации, управленческие структуры, с которыми осуществляет взаимодействие молодой специалист.

Столкнувшись с глобализацией юридических услуг, появлением цифровых технологий и изменением, как предложения, так и спроса на юридические услуги, профессия, которая играет ключевую роль в функционировании демократического общества во многом зависит от способности молодых юристов к адаптации. Эта проблема обусловлена быстротой этих изменений и скрытой напряженностью между инновациями и существующими профессиональными традициями.

Проблема адаптации - одна из сложнейших междис-

циплинарных проблем, которая исследуется в различных областях деятельности: психолого-педагогической (Ю.А. Захаров, Л.А. Кандыбович, Н.Э. Касаткина, С.Н. Чистякова, И.В. Шалыгина и др.); социальной (С.И. Розум, П.С. Кузнецов и др.); профессиональной (Н.А. Березовин, В.С. Немченко, А.Ю. Петров, О.И. Шкаратан и др.) и др.

С начала 90-х гг. ХХ в. и в настоящее время появляются исследования, посвященные адаптации молодых специалистов как процесса, исследуются его социально-психологические аспекты (ценности, мотивация). При этом особую роль на современном этапе играют исследования профессиональной адаптации студенческой молодежи, становления молодых специалистов на начальном этапе работы в организации [5]. В научной литературе данные вопросы раскрываются в трудах Г.М. Андреевой, И.С.Кона, В.Т. Лисовского, А.В. Мудрика, С.С. Фролова, Г.А. Чередниченко, А.И. Шендрика, С.Н. Школьниковой, Б.Г. Юдина, В.А. Ядова и др.

Mirzoyan Lusine Arutyunova psychological

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES ... science

Однако, несмотря на наличие основательной теоретической и эмпирической исследовательской базы, отмечается недостаточное количество работ, отражающих реальное состояние адаптации будущих юристов к профессиональной деятельности в современных российских организациях.

Важно отметить, что и личностные потребности будущих юристов в профессиональной сфере, и требования современных организаций к молодым специалистам постоянно трансформируются [1]. Это требует, в свою очередь, совершенствования средств, методов и технологий адаптации как организационного целостного процесса [13].

В различных юридических профессиях в разной степени реализуются определенные стороны деятельности. В качестве детерминант профессиональной адаптации нами выделяются профессионально значимые качества личности, самооценка, индивидуально-типологические особенности, специфика общения студентов. На формирование профессиональной направленности будущих юристов оказывает влияние профессиональная идентификация, которую можно развивают путем проведения спецкурсов, ежегодного анкетирования, выявляющего уровень профессионального становления и самосознания студентов и другие мероприятия. Высокий уровень профессиональной идентификации характеризуется осознанием студентом присутствующих у него профессиональных качеств юриста.

Немаловажное значение при этом имеет формирование у студентов-юристов личностных компетенций, которые способствуют успешной адаптации к профессиональной деятельности [3].

В структуру личностных компетенций, необходимых для успешной адаптации в профессии будущих юристов, должны быть включены следующие составляющие: сформированность потребностно-мотивационных, лич-ностно-профессиональных качеств, готовность к их проявлению (мотивационно-ценностный аспект); владение знанием теоретических основ юридической деятельности, а также психолого-педагогических, методических, технологических знаний (когнитивный аспект); наличие позиционно-поведенческих, коммуникативных, деловых качеств и умений, опыт проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (конатив-ный аспект); наличие организаторских, управленческих умений, эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления (личностный аспект).

МЕТОДОЛОГИЯ

Нами было проведено анкетирование, цель которого состояла в выявлении уровня и проблем профессиональной адаптации будущих юристов. В экспериментальном исследовании принимало участие 84 обучающихся (44 студента третьего курса и 40 студентов четвертого курса, специальности «Юриспруденция). Базой исследования стал Астраханский государственный университет.

В программу и методику эксперимента входили: предварительное целенаправленное изучение проблемных явлений для выявления исходных данных и рабочей гипотезы; создание условий для опытно-экспериментальной работы, отбор объектов для эксперимента; разработка технологии опытно-экспериментальной работы; проведение системного мониторинга выявленных данных с использованием тестов, анкет, психолого-педагогических характеристик.

Осуществлялось изучение состояния учебно-воспитательного процесса в вузе по формированию личностной компетентности будущего юриста [13]. Для проведения анализа показателей сформированности профессиональной адаптации студентов был проведен опрос студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам выявления степени адаптированности к профессиональной деятельности, мы получили следующие результаты: 66 % студентов третьего курса имеет 346

среднюю степень адаптированности к профессии, а 68 % студентов четвертого курса - высокую. Студенты, обладающие высоким уровнем профессиональной адаптации, как правило, «тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели, стремятся к достижению заметных и конкретных результатов в любом виде деятельности».

Профессиональная адаптация отличается освоением необходимого уровня профессиональных компетенций, формированием профессионально важных качеств и позитивного отношения к деятельности [6-12]. В этом отношении, как отражено в результатах исследования, перевод полученных в процессе обучения профессиональных знаний в «практическую плоскость» становится одним из основных факторов - с этим согласны 49 % опрошенных; важно исключать ситуации, когда старшие коллеги воспринимают молодого специалиста как «помощника», которому можно направить всю черновую работу. Схожее количество мнений (по 46,2 %) набрали знакомство с особенностями условий работы в организации, а также получение навыков и умений использовать профессиональные знания в виде, актуальном для конкретной организации; значительно для респондентов (45,2%) введение в профессиональную деятельность юриста - нормативные требования, система взаимодействия с коллегами и руководителями при выполнении заданий. Наименее значимым фактором из всех названных студенты считают мотивацию профессионального развития в соответствии с потребностями организации - 33,6%.

Будущие юристы должны усваивать большой объем информации в области профессиональных знаний, что осложняет процесс познавательной деятельности в области специальных дисциплин. В связи с этим для студентов первого курса является существенной проблема быстрой адаптации к вузовской системе образования. Как отмечает М.М. Миншин, обучающиеся должны быть ориентированы в первую очередь не только на обогащение объема знаний, но и на развитие образного мышления, преодоление формализма в познании, развитие собственных творческих и познавательных способностей [2, с. 415]. В результате учебная деятельность обретет динамический, продуктивный характер.

Выявлено, что обучающиеся не всегда способны эффективно организовать свою учебную и внеучебную деятельность, особенно самообразование. На этом этапе важное значение имеет правильная организация самостоятельной работы студентов, ее успешность является основополагающим способом решения других актуальных вопросов, таких как повышение уровня мотивации изучения специальных дисциплин.

Проведенный анализ современного состояния проблемы профессиональной адаптации и ее субъектных детерминант показал, что она является актуальной [1]. При этом наблюдалась закономерность: чем выше сложность субъектных качеств, тем менее однозначно они соотносятся с успешностью процесса адаптации. Так, связь менее сложных возрастных характеристик субъекта с эффективностью адаптации прослеживалась более четко, чем в случае более сложные характеристик, таких, как интеллект или доминантность.

Структурные закономерности прослеживаются при изучении взаимосвязи двух категорий субъектных детерминант - личностных и межличностных. Успешно адаптировавшиеся студенты юридического факультета характеризуются значительно большей согласованностью, структурированностью названных категорий детерминант. Дезадаптанты же, наоборот, отличаются большей рассогласованностью, дезорганизацией.

Мониторинг профессиональной адаптации студента - процесс, который позволяет качественно прослеживать формирование профессиональных компетенций, приспособление отдельных студентов и их групп к социальным факторам, дидактической нагрузке и каче-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

психологические науки

Мирзоян Лусине Арутюновна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ...

ственно более продуктивно формировать учебно-образовательный процесс.

Среди мероприятий адаптационной программы особое внимание следует уделить рекомендациям по развитию моделей взаимодействия вуза и организаций, так как они во многом определяют эффективность предлагаемой системы управления профессиональной адаптацией будущих юристов. Основополагающей целью обучения в вузе является формирование личности будущего юриста, способного эффективно реализовать в профессиональной деятельности свой интеллектуальный и творческий потенциал, мотивированного и готового к самореализации и саморазвитию в сложных социально-профессиональных реалиях современного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лопарева Д.В. Формирование системы управления профессиональной адаптацией студентов высших учебных заведений экономического профиля: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. M, 2009. 21 с.

2. Миншин М.М. Структура профессионально-математической компетентности инженеров по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 4. C. 414-421.

3. Прохорова Т.Н. Проблемы динамики формирования профессионально-субъектной позиции у будущих юристов в системе ВПО / Т.Н. Прохорова, Л.Г. Пушкина // Вестник Университета Российской академии образования. — 2015. — № 2 (75). С. 189-195.

4. Рыжанкова А.А. Эмпирическое исследование проблем профессиональной адаптации студентов в высшем учебном заведении // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6173 (дата обращения: 08.08.2019).

5. Тернопол В.Я. Психологические закономерности структурной организации личностных качеств как факторов профессиональной адаптации // Психология субъекта профессиональной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2000. С. 272-283.

6. Сопоев С.А. Адаптация молодых специалистов как одна из проблем кадрового обеспечения российских организаций // Вестник СОГУ. 2012. № 2. С. 78-84.

7. Ланская И.А., Ипатова И.С. Обучение студентов-юристов специфике звучащей русской речи // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 256-258.

8. Рамазанова П.К., Гаджиева З.А. Пути оптимизации юридического образования в России // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). С. 185-189.

9. Викулина О.В. Анализ познавательных потребностей студентов юридических факультетов в системе контроля уровня владения иностранным языком // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 201-204.

10. Тимофеева А.А. Русская художественная литература как компонент повышения профессиональной правовой культуры юристов // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 311-313.

11. Кантеева А.Р. Комплексный процесс адаптации молодых специалистов в профессиональную среду организации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 58-61.

12. Улендеева Н.И. Характеристика информационно-аналитической компетентности обучающихся ведомственных вузов ФСИН России // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 345-350.

13. Устькачкинцева Ю.Ю. Формирование личностных компетенций студентов в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин. Дисс. ...кандидата педагогических наук: 13.00.08. Казань, 2014. 281 с.

Статья поступила в редакцию 09.08.2019

Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.