В. А. Чесноков
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Субъектность рассмотрена в качестве специфического профессионального новообразования личности, различным образом обнаруживающего себя в пространстве учебной и внеучебной деятельности будущего юриста; предложен организационно-педагогический механизм эффективного развития субъектных характеристик личности будущего юриста через интеграцию психолого-педагогических и методико-дидактических ресурсов целостного образовательного процесса; охарактеризованы последовательно сменяющие друг друга этапы организации процесса профессиональной подготовки будущих юристов. На основе выделенных динамических показателей развития субъектных характеристик личности обоснована динамика успешного развития будущего юриста-профессионала в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Ключевые слова: Субъектность, субъектные характеристики личности студентов; адаптация личности будущего юриста к профессионально-образовательной деятельности; организационно-педагогическая модель развития субъектности; развитие субъектности в процессе профессионального обучения; субъектно ориентированное пространство вне-учебной деятельности.
V. Chesnokov
ORGANIZATIONAL PEDAGOGICAL MODEL OF THE DEVELOPMENT
OF SUBJECTIVE CHARACTERISTICS OF THE PRE-SERVICE LAWYER’S PERSONALITY IN THE PROCESS OF THE PROFESSIONAL TRAINING
Subjectivity is regarded as a new specific professional quality of the personality, which becomes evident in various ways in the curricular and extra-curricular activities of the pre-service lawyer. A organizationally-pedagogical mechanism of the effective mechanism of the development of subjective characteristics of the future lawyer’s personality through the integration of the physiological, pedagogical, methodological and didactical resources of the holistic educational process is suggested and the successive stages of the future lawyers' professional training are described. On the basis of the identified dynamic indicators of the development of the individual subjective characteristics, the dynamics of the successful development of the future professional lawyer in the process of curricular and extra-curricular activities is explained.
Keywords: subjectivity, subjective characteristics of students’ personality, adaptation of the future lawyer’s personality to professional educational work, organizational pedagogical model of the development of subjectivity, development of subjectivity in the process of professional education, the subject-oriented space of extra-curricular activities.
Психологические закономерности, принципы и механизмы развития субъектных свойств, качеств и характеристик личности неоднократно являлись предметом углубленного научного рассмотрения в трудах К. A. Aбyльхановой-Cлавской, Б. Г. Aram-ева, A. В. Брушлинского, Ю. Н. Кулюткина, В. A. Петровского, C. Л. Рубинштейна и др. Особенности развития субъектных свойств личности студентов высших учебных заведений рассматривались в работах Е. В. A^ дриенко, Н. Я. Большуновой, Н. М. Борыт-ко, Л. A. Головей, Э. Ф. Зеера, Е. A. Климова, В. A. Сластенина и др. Современное психолого-педагогическое определение понятия «субъектность», как правило, в центр внимания ставит некоторый набор интегративных свойств личности, способной к сознательному, системно-целостному преобразованию окружающей среды и самой себя.
К настоящему времени на научнотеоретическом уровне обоснованы универсальные критерии развития субъектности у студентов высших учебных заведений. Однако организационно-педагогические принципы и механизмы развития субъектных характеристик личности студентов юридических вузов остаются за пределами углубленного исследования психологов и педаго-
гов. Остается неясной специфика становления этого психолого-педагогического феномена в процессе профессиональной подготовки.
В методологическом плане основой для нашего исследования явились труды тех учёных, которые разрабатывали следующие подходы к решению данной проблемы: деятельностный [3; 5; 7], психологический [1; 2; 6; 8], социокультурный [4].
Накопленный потенциал научно-психологических знаний о природе субъектности, о закономерностях её активизации и последовательного развития позволил нам приступить к исследованию организационнопедагогических принципов, условий и механизмов развития субъектных характеристик личности будущего юриста. Итогом нашей работы должна стать теоретически обоснованная и экспериментально апробированная модель развития субъектных характеристик личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки.
Опытно-экспериментальная часть диссертационного исследования была проведена со студентами Новосибирского юридического института (филиала) Томского государственного университета. В рамках разработанной нами программы исследова-
ния мы рассматривали феномен субъектно-сти личности будущего юриста как особого рода профессиональное новообразование личности, специфическим образом обнаруживающее себя в пространстве учебной и внеучебной деятельности и требующее для свого эффективного развития применения вариативных психолого-педагогических и методико-дидактических подходов, логически последовательно сменяющих друг друга на разных этапах организации процесса профессиональной подготовки.
На личностно-деятельностном уровне
объективными динамическими показателями, фиксирующими конструктивный ход развития субъектных свойств, качеств и характеристик личности будущего юриста, были определены следующие:
1. Все более возрастающая способность студентов к дифференцированному целепо-лаганию в сфере учебной и внеучебной деятельности.
2. Рост личной ответственности за достигаемые учебные и внеучебные результаты деятельности.
3. Осознание важности участия в разнообразных видах внеучебной деятельности как уникального ресурса и компонента системы профессиональной личностно-коммуникативной подготовки будущего юриста.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации базовой организационно-педагогической модели развития субъектных свойств и характеристик личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки.
В ходе проведения педагогического эксперимента нами использовался комплекс научно-диагностических методов исследования, ориентированных на выявление исходного состояния и вариативной динамики развития субъектных свойств и характеристик личности будущего юриста, обнаруживающих себя на протяжении всего периода обучения в вузе (включая подготовку к поступлению в вуз). Констатирующее об-
следование позволило зафиксировать те типичные уровни развития субъектности личности будущего юриста, которые отчетливо давали о себе знать в ситуации, когда экспериментально апробируемая нами модель еще не была включена в учебный и воспитательный контекст целостного образовательного процесса.
К низкому уровню развития субъектных свойств, качеств и характеристик личности будущих юристов, обнаруживающемуся на начальном этапе вузовского обучения, мы отнесли уровень развития тех студентов, которые в основном обладали набором интуитивных, эмпирико-бытовых способов реагирования на складывающуюся учебно-внеучебную ситуацию, полагались в выстраивании своей перспективы профессионального обучения в большей мере на удачный случай, на инертно-пассивную подчиненность происходящим в вузе событиям и не стремились приобрести развернутое представление о личностно-психологических перспективах повышения уровня своей личностной готовности к будущей профессиональной юридической деятельности.
Средний уровень развития субъектных свойств и характеристик личности будущего юриста, фиксируемый нами на момент поступления в вуз и начальный этап адаптации к профессионально-образовательной деятельности, характеризуется наличием сознательно-целевых установок, обеспечивающих достаточно гармоничное вхождение студентов в учебную и внеучебную деятельность; субъектный опыт таких студентов отмечен наличием выраженного стремления соотнести свои возможности большей частью с содержанием учебного материала, а внеучеб-ную коммуникативно-творческую деятельность вынести за пределы личностно значимых целевых ориентиров, фактически исключающих ее из состава профессионально необходимых требований.
Высокий уровень развития субъектных характеристик личности связывался нами с наличием в опыте студентов уже на началь-
ном этапе обучения в юридическом вузе системно-рефлексивных умений, обеспечивающих интеграцию учебного и внеучебно-го опыта студентов, позволяющих им осуществить самостоятельный оперативный выход на достижение сопряженности личностно-психологического и предметно-дидактического знания, обеспечивающих последовательное переведение имеющихся навыков самообразовательной деятельности на установление четкой взаимосвязи с личностно-ценностными ориентирами профессиональной педагогической модели, выход на траекторию успешного движения к персонифицированной (личностно обусловленной) модели профессиональной деятельности современного юриста.
Эксперимент показал, что существует логически последовательный переход с низкого на средний и со среднего на высокий уровень развития субъектности. Такой переход возможен только при опоре на выявленный субъектный потенциал личности студентов, при интенсивном включении их в пространство личностно привлекательной внеучебной (воспитательной) деятельности и при частичном подчинении ее смысловым, расширенным культурно-образовательным установкам юридического профессионализма.
Сравнительный статистический анализ полученных экспериментальных данных с фоновыми констатирующими показателями подтвердил эффективность предложенной нами организационно-педагогической модели развития субъектных свойств, качеств и характеристик личности будущих юристов. При этом для студентов с высоким, средним и низким уровнем развития субъ-
ектности нами были предложены свои собственные целевые программы совершенствования самостоятельной учебной профессионально-самообразовательной деятельности.
В ходе анализа полученных экспериментальных данных удалось выделить основной узел организационно-педагогических противоречий, поэтапное разрешение которых дает прогнозируемое нами приращение субъектности при условии теоретически обоснованного внедрения разработанной нами организационно-педагогической модели субъектности будущих юристов. Психолого-педагогический анализ процесса развития субъектных характеристик личности будущего юриста показал, что данная категория студентов, принося в вуз некоторые штампы знаниево-ориентированного школьного обучения, большей частью не связывает свое эффективное вхождение в профессию юриста с наличием у себя выявленных характеристик субъектности, а ставит в содержательно-смысловую часть своей базовой профессиональной подготовки только процесс активного приобретения некоторого объема фундаментальных академических знаний в области юриспруденции. Заметим, что значительная часть преподавательского состава вольно или невольно поддерживает эту не совсем сегодня продуктивную для юриста-профессионала профессионально-образовательную тенденцию.
Современные студенты не всегда в полной мере осознают стратегическую регулятивно-прогностическую ценность присутствия в составе своего субъектно-личностного (персонифицированного) учебно-вне-
Динамика уровней развития субъектных характеристик личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки
Уровни развития Констатирующий эксперимент, Контрольный эксперимент,
субъектных характеристик личности % %
Высокий 26 52
Средний 62 43
Низкий 12 5
учебного опыта знаний широкоориентированного контекста, навыков субъект-субъектного регулирования межличностных отношений, способов самостоятельной критической работы с воспринимаемой общекультурной информацией, навыков организационной деятельности и др. Как следствие, фиксируемое в учебных профессиональнообразовательных программах качество усвоения навыков практического применения специально-юридического знания оказывается не подкрепленным требуемым уровнем субъектности, механизмами успешного лич-ностно психологического и социокультурного развития будущего юриста.
Мы установили, что субъектно ориентированное пространство внеучебной деятельности, обладая значительным личностно-развивающим потенциалом, остается не задействованным в полной мере в аспекте задач повышения качества профессиональной подготовки. Мы также убедились в ходе эксперимента, что на всех этапах обучения в юридическом вузе субъектно-личностные установки поддаются целенаправленному совершенствованию во внеучеб-ной деятельности, которая, будучи органически встроенной в контекст реализуемой целостной профессионально-образовательной модели, выступает важным общепсихологическим источником профессиональноличностного развития.
Обобщая результаты выполненных нами психолого-педагогических наблюдений, можно заключить, что будущий юрист, обладающий низким и средним уровнем развития субъектных характеристик личности, успешно осваивает относительно новую для него учебно-внеучебную профессиональнообразовательную ситуацию, если:
• ощущает, что окружающая его учебная и внеучебная среда, по мере освоения ее основных структурных компонентов, ста-
новится все более понятной, эмоционально привлекательной для него, а результативность персонифицированного освоения средового фактора самым непосредственным образом зависит от степени выявлен-ности его собственных индивидуальных субъектных свойств, качеств и характеристик;
• на основе уже исходно имеющихся навыков самоорганизации учебно-внеучеб-ной деятельности он получает личностно и профессионально значимую для себя информацию, приобретает четко структурируемый жизненный опыт, обеспечивающий перспективы его личностно-профессионального роста;
• способен самостоятельно прогнозировать логику развития личностно привлекательных для себя перспектив общения и обучения, осваивая технологию выстраивания эмоционально комфортных межличностных и внутригрупповых взаимоотношений в данного типа профессиональнообразовательной среде.
Таким образом, выполненная нами опытно-экспериментальная часть диссертационного исследования подтвердила, что на личностно-деятельностном уровне субъектные характеристики личности студентов юридического вуза первоначально проявляются лишь отдельными, разрозненными и противоречивыми тенденциями развития. Актуализация зафиксированных тенденций, их педагогически последовательное усиление и содержательное обеспечение позволяют обеспечить их выстраивание в целостную персонифицированную систему, оптимальным образом регулирующую процесс становления профессионально значимых субъектных свойств, качеств и характеристик личности студентов в пространстве организуемой педагогическим коллективом вуза учебной и внеучебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 288 с.
2. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество: СПб. Вып. 2. Л.: Изд. ЛГУ, 1967. С. 235-249.
3. Андриенко Е. В. Возможности развития учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Педагогический профессионализм в современном образовании: Материалы III Международной научно-практической конференции (21-22 февраля 2007 г., Новосибирск) / Под науч. ред. Е. В. Андриенко. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. 520 с.
4. Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. 324 с.
5. Брушлинский А. В. О деятельности субъекта и его критериях // Субъект, познание, деятельность. М.: Канон + ОИ «Реабелитация», 2002. 720 с.
6. Петровский В. А. Личность как субъект активности // Психология личности: В 2 т. Самара: Издательский Дом «Бахрат-М», 2002. Т. 2. 544 с.
7. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 109.
8. Сластёнин В. А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя // Педагогический профессионализм в современном образовании: Материалы III Международной научно-практической конференции (21-22 февраля 2007 г., Новосибирск) / Под науч. ред. Е. В. Андриенко. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. 520 с.
REFERENCES
1. Abul'hanova-Slavskaja K. A. O subjekte psihicheskoj dejatel'nosti. M.: Nauka, 1973. 288 s.
2. Anan'ev B. G. Psihologicheskaja struktura cheloveka kak subjekta // Chelovek i obshchestvo: SPb. Vyp. 2. L.: Izd. LGU, 1967. S. 235-249.
3. Andrienko E. V. Vozmozhnosti razvitija uchebno-professional'noj motivacii studentov pedagogicheskogo vuza // Pedagogicheskij professionalizm v sovremennom obrazovanii: Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (21-22 fevralja 2007 g., Novosibirsk) / Pod nauch. red. E. V. Andrienko. Novosibirsk: Izd. NGPU, 2007. 520 s.
4. Bol'shunovaN. Ja. Subjektnost' kak sociokul'turnoe javlenie. Novosibirsk: Izd. NGPU, 2005. 324 s.
5. BrushlinskijA. V. O dejatel'nosti subjekta i ego kriterijah // Subjekt, poznanie, dejatel'nost'. M.: Kanon + OI «Reabelitacija», 2002. 720 s.
6. Petrovskij V. A. Lichnost' kak subjekt aktivnosti // Psihologija lichnosti: V 2 t. Samara: Izdatel'skij Dom «Bahrat-M», 2002. T. 2. 544 s.
7. Rubinshtejn S. L. Princip tvorcheskoj samodejatel'nosti // Voprosy psihologii. 1986. № 4. S. 109.
8. Slastjonin V. A. Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie i stanovlenie subjektnogo potenciala lichnosti uchitelja / Pedagogicheskij professionalizm v sovremennom obrazovanii: Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (21-22 fevralja 2007 g., Novosibirsk) / Pod nauch. red. E. V. Andrienko. Novosibirsk: Izd. NGPU, 2007. 520 s.