Педагогические науки
УДК 138.1
Чесноков Вячеслав Алексеевич Viycheslav Chesnokov
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
TEST DEVELOPMENT OF SUBJECTIVE CHARACTERISTICS OF THE FUTURE LAWYER’S PERSONALITY IN THE PROCESS OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING
Субъектность рассмотрена в качестве специфического профессионального новообразования личности, различным образом обнаруживающего себя в пространстве учебной и внеучебной деятельности.
На основе выделенных показателей обоснована динамика успешного развития субъектных характеристик личности будущего юриста-профессионала в процессе учебной и внеучебной деятельности. Дана характеристика форм и методов субъектно-развивающей работы
Елючевые слова: субъектность, субъектные характеристики личности студентов, адаптация личности будущего юриста к профессиональнообразовательной деятельности, организационнопедагогическая модель развития субъектности, развитие субъектности в процессе профессионального обучения, субъектно-ориентированное пространство внеучебной деятельности
The subjectivity is examined as a specific professional new formation of the personality, which detects itself variously in the educational and extracurricular work of the future lawyer. On the basis of the chosen dynamic indexes of the development of the individual's subjective characteristics, the dynamics of the successful development of the future lawyer-expert in the process of the educational and extracurricular work of the professional training
Key words: subjectivity, subjective characteristics of students’ personality, adaptation of the future law-ye^s personality to professional and educational work, organizational pedagogical model of the development of subjectivity, the development of subjectivity in the process of professional education, the subject-oriented space ofextracurricular work
Входе теоретического анализа проблемы развития субъектности личности мы утвердились во мнении, что становление настоящего профессионала и развитие его профессионализма закономерно сопровождается личностно-профессиональными изменениями. В этой связи мы считаем правомерными утверждения В.А. Сластё-нина о том, что развитие профессиональной деятельности «осуществляется путём движения, определяемого диалектикой взаимосвязи внешних факторов и внутрен-
них условий. Состояние внешних регуляторов профессионально-личностного развития создаёт источники для возникновения внутреннего движения, затем внутренние регуляторы, обретая силу мотива, побуждают будущего специалиста к пересмотру ценностей, самокоррекции, гармоничному сопряжению внешних и внутренних регуляторов»[4].
Система профессиональной подготовки юристов, сложившаяся в Новосибирском юридическом институте (филиале)
ТГУ, представляет собой систему взаимо-сопряжённой учебной и внеучебной деятельности студентов. Стратегической целью построения такой системы выступает развитие субъектно-личностных основ профессионализма. Мы принимали во внимание следующее обстоятельство: студенты
— сложившиеся личности, уже имеющие определённый уровень субъектности, пусть даже в потенциальной, чётко не определённой форме. Система профессионального развития юристов, в силу особых требований к профессии, должна быть выстроена таким образом, чтобы на фоне выявленного потенциала субъектности через реализацию организационно-педагогической модели реально существовала возможность перевода выявленного уровня на более высокую ступень развития субъектности.
Диалектическое соединение внешневнутренних связей, задаваемых системой реализуемых принципов, позволило нам под каждый выявленный критерий и показатель уровня субъектности спроектировать особый алгоритм инструментальнометодических действий, стимулирующих развитие субъектности личности студентов юридического вуза.
В ходе проведения педагогического эксперимента нами использовался комплекс научно-диагностических методов исследования, ориентированных на выявление исходного состояния и вариативной динамики развития субъектных свойств и характеристик личности будущего юриста, обнаруживающих себя на протяжении всего периода обучения в вузе. Констатирующее обследование позволило зафиксировать исходные уровни развития субъектности личности будущего юриста (потенциал субъектности) в соответствии с компонентами субъектности [1, 2, 3, 4]. Когнитивный компонент характеризовали объективные динамические показатели, фиксирующие конструктивный ход развития субъектных свойств, качеств и характеристик личности будущего юриста: всё более возрастающая способность студентов к дифференцированному целеполаганию в сфере учебной и внеучебной деятельности, ценностно-
смысловое освоение учебной информации; эмоционально-личностный компонент: рост личной ответственности за достигаемые учебные и внеучебные результаты деятельности; деятельностный: участие в разнообразных видах учебной и внеучебной деятельности, осознание роли социальной активности в профессиональной подготовке будущего юриста.
К низкому уровню развития субъектных свойств, качеств и характеристик личности будущих юристов (уровень интуитивно-эмпирический) мы отнесли уровень развития тех студентов, которые в основном обладали набором интуитивных, эмпирико-бытовых способов реагирования на складывающуюся учебно-внеучебную ситуацию, полагались в выстраивании своей перспективы профессионального обучения в большей мере на удачный случай, на инертно-пассивную подчинённость происходящим в вузе событиям, не проявляли социальную активность и не стремились приобрести развёрнутое представление о личностно-психологических перспективах повышения уровня своей готовности к будущей профессиональной юридической деятельности.
Средний уровень развития субъектных свойств и характеристик личности будущего юриста (уровень сознательно-целевой) характеризуется наличием сознательноцелевых установок, обеспечивающих достаточно гармоничное участие студентов в учебной и внеучебной деятельности; субъектный опыт таких студентов отмечен наличием выраженного стремления соотнести свои возможности большей частью с содержанием учебного материала, а внеучебную коммуникативно-творческую деятельность вынести за пределы личностно значимых целевых ориентиров.
Высокий уровень развития субъектных характеристик личности (уровень системно-рефлексивный) связывается нами с наличием в опыте студентов в период обучения в юридическом вузе системнорефлексивных умений, обеспечивающих интеграцию учебного и внеучебного опыта студентов, позволяющих им осуществить
самостоятельный оперативный выход на достижение сопряженности личностно-психологического и предметно-дидактического знания, обеспечивающих последовательное переведение имеющихся навыков самообразовательной деятельности на установление чёткой взаимосвязи с личностно-ценностными ориентирами, направленностью на самосовершенствование, выход на траекторию успешного движения к персонифицированной (личностно-обусловленной) модели профессиональной деятельности современного юриста.
В формирующем эксперименте апробируемая организационно-педагогическая модель работы включала комплекс ранее подтвердивших свою эффективность методов субъектно-развивающих педагогических взаимодействий. Были дифференцированы субъектно-развивающие подходы, формы и методы, касающиеся специфики организации учебной и внеучебной деятельности, отобрано оптимальное содержание учебной и внеучебной информации, минимально необходимой для обеспечения субъектно-личностного включения студентов в освоение профессионально значимых навыков и умений.
Целевое включение в эксперимент профессорско-преподавательского состава позволило обеспечить функциональносмысловое единство системы планируемых действий. В ходе эксперимента реализовывалась система методов и приёмов открытой (прямой) и скрытой психолого-педагоги-ческой поддержки развития субъектности личности студентов, динамическая модель интенсивного стимулирования саморазвития субъектности личности студентов, дальнейшее развитие получили диагностические и поддерживающе-ориентирующие беседы. Управление развитием субъектности личности осуществлялось на организационностратегическом, психолого-педагогическом и предметно-практическом уровнях. Имея в виду постоянную направленность учебной и внеучебной деятельности будущего юриста на конкретный практический результат, мы реализовали уровень предметнопрактического управления субъектностью
личности, а приобретаемое универсальное умение кратчайшим путём, с наибольшим эффектом решать возникающие проблемы
— обеспечивали психолого-педагогическим уровнем.
В ходе формирующего эксперимента апробированы специализированные курсы-практикумы: «Введение в профессию по специальности «Юриспруденция», «Социально-педагогическая адаптация студентов первого курса юридического института», «Реализация творческого потенциала личности», «Развитие ассертивных свойств личности», «Психолого-педагогическое консультирование студентов», «Формирование жизненных ценностей юношей и девушек», «За закрытыми дверями», «Равный — равному (программа работы студентов-волон-тёров)», а также разработанные в соответствии с целевой задачей эксперимента теоретические и практико-ориентирован-ные задания, стимулирующие включение студентов в социально значимую деятельность.
По результатам проведённого формирующего эксперимента распределение студентов по уровням развития субъектности личности можно представить в виде диаграммы.
Динамика развития субъектности личности студентов юридического вуза (на основе самоанализа)
Комплексный анализ полученных данных свидетельствует, что в ходе эксперимента значительно увеличилось число студентов, уровень субъектно-личностного развития которых стал более высоким. При этом для студентов с высоким, средним и низким уровнями развития субъектности личности нами предложены целевые программы совершенствования самостоятельной профессионально-самообразовательной деятельности.
Контрольный эксперимент позволил оценить эффективность выполнения субъектно-развивающих программ и прослеживание эффективности перевода студентов в режим саморазвития субъектности. Для наглядности масштаб сравнения избирался от третьего до пятого (выпускного) курса.
Оценка результатов всего формирующего эксперимента проводилась нами с применением следующего комплекса методов: оценка экспертами (преподавателями учебных дисциплин) уровня развития субъектности и отдельных субъектных характеристик личности; самоанализ достигнутого уровня субъектности; анкетирование и тестирование; итогово-обобщающая беседа с целью проектирования дальнейшей работы по саморазвитию субъектности личности (учитывалась степень активности участия в составлении программы саморазвития и самосовершенствования); контент-анализ эссе выпускников — членов студенческого самоуправления, тестирования студентов очной и вечерней форм обучения.
Таким образом, сравнительный статистический анализ полученных экспериментальных данных с фоновыми показателями подтвердил эффективность предложенной
нами организационно-педагогической модели субъектно-личностного развития будущих юристов. Выполненная нами опытно-экспериментальная работа позволила сделать вывод: субъектные характеристики личности студентов юридического вуза первоначально проявляются лишь отдельными, разрозненными и противоречивыми тенденциями развития. Актуализация зафиксированных тенденций, их педагогически последовательное усиление и содержательное обеспечение позволяет обеспечить их выстраивание в целостную персонифицированную систему, оптимальным образом регулирующую процесс становления профессионально значимых субъектных свойств, качеств и характеристик личности студентов в пространстве организуемой педагогическим коллективом вуза учебной и внеучебной деятельности.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. — СПб. - Вып. 2.—Л.: ЛГУ, 1967. - С. 235-249.
2. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. — Новосибирск: НГПУ, 2005. — 324 с.
3. Брушлинский A.B. О деятельности субъекта и его критериях // Субъект, познание, деятельность. — М.: Канон + ОИ «Реабилитация», 2002. — 720 с.
4. Сластёнин В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя / Педагогический профессионализм в современном образовании: матер. III Международной научно-практической конференции (21-22 февраля 2007 г., г. Новосибирск) // Под науч. ред. Е.В. Андриенко. — Новосибирск: НГПУ, 2007. — 520 с.
5. Чесноков В.А. Методы исследования субъектных проявлений личности будущего юриста в период адаптации к вузовскому обучению / Современные проблемы юридической науки. — Выи. 8. Сборник научных статей // Под ред. Л.П. Чумаковой. — Новосибирск: ООО «Альфа-Порте», 2010. — С. 226-234.
Коротко об авторе________________________________________________Briefly about the author
Чесноков В.А., начальник учебного отдела Новоси- V. Chesnokov, Novosibirsk Institute of Law, branch бирского юридического института (филиала) ТГУ ofTomsk State University, Novosibirsk, Russia
Научные интересы: принципы, условия и механизмы эффективной организации целостного процесса профессиональной подготовки
Scientific interests: principles, conditions and
mechanisms for the effective organization of the process of professional training