ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В ПЕРИОД
ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ 1 2 Елбаев Ю.А. , Верещака О.П.
1Елбаев Юрий Арсентьевич - ведущий эксперт, сектор профессиональных стандартов, НК «Объединение участников профессиональной деятельности в сфере здравоохранения
«Право в здравоохранении»;
2Верещака Оксана Павловна - преподаватель, филологический факультет, Российский Новый Университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются различные подходы к пониманию самоопределения личности студентов. Обосновывается, что профессиональное самоопределение студентов в период обучения в образовательной организации высшего образования должно базироваться на основе сформированных профориентационных компетенций. Ключевые слова: самоопределение личности, студенты, профессиональное самоопределение, профориентационные компетенции.
УДК 159:99
Самоопределение в обыденных представлениях рассматривается как «обретение себя в мире» [3], «центральный механизм становления личностной зрелости» [6]. В педагогике самоопределение трактуется как «определение своего места в мире, обществе, осознание своих ... интересов» [7]. В социологии [3] понятие «самоопределение» включает в свое содержание несколько контекстов: этап становления личности; освоение принятых и одобряемых в обществе определенных социальных норм, ценностей, установок и компетенций. В психологической науке [2; 4; 8] самоопределение личности рассматривается как форма проявления ее активности в жизнедеятельности, своеобразная «самодетерминация», как выражение активной природы «внутренних условий», через которые преломляются «внешние воздействия». Вместе с тем, проблема выделения психологических признаков (индикатов) самоопределения личности не нашла своего решения по настоящее время. Попытка В.Ф. Сафина [9] охарактеризовать самоопределение как «осознание личностью своих: 1) возможностей, склонностей, способностей - могу; 2) потребностей, желаний, интересов, хотений — хочу; 3) относительно устойчивых, закрепившихся характерологических качеств - имею; 4) требований, которые предъявляются людьми, обществом, на их основе постановку цели и претворение в жизнь», остается перспективной, но неполной. Такая психологическая характеристика содержит, по сути, два признака - осознание личностью некоторых своих компонентов психологической морфологии и требований общества, а также постановка и претворение цели в жизнь на их основе. За рамками рассмотрения оказались, на наш взгляд, весьма существенные аспекты: мотивы, смыслы и ценности, как регуляторы поведения и деятельности, операциональные компоненты в формате знаний, умений, навыков и компетенций, а также субъектность, как «авторское», или «внутреннедетерминированное» проявление личностной активности, а не только детерминированное «внешними условиями». Только в этом случае, по мнению авторов, личность приобретает (С.Л. Рубинштейн) «выход за пределы своего бытия».
Это требует вновь обратиться к уточнению научных представлений о сущности самоопределения в современных условиях, тем более, научно-психологические предпосылки для этого в отечественной науке имеются.
Божович Л.И. [2] рассматривает самоопределение молодежи как особое личностное новообразование субъекта, связанное с осознанием себя в качестве члена общества, основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств.
Шустова И.Ю. [10] считает самоопределение личности «определением» своего жизненного пути, поиском своего места в обществе и пути одновременного включения себя в жизнь социального целого и определения своего внутреннего Я, осознания своей индивидуальности, своих жизненных ценностей, путей самоизменения и саморазвития.
Коларькова О.Г. [4] на примере студентов-иностранцев, обучающихся в российском вузе, показывает, что самоопределение - это целостный процесс овладения субъектом личностно и социально-значимыми сферами жизни соответственно сознательно поставленной цели, в ходе которого он созидает себя, самореализуется, самоутверждается. Исходным условием самоопределения является способность к сознательному выбору цели и средств ее достижения; в качестве объекта цели выступают отдельные жизненные сферы, а на более высоком уровне - жизнедеятельность в целом. Речь идет о выборе того или иного образа жизни человека, о выборе того социокультурного пространства, в котором человек хочет строить себя, свою индивидуальную историю.
Если рассмотреть вышесказанное в современном ракурсе, то можно утверждать, что самоопределение обучающихся в высшем учебном заведении зависит от наличия исходного условия - сформированности ряда общекультурных компетенций: способности студента овладеть личностно и социально-значимыми сферами жизни соответственно сознательно поставленной цели, в которых он созидает себя, самореализуется, самоутверждается; способности к сознательному выбору цели и средств ее достижения; способности строить себя, свою индивидуальную историю; способности овладеть определенными сферами жизнедеятельности.
Таким образом, в этом смысле можно утверждать, что профессиональное самоопределение студентов в период обучения в образовательной организации высшего образования должно базироваться на основе определенных сформированных компетенций, позволяющих обучающимся ориентироваться в мире современных профессий и сделать осознанный выбор будущей профессиональной деятельности после окончания вуза.
Представляется, вполне правомерно назвать такие компетенции общими профориентационными компетенциями [11], без формирования которых выбор будущих профессии и сферы труда может носить случайный или спонтанный характер. Кроме того, общие профориентационные компетенции могут после окончания вуза в дальнейшей жизни функционировать как универсальный психологический механизм овладения другими профессиональными компетенциями на протяжении всей жизни при овладении новыми видами профессиональной деятельности в зависимости от потребностей личности и коньюнктуры рынка труда.
Список литературы
1. Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: автореф. дис. ... соц. наук: 22.00.04 / М.В. Батырева. Тюмень, 2003. 25 с.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг. / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 129-138.
3. Кон И.С. Открытие Я / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. 367с.
4. Коларькова О.Г. Профессиональное самоопределение иностранных студентов в условиях педагогического вуза. Дисс. канд. психол. наук. ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет. Нижний Новгород. 2010.
5. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: стат. сборник. Вып. 6 // Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: ЦСПиМ, 2009. 156 с.
6. Ожегов СИ. Словарь русского языка / под ред. Л.И.Скворцова / С.И. Ожегов. М.: Мир и образование, 2008. 976 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. М.: Изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. 608 с.
8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. 423 с.
9. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие/ В.Ф. Сафин. Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1986. 142 с.
10. Шустова И.Ю. Процесс самоопределения старшеклассников / И.Ю. Шустова // Педагогика, 2005. № 5. С. 45-49.
11. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.]. М. Федеральный институт развития образования. Издательство «Перо», 2014. 38 с.
К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В УСЛОВИЯХ
ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ 1 2 Елбаев Ю.А. , Верещака О.П.
1Елбаев Юрий Арсентьевич - ведущий эксперт, сектор профессиональных стандартов, НК «Объединение участников профессиональной деятельности в сфере здравоохранения
«Право в здравоохранении»;
2Верещака Оксана Павловна - преподаватель, филологический факультет, Российский Новый Университет, г. Москва
Аннотация: в статье предложены общие принципы сопровождения профессионального самоопределения с акцентом на формирование профориентационных компетенций у студентов-иностранцев в процессе обучения в российском вузе.
Ключевые слова: принцип, сопровождение, профессиональное самоопределение, профориентационные компетенции, студенты-иностранцы.
УДК 159:99
Актуальность проблемы профессионального самоопределения студентов-иностранцев обусловлена все возрастающим количеством иностранных граждан, обучающихся в российских вузах.
Например, по данным ГУ - Высшей школы экономики [2], в российских вузах обучалось в 2016 году 237538 студентов-иностранцев, из которых 188064 - из стран бывшего Советского Союза. В то же время по другому источнику в 2016 году [3] в российских вузах обучалось 200750 иностранцев, т.е. почти на 37000 меньше. Остается отметить, что в 2017 году [3] в России обучалось 229320 иностранных студентов.
Если обратиться к результатам социологических опросов [8], то оказывается, что причинами выбора российского вуза студентами-иностранцами являются следующие: высокое качество образования - 46%; мнение выпускников вузов - 39% опрошенных; сайт университета - 28%; мнение родителей и других родственников - 27%. Несмотря на то, что самыми популярными у
69