5. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: стат. сборник. Вып. 6 // Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: ЦСПиМ, 2009. 156 с.
6. Ожегов СИ. Словарь русского языка / под ред. Л.И.Скворцова / С.И. Ожегов. М.: Мир и образование, 2008. 976 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. М.: Изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. 608 с.
8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. 423 с.
9. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие/ В.Ф. Сафин. Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1986. 142 с.
10. Шустова И.Ю. Процесс самоопределения старшеклассников / И.Ю. Шустова // Педагогика, 2005. № 5. С. 45-49.
11. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.]. М. Федеральный институт развития образования. Издательство «Перо», 2014. 38 с.
К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В УСЛОВИЯХ
ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ 1 2 Елбаев Ю.А. , Верещака О.П.
1Елбаев Юрий Арсентьевич - ведущий эксперт, сектор профессиональных стандартов, НК «Объединение участников профессиональной деятельности в сфере здравоохранения
«Право в здравоохранении»;
2Верещака Оксана Павловна - преподаватель, филологический факультет, Российский Новый Университет, г. Москва
Аннотация: в статье предложены общие принципы сопровождения профессионального самоопределения с акцентом на формирование профориентационных компетенций у студентов-иностранцев в процессе обучения в российском вузе.
Ключевые слова: принцип, сопровождение, профессиональное самоопределение, профориентационные компетенции, студенты-иностранцы.
УДК 159:99
Актуальность проблемы профессионального самоопределения студентов-иностранцев обусловлена все возрастающим количеством иностранных граждан, обучающихся в российских вузах.
Например, по данным ГУ - Высшей школы экономики [2], в российских вузах обучалось в 2016 году 237538 студентов-иностранцев, из которых 188064 - из стран бывшего Советского Союза. В то же время по другому источнику в 2016 году [3] в российских вузах обучалось 200750 иностранцев, т.е. почти на 37000 меньше. Остается отметить, что в 2017 году [3] в России обучалось 229320 иностранных студентов.
Если обратиться к результатам социологических опросов [8], то оказывается, что причинами выбора российского вуза студентами-иностранцами являются следующие: высокое качество образования - 46%; мнение выпускников вузов - 39% опрошенных; сайт университета - 28%; мнение родителей и других родственников - 27%. Несмотря на то, что самыми популярными у
69
иностранных студентов считаются Англия, США и Канада, в последние годы российские вузы сильно выигрывают по соотношению «цена-качество» образования. Совершенно очевидно, что этот устойчивый тренд сохранится и в будущие годы.
Несомненно, качество образования в российских вузах может быть повышено также системной профессионализацией обучающихся студентов-иностранцев. Представляется, прагматически ориентированные иностранные граждане, обучающиеся в российских вузах, могут повысить свою будущую конурентоспособность на национальных рынках труда после окончания обучения за счет сформированных профориентационных компетенций, обеспечивающих рациональный выбор профессии и обучение в течение всей жизни.
Для формирования такого рода компетенций в рамках системной профессионализации, требуется соблюдение определенных принципов его сопровождения и поддержки, соблюдение которых позволяет целенаправленно создавать полноценного субъекта профессионального и личностного самоопределения.
Общенаучное содержание принципа как основополагающего положения, отражающего способ разрешения имеющегося или сложившегося противоречия в объективной реальности, сложилось в гуманитарных и общественных науках давно. Под принципом [7] понимается основа, начало, первоначало (лат. рппСршш, греч. ар%л) — т.е. основополагающее утверждение, на основе которого создаются научные теории и законы, основополагающие документы, определяются и вводятся нормы поведения в обществе.
В нормативных документах [6], социальной и образовательной практике последних лет сложился ряд принципов эффективного сопровождения профессионального самоопределения, которые позволяют формировать профориентационные компетенции у студентов образовательных организаций высшего образования.
Компетентностный подход к сопровождению профессионального самоопределения предполагает не просто поддержку конкретного профессионального выбора или последовательности выборов, а поддержку формирования определенных профориентационных компетенций. Компетентностный подход предполагает постепенное восхождение от стихийно сложившегося переплетения «воздействующих», «манипулятивных» и «помогающих» форм профориентации - к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Высшим уровнем такой деятельности должно стать формирование полноценного субъекта профессионального и личностного самоопределения. Признаками субъекта самоопределения являются: собственная позиция в жизни и деятельности, готовность к самостоятельному целеполаганию, адекватное самосознание, стремление к самостановлению и саморазвитию.
Этапность сопровождения профессионального самоопределения как длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Перед обучающимися на разных ступенях образования поставлены различные задачи, поэтому оказываются необходимы современные технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, учитывающие возрастные и личностные особенности.
Непрерывность сопровождения профессионального самоопределения обеспечивается планомерной и систематичной работой, основанной на идее развития субъекта самоопределения и не только в ходе обучения, но и на протяжении всей жизни на основе отказа от «быстрых», разовых и эпизодических форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. При этом особого внимания требуют точки институционального перехода субъекта: из общеобразовательной школы - в колледж (техникум) или вуз; из колледжа (техникума) или вуза - в сферу профессиональной деятельности.
Единство профессионального, образовательного и социального самоопределения, означающего сопровождение не только образовательно-профессионального, но и более широкого социально-профессионального самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных экономических, социальных и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности. С
70
этой точки зрения, профессиональный выбор человека необходимо рассматривать как один из центральных инструментов построения его жизненного пути.
Ориентация на практику процесса сопровождения профессионального самоопределения, предполагающая введение в повседневную образовательную практику различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на активной позиции обучающегося, сотрудничестве и диалоге. При этом оказывается чрезвычайно важной активная деятельностная позиция не только обучающихся, но и самих специалистов по профориентации. Для успешного формирования и развития профориентационных компетенций необходима развернутая система профессиональных проб и других практикоориентированных форматов сопровождения профессионального выбора (индустриальные экспедиции, инженерные и производственные учебные проекты, игровые чемпионаты профессий, учебные фирмы, студенческие бизнес-инкубаторы, профессиональные полигоны и т.д.).
Реализация практикоориентированных форм профориентации требует погружения обучающегося в реальный профессиональный или квазипрофессиональный контекст и поэтому, как правило, не может осуществляться непосредственно в общеобразовательных организациях. Поэтому работа по организации практикоориентированных форматов сопровождения профессионального выбора требует налаживания тесного социального партнерства школ с «внешним контуром профориентации» - организациями дополнительного образования, СПО, вузами, предприятиями экономической и социальной сферы - и поэтому ложится на плечи муниципальных и региональных органов управления образованием.
Несомненно, реализация указанных принципов является неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе, и реализовывается как целенаправленный процесс формирования профориентационных компетенций у студентов иностранцев с тем, чтобы они осознанно осуществляли выбор на первом курсе профиля образовательной программы, а затем на старших курсах - будущей сферы своей профессиональной деятельности и индивидуального жизненного пути.
Список литературы
1. Коларькова О.Г. Профессиональное самоопределение иностранных студентов в условиях педагогического вуза. Дисс. канд. психол. наук. ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет. Нижний Новгород, 2010.
2. Академическая мобильность иностранных студентов в России // Факты образования. ГУ - Высшая школа экономики. Институт образования. Москва. Выпуск № 7 (июль 2016 г.). 15 с.
3. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2018. 184 с.
4. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие/ В.Ф. Сафин. Свердловск: Свердловский педагогический институт., 1986. 142 с.
5. Шустова И.Ю. Процесс самоопределения старшеклассников / И.Ю. Шустова // Педагогика, 2005. № 5. С. 45-49.
6. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.]. М.: Федеральный институт развития образования. М.: Издательство «Перо», 2014. 38 с.
7. Kirsten Walsh. The Idea of Principles in Early Modern Thought: Interdisciplinary Perspectives / Peter R. Anstey. Routledge, 2017. 304 с.
8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/21/opros-studenty-inostrancy-vybrali-vuz-opiraias-na-mnenie-vypusknikov.html/ (дата обращения: 31.10.2018).