Научная статья на тему 'Мотивы профессионального самоопределения иностранных студентов в условиях педагогического вуза'

Мотивы профессионального самоопределения иностранных студентов в условиях педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коларькова О. Г.

В статье представлены результаты исследования автора по проблеме профессионального самоопределения иностранных студентов, которые обучаются в педагогических вузах России. Материалы статьи будут интересны всем, кто работает с иностранными студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the research concerning the professional self-determination problem of foreign students who study at Russian teachers' higher educational institutions. The materials of the article will be interesting for those who work with foreign students.

Текст научной работы на тему «Мотивы профессионального самоопределения иностранных студентов в условиях педагогического вуза»

О. Г. Коларькова

МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Работа представлена кафедрой общей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Ф. В. Повшедная

128

В статье представлены результаты исследования автора по проблеме профессионального самоопределения иностранных студентов, которые обучаются в педагогических вузах России. Материалы статьи будут интересны всем, кто работает с иностранными студентами.

The article presents the results of the research concerning the professional self-determination problem of foreign students who study at Russian teachers' higher educational institutions. The materials of the article will be interesting for those who work with foreign students.

В связи с вхождением России в мировое образовательное пространство, предполагающее постепенное стирание границ между национальностями и странами, с каждым годом возрастает количество иностранных граждан, желающих стать студентами российских вузов и овладеть профессией учителя. Так, по данным Минобразования России, на период 20062007 гг. число иностранных студентов в российских вузах выросло на 4304 человека по сравнению с 2005-2006 гг. В настоящее время общее количество иностранных студентов в российских вузах составляет 65 774 человека [1, с. 31].

В новых социально-экономических условиях проблема профессионального самоопределения студентов является одной из приоритетных в образовательной политике государства. Это связано с тем, что рынок труда непредсказуем, динамичен; требования к специалистам усиливаются, изменяются, становятся более жесткими.

Все это в определенной мере коснулось и профессиональной подготовки будущего учителя. Сегодня как российской, так и зарубежной школе нужен учитель, владеющий не только психолого-педагогическими и предметными знаниями, но прежде всего учитель-профессионал, умеющий ставить и решать сложные задачи, самостоятельно принимать ответственные решения, направлять и корректировать развитие личности школьника. Такие качественно новые требования к уровню образованности и культуры современного учителя обусловлены тем, что педагоги-

ческая деятельность становится сегодня все более сложной и требует от учителя мобильности, самостоятельности, субъективной готовности к непрерывному самообразованию, личностному и профессиональному самоопределению.

В Российской педагогической энциклопедии самоопределение рассматривается как «центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений... стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми» [2, с. 307].

Самоопределение в полном смысле -это совершенствование себя в выбранной деятельности, это переосмысление собственного «Я». По мнению П. Г. Щедро-вицкого, «самоопределение» - это способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю» [3, с. 109].

Философские аспекты теории самоопределения нашли отражение в работах В. Г. Афанасьева, Л. М. Архангельского, Л. П. Буевой, Д. Ж. Валеева, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, Н. Д. Зотова, Э. В. Ильенкова, в которых систематизирующим свойством самоопределения рассматривается нравственная ответственность.

В психолого-педагогических исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, Е. А. Климова, А. М. Ку-харчук, Г. П. Никова, Ф. В. Повшедной, В. А. Полякова, Н. С. Пряжникова, С. В. Са-

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

льцевой, В. Ф. Сафина, В. В. Сохранова, С. Н. Чистяковой, Д. И. Фельдштейна, П. А. Шавира и других глубоко и всесторонне представлены положения, идеи, концепции профессионального самоопределения учащихся, студентов, учителей, разработаны различные подходы к раскрытию содержательных основ профессионального самоопределения, которые не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Проведенное нами исследование проблемы профессионального самоопределения показало, что профессиональное самоопределение иностранных студентов в условиях педагогического вуза является одним из важнейших этапов процесса развития личности, достаточно сложным по своей структуре и содержанию. Профессиональное самоопределение иностранных студентов в условиях педагогического вуза мы рассматриваем как сложный, лич-ностно ориентированный процесс, направленный на создание условий для формирования у каждого иностранного студента индивидуальной позиции, а также как результат выбора и проектирования собственной профессиональной деятельности и самореализация в ней [4, с. 66].

Решение поступить в педагогический вуз и стать учителем - это начальный этап длительного и сложного процесса профессионального самоопределения. К сожалению, лишь небольшой процент иностранных студентов приходят в педагогический вуз с уже сформировавшимся увлечением выбранной специальностью. Так, по данным нашего исследования, для 53,4% иностранных студентов профессия учителя интересна и они хотели бы в будущем ею заниматься. Вместе с тем, с точки зрения А. А. Вербицкого и Т. А. Платоновой, чаще всего студенты-первокурсники слабо знают себя, свои склонности, порой не уверены в том, нужна ли им та профессия, для обучения которой они пришли в педагогический вуз [5, с. 14].

Таким образом, эффективность решения проблемы профессионального самоопределения иностранных студентов в педагогическом вузе во многом зависит от знания мотивационных пред-расположенностей к профессии учителя. Именно это подчеркивал Л. С. Выготский, когда писал, что мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы сознания, охватывающей наши стремления и потребности, наши интересы и побуждения, наши эффекты и эмоции.

В Российской педагогической энциклопедии «мотив» определяется как «побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность его активности» [6, с. 596]. В современной психологии (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. А. Данилов, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев и др.) под мотивами понимаются такие психические явления, которые побуждают к целенаправленной деятельности по достижению того или иного результата.

Сущность мотивации как психологической категории раскрыта в трудах Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. А. Марковой, В. Ф. Моргуна, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и др. Одни психологи под мотивацией понимают «совокупность стойких мотивов поведения и деятельности» (Л. И. Божович, В. И. Ковалев, Я. Скалкова); другие считают, что «мотивация включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, мотивационные установки и т. д.» (В. Г. Асеев); третьи мотивацию рассматривают как свойство, качество личности (В. С. Мерлин) или как «направленность личности человека, наличие или отсутствие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека...» (Л. И. Божович, А. К. Маркова).

В качестве мотивов могут выступать осознанные потребности и интересы человека, его идеалы, чувства. По С. Л. Рубинштейну, «мотив как побуждение - это источник действия».

Вместе с тем, как считает В. С. Мерлин, самое существенное и основное в характеристике личности - это ее направленность, т. е. то, от чего зависит общее направление его жизни и всей его активной творческой деятельности [7, с. 17].

Мы полагаем вслед за Ф. В. По-вшедной, что эффективность процесса профессионального самоопределения иностранных студентов во многом зависит от внутренней позиции, отношения студента педагогического вуза к педагогической деятельности, т. е. мотивированности этой деятельности [4, с. 39].

С целью выявления мотивов выбора профессии учителя нами были проведены беседы и анкетирование среди иностранных студентов первого курса. Было опрошено 154 человека: Воронежский государственный педагогический университет (40 человек), Нижегородский государственный педагогический университет (34), Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского (80).

Проведенное нами исследование мотивов выбора профессии иностранными студентами показало, что доминирующим мотивом является интерес к учебному предмету. В ходе диагностики выяснилось, что для иностранных студентов основным мотивом поступления в педагогический вуз является желание выучить русский язык - 91,2%. Этот же факт подтверждается и в ходе беседы с иностранными студентами, которые хотят овладеть нашей отечественной культурой посредством тщательного изучения русского языка. Высок процент студентов-иностранцев, желающих просто

получить высшее образование - 66,7%; для 37,9% респондентов причиной выбора вуза является авторитет любимого педагога, что говорит о значительной роли личности педагога в воспитании; 53,4% иностранных студентов выделяют, что им нравится профессия учителя; 32,7% любят детей; 10,8% респондентов ответили, что они поступили в педагогический университет по совету родителей; 6,5% - по совету родственников, знакомых и друзей; 6,7% иностранных студентов выбирают профессию учителя потому, что так сложились жизненные обстоятельства. (Многие иностранные студенты указали несколько мотивов, поэтому общая сумма превышает 100%.)

Таким образом, диагностика мотивов выбора иностранными студентами профессии учителя показала, что у них:

• доминируют познавательные мотивы, заключающиеся в стремлении овладеть предметом, а именно русским языком;

• большинство иностранных студентов (более 50%) планируют заниматься профессиональной деятельностью после окончания учебы в педагогическом вузе;

• высок процент «случайных» иностранных студентов, что обусловлено стремлением получить любое высшее образование (66,7%).

При этом, как показало наше исследование, познавательные (стремление овладеть предметом) и социальные (стремление занять определенное положение в обществе) мотивы доминируют над профессиональными (желание обучать и воспитывать детей). Учитывая это, успешность процесса самоопределения иностранных студентов в условиях педагогического вуза невозможна без целенаправленной работы по формированию профессиональных мотивов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях РФ: Статистический сборник. Вып. 5. М.: ЦСП, 2007. 128 с.

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

2. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования: Статьи и лекции. М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993. 154 с.

3. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. М.: МОДЭК, 2005. 566 с.

4. Повшедная Ф. В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя: Монография. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. 166 с.

5. Вербицкий А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., 1996.

6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. Т. 2. 672 с.

7. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.