Научная статья на тему 'Влияние внутреннего конфликта на формирование личностной позиции студента-психолога'

Влияние внутреннего конфликта на формирование личностной позиции студента-психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1337
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ / ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ / PERSONAL POSITION PSYCHOLOGY STUDENT / SYSTEM OF RELATIONS / INTERNAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полухина О. П., Письменная Т. В.

В статье рассматривается влияние внутреннего конфликта на формирование личностной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе, говорится о сензитивности возрастного периода молодости для благоприятного протекания данного процесса. В статье рассмотрены взгляды современных отечественных и зарубежных ученых на феномен «внутренний конфликт»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the impact of internal conflict on the formation of personal position psychology students in the learning process at the university, said about inferiority complex young age period for a favorable course of this process. The article describes the views of contemporary domestic and foreign scholars on the phenomenon of "internal conflict."

Текст научной работы на тему «Влияние внутреннего конфликта на формирование личностной позиции студента-психолога»

Территория науки. - 2014. - № 1.

предмет «иностранный язык» позволяет внести определенный вклад в решение этой проблемы и дает возможность разработать такой курс углубленного изучения иностранного языка, который имел бы интересное содержание, создавал возможности для реального применения языка с единомышленниками как внутри страны так и за рубежом.

Список литературы

1.Вайсбурд М.Л. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах //Иностранные языки в школе.-2002.- №4.-.3

2 Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. -Ростов на /Д.- Феникс. - 1996 - 480 с.

З.Серебрякова Н.А. Экологическая тема на уроке немецкого языка // Иностранные языки в школе .- 1999.- №4.- 100 с.

Полухина О.П., Письменная Т. В.

ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: личностная позиция студента-психолога, система отношений, внутренний конфликт.

Аннотация: В статье рассматривается влияние внутреннего конфликта на формирование личностной позиции студента-психолога в процессе обучения в вузе, говорится о синзитивности возрастного периода молодости для благоприятного протекания данного процесса. В статье рассмотрены взгляды современных отечественных и зарубежных ученых на феномен «внутренний конфликт».

Keywords: personal position psychology student, a system of relations, internal conflict

The article examines the impact of internal conflict on the formation of personal position psychology students in the learning process at the university, said about inferiority complex young age period for a favorable course of this process. The article describes the views of contemporary domestic and foreign scholars on the phenomenon of "internal conflict."

35

Территория науки. - 2014. - № 1.

Происходящие в наше стране социально-экономические преобразования влекут за собой формирование новой ценностной системы у будущих профессионалов-психологов. Происходящие перемены глубоко затрагивают ценности молодого поколения, а особенно студентов вуза, готовящихся к самостоятельной трудовой деятельности, делая первые шаги на пути профессионального определения. Самоопределение личности будущего профессионала-психолога сопровождается переоценкой целей, жизненных смыслов, что вызывает внутренние противоречия, обусловленные сложностью их разрешения, в связи с тем, что они возникают в самой сущности развивающихся объектов, что признается в диалектике источником развития, а по мнению Г. Г егеля, таким образом постигается истинное основание движения и развития духа.

Е.А. Донченко в своих исследованиях указывает на внутренний конфликт, как обострение существующих ранее или возникновение новых противоречий, от исхода которых зависит дальнейшее развитие личности. Однако, внутренние конфликты могут не только препятствовать, но и способствовать личностному развитию будущего профессионала-психолога. Если внутренний конфликт не разрешается или разрешаются неадекватным способом, затрудняется восстановление внутреннего равновесия между представлениями и стремлениями студента вуза. Однако, если студент-психолог осознает и разрешает внутренние конфликты посредством актуализации своих потенциальных возможностей - это «способствует усложнению ее внутреннего мира и переходу на новые более сложные уровни функционирования» (Л.И. Божович). Все вышесказанное говорит о том, что внутренние конфликт можно рассматривать в качестве условия, являющегося предпосылкой роста уровня личностной позиции будущего профессионала.

В нашем исследовании мы предполагали, что основным регулятором развития личности будущего профессионала-психолога является формирование устойчивого уровня личностной позиции в процессе обучения в вузе, а студенческий возраст - наиболее сензитивный для этого процесса период. Мы учли, что личность - это устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида, и внутренний конфликт, также как и социальный, предполагает взаимодействие двух и более сторон внутри личности [3]. В одной личности могут одновременно существовать несколько социально обусловленных, однако взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов, удовлетворение которых

36

Территория науки. - 2014. - № 1.

связано с системой определенных социальных отношений, поэтому внутренний конфликт является и психологическим, и социальным конфликтом. Переживание внутреннего конфликта личности порождено противоречивыми стремлениями, а именно, противоречиями между желаниями «Оно» и «Сверх-Я», а также инстинктивными побуждениями и моральными чувствами и требованиями (З. Фрейд), противоречиями самооценок личности, ее мотивов, интересов, ценностей. Внутренний конфликт - это проблема, заключающаяся в противоречии между действительностью и возможностью, наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, актуальным и потенциальным, противоречие между различными ролями индивида, противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой, трудностью выбора между различными вариантами поведения.

Изучая влияние внутреннего конфликта на формирование личностной позиции студента вуза, мы рассматривали взгляды современных отечественных и зарубежных исследователей на данный феномен. В основу внутреннего конфликта отечественные авторы закладывают противоборство различных тенденций: «противоречие» (К.А. Абульханова) или «внутреннее противоречие» (В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.); «раздвоение» или «расщепление» (А.Ф. Лазурский); «эмоциональное напряжение» или «переживание» (В.Н. Мясищев) и т. п. Особенность зарубежных исследований внутреннего конфликта состоит в том, что внутренний конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы, где основу внутреннего конфликта составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятия психологической защиты. Протекание внутреннего конфликта связывается с негативными переживаниями, а внутренние конфликты рассматриваются как внутренние противоречия, вытесняемые в сферу бессознательного и порождающие невротические состояния (А. Адлер,

З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, и др.). Так, Э. Шостром, сравнивая конфликт с двухпартийной системой демократии, говорит о как бы заложенной в человеке двухпартийной системе, где одна часть у власти, а другая в лояльной оппозиции, которая предполагает не только контроль и критику, но и конфликт в виде жестокой борьбы [6].

Анализ научных трудов отечественных исследователей внутреннего конфликта личности указывает на ее конфликтность по самой своей природе. С одной стороны у личности присутствует стремление к развитию и самореализации, к адаптации в социуме и к достижению гармонии, а с другой стороны, эти стремления

37

Территория науки. - 2014. - № 1.

наталкиваются на препятствия, обусловленные характером противоречивых отношений и связей личности с собой и с окружающим миром в целом.

В нашем исследовании формирования личностной позиции студента-психолога в вузе мы опирались на концепцию отношений В.Н. Мясищева и рассматривали данный процесс в системе отношений личности студента-психолога к себе и к окружающему миру в целом. В.Н. Мясищев говорил о том, что нарушение отношений в целостной системе связей приводит к длительному эмоциональному напряжению, способствует развитию внутреннего конфликта.

А.Н. Леонтьев отмечает, что с расширением связей субъекта с миром расширяется и число многообразных отношений, являющихся объективно противоречивыми, а перекрещивающиеся связи порождают конфликты, фиксирующиеся в структуре личности. Данная структура не сводится к совокупности отношений с миром, и это не только иерархия между ними - это соотношение систем жизненных отношений, между которыми происходит борьба. Андрей Леонтьев полагает, что без внутреннего конфликта человек, как существо высокой нервной организации, обладающий способностью к нетривиальным решениям и склонный к анализу последствий своих действий, вообще не мыслим. Такого же мнения придерживается В.С. Мерлин, считающий, что внутренний конфликт возникает из-за противоречий свойств индивидуума с отношениями личности. В.С. Мерлин рассматривал внутренний конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» [4]. Согласно В.С. Мерлину, если в процесс деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, при котором обостряются противоречия между отношениями личности, различными сторонами, свойствами и действиями личности, то такое состояние и является внутренним конфликтом.

Внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом), возникающий в результате столкновения внутренних побуждений, изучался Ф. Е. Василюком. Федор Василюк рассматривает внутренний конфликт как столкновение двух внутренних побуждений, которые отраженны в сознании в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт, согласно Ф. Василюку, протекает в форме особого «ценностного переживания», и его показателем является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект.

38

Территория науки. - 2014. - № 1.

По Н. Левитову, внутренний конфликт - это душевный разлад, представляющий собой борьбу мотивов.

По В.В. Столину внутренний конфликт - это конфликт мотивов в виде противоречия смыслов «Я», где действие является поступком, так как объективно связанно с двумя мотивами и одновременно является шагом в направлении к одному и другому. В.В. Столин подчеркивает, что поступок (действие) расширяет связи человека с миром, расширяет мотивационную сферу личности, что приводит к возникновению множественности смыслов «Я».

Согласно У. Джеймсу, внутренний конфликт возникает на перекрестке пересечении деятельностей. Без пересечения деятельности человек имел бы столько социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит (У. Джемс). Непротиворечивый образ «Я» сохраняется до тех пор, пока две человеческие деятельности не столкнулись.

Особый взгляд на природу внутреннего конфликта у С.Л. Рубиншгтейна. Согласно С.Л. Рубинштейну, центральной проблемой личной жизни является вопрос: «Сможет ли личность стать субъектом собственной жизни?». Личность как субъект жизни - это идея С.Л. Рубинштейна об индивидуально-активной личности, строящей условия собственной жизни и свое отношение к ней [5]. От способности личности решать свои проблемы зависит станет ли она субъектом своей жизни, сможет ли она отвечать за свои поступки, строить конструктивные отношения с другими людьми и с окружающим миром в целом, сможет ли вырабатывать свой собственный способ решения жизненных противоречий и осознавать свою ответственность не только перед собой, и перед другими людьми за последствия своего решения (С.Л. Рубинштейн). Субъектом жизни может стать только тот, кто способен к конструктивному разрешению внутренних конфликтов.

Разрешение противоречий жизни, согласно К.А. Абльхановой, способствует развитию личности, считает. Именно способ решения жизненных противоречий, иначе говоря, внутренних конфликтов характеризует социально-психологическую и личностную зрелость личности, проявляющуюся в умении соединять свои индивидуальные, возрастные, статусные возможности, притязания с требованиями общества. Стратегия жизни личности должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них. К.А. Абульхановой предложено понятие «жизненная стратегия» -индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной

39

Территория науки. - 2014. - № 1.

направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни [1].

В. Н. Дружинин показывает, что существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может сам выбрать тот или иной вариант, но однако вариант жизни может быть ему и навязан. Навязанные варианты жизни, стереотипы, выработанные семьей или обществом, бессознательно воспринимаемые человеком, приводят к деструктивным внутренним конфликтам. Становление личности будет зависеть оттого, какой вариант жизни будет выбран [2].

Понятие «вариант жизни» - синоним устоявшегося термина «жизненный сценарий». В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь по правилам», «жизнь как творчество», «жизнь есть сон», «жизнь как достижение», «жизнь - трата времени» и «жизнь против жизни».

В исследовании процесса формирования личностной позиции студента-психолога в вузе, мы учитывали существующие в науке специальные исследования, посвященные особенностям эмоционально-волевой регуляции в условиях внутреннего конфликта; специфике психологических конфликтов у лиц, обращающихся за консультативной помощью; особенностям внутренних конфликтов у акцентуированных личностей здоровых и больных неврозами; внутренним конфликтам слушателей высшей школы, госслужащих; роли духовно-ориентированного диалога в выявлении и разрешении внутренних конфликтов; разработке акмеологического подхода к разрешению внутреннего конфликта; внутриличностным конфликтам подростков с девиантным поведением; психологическим особенностям внутриличностного конфликта; преодолению внутреннего ролевого конфликта у старших подростков посредством сюжетно-ролевой игры; внутриличностному гендерному конфликту профессиональной роли; внутреннему конфликту в системе ценностных ориентаций как психологическому основанию развития личности; социальнопсихологическим особенностям внутриличностного конфликта в профессиональной деятельности медицинского персонала, гендерным особенностям внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждению, особенностям внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин в условиях современного общества; внутриличностному ценностному конфликту и способам его разрешения; внутриличностному конфликту как лингвистическому феномену (Н.В. Веселова, Д.В. Грешнев, М.Ю. Колпакова, Н.В.

40

Территория науки. - 2014. - № 1.

Кулагина, Е.Л. Милютина, Т.С. Непшекуева, С.Н. Панцирь, О.В. Рубцова, Г.В. Сапогова, Н.Е. Харламенкова, Г.Ф. Шакирова, Ю.Н. Юрлов и др.).

Список литературы

1. Абульханова К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб., 2001. - 304 с.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 368 с.

3. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. / Г.И. Козырев. -Учебное пособие Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. -176с.

4. Мерлин В.С. Хрестоматия по конфликтологии / В.С. Мерлин Развитие личности в психологическом конфликте. Личность и общество. - Пермь, 1990.

5. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С.Л. Рубинштейн // Хрестоматия по психологии личности. - Т. 2. - Самара, 1999. - С. 277.

6. Шостром Э. Человек-манипулятор / Эверетт Шостром. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. Перевод В. Данченко, 2003.

Толстых Е.С., Толстых А.А.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Воронежский экономико-правовой институт Воронежский государственный аграрный университет

Ключевые слова: система управления ВУЗом, элементы учебного процесса, АСУ составления расписаний.

Аннотация: В связи с совершенствованием системы

управления высшей школой путем создания и внедрения в вузах различных автоматизированных систем управления возникает необходимость в унифицировании средств составления учебного расписания на основе использования компьютерных технологий.

При разработке алгоритмов автоматизированного составления расписания занятий ВУЗа остро стоит проблема создания универсальных алгоритмов, учитывающих специфику условий каждой конкретной задачи.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.