УДК 378
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
© 2017
Сунь Сяопэн, аспирант
Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики (692500, Россия, Уссурийск, улица Некрасова, 35, e-mail: nlkor@mail.ru)
Аннотация. Одной из основных проблем современного российского высшего образования является необходимость повышения качества подготовки специалистов для зарубежных стран и повышение международной конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В то же время уровень готовности иностранных студентов к учебному процессу в высшей школе оказывается заметно ниже необходимого для успешного обучения, поэтому на преподавателя вуза возлагается обязанность компенсировать недостаточную готовность иностранных студентов к «включению» в образовательный процесс организацией для таких студентов их тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение необходимо для наиболее быстрой адаптации студентов в учебной среде. Это происходит с помощью создания соответствующих научно обоснованных условий. В зависимости от способа воздействия на образовательный процесс педагогические условия подразделяются на следующие две группы: внешние и внутренние условия. Внешние условия являются продуктом функционирования внешней среды (его политической, социально-экономической, образовательной и других систем) и реализуются через соответствующие факторы. Внутренние педагогические условия являются производными задачами соответствующего педагогического процесса, представляя собой совокупность педагогических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение этих поставленных задач. При этом в процессе подготовки будущих специалистов значительно повышается роль профессионального самовоспитания, которое дает им возможность системно развивать свои профессиональные качества и способности в соответствии с динамично меняющимися требованиями общества. Особенно важна роль самовоспитания для иностранных студентов. Первым условием осуществления эффективного педагогического сопровождения профессионального самовоспитания иностранных студентов в высшем учебном заведении является усиление профессиональной направленности будущих специалистов. Второе условие состоит в том, чтобы при взаимодействии с иностранными студентами значительное внимание уделять предупреждению возникновения у них трудностей и проблем различного характера. Решение этой задачи достигается путем принятия превентивных мер, позволяющих выявить и своевременно устранить причины возможных кризисных состояний молодых людей. Третьим условием выступает необходимость специального социально-психологического выравнивания различных категорий иностранных студентов, что предусматривает осуществление специальной воспитательной работы по определенным этапам.
Ключевые слова: интеграция иностранных студентов в образовательный процесс, деятельность тьютора, тью-торское сопровождение иностранных студентов, внешние и внутренние педагогические условия тьюторского сопровождения, факторы и условия успешности тьюторского сопровождения иностранных студентов.
FACTORS AND CONDITIONS OF SUCCESS FOR TUTOR'S SUPPORT OF FOREIGN STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF HIGHER EDUCATION MODERNIZATION IN RUSSIA
© 2017
Sun Xiapin, post-graduate student Far Eastern Federal University, School of Pedagogics (692500, Russia, Ussuriisk, Nekrasova street, 35, e-mail: nlkor@mail.ru)
Abstract. The necessity to raise the quality of the training of the specialists for foreign countries and increase international competitiveness in educational service market is one of the main problems for the modern Russian higher education. At the same time the level of readiness to the educational process among foreign students is much lower than required for the successful learning, so the higher education teacher has to compensate that insufficient readiness among foreign students to be «included» into educational process by organizing for such students some tutor's support. Tutor's support is necessary for a fast students' adaptation in educational environment. This can be achieved by creation special scientific- based conditions. These pedagogical conditions can be divided into following groups in accordance with the way of ascendancy over educational process: intrinsic and extrinsic conditions. Extrinsic conditions are the product of the environment functioning (its political, social-economical, educational etc.) and can be realized through corresponding factors. Intrinsic pedagogical conditions are the derivative tasks of the corresponding pedagogical process and they are the whole set of pedagogical events which secure efficient solutions for the desired tasks. And also in the process of training of the future specialists it is important to say that the role of professional self-education is raised, so that students can develop their professional qualities and abilities in accordance with dynamically changing society demands. The role of se;f-education is extremely important for foreign students. The first condition to realize efficient pedagogical support in professional self-education of foreign students is the enforcement of professional vector if the future specialists. The second condition is to pay a lot of attention to prevent beginning difficulties among students and problems of various sorts. The solution of that task can be achieved by taking preventive measures which can spot and eliminate in a proper time all the reasons for those possibly crisis-like states among young people. The third condition is the necessity of some special socially-psychological leveling of different categories of foreign students which stipulates some provisions to establish special social educational work divided by steps.
Keywords: integration of foreign students into educational process, tutor's activity, tutor's support for foreign students, intrinsic and extrinsic pedagogical conditions for tutor's support, factors and conditions of tutor's support for foreign students
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная образовательная ситуация в России характеризуется насущными потребностями реорганизации существующей системы образования и, в частности, радикальной перестройки содержания, форм, методов и средств обучения в соответствии с требованиями современности. Назрела необходимость кардинально менять подходы к образовательной политике, создавать усло-
вия для обучения иностранных студентов, обучающихся на территории России, формировать у них мотивацию к учебно-познавательной деятельности, способность реализовывать свои знания и умения в различных профессиональных и бытовых ситуациях. Вместе с тем создание соответствующих условий должно строиться на научно обоснованном фундаменте.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы
и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Для разработки нашей темы большое значение имеют исследования ученых, в которых рассматриваются те или иные аспекты организации вузовского обучения, в частности - обучения иностранных студентов, их профессиональной направленности и самовоспитания (М.И. Дьяченко, В.И. Жернов, Н.И. Исаева, Л.Н. Шевчук, Т.К. Фомина, А.А. Форопонова), особенно - тьюторского сопровождения студентов. Однако последнее все еще является новой практикой для российской вузовской среды. Наиболее близка деятельности тьютора работа куратора студенческой группы. В связи с этим определенный интерес для нас представляет исследование Т.П. Царапиной, посвященное кураторской деятельности, на которое мы опираемся в своей статье. Его автор обращает внимание на то, что в целом интеграция иностранных студентов делится на профессиональную - приспособление к характеру содержания, условий и организации учебно-воспитательного процесса и социально-психологическую - приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения [1, с. 17]. От того, как долго происходит процесс социальной интеграции, зависят текущие и будущие успехи студентов-иностранцев. Успех протекания интеграционных процессов в этой категории студентов зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относится интеллектуальная готовность самого студента, а к внешним - воспитательная среда конкретного учебного заведения, которая состоит из ректората, администрации факультета, кафедр и тьюторов групп иностранных студентов.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в вычленении факторов и условий успешности тьюторского сопровождения иностранных студентов и их содержательном раскрытии.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. По нашему мнению, ведущая роль в обеспечении процесса интеграции студентов к новым учебно-воспитательным условиям принадлежит именно институту тьюторов, поскольку общение на занятиях преподавателей и студентов имеет все же несколько отстраненный официальный характер. Деятельность тьютора сосредоточена на отдельной группе и дает возможность непосредственно на индивидуальном уровне работать с иностранными студентами, включать различные внеаудиторные формы работы, что обеспечивает возможность более эффективно информировать обучающихся о новом окружении, об особенностях учебной среды, культуры. Кроме того, важным направлением интеграции в учебно-воспитательную среду вуза является установка на взаимодействие с другими субъектами воспитательно-образовательного процесса, а именно: формирование межличностных отношений студента с преподавателями, приобретение навыков достойного поведения в группе, учебном заведении, умения общаться с одногруппниками, способности принимать и соблюдать групповые, коллективные и общественные правила жизни. Все указанные проблемы решаются с помощью целенаправленной воспитательной работы института тьюторов. Таким образом, тьютор, помогая устанавливать контакты с участниками учебно-воспитательного процесса и информируя о новых условиях и явлениях окружающей действительности, способствует процессу интеграции студентов-иностранцев в учебно-воспитательную среду высшего учебного заведения.
Безусловно, на успешность процесса интеграции иностранных студентов огромное влияние оказывают профессиональные качества личности педагога, курирующего группу студентов, то, насколько тьютор понимает проблемы, возникающие перед иностранными студентами.
Успешность педагогического сопровождения про-198
фессионального образования иностранных студентов в российских вузах обеспечивается созданием соответствующих научно обоснованных условий.
В зависимости от способа воздействия на образовательный процесс педагогические условия подразделяются на следующие две группы: внешние и внутренние условия.
Как объясняет В. Жернов, внешние условия являются продуктом функционирования внешней среды (его политической, социально-экономической, образовательной и других систем) и реализуются через соответствующие факторы. Внутренние педагогические условия являются производными задачами соответствующего педагогического процесса, представляя собой совокупность педагогических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение этих поставленных задач [2].
С учетом различных точек зрения ученых нами сделан вывод о том, что в контексте затронутой проблемы исследования педагогические условия успешности педагогического сопровождения профессионального самовоспитания иностранных студентов в высшем учебном заведении понимаются как совокупность специально созданных обстоятельств, внешних и внутренних воспитательных воздействий, объективных возможностей содержания, методов и форм реализации профессиональной подготовки, которые обеспечивают успешное осуществление процесса самовоспитания будущих специалистов.
Одной из актуальных задач психолого-педагогического сопровождения в высшем учебном заведении является формирование у студентов-иностранцев адекватного самосознания и, в частности, адекватной самооценки. Для этого предлагается проводить соответствующую воспитательную работу, направленную на усвоение студентами общечеловеческих ценностей и норм поведения, культивирование развития в каждой личности нравственности и интеллигентности. Ученые также обращают внимание на наличие значительных различий в личностном статусе студентов из разных стран. В связи с этим преподаватели в своей профессиональной деятельности должны отдавать предпочтение личност-но-ориентированному подходу к организации процессов обучения и воспитания [3, с. 19]. Очевидно, что такой подход необходим и для успешного стимулирования профессионального самовоспитания будущих специалистов, приехавших на обучение в Россию из других стран.
В контексте исследования представляют интерес научные взгляды Т. Фоминой [4; 5], которая в своей работе представила классификацию типов иностранных студентов по состоянию их мотивации профессионального становления.
Так, представители первой выделенной автором группы иностранных студентов проявляют высокую заинтересованность в получении диплома, потому что они убеждены, что получение ими высшего образования обеспечит им в будущем высокий социальный статус и достойный материальный достаток. Поскольку для будущих специалистов выделенного типа значение имеют, в основном, только достижения вышеназванной конечной цели, ко многим текущим задачам они относятся равнодушно, ведь их, прежде всего, привлекает практическая работа. Как правило, эти студенты не демонстрируют высокую познавательную активность, стремление к самостоятельной работе и к профессиональному самовоспитанию, что приводит к поверхностному усвоению ими необходимых знаний. Автор считает, что студенты первого определенного типа не станут в будущем высококвалифицированными специалистами.
Второй тип студентов характеризует устойчивый интерес к учебе, ведь выбор ими профессии был осознанным и хорошо взвешенным. Однако эти будущие специалисты склонны к распределению учебных предметов на необходимые, «нужные» и «ненужные», поскольку считают, что материал последних из названных АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
учебных дисциплин им в будущей профессиональной деятельности не понадобится. Как следствие, занятия по «нужным» по их выводам предметов они посещают, а по «ненужным» - нет. Исследовательница также утверждает, что студенты указанного типа обычно не проявляют высокую активность в общественной жизни вуза и землячества. Однако они пытаются активно общаться с местными студентами, что объясняется чисто прагматическими мотивами (хорошо изучить иностранный язык, получить возможность быстро обратиться за помощью к этим студентам в ситуации появления определенной проблемы или трудности). Как считает автор, представители этой группы тоже, как правило, не становятся высококвалифицированными специалистами.
Наилучшие результаты в процессе прохождения профессиональной подготовки демонстрируют студенты третьего определенного автором типа, ведь их характеризует оптимальное сочетание мотивов материального обеспечения с мотивами занять достойное положение в обществе. В частности, эти молодые люди хорошо учатся, старательно посещают занятия, берут активное участие в студенческих кружках, систематически выступают на научных конференциях и вообще целенаправленно занимаются собственным профессионально-личностным самосовершенствованием. Обычно эти студенты настроены еще и на получение послевузовского образования.
Наиболее проблемной группой Т. Фомина считает студентов четвертого типа, которые не заинтересованы в получении диплома и приобретении профессиональных знаний. Это объясняется тем фактом, что в ряде случаев профессиональный выбор за них сделали родители. Такие студенты также отличаются низкой активностью и недисциплинированностью [5].
В русле вышеизложенного авторы многих научных трудов отмечают, что необходимым условием обеспечения успешности профессионального становления будущих специалистов и их профессионального самовоспитания является наличие у них профессиональной направленности.
В частности, установлено, что известные специалисты в области психологии под термином «направленность» понимают:
- систему устойчиво доминирующих мотивов (Л. Божович [6]);
- свойство человека, основой которого является совокупность ценностных ориентаций, динамических отношений, мотивов поведения (Б. Ананьев [7]);
- свойство человека, отражающее его личностные и гражданские позиции, понимание им смысла жизни, своего места в ней, особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, предпосылок развития профессиональной направленности (Э. Зеер [8]).
По мнению известного психолога В. Мерлина [9], феномен направленности личности следует рассматривать с двух основных позиций. Согласно первой из них, этот феномен представляет собой системную совокупность внешних и внутренних побуждений человека. Согласно второй научной позиции, направленность личности определяет общий характер ее поведения и деятельности, тенденции общения с другими людьми. В этом контексте этот феномен вызывает общую ориентацию индивида в социуме, специфику его жизненной активности и избирательность отношений с окружающей средой, то есть определяет общее направление его жизнедеятельности. В. Мерлин считал, что феномен направленности личности следует рассматривать с двух различных точек зрения. Согласно первой из них, это совокупность (или система) внешних и внутренних побуждений человека. Согласно второй точке зрения, эта система определяет общий характер поведения и деятельности человека, тенденции его поведения с другими людьми. В этом смысле направленность обусловливает общую ориентацию человека в социальном пространстве, специфику
его жизненной активности и избирательности отношений с окружающим миром, таким образом отражая доминанту, итоговый вектор жизнедеятельности этой личности [Там же].
В свою очередь, в научной литературе подчеркивается, что одной из важнейших составляющих общей направленности является профессиональная направленность. Конкретизируя свои взгляды по этому вопросу, ученые отмечают, что профессиональная направленность - это:
- хорошо осознанная и эмоционально выраженная ориентация личности на определенный вид профессиональной деятельности (В. Сластенин [10]);
- один из важных компонентов личности, который проявляется в сосредоточенности специалиста на предмете профессиональной деятельности, в стремлении глубже познать и овладеть им, приобрести определенные профессиональные знания, умения и навыки;
- сложное, многогранное образование, являющееся результатом формирования системы ценностных мотивов, побуждающих личность к усвоению им профессиональных знаний, умений, навыков и способов их творческого использования на практике (Л. Шевчук [11]);
- интегрированное свойство человека, заключающееся в понимании и внутреннем принятии им целей и задач профессиональной деятельности, созвучных с ней интересов, установок, убеждений и взглядов, а также характеризующееся устойчивостью, доминированием социальных или узколичностных мотивов, далекой или близкой перспективой жизнедеятельности (Л. Подоленяц, В. Юрин [12]).
В. Бабич [13] утверждает, что в научной литературе профессиональная направленность личности, с одной стороны, рассматривается как направленность всего учебного процесса высшей школы на формирование высококомпетентной и всесторонне развитой личности будущего специалиста и овладение им специальными знаниями, умениями и навыками. С другой стороны, а точнее, с точки зрения психологии, профессиональная направленность представляет собой ведущее, интегра-тивное, социально обусловленное свойство личности. Причем автор подчеркивает, что именно направленность специалиста определяет психологический склад его личности, а потому с помощью вышеуказанного свойства выявляются основные потребности, цели, мотивы человека, его субъективное отношение к различным сторонам действительности, трудовой деятельности, их характеристикам и качествам [13].
Очевидно, что изменения, которые происходят с субъектом процесса подготовки в высшей школе, овладение им профессиональной деятельностью и ее самостоятельным выполнением, обеспечивает его становление как профессионала. При этом следует уточнить, что такое профессиональное становление личности представляет собой процесс ее прогрессивных изменений под влиянием внешних социальных воздействий, профессиональной деятельности, а также собственной активности, самоопределения, направленного на самосовершенствование и самовоспитание.
Важно отметить, что обеспечить успешное становление студентов как профессионалов невозможно, «если не сформировать у них интерес и положительное отношение к будущей профессии, стремление овладеть ею, не развивать у них социально и профессионально значимые идеалы и убеждения. А эти характеристики человека связаны именно с его профессиональной направленностью» [14, с. 79]. Нужно также заметить, что формирование профессиональной направленности тесно связано с развитием у студентов профессионального самосознания, овладением ими профессионально-личностными ценностями, расширением кругозора каждой личности, совершенствованием профессиональных и духовных потребностей обучающихся. А это значит, что формирование профессиональной направленности
у иностранных студентов тесно связано с их профессиональным воспитанием и самовоспитанием. Отметим, что акцентирование внимания преподавателей в работе с иностранными студентами на формирование у них профессиональной направленности помогает каждому из них лучше понять, что овладение профессиональной компетентностью, достижение профессионального мастерства в определенной отрасли невозможно обеспечить только путем изучения специальных учебных предметов. Поэтому будущие специалисты в процессе прохождения профессиональной подготовки должны обязательно заниматься активным профессиональным самовоспитанием. При этом ученые [15; 16] также подчеркивают, что профессиональную направленность студентов можно успешно формировать двумя способами: 1) путем профессионализации процесса обучения, повышения качества преподавания и применения активных и интерактивных методов и форм обучения и 2) посредством привлечения студентов к такой деятельности, которая требует от них обязательного применения профессиональных знаний, умений и навыков, проявления профессионально необходимых качеств и способностей.
Поэтому можно подытожить, что учебно-воспитательную работу с иностранными студентами в российских вузах, а также сопровождение их профессионального самовоспитания необходимо подчинить формированию у каждого из них профессиональной направленности. В свою очередь это положительно повлияет на комплекс мотивов, интересов, потребностей, целей будущего специалиста, а как результат - и на качество профессиональной подготовки в целом [17; 18], а также на результативность его профессионального самовоспитания.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что профессиональная направленность иностранных студентов предполагает проявление ими понимания и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, созвучных с ними интересов, установок, убеждений и взглядов, а также стремление найти свою жизненную и профессиональную траекторию, достичь состояния собственной интеллектуальной и этической целостности и самобытности.
Отметим, что первым условием осуществления эффективного педагогического сопровождения профессионального самовоспитания иностранных студентов в высшем учебном заведении является усиление профессиональной направленности будущих специалистов. Ученые (Н. Исаева [19], В. Богословский [20], А. Форопонова [21] и другие) также отмечают, что при взаимодействии с иностранными студентами преподаватель должен значительное внимание уделять предупреждению возникновения у них трудностей и проблем различного характера. Решение этой задачи достигается путем принятия превентивных мер, позволяющих выявить и своевременно устранить причины возможных кризисных состояний молодых людей. Стоит отметить, что на основании изучения индивидуальных особенностей каждого иностранного студента и условий его жизнедеятельности преподавателям и тьюторам важно делать своевременные прогнозы о том, какие трудности могут возникнуть у будущих специалистов в процессе прохождения профессиональной подготовки и, в частности, - профессионального самовоспитания. Ведь негативные последствия для личности могут спровоцировать неуправляемые внешние факторы, и решения, как их предупредить, необходимо принять для того, чтобы устранить или ослабить причины возможных кризисных состояний субъекта, а главное - обеспечить вектор процесса профессионального воспитания в желаемую сторону.
Также следует учитывать, что иностранные студенты имеют разный социальный статус в академической группе. На основании этого возникает необходимость в осуществлении специального социально-психологиче-200
ского выравнивания различных категорий иностранных студентов, что предусматривает осуществление специальной воспитательной работы по следующим этапам:
1) организационный (ознакомление иностранных студентов с новыми для них требованиями обучения в российских высших учебных заведениях, формирование у них положительного отношения к выбранной профессии, вузовской образовательной среде);
2) диагностический (исследование мотивов и факторов выбора профессии с помощью применения соответствующих методов диагностики);
3) поисково-экспериментальный (изучение личностных особенностей студентов, определение путей и способов максимального облегчения процесса их адаптации, формирование эмоционально-волевых качеств и установок, нивелирование негативных социальных стереотипов, определение ценностных ориентаций);
4) формирующий (оказание помощи преподавателями в различных видах работы студентов);
5) заключительный этап (обеспечение участия студентов в различных видах аудиторной и внеаудиторной деятельности).
В контексте исследования важны были также выводы Л. Подоленяц и В. Юрина [22], согласно которым профессиональное становление студентов (в том числе иностранных) на различных курсах обучения в высшей школе имеют определенные различия.
Так, авторы отмечают, что на первом курсе происходит привлечение вчерашнего абитуриента к новым для него студенческим формам жизни, адаптации его к обучению в вузе. При этом поведение подавляющего большинства первокурсников характеризуется высокой степенью конформизма. При этом ученые констатируют отсутствие у студентов дифференцированного подхода к своим социальным ролям (студента, будущего специалиста и т. д.).
Второй курс для студентов, как правило, является этапом напряженной учебной деятельности и активного включения во все формы организации воспитания. Студенты получают общеобразовательную подготовку, способствующую расширению кругозора, формированию широких культурных запросов и профессионально важных качеств. На этом этапе процесс адаптации к условиям обучения в высшем учебном заведении в целом завершается.
Третий курс связан с началом специализации будущих специалистов, укреплением интереса к научной работе, углублением профессиональных интересов студентов, повышением активности профессионального самовоспитания. Как указывают исследователи, отныне становление личности будущего специалиста определяется, прежде всего, фактором специализации.
Важную роль в профессиональном становлении студентов и осуществлении ими профессионального самовоспитания имеет четвертый курс, на котором происходит реальное ознакомление студентов с выбранной профессией в период прохождения практики. В это время у будущих специалистов наблюдается, как правило, интенсивный поиск различных путей и форм специальной подготовки и профессионального самовоспитания, а также переоценка многих их профессионально личностных ценностей.
В свою очередь, как констатируют ученые, на пятом курсе в связи с приближением окончанием обучения в высшей школе студенты обычно имеют четкие ориентиры на будущую разновидность профессиональной деятельности. В настоящее время для них увеличивается значение ценностей, связанных с материальным и семейным положением, а также с профессиональным самовоспитанием [22].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Можно подытожить, что тьюторы должны осуществлять оперативное направление педагогического сопровождения профес-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
сионального самовоспитания иностранных студентов, значимость которого очень высока. При этом на разных курсах этот процесс имеет свои особенности, что обусловлено спецификой процесса профессионального становления будущих специалистов на различных этапах их обучения в высшем учебном заведении.
Таким образом, введение в вузах России новой педагогической позиции тьютора - это попытка по-другому организовать продвижение студентов в образовательном пространстве вуза и за его пределами. Педагог-наставник (тьютор) постепенно усваивает качественно отличную от предыдущего опыта работы роль, что требует освоения техник самоорганизации, способности брать на себя инициативу в ситуации неопределенности, культивации парадоксального мышления и тому подобное. Тьютор становится безусловным образцом, демонстрируя студентам определенные ориентации и техники, для самоопределения и самосовершенствования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Царапина Т.П. Эффективная организация кураторской деятельности / Т. П. Царапина, Т. А. Ульрих, И. В. Никулина. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. - 147 с.
2. Жернов В. И. Теоретико-методологические основы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента педагогического вуза: монография / В. И. Жернов. - Магнитогорск: Магнитогорский гос. пед. ин-тут, 1999. - 116 с.
3. Форопонова А. А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности иностранных студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / А. А. Форопонова. - Курск, 2014. - 158 с.
4. Фомина Т. К. Выработка навыков самостоятельной работы иностранных студентов-медиков как расширение поля профессиональной ориентации / Т. К. Фомина. - Волгоград: ВолГМУ, 2004. - С. 17-21.
5. Фомина Т. К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей: автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 14.00.52 / Т. К. Фомина. - Волгоград, 2004. - 47 с.
6. Божович Л. И. Изучение личности и формирование ее в онтогенезе / Л. И. Божович // Проблемы управления процессом формирования личности: материалы второго симпозиума / под. ред. А. В. Зосимовского, Л. И. Рувинского. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - С. 7-18.
7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев; 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 240 с.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд. - М.: Издательський центр «Академия», 2007. - 240 с.
9. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 253 с.
10. Сластенин В. А. Педагогика [Электронный ресурс] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с. - Режим доступа: http://krotov.info/ lib_sec/shso/71_slas0.html (Дата обращения: 15.08.2016).
11. Шевчук Л. Н. Профессиональная направленность: методологический аспект / Л. Н. Шевчук // Научный вестник: Педагогика. - Гомель: ГИИ, 2015. - С. 204-215.
12. Подоленяц Л. Психология высшей школы / Л. Г. Подоленяц, В. И. Юрин. - Минск: ООО «Фил-студия», 1993. - 145 с.
13. Бабич В. В. Проблемы формирования профессиональной направленности / В. Бабич // Профессиональное образование: Материалы межвузовскуой конференции. - Тверь, 2011. - С. 57-59.
14. Пантюк И. В. Профессиональные компетенции специалиста по социальной работе / И. В. Пантюк. -Минск, 2011. - 304 с.
15. Дьяченко М. И. Формирование профессиональной направленности личности студента [Электронный ресурс] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск:
Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978. - Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/vshk14.html (Дата обращения: 15.07.2016).
16. Коноплянский Д. А. Педагогический инструментарий реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза [Электронный ресурс] / Д. А. Коноплянский. - Режим доступа: https://cyberleninka.ш/artide/n/pedagogicheskiy-instramentariy-realizatsii-pedagogicheskoy-strategii-formirovaniya-konkurentosposobnosti-vypusknika-vuza (Дата обращения: 15.07.2016).
17. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
18. Никифоров Г. С. Становление концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Г. С. Никифоров, С. М. Шингаев. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ artide/n/stanovlenie-kontseptsii-psihologicheskogo-obespe-cheniya-professionalnoy-deyatelnosti (Дата обращения: 23.07.2016).
19. Исаева Н. И. Психологические особенности профессионального самовоспитания студентов педвуза: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. И. Исаева. - М., 1984. - 232 с.
20. Богословский В. И. Научное сопровождение образовательного процесса: методологические характеристики: монография / В. И. Богословский. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 142 с.
21. Форопонова А. А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности иностранных студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / А. А. Форопонова. - Курск, 2014. - 158 с.
22. Подоленяц Л. Психология высшей школы / Л. Г. Подоленяц, В. И. Юрин. - Минск: ООО «Фил-студия», 1993. - 145 с.